ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-857/21 от 07.09.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                            Дело № А78-857/21

14 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  07 сентября 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 14 сентября 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиной К.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Силикатный завод» (ОГРН 1027501156275, ИНН 7534000698)

 к Управлению регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» (ОГРН 1097536005643, ИНН 7536104043) о признании недействительными пунктов 55, 55.1 приложения «Нормативы по объему сточных вод для абонентов АО «Водоканал-Чита» с 01.01.2021 по 31.12.2025 года» Постановления от 02.11.2020 № 44 «Об утверждении нормативов по объему отводимых в центральные системы водоотведения сточных вод» с момента принятия настоящего постановления, т.е. с 02.11.2020 г.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратура Забайкальского края (ОГРН 1087536002905, ИНН 7536090055), акционерное общество «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538), акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» (ОГРН 1177536007395, ИНН 7536169210), Администрация городского округа «Город Чита» (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Никонова Е.А., исполняющего обязанности генерального директора на основании приказа №27/11 от 06.09.2021;

от заинтересованного лица – Шавановой О.Г., представителя по доверенности №1 от 11.01.2021, диплом по специальности «Юриспруденция» серии АВС №0956458 от 24.07.2000;

от третьего лица 1 (Прокуратуры Забайкальского края) – представитель не явился, извещен;

от третьего лица 2 (АО «Водоканал - Чита») – Пятаковой М.Н., представителя по доверенности №42 от 29.10.2020, диплом по специальности «Юриспруденция» серии ВСГ № 1411917 от 15.05.2009;

от третьего лица 3 (АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания») – Сараевой И.А., представителя по доверенности №303/2021 от 16.04.2021, диплом по специальности «Юриспруденция» №107505 0312541 от 06.06.2016;

от третьего лица 4 (Администрации городского округа «Город Чита») - представитель не явился, извещен.

            Акционерное общество «Силикатный завод»  (далее – АО «Силикатный завод», общество, Завод) обратилось в арбитражный суд с заявлением  к Управлению регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» (далее- Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными пунктов 55, 55.1 приложения «Нормативы по объему сточных вод для абонентов АО «Водоканал-Чита» с 01.01.2021 по 31.12.2025 года» Постановления от 02.11.2020 № 44 «Об утверждении нормативов по объему отводимых в центральные системы водоотведения сточных вод» с момента принятия настоящего постановления, т.е. с 02.11.2020 г., с участием третьего лица Прокуратуры Забайкальского края.

            Определением суда от 24.02.2021 года к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены  акционерное общество «Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы» (далее- АО «Водоканал - Чита», третье лицо-2), акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания» (далее- АО «ЗабТЭК, третье лицо-3) и Администрация городского округа «Город Чита» (далее- Администрация, третье лицо-4).

            Представители третьих лиц 1, 4 явку в судебное заседание не обеспечили, уведомлены в соответствие со ст.123 АПК РФ.

            Заявление рассматривается в порядке ст.200 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц 1,4, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель заявителя доводы заявления  поддержал и указал, что норматив объема сточных вод для АО «Силикатный завод» установлен Управлением без учета того, что объектом, принадлежащим Заводу, от которого происходит сброс сточных вод является только здание заводоуправления, все иные объекты обществу не принадлежат. Кроме того, у Управления отсутствовали полномочия на установление норматива сточных вод на момент принятия оспариваемого в части постановления.     

Заинтересованное лицо заявленные требования оспорило, по основаниям, приведенным в отзыве на заявление и дополнении к нему (т.1, л.д.96-97, т.2, л.д.32), норматив установлен на основании информации, представленной АО «Водоканал Чита» в пределах полномочий Управления как самостоятельного органа местного самоуправления, наделенного Уставом, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.  

Представитель АО «Водоканал-Чита» поддерживает позицию Управления, доводы приведены в письменных пояснениях (т.3, л.д.15-17, л.д.84), со ссылкой на то, что для изменения норматива необходима информация о том, какой объем водоотведения, из общего объема на все строения, АО «Силикатный завод» передало другим лицам после перехода права собственности на часть комплекса, в том числе в отношении муниципальной котельной, однако такой информации абонентом, не представлено. 

Представитель АО «ЗабТЭК» суду пояснил, с 17.02.2020 АО «ЗабТЭК» эксплуатирует котельную, расположенную по адресу: г. Чита, ул. Агинский тракт, 27, посредством которой осуществляется услуга теплоснабжения только для потребителей п. Антипиха. АО «ЗабТЭК» заключен договор водоотведения с АО «Водоканал-Чита» 21.12.2020. АО «Силикатный завод» тепловую энергию для производства пара и кирпича для нужд завода не использует. 

