ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-9173/2021 от 08.11.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                       Дело № А78-9173/2021

12 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  8 ноября 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 12 ноября 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Новиченко О.В.  рассмотрел в открытом судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Кручина В.А. дело по исковому заявлению  Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о взыскании ущерба в размере 10 222,91 руб., причиненного несвоевременным представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с 01.02.2020 по 31.12.2020 в отношении Рахвалова В.И.,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО2,  представителя по доверенности от 01.10.2021;

от ответчика – ФИО3, представителя по доверенности от 25.08.2021.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) обратилось в суд с требованием к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю о взыскании ущерба в размере 10 222,91 руб., причиненного несвоевременным представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с 01.02.2020 по 31.12.2020 в отношении ФИО1

Определением суда  от 12.10.2021 произведена замена истца по делу №А78-9173/2021 с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) на его правопреемника – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – Фонд, Пенсионный фонд)  зарегистрировано 20.12.1994 Администрацией муниципального образования 'Читинский район' Читинской области, 06.09.2002 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672051, <...>.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю зарегистрировано 23.10.2008 в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 672051, <...>.

Ответчик, являясь страхователем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ), представил  в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения по форме СЗВ-М по дополняющей форме за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2020  года с указанием в них застрахованного лица  ФИО1 впервые 18.11.2020.

Сведения по форме СЗВ-М по исходной форме за январь,  октябрь, ноябрь, декабрь  2020 года  с указанием в них застрахованного лица  ФИО1 представлены в установленный срок.

Полагая, что в представленных сведениях на 1 работающего пенсионера (ФИО1) корректная информация для осуществления персонифицированного учета за февраль – сентябрь 2020  года  представлена  несвоевременно, фондом был зафиксирован факт прекращения работы указанного лица и в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ), решением от 16.04.2020   установлен размер  страховой пенсии  по старости с учетом повышения фиксированной выплаты,  произведен перерасчет размера пенсии с учетом индексации, начиная с 01.02.2020  по 31.12.2020 в размере 10222,91 руб. Указанные суммы выплачены застрахованному лицу согласно представленному лицевому счету, содержащему  историю выплат.

После поступления от страхователя 18.11.2020   отчета по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2020 года фондом установлено, что проведенные выплаты были необоснованными, а за период с 01.02.2020  по 31.12.2020 указанному работающему пенсионеру излишне перечислено 10 222,91 руб., о чем дано заключение о несвоевременном отражении данных о факте работы на ИЛС ЗЛ от  25.12.2020,  составлен протокол о выявлении  излишне выплаченных  пенсионеру сумм  пенсии  от 15.01.2021.

Учитывая, что несвоевременное предоставление страхователем отчетов по форме СЗВ-М о работающем пенсионере повлекло причинение ущерба бюджету фонда в виде неправомерно выплаченных застрахованному лицу сумм, истец направил в адрес ответчика претензионное письмо  о возмещении излишне выплаченной пенсии.

Поскольку ответчиком в добровольном порядке истребованные денежные средства не возвращены, истец обратился в арбитражный суд.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Статьей 12 ГК РФ  установлено, что защита нарушенных прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и состоит на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное).

В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон №400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Частью 3 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 16 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Частью 4 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом №400-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
          Согласно  пункту 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом  Минтруда России от 22.04.2020 N 211н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности и вносит их на индивидуальные лицевые счета застрахованных (зарегистрированных) лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктами 2.2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 №83п.

Согласно части 1 статьи 28 Закона №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, на ответчика в силу норм закона возложена обязанность своевременного предоставления сведений по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М) в установленный законом период.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона №400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 ГК РФ   "Обязательства вследствие причинения вреда".

Согласно статье 1064 ГК РФ  вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу положения статьи 15 ГК РФ  лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков и доказанность их размера; противоправное поведение причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у потерпевшего убытками. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий привлечение к имущественной ответственности не представляется возможным.

 В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

При этом в силу пункта 3 статьи 1109 ГК РФ суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.

В части 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Таким образом, действующее законодательство не допускает возложение на застрахованное лицо обязанности по возмещению пенсионному фонду возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона №27-ФЗ.

Частью 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ установлено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 №885н (далее - Правила) установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

В силу статьи 8 Закона № 27-ФЗ контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда.

В соответствии с частью  4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно статье 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Таким образом, наличие вины, ее степень, наличие причинно-следственной связи между действиями лица, к которому заявлены требования о возмещении вреда, и размером требуемой суммы являются существенными для дела обстоятельствами.

Из материалов дела следует, что приказом  страхователя от 13.12.2019  прекращено действие служебного контракта с ФИО1,  с 31.12.2019 он освобожден  от замещаемой  должности федеральной государственной гражданской службы  (т. 1 л.д. 115).

Решением  Центрального районного суда г. Читы  от 03.06.2020 в удовлетворении исковых требований ФИО1  о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе  отказано (т. 1 л.д. 116-129).

Апелляционным определением Забайкальского краевого суда по указанному делу, рассмотренному 28.10.2020,  решение Центрального  районного суда г. Читы от 03.06.2020  отменено,  признан незаконным и  отменен приказ № 74-к от 13.12.2019  об увольнении ФИО1,  ФИО1 восстановлен  в должности с 01.01.2020 (т. 1 л.д. 130-131, т. 2 л.д. 4-24).  

Приказом от 28.10.2020  страхователь  восстановил ФИО1 в должности  с 01.01.2020 (т. 1 л.д. 114).

Страхователь 18.11.2020 представил дополнительные корректирующие сведения в отношении указанного лица за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2020  года.

Сведения по форме СЗВ-М (тип исходная) за период с февраля по сентябрь 2020 г.  были представлены ответчиком в установленный законом срок.

