ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А78-986/21 от 16.06.2021 АС Забайкальского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Чита                                                                                                            Дело № А78-986/21

18 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  16 июня 2021 года

Решение изготовлено в полном объёме 18 июня 2021 года

Арбитражный суд Забайкальского края

в составе судьи Переваловой Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Беляевой Л.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственной инспекции Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании недействительным предписания главного государственного инспектора отдела государственного технического надзора по Петровск-Забайкальскому району от 30.12.2020 года,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры и спорта» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитета культуры и спорта администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился, уведомлен;

от административного органа –представитель не явился, уведомлен;

от третьих лиц- представители не явились, уведомлены.

         Администрация городского округа «Город  Петровск-Забайкальский» (далее- Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции Забайкальского края (далее- Инспекция, административный орган)о признании недействительным предписания главного государственного инспектора отдела государственного технического надзора по Петровск-Забайкальскому району от 30.12.2020 года.

         Определениями суда от 04.02.2021 и 02.03.2021  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры и спорта» городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (далее- третье лицо-1, учреждение культуры) и Комитет культуры и спорта администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» (далее- третье лицо-2, Комитет культуры  и спора).

         Представители лиц, участвующих в деле явку в судебное заседание не обеспечили, уведомлены в соответствие со статьей 123 АПК РФ (почтовые уведомления №№ 67200258115449, 67200258115470, 67200258115432, 67200258115487, 67200258115463 в материалах дела).

         Заявление рассматривается в порядке ст.200 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в материалах дела документам.

Судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 16 часов 00 минут 16.06.2021, о чем сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru.

После перерыва представители лиц, участвующих в деле не явились, уведомлены в соответствие со ст.163 АПК РФ.

Заявитель, в заявлении требования поддержал, со ссылкой на то, что надлежащим субъектом принятого предписания не является.

Представитель Инспекции требования оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В каком порядке проводилась проверка юридического лица, пояснить не смог.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, в письменных пояснениях третьих лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

         Как следует из материалов дела, служебной запиской от 28.12.2020 главный государственный инспектор по Петровск-Забайкальскому району отдела государственного технического надзора сообщил о выявлении нарушения, допущенного Администрацией муниципального образования «Город Петровск-Забайкальский» по эксплуатации аттракциона (горка зимняя), находящегося на площади им. Ленина в г. Петровск-Забайкальский  в отсутствие государственной регистрации в установленном порядке.

         29.12.2020 Администрации государственным инспектором выдано предостережение о необходимости регистрации аттракциона.

         30.12.2020 Отделом государственного технического надзора Инспекции в соответствии с положениями Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" принято предписание  о запрещении эксплуатации горок до устранения нарушения (л.д.15, л.д.59).

Полагая, что указанное предписание, принятое должностным лицом  Государственной инспекцией Забайкальского края является незаконным и нарушающим права и законные интересы Администрации, последняя обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.04.2021 N 148 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Забайкальском крае"  определено, что под региональным государственным надзором в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов понимается деятельность исполнительного органа государственной власти в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Забайкальском крае, направленная на профилактику, предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, физическими лицами обязательных требований в области технического состояния и эксплуатации данных видов техники посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим региональный государственный надзор, является Государственная инспекция Забайкальского края. Утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных на непосредственное осуществление надзора.

Согласно Положения о Государственной инспекции Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 02.12.2016г. № 443 полномочия по осуществлению регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники в Забайкальском крае возложены на Государственную инспекцию Забайкальского края.

Как указано ранее, административным органом вменяется Администрации эксплуатация аттракциона «Горка зимняя», в отсутствие свидетельства о регистрации аттракциона в Государственной инспекции Забайкальского края.

В соответствие с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 N 1939 "Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов", эксплуатант обязан зарегистрировать аттракцион в органе гостехнадзора по месту установки аттракциона.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 114 принят технический регламент "О безопасности аттракционов" (далее - ТР ЕАЭС 038/2016), который вступил в силу с 18.04.2018.

        Настоящий технический регламент распространяется на временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы и стационарные аттракционы (собранные на фундаментах или без фундаментов), в том числе на немеханизированные аттракционы (статья 3 ТР ЕАЭС 038/2016).