Исследовав материалы дела, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, арбитражным судом установлено следующее.

Согласно сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ, АО «Силикатный завод» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 23.07.1993 года, 24.10.2020 ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1027501156275, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (т.1, л.д. 8-10).    

Как следует из материалов дела, между ОАО «Водоканал - Чита» и ОАО «Силикатный завод» в 2015 году заключен договор на прием сточных вод №6191 в редакции протокола согласования разногласий от 24.12.2015 (т.1, л.д.139-147), и принятого арбитражным судом и вступившего в законную силу решения по делу №А78-4783/2020.

Согласно п.2.1 договора, ОАО «Водоканал-Чита» обеспечивает бесперебойный прием сточных вод от Абонента, в соответствие с действующими нормативными требованиями, от границы эксплуатационной ответственности ОАО «Водоканал Чита» по сетям канализации. Объем отводимых с объектов Абонента сточных вод согласован сторонами в Таблице №1, лимит водоотведения составляет для ОАО «Силикатный завод» - завод – Агинский тракт, 27 – 7 928  м3/месяц.

В рамках рассмотрения дела №А78-4783/2020, вступившего в законную силу установлено, договор №6191 между сторонами в окончательной редакции с урегулированием всех разногласий подписан не был. Однако последний протокол согласования разногласий  был составлен ответчиком и направлен истцу 24.12.2015 года.

Управление регулирования цен  и тарифов 03.08.2020 направило в адрес АО «Водоканал-Чита» запрос о предоставлении необходимых документов для утверждения в соответствие с пунктом 141 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №644 (далее- Правила №644) нормативов по объему сточных вод (т.1, л.д.103).

07.09.2020 года  АО «Водоканал-Чита» в ответ на письмо от  03.08.2020 г. представило список Абонентов с нормативом потребления более 50 м3 в сутки, в числе которых АО «Силикатный завод», с нормативом закрепленным за объектом Завода – 7928 м. куб.

02.11.2020 постановлением №44 «Об утверждении нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод» №44 (т.1, л.д.32-34) Управлением в приложении «Нормативы по объему сточных вод для абонентов АО «Водоканал-Чита» с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года в пунктах 55-55.1 установлен норматив по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод для АО «Силикатный завод» - 7928 м. куб. в месяц. 

Заявитель полагая, что пункты 55-55.1 приложения к постановлению №44 нарушают права и законные интересы АО «Силикатный завод» обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.

Заявитель обратился 28.01.2021 в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

        Заявитель, не согласившись с оспариваемым постановлением Управления в части утверждения нормативов по объему сточных вод для общества в размере 7928 м. куб. в месяц, указывает на то, что  установленный объем не соответствует фактическому объему сброшенных сточных вед, поскольку изменились условия производственной деятельности Завода и уменьшение имущественного комплекса, принадлежащего Заводу. С 2017 года приостановлено производство силикатного кирпича, котельная, ранее принадлежащая Заводу, с 03.04.2020 перешла в собственность Администрации городского округа «Город Чита». Собственником гостиницы с 30.07.2020 является физическое лицо. В соответствии с показаниями счетчиков холодного водоснабжения и горячего водоснабжения на заводоуправление объем сточных вод приходится 30-40 м. куб./месяц. Таким образом, АО «Силикатный завод» не относится к абонентам с нормативом водоотведения более 50 м. куб. в сутки, для которых необходимо устанавливать норматив.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

        Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении и водоотведении") установлены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.

В соответствии с пунктом 141 Правил №644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет для утверждения в органы местного самоуправления предложение по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод в срок до 1 ноября года, предшествующего первому году действия нормативов. Орган местного самоуправления утверждает нормативы по объему сточных вод в течение 30 дней со дня представления организацией водопроводно-канализационного хозяйства предложения по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод.

         В числе указанных Законом №416-ФЗ полномочий, утверждение нормативов объема сточных вод, не указано.

         Названное полномочие органа местного самоуправление относится к иным полномочиям согласно пункту 10 части 1 статьи 6 Закона.

         Согласно статье 21 Устава городского округа «Город Чита»,  структуру органов местного самоуправления городского округа составляют Дума городского округа, глава городского округа, администрация городского округа, Контрольно-счетная палата городского округа, Управление регулирования цен и тарифов городского округа, наделенные настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

        В числе полномочий Администрации городского округа «Город Чита», в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных статьей 38 Устава, утверждение норматива сточных вод не указано.