В связи с тем, что на момент направления указанных сведений застрахованное лицо работником не являлось, в сведениях по форме СЗВ-М за указанный период страхователь обоснованно не указывал его в качестве работающего пенсионера.

Ссылка истца на судебный акт суда общей юрисдикции, которым установлено отсутствие правовых оснований для увольнения работника по указанному в приказе об увольнении основанию, отклоняется судом, поскольку предоставление сведений по форме СЗВ-М без указания данного лица в качестве работника до вынесения решения суда о восстановлении указанного лица в должности не может квалифицироваться как представление недостоверных  сведений  в соответствии положениями статьи 28 Закона N 400-ФЗ.

Так как в период с 01.01.2020 по 27.10.2020  между ответчиком и ФИО1  отсутствовали трудовые отношения, застрахованное лицо  восстановлено в должности апелляционным определением только 28.10.2020, представленные  сведения на момент их предоставления соответствовали действительности.

Следовательно, в действиях ответчика отсутствовал факт противоправности поведения при непредставлении в Пенсионный фонд сведений в отношении физического лица за период с февраля  по сентябрь 2020 года.

Поскольку с 01.01.2020  работник  был уволен, в сведениях по форме СЗВ-М  с февраля по сентябрь 2020 года ответчик обоснованно не указывал его в качестве работающего пенсионера, соответственно ФИО1 имел право на получение суммы пенсии и иных выплат с учетом индексации (увеличения) за указанный период.

В связи с этим, Пенсионным фондом на законном основании производились пенсионные выплаты с учетом индексации.

Ссылки истца на принятие решения суда о восстановлении на работе 28.10.2020, что позволяло ответчику представить дополнительные корректирующие сведения ранее 18.11.2020, отклоняются судом.

Из материалов дела следует, что 28.10.2020 Забайкальским краевым судом было оглашена  резолютивная часть определения.  Выписка из резолютивной части  изготовлена и выдана ответчику 17.11.2021, в полном объеме определение суда  получено 01.12.2020.

На основании пункта 63 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" согласно положениям части 1 статьи 209 и части 5 статьи 329 ГПК РФ апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, то есть немедленно со дня его объявления судом апелляционной инстанции в зале судебного заседания.

Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах установленного законом срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу. В то же время судья-председательствующий применительно к статье 193 ГПК РФ в судебном заседании разъясняет лицам, участвующим в деле, порядок ознакомления с мотивированным апелляционным определением. В мотивированном определении должно быть указано, когда оно изготовлено в окончательной форме.

Законодательство в настоящее время не предусматривает срок корректировки сведений по форме СЗВ-М в случае возникновения у страхователя  обстоятельств, влекущих  необходимость их корректировки.

Вместе с тем срок составления и представления страхователем отчетности по форме СЗВ-М в силу п.2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ составляет 15 календарных дней  с момента окончания отчетного периода, в свою очередь,  Пенсионному фонду РФ представляется  1 месяц на проверку отчетности и принятие решения о корректировке размера пенсии (ч. 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно пункту 34 ранее действовавшей Инструкции
о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Суд  с учетом принципа аналогии закона, согласно которому  в случае отсутствия нормы  права, регулирующей отношения, применяется норма, регулирующая сходные отношения, полагает, что у работодателя возникла  обязанность представить в Пенсионный фонд  сведения  об указанном работнике  не позднее срока для представления сведений за отчетный период, в котором указанное лицо восстановлено  на работе.

Страхователь представил сведения за спорный период 18.11.2020 (при сроке представления – 16.11.2020), вместе с тем  просрочка в 2 дня не  указывает на вину страхователя  и не имеет правового значения при излишнем исчислении  пенсии, поскольку  выплата пенсии в декабре 2020 года при наличии корректных сведений СЗВ-М за февраль-сентябрь 2020 г., представленных  18.11.2020, а также за октябрь 2020 г., представленных  в установленных срок 11.11.2020,  обусловлена не виновными действиями  ответчика, а  установленной процедурой принятия решения  по пересмотру пенсии, которая осуществлялась  в следующие сроки:  соответственно с 12.11.2020 и  18.11.2020  по 31.12.2020  - в течение месяца проверка сведений, разнесение на лицевые счета, принятие решения о пересмотре размера пенсии, с 01.01.2021 – прекращение выплаты пенсии в повышенном  размере (ч. 10  ст. 26.1  Закона № 400-ФЗ). 

Доступность ознакомления страхователя  с текстом апелляционного определения (как резолютивной части, так и полного объема)  в более ранние сроки  установить не представляется возможным ввиду отсутствия на судебных актах дат их изготовления. Указанные даты отсутствуют и на официальном сайте Забайкальского краевого суда: по делу А33-306/2020 отражены только дата судебного заседания 28.10.2020 с указанием на отмену решения в части с вынесением нового решения, а также даты сдачи дела в отдел  судебного делопроизводства – 04.12.2020 и даты возврата в нижестоящий суд – 09.12.2020.

Требование нормы статьи 396 Трудового кодекса РФ о немедленном исполнении решения о восстановлении  на работе незаконно  уволенного работника в указанной ситуации, по мнению суда, не влечет обязанности по одномоментному немедленному уточнению всех форм отчетности в отношении восстановленного в судебном порядке работника.

Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков,  а именно  то, что излишняя выплата  была осуществлена исключительно по вине ответчика, наличие причинно-следственной связи  между  действиями ответчика и возникновением убытков,  истцом  не доказана.

К схожим выводам пришли суды при рассмотрении дел № А44-5669/2020,    N А56-82904/2020, N А35-10649/2019, N А35-10649/2019,  № А59-6532/2021.

Основания для удовлетворения требований отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                               О.В. Новиченко