ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-9336/2011 от 21.02.2012 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита Дело №А78-9336/2011

27 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2012 года

Решение изготовлено в полном объёме 27 февраля 2012 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фуртовой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае

к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Забайкальскому краю,

третьи лица:

1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю,

2) Администрация муниципального района «Читинский район»,

3) Государственная лесная служба Забайкальского края,

об оспаривании действий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков

при участии:

от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности от 09.08.2011 г.;

от заинтересованного лица:

ФИО2 - представителя по доверенности от 07.10.2011 г.;

от третьих лиц:

1) не явился,

2) ФИО3 - представителя по доверенности от 30.08.2011 г.,

3) не явился,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (далее – ТУ Росимущества в Забайкальском крае) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Забайкальскому краю (далее – Кадастровая палата) по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами № 75:22:600301:56, 75:22:600301:58, 75:22:600301:60, 75:22:600301:62, 75:22:600301:64, 75:22:600301:66, 75:22:600301:68, 75:22:600301:70, 75:22:600301:72, 75:22:600301:74, 75:22:600301:76, 75:22:600301:78, 75:22:600301:80, 75:22:600301:82, 75:22:600301:84, 75:22:600301:86, 75:22:600301:88, 75:22:600301:90, 75:22:600301:92 с указанием категории земли – земли особо охраняемых территорий и объектов.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица (Кадастровая палата) в судебном заседании в удовлетворении требований ТУ Росимущества в Забайкальском крае просил отказать, ссылаясь на то, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, по мнению представителя заинтересованного лица, заявителем пропущен срок на обращение в арбитражный суд с указанным заявлением.

В отзыве на заявленные требования Кадастровая палата, помимо вышеназванных доводов, ссылается на то, что заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями, так как границы земельного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не определены и сведения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Представитель третьего лица-1 (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее – Управление Росреестра)) в судебное заседание не явился. Управление Росреестра известило арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.

В пояснениях на заявленные требования Управление Росреестра полагает возможным оставить решение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица-2 (Администрация муниципального района «Читинский район» (далее – Администрации Читинского района)) в судебном заседании поддержал доводы заинтересованного лица, просил в удовлетворении требований ТУ Росимущества в Забайкальском крае отказать.

В отзыве на заявленные требования Администрация Читинского района ссылается на то, что заявителем пропущен срок на обращение в арбитражный суд с заявлением, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, а также на отсутствие доказательств о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.

Представитель третьего лица-3 (Государственная лесная служба Забайкальского края) в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства Государственная лесная служба Забайкальского края извещена надлежащим образом.

Дело рассматривается по правилам части 2 статьи 200 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, 05.05.2011 г. из Управления Росреестра в адрес ТУ Росимущества в Забайкальском крае по результатам проверки информации оснований постановки на кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с кадастровыми номерами № 75:22:600301:56, …58, …60, …62, …64, …66, …68, …70, …72, …74, …76, …78, …80, …82, …84, …86, …88, …90, …92 с указанием категории земли – земли особо охраняемых территорий поступило сообщение о том, что государственный кадастровый учет вышеназванных земельных участков проведен с нарушением законодательства РФ о государственном земельном кадастре. Управлением рекомендовано Кадастровой палате устранить нарушение, допущенное при проведении кадастрового учета.

22.07.2011 г. исх. № 01-5261 ТУ Росимущество направило в адрес Управления Росреестра письмо с просьбой сообщить о принятых мерах по устранению нарушения закона, а также предоставлении копий всех имеющихся материалов по указанным земельным участкам для подготовки исковых заявлений о признании незаконной постановку земельных участков на кадастровый учет.

04.08.2011 г. письмом от 03.98.2011 г. № 10/19-3934 Управление Росреестра уведомило ТУ Росимущество, что в государственном фонде данных землеустроительные делу указанных земельных участков отсутствуют, пояснив, что полномочия органа кадастрового учета на территории Забайкальского края осуществляет Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Забайкальскому краю.

Как следует из заявления в суд, кадастровые паспорта указанных земельных участков по запросу ТУ Росимущества были представлены Кадастровой палатой в октябре 2011 г.

16.11.2011 г. ТУ Росимущество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, исходя из вышеприведенных обстоятельств, арбитражный суд находит, что ТУ Росимущество обратилось в суд с вышеуказанным заявлением в пределах строка, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Следовательно, утверждение представителей заинтересованного лица и третьего лица-2 о пропуске ТУ Росимуществом срока на обращение в арбитражный суд с указанным заявлением являются несостоятельным.