        Муниципальными правовыми актами специальное полномочие по установлению нормативов объема сточных вод, к какому либо органу местного самоуправления не отнесено.

        Управление регулирования цен и тарифов городского округа является постоянно действующим органом местного самоуправления, образованным в соответствии с настоящим Уставом, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

        В части полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения Управление наделено, в том числе, следующими полномочиями: определяет гарантирующую организацию в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа "Город Чита" и устанавливает зону ее деятельности; согласовывает инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; организует и проводит публичные слушания по проекту схемы водоснабжения и водоотведения;  разрабатывает и утверждает схему водоснабжения и водоотведения городского округа, вносит в нее изменения и дополнения;  устанавливает норматив состава сточных вод.

         В соответствие с пунктом 24 части 6 статьи 41 Устава, Управление осуществляет иные полномочия, определенные законодательством для органа местного самоуправления.

         Согласно письма Администрации городского округа «Город Чита» №1314-9 (т.2, л.д.33), полномочия по установлению нормативов по объему сточных вод относится к полномочиям Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита.

         На основании приведенных нормоположений, суд соглашается, с позицией Управления о наличии у него, как самостоятельного органа местного самоуправления, в рамках полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, полномочия по утверждению нормативов объема сточных вод, в связи с чем, довод заявителя о наличии таких полномочий у Администрации городского округа «Город Чита», судом отклоняется.

Порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, осуществления контроля за их соблюдением и определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов регламентирован положениями раздела X Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее- Правила №644).

В соответствии с пунктом 135 Правил №644 нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам, за исключением абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год и товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

         Согласно пункту 136 Правил №644 следует, что нормативы водоотведения устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом:

а) мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод;

б) условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) рационального использования абонентами питьевой воды, а также исключения разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами, питьевой и иной водой.

На основании пункта 138 Правил №644 нормативы по объему сточных вод устанавливаются на весь объем сточных вод, отводимых абонентами в централизованные системы водоотведения после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, горячего, технического водоснабжения и пара от теплоснабжающей организации). Срок действия норматива по объему сточных вод составляет 5 лет.

Нормативы по объему сточных вод рассчитываются с учетом планов снижения сбросов и планов по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод (пункт 139 Правил №644).

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Организацией водопроводно-канализационного хозяйства в рассматриваемых взаимоотношениях является АО "Водоканал-Чита", с которым заявителем в 2015 году был заключен договор на водоотведение №6191.

В соответствии с пунктом 141 Правил №644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет для утверждения в органы местного самоуправления предложение по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод в срок до 1 ноября года, предшествующего первому году действия нормативов. Орган местного самоуправления утверждает нормативы по объему сточных вод в течение 30 дней со дня представления организацией водопроводно-канализационного хозяйства предложения по установлению абонентам нормативов по объему сточных вод.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства при расчете норматива водоотведения абонента вправе производить обследование объектов водоснабжения и водоотведения абонента с составлением соответствующего акта обследования и запрашивать у абонента дополнительную информацию, включая план снижения сбросов абонента (пункт 140 Правил №644).

Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении органами местного самоуправления норматива водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от органа местного самоуправления (пункт 142 Правил №644).

В соответствии с пунктом 143 Правил №644 норматив водоотведения подлежит изменению в случае изменения технологии производства, состава и свойств сточных вод, а также по заявке абонента при изменении объема водоотведения более чем на 10 процентов по сравнению с величиной, использованной при расчете норматива водоотведения. Изменение норматива водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для установления норматива водоотведения.

Согласно пункту 146 Правил №644 контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения также возложен на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, в ходе которого организация водопроводно-канализационного хозяйства ежемесячно определяет объем отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива водоотведения.

В соответствии с разделом 10 Правил N 644, следует, что как первоначальное установление абоненту норматива водоотведения, так и его изменение производится в строгом соответствии с требованиями названных Правил в следующем порядке: на основании обращения абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства  обязана произвести расчет норматива водоотведения, в том числе на основании обследования объектов водоснабжения и водоотведения абонента и запрошенной у абонента дополнительной информации, затем организация водопроводно-канализационного хозяйства в срок до 1 ноября года, предшествующего первому году действия нормативов направляет в орган местного самоуправления  предложение по установлению абоненту нормативов водоотведения, а орган местного самоуправления, в свою очередь, утверждает нормативы водоотведения в течение 30 дней со дня представления организацией водопроводно-канализационного хозяйства такого предложения, после чего организация водопроводно-канализационного хозяйства должна уведомить абонента об утверждении органом местного самоуправления норматива водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от ответчика, а также осуществлять контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения.

