ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-10644/16 от 17.05.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-10644/2016

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2017 года. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2017 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

жилищно-строительного кооператива «Сокол»

к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары и администрации города Чебоксары Чувашской Республики

о признании незаконными отказа в формировании земельного участка для целей эксплуатации здания многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары, отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и отказа в выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии в лице его филиала, прокуратуры Чувашской Республики,

при участии:

от заявителя – председателя Правления ЖСК «Сокол» Тихонова В.П. (протокол собрания членов правления ЖСК «Сокол» от 03.10.2014), Самариной Ж.В. по доверенности от 17.01.2017,    

от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары – Гашимова Э.А. по доверенности от 09.01.2017 № 1,

от администрации города Чебоксары Чувашской Республики - не было,

от третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике – не было,

от третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии в лице его филиала – не было,

от третьего лица – прокуратуры Чувашской Республики – не было,

установил:

жилищно-строительный кооператив «Сокол» (далее – ЖСК «Сокол» или   заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары о признании  незаконными отказа в формировании земельного участка для целей эксплуатации здания многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары, отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка и отказа в выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Определением суда от 08.12.2016 к участию в деле № А79-10644/2016                      в качестве соответчика привлечена администрация города Чебоксары Чувашской Республики.

Определением суда от 17.01.2017 к участию в деле № А79-10644/2016 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике-Чувашии в лице его филиала.

Определением суда от 20.04.2017 к участию в деле № А79-10644/2016                      в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Чувашской Республики.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и письменным пояснениям к нему.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании, своих представителей в суд                             не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123, 156 и части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 по делу № А79-13922/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.12.2013, установлены следующие обстоятельства в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежащие доказыванию при рассмотрении настоящего дела.

На основании постановления администрации г. Чебоксары от 15.10.1997                № 1767 Фонду помощи беженцам и вынужденным переселенцам Чувашской Республики на период строительства индивидуальных жилых домов в районе пересечения улиц Гражданской и Эльменя в г. Чебоксары предоставлен в аренду сроком на 5 лет (до 2002 года) земельный участок площадью 70 000 кв.м.

Распоряжением от 28.01.2004 № 266-р администрация г. Чебоксары внесла изменения в постановление от 15.10.1997 № 1767 в части названия арендатора земельного участка на общественную организацию «Фонд помощи вынужденным переселенцам» (далее – Фонд), а также уточнила площадь земельного участка на 67477 кв.м и срок аренды - до 25.10.2007.

23 января 2004 года Инспекция Госархстройнадзора Минстроя Чувашской Республики выдала Фонду разрешение № 5 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству группы многоквартирных жилых домов поз. 1, 2, 3, 5, 6, 7 «со встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками, пристроя к жилому дому позиция 1, 8, 9, 10, 11 и детского сада поз. 14».

Срок действия разрешения устанавливался до 01.01.2006, действие разрешения продлевалось до завершения строительства жилого дома позиция 6, до 31.12.2010; для завершения строительства жилых домов позиция 5, 6, до 01.01.2011.

Распоряжением администрации г. Чебоксары от 25.09.2009 № 3996-р утвержден проект застройки микрорайона «Байконур» ЮЗР г. Чебоксары.

Выделенный изначально Фонду земельный участок площадью 70000 кв.м был разделен на несколько земельных участков, в том числе земельный участок площадью 2072 кв.м с кадастровым номером 21:01:010901:49, который также являлся объектом аренды.

Распоряжениями органа местного самоуправления от 26.04.2011 № 1010-р, от 08.11.2011 № 2939-р Фонду продлевались сроки аренды земельного участка площадью 2072 кв. м по ул. Гражданской для завершения строительства детского сада (поз. 14) до 13.10.2011 и до 06.10.2012, а также заключался договор аренды земельного участка от 26.05.2011 № 105/4933-М и подписывался договор (без номера без даты) аренды земельного участка сроком до 06.10.2012.

В декабре 2010 года администрация г. Чебоксары проинформировала заявителя об отсутствии в ближайшие годы финансирования на строительство детского сада и потребности в строительстве детского сада на 100 мест, а не на 200 мест (как планировалось).