Как установлено материалами дела, в феврале 2005 г. на основании заявок муниципального образования «Читинский район» в лице Администрации Читинского района Кадастровой палатой на государственный кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами № 75:22:600301:56, 75:22:600301:58, 75:22:600301:60, 75:22:600301:62, 75:22:600301:64, 75:22:600301:66, 75:22:600301:68, 75:22:600301:70, 75:22:600301:72, 75:22:600301:74, 75:22:600301:76, 75:22:600301:78, 75:22:600301:80, 75:22:600301:82, 75:22:600301:84, 75:22:600301:86, 75:22:600301:88, 75:22:600301:90, 75:22:600301:92 с указанием категории земли – земли особо охраняемых территорий и объектов, расположенные по адресу: Читинская область, Читинский район, Чита-Беклемишево.

Считая данные действия Кадастровой палаты незаконными, ТУ Росимущество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно части 2 данной статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации, согласно части 3 статьи 214 ГК РФ, права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. № 63, ТУ Росимущество осуществляет по управлению федеральным имуществом на территории Забайкальского края, в том числе юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) (далее – Земельный кодекс) государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Порядок ведения государственного земельного кадастра в проверяемом периоде был определен в статье 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ).

Согласно статье 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

Согласно статье 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ кадастровое деление территории Российской Федерации осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров. Единицами кадастрового деления территории Российской Федерации являются кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.

Государственный кадастровый учет земельных участков, согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы, согласно пункту 3 данной статьи, должны быть надлежащим образом оформлены.

В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 были утверждены требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, действовавшие в проверяемый период, (далее – Требования).

Согласно пункту 1 названных Требований в соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков.

Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены

Как видно из представленных кадастровых дел на указанные земельные участки, в них отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки.

Таким образом, действия Кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет указанных земельных участков выполнены с нарушением требований, предусмотренных Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и приказа Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет"

Согласно пункту 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции проверяемого периода) (далее – Земельный кодекс), объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса земельный участок как объект земельных отношений - есть часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В силу пункта 2 данной статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

К землям лесного фонда, согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса, относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Земельного кодекса границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в случаях, установленных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 4 статьи 101 Земельного кодекса).

В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, действовавшего в проверяемый период (далее – Лесной кодекс), лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

В силу части 1 статьи 63 Лесного кодекса перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства, а также с материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей.

Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 63 Лесного кодекс).

Согласно статье 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции проверяемого периода) перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается: если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов; в связи с установлением или изменением черты поселений.

В иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с: невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению; прекращением нужд лесного хозяйства; необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, 27.12.2003 г. на основании ст.19 Лесного кодекса РФ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда, земли лесного фонда, общая площадь 241918,00 га, по адресу: Читинская область, Читинский район, Беклемишевский лесхоз, кадастровый (условный) номер 72:22:00 00 : 00: 00: 00, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права (серия АА 75 № 069945).

03.08.3011 г. на лесной участок площадью 3653170000,00 с кадастровым номером 75: 22: 0: 251, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, Верхне-Читинский лесхоз выдано свидетельство (серия 75 АА № 310711) о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемыми действиями Кадастровой палаты были нарушены права и законные интересы Российской Федерации, поскольку в результате оспариваемых действий заинтересованного лица земли лесного фонда на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, в нарушение действующего законодательства были переведены в иную категорию земель. Никаких предусмотренных законом оснований для перевоза земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов у Кадастровой палаты не было.

При таких обстоятельствах заявленные ТУ Росимущества требования подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконными действия Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Забайкальскому краю по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами № 75:22:600301:56, 75:22:600301:58, 75:22:600301:60, 75:22:600301:62, 75:22:600301:64, 75:22:600301:66, 75:22:600301:68, 75:22:600301:70, 75:22:600301:72, 75:22:600301:74, 75:22:600301:76, 75:22:600301:78, 75:22:600301:80, 75:22:600301:82, 75:22:600301:84, 75:22:600301:86, 75:22:600301:88, 75:22:600301:90, 75:22:600301:92 с указанием категории земли – земли особо охраняемых территорий и объектов, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ, "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Приказу Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет".

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Забайкальскому краю устранить допущенное нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № 75:22:600301:56, 75:22:600301:58, 75:22:600301:60, 75:22:600301:62, 75:22:600301:64, 75:22:600301:66, 75:22:600301:68, 75:22:600301:70, 75:22:600301:72, 75:22:600301:74, 75:22:600301:76, 75:22:600301:78, 75:22:600301:80, 75:22:600301:82, 75:22:600301:84, 75:22:600301:86, 75:22:600301:88, 75:22:600301:90, 75:22:600301:92.

На решения может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья: А.Б. Литвинцев.