АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-9135/2021
22 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2022 года
Решение изготовлено в полном объёме 22 июня 2022 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самедовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А78-9135/2021 по заявлению Министерства образования и науки Забайкальского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю о признании недействительным (незаконным) решения от 15 июня 2021 года по делу № 075/01/16-719/2020 в части признания Министерства образования и науки Забайкальского края нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: прокуратуры Дульдургинского района Забайкальского края, Правительства Забайкальского края, Администрации муниципального района «Дульдургинский район» (ОГРН <***> , ИНН <***>), Общества с ограниченной ответственностью «Механизированная колонна» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Общества с ограниченной ответственностью «Востокстройсервис» (ОГРН <***> , ИНН <***>),
с участием в судебном заседании представителей, лиц, участвующих в деле:
от Министерства образования и науки Забайкальского края: ФИО1, представитель по доверенности от 15 марта 2022 года № 2603; диплом о высшем юридическом образовании, служебное удостоверение (до и после перерыва в судебном заседании);
от Забайкальского УФАС: ФИО2, представитель по доверенности от 10 января 2022 года № 10, диплом о высшем юридическом образовании, служебное удостоверение (до и после перерыва в судебном заседании);
от третьих лиц: не было (извещены),
установил:
Министерство образования и науки Забайкальского края (далее – Министерство образования и науки, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – УФАС России по Забайкальскому краю, Забайкальское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным (незаконным) решения от 15 июня 2021 года по делу № 075/01/16-719/2020 в части признания Министерства нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением суда от 20 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: прокуратура Дульдургинского района Забайкальского края (далее – прокуратура), Правительство Забайкальского края, Администрация муниципального района «Дульдургинский район» (далее – Администрация), Общество с ограниченной ответственностью «Механизированная колонна» (далее – ООО «Механизированная колонна») и Общество с ограниченной ответственностью «Востокстройсервис» (далее – ООО «Востокстройсервис»).
В обосновании своего заявления Министерство образования и науки указывает, что между ним и Администрацией 24 мая 2019 года заключено соглашение № 76611000-1-2019-009 в целях получения субсидии в рамках программы, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 № 225 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», а именно создания 72 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях «Дульдургинский детский сад «Ромашка» и «Дульдургинский детский сад «Теремок». В соответствии с пунктом 4.1.3 Соглашения Министерство осуществляло проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета муниципального района «Дульдургинский район», на возмещение которых предоставляется субсидия, а также осуществляло мониторинг достижения значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения, на основании данных представляемой отчетности. При этом Министерство образования и науки имеет право действовать только в рамках заключенного соглашения и не имеет полномочий вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе давать письменные указания, требовать предоставления письменных отчетов от Администрации о ходе исполнения Соглашения, оно может лишь осуществлять проверку целевого расходования бюджетных средств, в связи с чем полагает, что Министерство не может считаться нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, в оспариваемом решении не указано, какие именно действия Министерства образования и науки привели к нарушению антимонопольного законодательства, в связи с чем просит решение № 075/01/16-719/2020 признать недействительным.
Посредством системы «Мой Арбитр» Министерством представлено уточнение заявления, в котором указана верная дата оспариваемого решения антимонопольного органа. Уточнения приняты к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК Российской Федерации, предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является требование о признании недействительным решения Забайкальского УФАС от 23 июня 2021 года по делу № 075/01/16-719/2020 в части признания Министерства нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
19 октября 2021 года и 23 декабря 2021 года Забайкальским УФАС представлены отзывы на заявление, в которых указывается на правомерность оспариваемого решения.
14 июня 2022 года от прокуратуры Дульдургинского района посредством факсограммы поступил отзыв, в котором содержится поддержка принятого Забайкальским УФАС решения.
От иных третьих лиц, участвующих в деле, отзывы на заявление не поступили.
О месте и времени рассмотрения дела Министерство образования и науки, Забайкальское УФАС, Правительство Забайкальского края, Администрация, ООО «Востокстройсервис» и ООО «Механизированная колонна» извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьями 122 и 123 АПК Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений №№67200262126530, 67200262126578, 67200262126592, 67200262126554 и 67200270079026, а также отчетами о публикации на официальном сайте Арбитражного суда Забайкальского края в сети «Интернет» (www.chita.arbitr.ru) определения о принятии заявления к производству, определений об отложении судебного заседания, и электронными реестрами, свидетельствующими о получении корреспонденции посредством электронной почты Забайкальским УФАС - to75@fas.gov.ru, Министерством - minobrzk@yandex.ru.
