АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-11153/2012
16 ноября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2012 года.
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 28.05.2012,
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – не было,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не проведено обучение водителя ФИО3 по ежегодной 20-тичасовой программе в 2011-2012 г.г. (зачетные книжки или зачетная ведомость о проведении обучения не представлены, подтверждающий документ отсутствует); не организовано проведение стажировки на маршруте № 33 г. Чебоксары (отсутствует подтверждающий документ, водитель - ФИО3); не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителя (путевые листы № 78 от 13.07.2012, № 79 от 16.07.2012, № 80 от 18.07.2012, № 81 от 19.07.2012); не организован контроль за своевременным прохождением водительским составом периодических медицинских освидетельствований (отсутствует подтверждающий документ, водитель - ФИО3); не организован контроль технического состояния автобуса по возвращении в гараж (отсутствует журнал учета технического состояния автобуса при выезде на линию и по возвращении с линии; путевые листы № 78 от 13.07.2012, № 79 от 16.07.2012, № 80 от 18.07.2012, № 81 от 19.07.2012); не организован контроль за соблюдением периодического технического обслуживания автотранспорта, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО, отсутствует журнал учета проведения техобслуживания и ремонта автотранспорта; путевая документация ведется с нарушениями (сведения о собственнике транспортного средства: почтовый адрес указан не полностью (не указаны название улицы, номер дома, номер квартиры, отсутствует номер телефона); сведения о транспортном средстве: отсутствует в государственном регистрационном знаке принадлежность к региону; в заголовочной части путевого листа отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя - путевые листы № 78 от 13.07.2012, № 79 от 16.07.2012, № 80 от 18.07.2012, № 81 от 19.07.2012), журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя не ведется; на установленных контрольных пунктах маршрута не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов; не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД, не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД.
На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в суд не явился, своего представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается без его участия в силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Управления в судебном заседании просила суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении от 13.09.2012.
Заслушав представителя Управления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.07.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 30921321900013.
04 августа 2009 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011261 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 04.08.2014.
Из материалов дела следует, что уполномоченным должностным лицом Управления на основании приказа № 1094/л от 24.07.2012 проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.
По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не проведено обучение водителя ФИО3 по ежегодной 20-тичасовой программе в 2011-2012 г.г. (зачетные книжки или зачетная ведомость о проведении обучения не представлены, подтверждающий документ отсутствует); не организовано проведение стажировки на маршруте № 33
г. Чебоксары (отсутствует подтверждающий документ, водитель - ФИО3); не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителя (путевые листы № 78 от 13.07.2012, № 79 от 16.07.2012, № 80 от 18.07.2012, № 81 от 19.07.2012); не организован контроль за своевременным прохождением водительским составом периодических медицинских освидетельствований (отсутствует подтверждающий документ, водитель - ФИО3); не организован контроль технического состояния автобуса по возвращении в гараж (отсутствует журнал учета технического состояния автобуса при выезде на линию и по возвращении с линии; путевые листы № 78 от 13.07.2012, № 79 от 16.07.2012, № 80 от 18.07.2012, № 81 от 19.07.2012); не организован контроль за соблюдением периодического технического обслуживания автотранспорта, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО, отсутствует журнал учета проведения техобслуживания и ремонта автотранспорта; путевая документация ведется с нарушениями (сведения о собственнике транспортного средства: почтовый адрес указан не полностью (не указаны название улицы, номер дома, номер квартиры, отсутствует номер телефона); сведения о транспортном средстве: отсутствует в государственном регистрационном знаке принадлежность к региону; в заголовочной части путевого листа отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя - путевые листы № 78 от 13.07.2012, № 79 от 16.07.2012, № 80 от 18.07.2012, № 81 от 19.07.2012), журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя не ведется; на установленных контрольных пунктах маршрута не организовано снятие показаний номеров и серий последних билетов; не организован учет ДТП, с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД, не проводятся ежемесячно сверки с ОГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств, и нарушений ПДД.
По результатам проверки 27.08.2012 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 000382
об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию 27.08.2012, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 27.08.2012.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В силу пункта 7 статьи 3 данного Закона лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, перечислены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров. В частности, к таким требованиям относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
(подпункт «з»).
Согласно статьям 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.5, 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок; организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами; обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что организация стажировки водителей, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей, проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей, регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.5, 3.2 указанного Положения в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Из пунктов 3, 5, 6, 12, 17 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона), сведения о транспортном средстве, в том числе, государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
Согласно пунктам 4, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств осуществляют учет дорожно-транспортных происшествий. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000382 от 27.08.2012. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем
ФИО1 согласно его письменным объяснениям в протоколе.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Суд отмечает, что по эпизодам, связанным с путевыми листами № 78 от 13.07.2012, № 79 от 16.07.2012, № 80 от 18.07.2012, № 81 от 19.07.2012, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Вместе с тем по остальным фактам, указанным в протоколе об административном правонарушении № 000382 от 27.08.2012 и в заявлении
№ 01-18/2996 от 13.09.2012, сроки давности привлечения предпринимателя к административной ответственности не пропущены.
При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол составлен в присутствии предпринимателя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ему разъяснены.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, с учетом впервые привлечения к административной ответственности и признания вины в совершении административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. Урмаево, Комсомольского района Чувашской Республики, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 10.07.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 30921321900013, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.А. Афанасьев