Согласно Приложения N 1 к ТР ЕАЭС 038/2016, указанный технический регламент распространяется на аттракционы, виды и типы которых определены в приложении N 1 (в том числе немеханизированные: горки).

Разделом 2 ТР ЕАЭС 038/2016 определено, что "эксплуатант" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию аттракциона на законных основаниях и использующее этот аттракцион для предоставления пассажирам развлекательных услуг.

         Материалами дела подтверждается, что служебной запиской от 28.12.2020 главный государственный инспектор по Петровск-Забайкальскому району отдела государственного технического надзора сообщил о выявлении нарушения, допущенного Администрацией муниципального образования «Город Петровск-Забайкальский» по эксплуатации аттракциона (горка зимняя), находящейся на площади им. Ленина в г. Петровск-Забайкальский  в отсутствие государственной регистрации в установленном порядке.

         Заявителем в обоснование того, что Администрация не является эксплуатантом спорного аттракциона представлены суду договоры подряда от 03.12.2018 и от 05.12.2019, заключенные между МБУК «Дворец культуры и спорта» (Заказчик) и ООО «Талисман» (Исполнитель), согласно которых исполнитель обязуется провести работы по устройству горок.

Распоряжением Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» №587-ОД «О подготовке площади им. Ленина к проведению праздничных гуляний на открытии новогодней елки», Комитету культуры и спорта администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» предписано обеспечить эксплуатацию зимних горок согласно ТР ЕАЭС 0038/2016.

Таким образом, административным органом не выяснялось, кто именно является эксплуатантом аттракциона – горки зимние, в целях применения положений ТР ЕАЭС 038-2016.

Кроме того, согласно пункта 15  Постановления Правительства Забайкальского края от 23.04.2021 N 148 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Забайкальском крае" (далее- Порядок №148), региональный государственный надзор в Забайкальском крае осуществляется посредством:

1) организации и проведения плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

2) организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

3) организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

5) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 16 Порядка №148, организация и проведение плановых, внеплановых проверок и оформление результатов этих проверок осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе плановых (рейдовых) осмотров (обследований), и порядок оформления результатов данных мероприятий устанавливаются Инспекцией (пункт 19 Порядка).

Из части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 названной статьи, нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции принимают меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 названного Закона.

В соответствии с частью 6 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ в случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 названного Закона сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Исходя из приведенных норм права следует, что проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами, осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая проводится уже в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.

Выдача предписания по результатам проверки в качестве обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении выявленных фактов нарушений предусмотрена статьей 17 Закона N 294-ФЗ.

В данном случае проверка в отношении Администрации в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ, не проводилась, в связи с чем законных оснований для выдачи Отделом оспариваемого предписания, не имелось.

В материалы дела заявителем представлено вступившее в законную силу решение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края по делу №12-17/2021 от 22.03.2021, которым постановление Государственной инспекции Забайкальского края от 14.01.2021 №ВА 075370 о привлечении Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» по части 1 статьи 17.4 ЗЗК «Об административных правонарушениях»- за эксплуатацию аттракциона без свидетельства о государственной регистрации отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава правонарушения в действия Администрации.

На основании приведенных судом выводов,  Инспекцией не доказано, что Администрация является субъектом вынесенного предписания, а также Инспекцией нарушен порядок проведения проверки, установленный Законом №294-ФЗ и  Постановлением Правительства Забайкальского края от 23.04.2021 N 148 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Забайкальском крае". 

         В соответствии с  изложенным, суд усматривает основания для признания предписания Государственной инспекции Забайкальского края, незаконным, как несоответствующим вышеприведенным нормативным актам.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации).

Решение вопроса о требуемой восстановительной мере суд осуществляет с учетом установленных фактических обстоятельств, подлежащих применению норм материального права, в том числе препятствующих достижению юридического результата.

Исходя из установленных судом  фактических обстоятельств, суд считает возможным ограничиться указанием на   устранение допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

Судебные расходы распределяются в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.

         Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным  предписание Отдела государственного технического надзора по Петровск-Забайкальскому району от 30.12.2020.  

Обязать Государственную инспекцию Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.

Судья                                                                                               Е.А. Перевалова