Как следует из материалов дела, письмом от 10.11.2010 (т.1, л.д.35), направленным АО «Водоканал-Чита» в адрес заявителя, последнему сообщено, что постановлением №44 от 02.11.2020 Управлением регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» утвержден норматив по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод по объекту, расположенному по адресу: г. Чита, Агинский тракт, 27- комплекс зданий в объеме 7928 м. куб/месяц.

В ответ на указанное письмо, АО «Силикатный завод» 25.11.2020 (т.1, л.д.37-38) сообщило, что организация водопроводно-коммунального хозяйства представила недостоверные сведения для утверждения норматива в объеме 7928 м. куб./месяц по комплексу зданий. Отсутствуют объемы сточных вод паровой котельной мощностью 50т пара/в час (5 котлов по 10 тонн пара в час), находящейся по адресу: г. Чита, Агинский тракт, 27, собственником данного объекта является Администрация городского округа «Город Чита», котельная, начиная с 17.02.2020, эксплуатируется собственником. Предприятие не работает около 3 лет, сброс осуществляется только из здания заводоуправления, площадью 660 кв. м., оборудованного счетчиками холодной и горячей воды. На основании изложенного, абонент просил АО «Водоканал-Чита» подать предложения по нормативам на сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения в орган местного самоуправления раздельно для муниципальной котельной и для АО «Силикатный завод».

Аналогичное письмо направлено заявителем 26.11.2020 в адрес Управления регулирования цен  и тарифов городского округа «Город Чита» (т.1, л.д.39-40), с указанием того, что комплекса зданий, принадлежащего абоненту, для которого в договоре между организацией водопроводно-коммунального хозяйства и абонентом установлен лимит 7928 м. куб/месяц на момент установления норматива не существует, абоненту принадлежит 1 объект осуществляющий сброс сточных вод это здание заводоуправления, площадью 660 кв. м.

Как пояснил представитель заинтересованного лица и подтверждается письмами Управления, адресованными заявителю (т.1, л.д.43-44), внесение изменений в норматив возможно при предоставлении АО «Водоканал-Чита» информации по распределению объемов водоотведения по строениям, входящим в комплекс, однако такой информации организацией водопроводно-коммунального хозяйства в Управление, не представляло.  

14.12.2020 АО «Силикатный завод» вновь обратилось к АО «Водоканал-Чита» (т.1, л.д.45), с указанием на то, что к канализационным сетям АО «Силикатный завод» по адресу: г. Чита, Агинский тракт, 27 подключены сети: гостиница «Марка», среднесуточный объем сточных вод 10 м. куб., не принадлежащая Заводу, с 06.06.2019 по настоящее время отключена от электро- и водоснабжения; ЦПК «Полярная», среднесуточный объем которой – 0,5 м. куб.; котельная, собственник Администрация городского округа «Город Чита». Сброс сточных вод осуществляется единственным объектом, принадлежащим АО «Силикатный завод» зданием заводоуправления, площадью 660 кв. м., согласно показаниям счетчиков такой объем составляет 35 м. куб.

Котельная, расположенная по адресу: г. Чита, Агинский тракт, 27, ранее включенная в имущественный комплекс АО «Силикатный завод» на основании муниципального контракта №10 от 25.12.2019 (т.1, л.д.56-61) приобретена в собственность городского округа «Город Чита», право собственности зарегистрировано 03.04.2020 года за номером 75:32:020303:66-75/1/116/2020-4, что подтверждается выпиской из ЕГРП (т.1, оборотная сторона л.д.62) и сторонами не оспаривается.

Заявитель со ссылкой на пункт 143 Правил №644, указывает на то, что объем водоотведения по сравнению с тем, что установлен в договоре 2015 года изменился более, чем на 10 процентов, АО «Водоканал-Чита» известно об изменении объема, обследование проводилось, однако Акт обследования организацией водопроводно-канализационного хозяйства, не составлен до настоящего времени.

Письмами от 30.09.2020 №182 (получено АО «Водоканал-Чита» 01.10.2020), от 28.10.2020 №198 (получено АО «Водоканал-Чита 28.10.2020г.) абонент (заявитель) приглашал ресурсоснабжающую организацию (АО «Водоканал-Чита») для обследования и определения объема сточных вод сбрасываемых объектами абонента (т.1, л.д.130-131).