Делая вывод о надлежащем извещении ООО «Востокстройсервис», суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 121 АПК Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 4 той же статьи судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по адресу данного юридического лица. Адрес юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со статьей 122 АПК Российской Федерации копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи (часть 1). Документы, подтверждающие направление арбитражным судом копий судебных актов и их получение адресатом в порядке, установленном настоящей статьей (уведомление о вручении, расписка, иные документы), приобщаются к материалам дела (часть 5).
Согласно частям 1 и 3 статьи 123 АПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе; судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции.
При этом на основании пункта 2 части 4 статьи 123 АПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» разъяснено, что если после направления истцу или ответчику соответствующего судебного акта в суд от организации почтовой связи поступила информация, указанная в пункте 2 части 4 статьи 123 АПК Российской Федерации, суд проверяет, соответствует ли адрес, по которому лицу направлен один из названных выше судебных актов, сведениям о его месте нахождения, размещенным на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.
Кроме того, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из пунктов 63 и 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также следует, что лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (в том числе судебных извещений). Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 Гражданского кодекса подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» указано, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
При этом бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо.
Данные официального сайта АО «Почта России» признаются надлежащим доказательством совершения процессуального действия по извещению лица о соответствующем событии, что следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 3563/13.
С учетом приведенного правового регулирования, а также возвращенного за истечением срока хранения почтового конверта с идентификатором № 67200262126561 и содержащихся на официальном сайте Почты России сведений, следует признать, что о времени и месте судебного заседания ООО «Востокстройсервис» извещено надлежащим образом.
В судебных заседаниях представитель Министерства образования и науки поддержала уточенные требования, а представитель УФАС России по Забайкальскому краю просила в удовлетворении требований отказать.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, арбитражным судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Прокуратурой Дульдургинского района проведена проверка исполнения Администрацией муниципального района «Дульдургинский район» требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), в ходе которой установлено, что в июле 2019 года ООО «Механизированная колонна» и ООО «ВостокСтройСервис» по устной договоренности с должностными лицами Администрации, в обход конкурсных процедур, начаты работы по строительству за счет собственных средств пристроек к МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка» и МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок» на земельных участках, расположенных по адресам: с. Дульдурга, ул. Северная д. 6, и переулок Мелиоративный д. 2 соответственно. Данные мероприятия по строительству пристроек реализованы в рамках государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы» - «Создание дополнительных мест для детей от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования» национального проекта «Демография». При этом договоры Администрацией на строительство указанных объектов с ООО «Механизированная колонна» и ООО «ВостокСтройСервис» не заключались, конкурсные процедуры по определению подрядчика не проводились.
В последующем материалы проверки направлены в Забайкальское УФАС.
В ходе рассмотрения дела № 075/01/16-719/2020, возбужденного по вышеуказанным фактам, антимонопольным органом установлено, что между Министерством образования и науки и Администрацией заключено соглашение № 76611000-1-2019-009 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2019-2021 годах (далее – Соглашение).
В силу пункта 4.1.1 Соглашения Министерство обязуется обеспечить предоставление субсидий бюджету муниципального района «Дульдургинский район» в установленном порядке и при соблюдении условий предоставления субсидий. Также поручена функция по контролю за соблюдением Администрацией условий предоставления субсидий и других обязательств, осуществления проверок документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета (пункты 4.1.2-4.1.4 Соглашения).
9 октября 2019 года исполняющим обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края – министром экономического развития Забайкальского края изданы распоряжения № 494-р и № 495-р о признании объектов «Здание для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет», строительство которых планируется ООО «Механизированная колонна» и ООО «Востокстройсервис» (адреса: <...> и <...> соответственно) объектами социально-культурного и коммунально-бытового назначения, Администрации поручено принять решение о предварительном согласовании предоставлении в аренду названным обществам соответствующих земельных участков (т. 2 л.д. 76-77).
15 октября 2019 года Администрацией издано постановление № 363-па о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 80:03:010104:364, расположенного по адресу: <...>, в аренду ООО «Востокстройсервис» сроком на 11 месяцев (т. 2, л.д. 74).
В этот же день между Администрацией и ООО «Востокстройсервис» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 80:03:010104:364 (т. 2, л.д. 69-73).