С учетом этих обстоятельств ООО «Проектное бюро «Байконур-Чебоксары» внесло изменения в проектную документацию.

Письмом от 20.07.2011 № 849 главный архитектор г. Чебоксары сообщил Фонду о согласовании измененного проекта планировки территории для строительства вместо здания детского сада многоквартирного жилого дома с пристроенным детским садом.

Письмами от 18.08.2011 № 730, от 28.09.2011 № 767, от 18.11.2011 № 864,  от 28.11.2011, № 892, от 21.12.2011 № 936, от 19.01.2012 № 29, от 02.02.2012 № 37, от 01.03.2012 № 86, от 15.11.2012 № 393 Фонд обращался в администрацию                   г. Чебоксары с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка под размещение многоквартирного дома (поз. 14) с пристроенным детским садом (поз. 11) в целях дальнейшего внесения изменений в договор аренды земельного участка и получения разрешения на строительство, в выдаче которого ему было отказано.

Письмом от 31.08.2012 № 316 Фонд обратился в администрацию                                 г. Чебоксары с просьбой провести публичные слушания по вопросу строительства многоквартирного жилого дома с квартирами эконом-класса (поз. 14) с пристроенным детсадом (поз. 11) комплекса жилых домов микрорайона «Байконур».

02 октября 2012 года администрация г. Чебоксары издала распоряжение                  № 325, которым заявителю предложено приступить к подготовке документации по планировке территории микрорайона «Байконур» ЮЗР г. Чебоксары и направить подготовленный проект планировки территории в администрацию г. Чебоксары              на рассмотрение и принятие решения о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории.

В декабре 2012 года в рамках дела № А79-13922/2012 Фонд обратился в суд с требованием о признании недействительным постановления администрации                  г. Чебоксары от 02.10.2012 № 325 «О подготовке документации по планировке территории» и незаконными действий администрации г. Чебоксары, выразившихся в отказе выдать градостроительный план земельного участка площадью 2072 кв. м, кадастровый номер 21:01:010901:49, расположенного по адресу: г. Чебоксары,                 ул. Гражданская, для строительства многоквартирного жилого дома.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии                            от 27.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.02.2013 отменено с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Фонда.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 постановление от 08.05.2013 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании заявления администрации г. Чебоксары. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 решение суда от 27.02.2013 оставлено без изменения.

В рамках дел № А79-9460/2012 и № А79-3213/2013 администрация                          г. Чебоксары обращалась в арбитражный суд с исками об освобождении земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Гражданская, путем демонтажа самовольно возведенных конструкций и построек.

Решениями Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии                           от 02.11.2012 и от 25.06.2013, оставленными без изменений постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 и от 15.11.2013 соответственно, а также постановлениями Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2013 и от 24.02.2014 соответственно, в удовлетворении исковых требований отказано.

В марте 2014 года в рамках дела №А79-1657/2014 администрация                           г. Чебоксары обратилась в арбитражный суд с иском  к общественной организации «Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики» о признании объекта недвижимости, расположенного на вышеуказанном земельном участке самовольной постройкой и обязании снести ее.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.08.2014, оставленным без изменений постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.

В октябре 2013 года общественная организация «Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики» обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике-Чувашии восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 21:01:010901:49.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 17.03.2014 по делу № А79-8967/2013, оставленным без изменений постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 и  Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.01.2015 признан незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике-Чувашии, выраженный в письме №3789 от 30.10.2013, в восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 21:01:010901:49 площадью 2072 кв.м., расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гражданская. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике-Чувашии восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 21:01:010901:49 площадью 2072 кв.м., расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гражданская..

Предметом рассмотрения данного дела является отказ администрации                      г. Чебоксары в формировании и в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, площадью 2072 кв.м., расположенном по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. А. Королева, (позиция 14).