08.10.2020 сторонами составлены только акты согласования контрольного канализационного колодца для контрольного отбора сточных вод абонента (т.3, л.д.86-87), при этом обследование и соответствующий акт по результатам обследования организацией водопроводно-канализационного хозяйства, для расчета соответствующего норматива, не составлен.

Сторонами (АО «Силикатный завод и АО «Водоканал-Чита) ведется преддоговорная работа по заключению договора водоотведения (т.3, л.д.52-71), при этом сведения о лимитах сточных вод установлены абонентом исходя из показаний прибора учета, что составляет 30 м. куб/ месяц соответственно 360 м. куб/год. Акт осмотра водомерного узла подписан представителем АО «Водоканал-Чита» 14.01.2021г. (т.3, л.д.91-94).

Суд, исследовав представленные в материалы дела документы, приходит к выводу, что  норматив по объему сточных вод для АО "Силикатный завод" установлен в размере 7928 куб. м в месяц без учета показателей, указанных в п. 135 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Расчетного обоснования нормативов по объему сточных вод абоненту централизованной системы водоотведения АО «Силикатный завод»", в условиях изменения технологических процессов предприятия, осуществленных в период после 2017 года (Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу в период с 2017 по 2020 годы (т.2, л.д.80-147), уменьшения имущественного комплекса, принадлежащего предприятию (выписка из ЕГРП т.3, л.д.27-47), материалы дела не содержат, при этом, доказательства направления данной информации абонентом в адрес АО «Водоканал-Чита» в материалах дела имеются.

Снижение сбросов абонента, последний  также доказывает выставленными АО «Водоканал-Чита» в адрес АО «Силикатный завод» счетами за услуги водоотведения в период с ноября 2018 по декабрь 2019 (т.1, л.д.64-75), где объем сточных вод, сбрасываемых АО «Силикатный завод» составляет 659,8 куб. м в месяц или 20 куб. м. в сутки, что в соответствие с ст.135 Правил №644 составляет менее 50 куб. метров в сутки и является исключением для установления норматива для таких абонентов.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства, направляя информацию для установления норматива, не производила обследование и анализ централизованных систем водоснабжения и водоотведения общества для разработки нормативов водоотведения, в результате чего, утвержденный АО «Силикатный завод» норматив не соответствует объему сточных вод, с учетом имеющихся материалов дела.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления в части утверждения АО "Силикатный завод" нормативов по объему сточных вод.

Относительно требования признать оспариваемое постановление недействительным с момента принятия, с 02.11.2020 года суд указывает следующее.

По смыслу приведенных процессуальных норм, законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия. Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным, означает одновременно признание этого акта не порождающим правовые последствия с момента его принятия.

Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике, нашедшей свое подтверждение, в том числе в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2016 N 309-АД16-10395 по делу N А60-16466/2015, согласно которому в соответствии с частью 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия, а не с момента вступления в силу решения суда о признании его недействительным.

В связи с чем, в силу вышеприведенных норм закона, суду не требуется указывать в резолютивной части судебного акта  конкретную дату, с которой оспариваемый ненормативный акт считается недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации).

Решение вопроса о требуемой восстановительной мере суд осуществляет с учетом установленных фактических обстоятельств, подлежащих применению норм материального права, в том числе препятствующих достижению юридического результата.

При этом суд учитывает, что применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора, но не в коем случае, определение способа восстановления нарушенного права не должно быть вмешательством в полномочия публичного органа.

Тем самым, определение надлежащего конкретного способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по рассматриваемому делу. При этом суд не ограничен в выборе способа восстановления нарушенного права испрашиваемой заявителем восстановительной мерой.

В рассматриваемом случае арбитражный суд считает возможным ограничиться указанием на обязанность заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке, не конкретизируя при этом способ исполнения данной обязанности

Заявителю при обращении в суд была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, Управление как орган местного самоуправления от уплаты госпошлины освобождено, в связи с чем, расходы на уплату государственной пошлины не распределяются.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

          Признать недействительными пункты 55, 55.1 приложения «Нормативы по объему сточных вод для абонентов АО «Водоканал-Чита»  постановления №44 от 02.11.2020 «Об утверждении нормативов по объему отводимых в центральные системы водоотведения сточных вод», принятого Управлением регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» как несоответствующее Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

          Обязать Управление регулирования цен и тарифов городского округа "Город Чита" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Силикатный завод" в установленном законом порядке.

          На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.А. Перевалова