По условиям пункта 1.2 названного договора земельный участок предоставляется с видом разрешенного использования - для размещения детского сада.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что целью предоставления земельного участка является строительство здания для детей от 1,5 до 3 лет в составе МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка»
15 декабря 2019 года между Администрацией и ООО «Востокстройсервис» заключен муниципальный контракт № 15, предметом которого является приобретение в муниципальную собственность муниципального района «Дульдургинский район» объекта недвижимости – «Здание для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет» (пункт 1.1).
Пунктом 3.1 муниципального контракта определено, что стоимость объекта составляет 35 260 780 рублей.
Срок приобретения – 23 декабря 2019 года (пункт 4.1). В срок до 23 декабря 2019 года продавец (ООО «Востокстройсервис») обязуется подготовить документы для передачи объектов недвижимого имущества в собственность муниципального района «Дульдургинский район» (п. 5.1.2).
Относительно наличия договорных отношений с ООО «Механизированная колонна» антимонопольным органом установлено следующее.
14 октября 2019 года Администрацией издано постановление № 362-па о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 80:03:010101:56, расположенного по адресу: <...>, в аренду ООО «Механизированная колонна», сроком на 11 месяцев (т. 2, л.д. 75).
В этот же день между Администрацией и ООО «Механизированная колонна», заключен договор аренды земельного участка, расположенного по указанному адресу (т. 2 л.д. 64-68), и выдано разрешение на строительство МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок» № 92-RU2507304-74-2019 (т. 2, л.д. 146-147).
По условиям пункта 1.2 вышеназванного договора земельный участок предоставляется с видом разрешенного использования - для размещения детского сада.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что целью предоставления земельного участка является строительство здания для детей от 1,5 до 3 лет в составе МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок».
Исходя из сообщения Администрации от 14 октября 2019 года № 1898, до муниципального района «Дульдургинский район» доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 74 000 000 рублей на проведение аукционных процедур по приобретению зданий для детей в составе МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка» и МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок». По завершению строительства планируется электронный аукцион, согласно сметной документации стоимость пристройки с МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок» составит 37 329 940 рублей.
16 декабря 2019 года между Администрацией и ООО «Механизированная колонна» заключен муниципальный контракт № 14, предметом которого является приобретение в муниципальную собственность муниципального района «Дульдургинский район» объекта недвижимости – «Здание для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет» (пункт 1.1).
Пунктом 3.1 данного муниципального контракта определено, что стоимость объекта составляет 37 329 940 рублей.
Срок приобретения – 23 декабря 2019 года (пункт 4.1). В срок до 23 декабря 2019 года продавец (ООО «Механизированная колонна») обязуется подготовить документы для передачи объектов недвижимого имущества в собственность муниципального района «Дульдургинский район» (п. 5.1.2).
По итогам проведенной проверки поступивших материалов антимонопольным органом в отношении Администрации, ООО «Механизированная колонна», ООО «Востокстройсервис» и Министерства возбуждено дело № 075/01/16-719/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), о чем 3 декабря 2020 года вынесен соответствующий приказ № 170.
В ходе рассмотрения дела Забайкальское УФАС пришло к выводу о наличии нарушений антимонопольного законодательства в действиях Администрации, ООО «Механизированная колонна», ООО «Востокстройсервис», Министерство образования и науки в части заключения договоров аренды земельных участков и муниципальных контрактов в обход конкурентных процедур.
Решением от 23 июня 2021 года № 02-05-3218 (резолютивная часть объявлена 15 июня 2021 года, т. 1 л.д. 19-45) комиссия Забайкальского УФАС признала Администрацию, ООО «Механизированная колонна», ООО «Востокстройсервис», Министерство образования и науки нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции (пункт 1); решено предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства не выдавать (пункт 2) и передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС для привлечения виновных лиц к административной ответственности (пункт 3).
Не согласившись с решением антимонопольного органа в части признания его нарушившим требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд полагает, что требование Министерства может быть удовлетворено только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Забайкальского УФАС закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Министерства таким решением. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств заявленное требование удовлетворению не подлежит.
В силу части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В развитие приведенного конституционного положения Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В этой связи антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе; проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме (пункт 1, подпункт д) пункта 2, пункты 3.2 и 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 7 статьи 4 названного Закона конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции также установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
- действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке, если этот срок составляет менее чем один год.
Совершение лицами, указанными в части 1 названной статьи, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением (часть 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2) разъяснено, что с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.
Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.
Вместе с тем схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.
Антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий (пункт 33 Постановления Пленума ВС РФ № 2).
Антимонопольный орган вправе в пределах антимонопольного контроля оценивать правомерность предоставления преференций, включая бюджетные субсидии (пункт 37 Постановления Пленума ВС РФ № 2).
Как было указано ранее, 14 и 15 октября 2019 года Администрацией были изданы постановления № 362-па и № 363-па о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 80:03:010104:364 и 80:03:010101:56, расположенных по адресам: <...>, и пер. Мелиоративный, 2, в аренду ООО «Востокстройсервис» и ООО «Механизированная колонна» соответственно.
В те же дни между Администрацией и названными обществами заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 80:03:010104:364 и 80:03:010101:56, вид разрешенного использования которых «для размещения детского сада» (пункт 1.2 договоров).
Целью предоставления земельного участка является строительство здания для детей от 1,5 до 3 лет в составе МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка» и МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок» (пункт 1.3 договоров).
Между тем согласно положениям пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
При этом предусмотренный пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации перечень случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и такой перечень не содержит указания на возможность предоставления участка юридическому лицу для строительства нового объекта.
Таким образом, в силу положений статьи 39.6 Земельного кодекса не допускается передача органами местного самоуправления земельных участков из публичной собственности без осуществления публичных процедур, соблюдение которых направлено на расширение доступа участников рынка строительства к земельным участкам и является основой эффективного их использования и развития конкуренции. Предоставление земельного участка для строительства одному из претендентов без осуществления публичных процедур является передачей имущества в приоритетном порядке и создает дискриминационные условия деятельности для других лиц (участников рынка), которые имеют равную возможность реализовать право на получение таких земельных участков и могли бы приобрести их в аренду на общих условиях при проведении аукциона.
Согласно пункту 4 статьи 39.13 Земельного кодекса аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок проведения аукциона в электронной форме устанавливается федеральным законом (пункт 4 статьи 39.13 Земельного кодекса).
На сегодняшний день соответствующий федеральный закон не принят. До дня вступления в силу указанного закона положения статьи 39.13 Земельного кодекса не применяются в силу части 7 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с тем в настоящее время подготовка и организация аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса.
В частности, на основании пункта 19 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации:
о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Необходимо отметить, что статья 447 Гражданского кодекса и статья 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» относят аукционы в электронной форме к конкурентным способам определения поставщиков.
В рассматриваемом случае предоставление Администрацией земельных участков кадастровыми номерами 80:03:010104:364 и 80:03:010101:56 для строительства зданий для детей с 1,5 до 3 лет в составе МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка» и МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок» не соответствует приведенным выше требованиям земельного и антимонопольного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», одним из направлений (подпрограммой) которой является «Содействие развитию дошкольного и общего образования» путем обеспечения повышения доступности и качества общего образования в Российской Федерации за счет создания к 2025 году новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Названным постановлением также утверждено Приложение № 14(2) «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее – Правила № 14(2), в редакции, действовавшей в спорный период), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет», входящего в состав национального проекта «Демография»), связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – дошкольные организации), в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее соответственно – региональные программы, региональные проекты, субсидии).
Субсидии предоставляются в целях реализации региональных программ (региональных проектов), которые включают в себя мероприятия по модернизации инфраструктуры дошкольного образования (строительство зданий (пристроек к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, проектная документация по которым разработана с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (типовой проектной документации) из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации), а также предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на оказание финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в рамках реализации региональной программы (регионального проекта) (пункт 2 Правил № 14(2)).
Для определения потребности субъектов Российской Федерации в субсидии и готовности создавать дополнительные места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях Министерство просвещения Российской Федерации направляет запрос в субъекты Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации формируют и направляют в Министерство просвещения Российской Федерации перечни предлагаемых к софинансированию из федерального бюджета объектов по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях. Указанные перечни представляются по форме и в сроки, установленные Министерством просвещения Российской Федерации.
На основании полученных сведений Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет расчет размеров субсидий для направления в субъекты Российской Федерации (пункт 4 Правил № 14(2)).