Как следует из материалов дела, 24.08.2016 ЖСК «Сокол» обратилось в администрацию г. Чебоксары  с заявлением № 37 от 23.08.2016 как собственник многоквартирного жилого дома по адресу: г. Чебоксары, ул. А. Королева, д. 15 (позиция 14), с предложением:

- сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом для целей эксплуатации многоквартирного 8-этажного жилого дома и объектов его благоустройства,

- выдать градостроительный план земельного участка с приложением к нему кадастрового паспорта земельного участка, сформированного по пункту 1 для целей размещения эксплуатации многоквартирного жилого дома и его принадлежностей (объектов благоустройства);    

- присвоить (утвердить) адрес дома построенной позиции №14 адрес:                      г. Чебоксары, ул. А. Королева, дом 15,

- выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

К данному письму было приложены договоры аренды и кадастровые паспорта на землю, согласованный администрацией г. Чебоксары эскиз проекта планировки, разрешение на производство строительно-монтажных работ, документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и требованиям безопасности (заключение эксперта), приказ и присвоении адресов по дому, технический паспорт, схему расположения построенного, реконструированного объекта капитального строительства на земельном участке, технический план объекта капитального строительства.

Письмом от 30.08.2016 №12130 администрация г. Чебоксары в лице  Управления архитектуры и градостроительства г.Чебоксары отказало в выдаче градостроительного плана земельного участка, присвоении адреса и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указав на отсутствие оформления права пользования земельным участком, а также на то, что формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка для эксплуатации жилого дома  возможны после представления утвержденного проекта межевания территории. Выдача градостроительного плана земельного участка, присвоение адреса и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию соответственно возможны после оформления права пользования земельным участком.   

Администрация г. Чебоксары  в письме № 15982 от 18.10.2016 также указала, что ОО «Фонд помощи вынужденным переселенцам Чувашской Республики» разрешение на строительство не выдавалось.

Посчитав, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка и отказ в выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявленные требования ЖСК «Сокол» подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в числе других документов прилагается градостроительный план земельного участка.

В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Администрация г. Чебоксары в лице Управления архитектуры и градостроительства г.Чебоксары в письме от 30.08.2016 №12130 отказала в выдаче градостроительного плана земельного участка, присвоении адреса и выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, указав, на отсутствие оформления права пользования земельным участком и утвержденного проекта межевания территории.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

По смыслу части 5 статьи 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что подготовка градостроительных планов выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В силу части 3 данной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГрК РФ).

Градостроительный план земельного участка является документом, входящим в состав формируемого в установленном порядке дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, которое открывается на каждый земельный участок (часть 5 статьи 56 ГрК РФ).

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 20 статьи 45 ГрК РФ).

Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, регламентирован статьей 46 ГрК РФ. В части 17 данной статьи предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Возможность отказа органами местного самоуправления по каким-либо причинам в выдаче градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства участкам ГрК РФ не предусмотрена.

Порядок предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков установлен в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, утвержденном постановлением администрации города Чебоксары №2725 от 06.10.2016 (далее - Административный регламент).

Исчерпывающий перечень документов для предоставления муниципальной услуги содержится в пункте 2.6 Административного регламента.

В силу пункта 2.10 Административного регламента отказ в предоставлении муниципальной услуги осуществляется по следующим причинам:

- отсутствие документов, перечисленных в подразделах 2.6, 2.7 Административного регламента, необходимых для предоставления муниципальной услуги;

- несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

- несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

- невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) могут быть представлены с сопроводительным письмом в администрацию города Чебоксары, МФЦ, а также - почтовым отправлением либо могут быть направлены в электронной форме.

Указанный перечень является исчерпывающим.

В пункте 2.3 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления муниципальной услуги является выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Судом установлено, что администрация г. Чебоксары мотивировала отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка отсутствием оформления права пользования земельным участком и утвержденного проекта межевания территории.

Пункт 2.10 Административного регламента не содержит подобного основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация г. Чебоксары не обосновала законность указанных требований со ссылкой на нормы действующего законодательства.

С учетом изложенного суд делает вывод о том, что законодательство о градостроительной деятельности, в том числе и перечисленные нормы права, не предусматривает истребование у обратившегося лица дополнительных документов, в том числе проекта межевания территории, не предусмотренных пунктом 2.6 Административного регламента.

Право пользование земельным участком и разрешение на строительство подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делу №А79-1657/2014, которыми было установлено, что право аренды на указанный земельный участок не прекращалось.

Таким образом, администрация г. Чебоксары в ходе рассмотрения дела                            не представила доказательства, как того требуют статьи 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в обоснование законности отказа в выдаче градостроительного плана.

Законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана со ссылкой на Градостроительный кодекс Российской Федерации  администрация г. Чебоксары не привела, следовательно, администрация г. Чебоксары в установленные сроки не выполнила действия, необходимость совершения которых предписана законодательством, что свидетельствует о нарушении статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя и является основанием для удовлетворения требований последнего.

Также заявителем оспорен отказ администрации г. Чебоксары в формировании земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. для целей эксплуатации здания многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары.

Так, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации   предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 названной нормы права органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для достижения указанных целей на уполномоченные органы возложены обязанности принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявление в уполномоченный орган публичной власти, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании названного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Судом установлено, что, обращаясь с заявлением от 23.08.2016 №37, в том числе о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом №15 по ул. А. королева г. Чебоксары (поз. №14) для целей эксплуатации многоквартирного 8-этажного жилого дома и объектов его благоустройства (код по классификатору 2.5), ЖСК «Сокол» представило все необходимые документы, в том числе согласованный администрацией г. Чебоксары эскиз проекта планировки и кадастровые паспорта земельного участка, указал предполагаемые размеры земельного участка, его местоположение, цель использования и вид испрашиваемого права.

Оценив, вышеуказанные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ,          суд, руководствуясь нормами статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации  и пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признает доводы заявителя обоснованными, а заявленные требования подлежат удовлетворению: оспариваемый отказ администрации города Чебоксары Чувашской Республики, изложенный в письме от 30.08.2016 № 12130, в формировании земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, является незаконным, нарушающим права и законные интересы ЖСК «Сокол» при осуществлении им деятельности.

Кроме этого, Администрация г. Чебоксары в порядке ч. 1 ст. 65 АПК РФ не доказало обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а именно: не доказало факт невозможности формирования участка, следовательно, не доказало, изложенные в оспариваемом письме основания к отказу – об отсутствие разрешения на строительство и оформленного права собственности на пользование земельным участком.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Возможность отказа органами местного самоуправления по каким-либо причинам в выдаче градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства участкам Градостроительным кодексом Российской Федерации             не предусмотрена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности  решения администрации города Чебоксары Чувашской Республики, указанного в письме от 30.08.2016 № 12130, в формировании земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. для целей эксплуатации здания многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары, отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. и отказа в выдаче разрешения на ввод дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары в эксплуатацию, указанного в заявлении от 23.08.2016 № 37. 

Суд обязывает администрацию города Чебоксары Чувашской Республики                         в тридцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу осуществить формирование земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. для целей эксплуатации здания многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары, утвердить и выдать градостроительный план на  земельный участок с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. и выдать разрешение на ввод дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары эксплуатацию. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп. суд относит на администрацию г. Чебоксары.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 21 000 руб. 00 коп.  подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса  Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 – 170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление жилищно-строительного кооператива «Сокол»  (ИНН 2130112870, ОГРН 1122130015589) удовлетворить полностью. 

Признать незаконным решение администрации города Чебоксары Чувашской Республики, указанного в письме от 30.08.2016 № 12130,                                 в формировании земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. для целей эксплуатации здания многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары, отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. и отказа в выдаче разрешения на ввод дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары в эксплуатацию, указанного в заявлении от 23.08.2016 № 37. 

   Обязать администрацию города Чебоксары Чувашской Республики                         в тридцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу осуществить формирование земельного участка с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. для целей эксплуатации здания многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары, утвердить и выдать градостроительный план на  земельный участок с кадастровым номером 21:01:010901:49, общей площадью 2072 кв.м. и выдать разрешение на ввод дома № 15 по ул. Академика Королёва (позиция 14) микрорайон «Байконур» г.Чебоксары эксплуатацию. 

Взыскать с администрации города Чебоксары Чувашской Республики                       в пользу жилищно-строительного кооператива «Сокол» расходы по уплате государственной пошлины  в размере 3 000 руб. 00 коп. (Три тысячи руб. 00 коп.)  

Возвратить жилищно-строительному кооперативу «Сокол» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 21 000  руб. 00 коп. (Двадцать одна тысяча руб. 00 коп.) по платежному поручению от 14.09.2016 № 141.  

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

Судья

А.А. Афанасьев