В пункте 9 Правил № 14(2) установлено, что в целях повышения эффективности реализации Программы в соглашении в дополнение к положениям пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий предусматриваются следующие обязательства субъекта Российской Федерации:
а) направление субсидии на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъекте Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях, реализуемых в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил;
б) в случае направления субсидии на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в дошкольных организациях – обеспечение создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет не менее необходимого количества путем строительства, реконструкции, выкупа, перепрофилирования, капитального ремонта, поддержки государственно-частного партнерства, исполнения обязательств по концессионным соглашениям в период действия соглашения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
в) использование проектной документации, разработанной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (типовой проектной документации) из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия;
г) обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения (с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») за строительством, приобретением (выкупом) объектов, софинансируемых за счет субсидии;
д) наличие в субъекте Российской Федерации утвержденной правовым актом субъекта Российской Федерации региональной программы (регионального проекта), включающей в себя мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет путем реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта, в случае направления субсидии на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в дошкольных организациях.
Таким образом, как верно отмечено антимонопольным органом, в соответствии с указанной Программой национальный проект в 2019 году возможно было реализовать двумя самостоятельными способами:
- строительство здания детского сада путем проведения конкурсных процедур на разработку проектно-сметной документации и определения подрядной организации на строительство здания;
- приобретение (выкуп) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, в том числе помещений, встроенных в жилые дома и встроенно-пристроенных (или пристроенных), путем проведения конкурсных процедур на покупку здания, приспособленного под детский сад.
Из материалов дела следует, что в адрес глав муниципальных районов Забайкальского края было направлено письмо Министерства образования и науки от 19 августа 2018 года № 9322, в котором Министерство просило в срок до 20 сентября 2018 года представить информацию о планируемых на период 2019-2021 годов мероприятиях по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет путем строительства зданий (пристройки к зданию), приобретения (выкупа) зданий (пристройки к зданию) образовательных организаций по прилагаемой форме (т. 5, л.д. 106).
Согласно данным прилагаемой формы (т.7 л.д. 71-95) Министерством приведена следующая информация:
пункт 28 – наименование объекта строительства: МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка», адрес: <...>, направление инвестирование – приобретение;
пункт 30 - наименование объекта строительства: МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок», адрес: <...>, направление инвестирование – приобретение.
В письме от 21 сентября 2018 года № 1423 (т. 6, л.д. 61) Администрация сообщила о том, что в целях реализации проекта планируется осуществление пристроек к зданиям образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
В письме от 12 апреля 2019 года № 616 Администрация проинформировала Министерство о том, что в рамках реализации национального проекта «Демография» будет осуществлено строительство пристройки на территории МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок» по адресу: <...> (т. 6, л.д. 60).
Из сообщения Администрации № 1898 от 14 октября 2019 года следует, что до муниципального района «Дульдургинский район» доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 74 000 000 рублей на проведение аукционных процедур по приобретению зданий для детей в составе МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка» и МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок». По завершению строительства планируется электронный аукцион, согласно сметной документации стоимость пристройки с МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок» составит 37 329 940 рублей.
Как было указано ранее, 15 и 16 декабря 2019 года между Администрацией и ООО «Востокстройсервис», ООО «Механизированная колонна» были заключены муниципальные контракты № 14 и № 15, предметом которых является приобретение в муниципальную собственность муниципального района «Дульдургинский район» объекта недвижимости – «Здание для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет».
Следовательно, Министерству заранее были известны адреса, на которых и будут располагаться будущие объекты строительства, подлежащие «приобретению», но еще не существующие фактически.
Из письма Министерства образования и науки от 22 ноября 2019 года № 15013 (т. 7 л.д. 48) следует, что Министерством главам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (по списку) направлена информация следующего содержания: «Во исполнение поручения Губернатора Забайкальского края ФИО3 Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края направляет согласованный план действий для обеспечения сдачи объектов, приобретаемых в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ в рамках реализации НЦ «Демография».
К указанному письму приложена таблица под названием «План-график согласованных действий по приобретению готовых объектов в рамках реализации НЦ «Демография». Данная таблица определяет последовательность конкретных действий для Заказчиков - глав администраций MP, муниципальных служб по осуществлению закупок для муниципальных нужд, руководителей подрядных организаций и прочих лиц.
Так, указано, что должны быть произведены следующие действия:
1.анализ рынка, определение начальной максимальной цены контракта по приобретению здания для детей в возрасте до 3 лет должны производиться главами администраций муниципальных районов, муниципальными службами по осуществлению закупок для муниципальных нужд в срок с 15 по 22 ноября 2019 года;
2.регистрация собственности предполагаемых поставщиков на построенные объекты должна быть выполнены руководителями подрядных организаций, главами администраций муниципальных районов в срок до 25 ноября 2019 года;
3.размещение в системе ЕИС извещения о проведении конкурсных процедур по приобретению здания для детей в возрасте до 3 лет главами администраций MP, муниципальными службами по осуществлению закупок для муниципальных нужд 25 ноября 2019 года.
4.проведение конкурсных процедур по приобретению здания для детей в возрасте до 3-х лет главами администраций муниципальных районов, муниципальными службами по осуществлению закупок для муниципальных нужд; Государственное казенное учреждение «Забайкальский центр государственных закупок» в срок не позднее 10 декабря 2019 года;
5.предоставление пакета документов, подтверждающих приобретение здания для детей в возрасте до 3 лет на рассмотрение Министерство образования, науки и молодежной политики главами администраций муниципальных районов, муниципальными службами по осуществлению закупок для муниципальных нужд в срок не позднее 20 декабря 2019 года;
6.направление пакета документов, подтверждающих приобретение здания для детей в возрасте до 3 лет на рассмотрение в Министерство финансов после проверки соответствия нормативным требованиям Министерством образования, науки и молодежной политики – 23 декабря 2019 года;
7.осуществление финансовых операций по оплате Министерством финансов, главами администраций и финансовыми службами муниципальных районов в срок до 27 декабря 2019 года.
Совпадение выставляемых Администрацией к рассматриваемым объектам строительства характеристик с характеристиками возводимых в будущем таких объектов ООО «Механизированная колонна» и ООО «ВостокСтройСервис», при том условии, что конкурентные процедуры на строительство объектов отсутствовали, а имелись лишь аукционы на приобретение уже построенных объектов, свидетельствует о наличии признаков притворности сделки и согласованности действий.
Так, с учетом того, что ООО «Механизированная колонна» и ООО «ВостокСтройСервис» были предоставлены земельные участки для строительства рассматриваемых объектов в аренду, из вышеуказанных признаков согласованных действий всех указанных лиц и обстоятельств заключения договоров аренды и муниципальных контрактов, следует, что ООО «Механизированная колонна» и ООО «ВостокСтройСервис» были заранее осведомлены о заключении с Администрацией муниципальных контрактов № 14 и № 15, предметом которых являлась купля-продажа построенных объектов. Согласно таблице по согласованным действиям Министерства, для Администрации были заранее определены конкретные действия, их последовательность, предельные сроки относительно выполнения работ по строительству объектов, при этом план таких действий был заранее доведен самим Министерством образования и науки, что также в совокупности с иными фактами и установленными обстоятельствами подтверждает то, что Министерство заведомо знало о том, что объекты только будут возведены в будущем.
Иными словами, все условия свидетельствуют о договоренности сторон по заключению договоров купли-продажи создаваемых в будущем объектов.
По условиям Соглашения от 24 мая 2019 года № 76611000-1-2019-009 из бюджета Забайкальского края в 2019-2021 годах бюджету муниципального района «Дульдургинский район» предоставлено финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, которое составило: в 2019 году – 61 000 000 руб., в 2020 году – 1 000 000 руб., в 2021 году – 31 000 000 руб.
В Приложении к Соглашению, подписанного Министерством и Администрацией, в графе «Наименование объекта капитального строительства» указано (код строки 2) МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка», адрес: <...>; (код строки 3) МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок», адрес: <...>.
Пунктом 4.2.1 Соглашения предусмотрено, что Министерство вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением Администрацией условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с исполнением муниципалитетом условий предоставления субсидии.
В свою очередь, Администрация в соответствии с пунктами раздела 4.3 Соглашения обязуется, в том числе, обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии (пункт 4.3.1); обеспечивать исполнение требований пунктов 14-18 Порядка предоставления и расходования субсидий из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района «Дульдургинский район» на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (пункт 4.3.2); обеспечивать представление в Министерство в форме электронного документа отчетов о расходах бюджета района, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, о достижении значения показателей результативности (пункт 4.3.4). В случае получения запроса обеспечивать предоставление в Министерство документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данных бухгалтерского учета и первичной документации, связанных с использованием средств субсидии (пункт 4.3.5).
Согласно пункту 4.3.7 Администрация обязана выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления и расходования субсидий и настоящим Соглашением, в том числе обеспечивать 24-часовое онлайн-видеонаблюдение с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за объектами строительства, на софинансирование расходов которых направляется субсидия (пункт 4.3.7.3).
С учетом изложенного антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что именно Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим подготовку документов, курирование и контроль выполнения мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках национального проекта «Демография», в частности, контроль за действиями Администрации муниципального района «Дульдургинский район» в рамках реализации данного проекта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании Забайкальское УФАС правомерно признало Министерство образования и науки нарушившим пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Делая подобный вывод, суд исходит из того, что стороны такого антиконкурентного соглашения осознавали результаты и последствия своих действий, стремились к единообразному воплощению и реализации согласованной схемы. Фактически каждое (в том числе в ряде случаев законное само по себе) действие способствовало достижению поставленной цели – освоению выделенной федеральной субсидии сторонами соглашения, что в итоге привело к незаконному результату.
При этом ситуация, когда на таком конкурентном рынке, как строительство объектов недвижимости, присутствует один покупатель и один продавец, а конечный выгодоприобретатель аффилирован с разработчиками антиконкурентного соглашения, противоречит принципам конкуренции. При этом схема поведения сторон, обусловленная широкими дискреционными полномочиями органов региональной и местной власти, позволяющими реализовать государственную программу Забайкальского края «Развитие образования», полностью исключает участие не включенных в ее реализацию экономически заинтересованных хозяйствующих субъектов на рынке строительства.
Суд соглашается с Забайкальским УФАС, что антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что путем согласованных последовательных действий участников антиконкурентного соглашения в виде согласования и реализации схемы строительства здания (пристройки) детского сада посредством предоставления ООО «Востокстройсервис» и ООО «Механизированная колонна» в аренду земельных участков для строительства таких зданий с последующим их выкупом в муниципальную собственность за счет выделенной субсидии, была проигнорирована процедура проведения соответствующих торгов.
Таким образом, ООО «Востокстройсервис» и ООО «Механизированная колонна» получили преимущества в виде освобождения от необходимости конкурировать с иными потенциальными застройщиками зданий детского сада. Такая совокупность действий в итоге привела к устранению значительного числа потенциальных участников от соперничества в отношении возможности получить право осуществления строительства спорных объектов.
Довод о том, что Министерства не должно было контролировать исполнение муниципальных контрактов, правильность оформления земельных правоотношений и соблюдения антимонопольного законодательства, суд считает несостоятельным, так как он вступает в противоречие с положениями Соглашения. Представленными в дело доказательствами подтверждено, что Министерство заведомо знало, каким образом осуществляется реализация на территории Дульдургинского района государственной программы «Развитие образования», контролировало ход реализации такой программы. При этом Министерство, как уполномоченный орган власти, получало информацию от муниципалитета о предполагаемом строительстве объектов и наравне с остальными заинтересованными лицами в рамках антимонопольного дела принимало участие в реализации ограничивающего конкуренцию соглашения.
Исключение какого-либо субъекта из рассматриваемого дела спровоцировало бы разрыв цепи спланированных действий каждой из сторон, объединенных единой целью - обхода конкурентных процедур, требований действующего законодательства и сокращения вследствие этого времени для скорейшей реализации части национального проекта «Демография» на территории Дульдургинского район.
Таким образом, каждый субъект, чьи действия нацелены на нарушение антимонопольного законодательства, в данном случае на нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, подлежит привлечению к публичной ответственности за участие в антиконкурентном соглашении, независимо от причин совершения таких действий. В данном случае Министерство своими активными действиями, в том числе объективированными в письма от 19 августа 2018 года № 9322от 22 ноября 2019 года № 15013, способствовало нарушению требований антимонопольного законодательства.
При таких установленных обстоятельствах и правовом регулировании суд приходит к выводу о том, что решение Забайкальского УФАС в оспариваемой части соответствует требованиям Закона о защите конкуренции, права и законные интересы Министерства не нарушает, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.
Все иные доводы Министерства также рассмотрены и приняты во внимание судом при принятии настоящего решения, однако с учетом изложенного и сложившейся правоприменительной практики (в частности, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2022 года по делу № А78-4520/2021 по спору между Министерством и Забайкальским УФАС с аналогичными фактическими обстоятельствами и поднимаемыми правовыми вопросами), они не являются основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Руководствуясь 167, 168, 169, 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Министерства образования и науки Забайкальского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю о признании недействительным решения от 23 июня 2021 года по делу № 075/01/16-719/2020 в оспариваемой части отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Г.Г. Ячменёв