ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-11705/2010 от 03.02.2011 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-11705/2010

08 февраля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2011

Мотивированное решение изготовлено 08.02.2011

Арбитражный суд Чувашской Республики под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скворцовой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Текстильмаш» (г. Чебоксары, пр. Машиностроителей, дом 1) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском Федеральном округе (г. Нижний Новгород, Высоковский проезд, дом 22) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 13.11.2010 №32-10-450/1/пн,

третье лицо – Арсентьев Владимир Иванович,

при участии: представителя заявителя - Сивова А.А., по доверенности от 06.12.2010 №36/445, третьего лица - Арсентьева В.И.,

установил:

открытое акционерное общество «Текстильмаш» обратилось в суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском Федеральном округе о признании незаконным и отмене постановления от 13.11.2010 № 32-09-208/ап.

В качестве третьего лица указан Арсентьев Владимир Иванович.

В заявлении указывается, что оспариваемым постановлением Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в ПФО ОАО «Текстильмаш» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Считает, что при принятии постановления административным органом не дана оценка характеру и размеру ущерба, причиненного административным правонарушением, а также не выявлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Так, производство по делу было возбуждено по заявлению Арсентьева В.И., являющегося акционером ОАО «Текстильмаш», и владеющего 0,81% акций. При этом не было принято во внимание, что 31,71% акций ОАО «Текстильмаш» принадлежит государству. Поэтому принятым в отношении заявителя постановлением нанесен ущерб и государству.

В судебном заседании представитель заявителя указывает, что в поданном в суд заявлении допущена опечатка при указании номера оспариваемого постановления. Просит суд признать незаконным и отменить постановление от 13.11.2010 №32-10-450/1/пн. В судебном заседании привел доводы, изложенные в заявлении и письменных пояснениях. Полагает, что содеянное ОАО «Текстильмаш» правонарушение является малозначительным ввиду отсутствия ущерба для предприятия и государства. Указывает, что административным органом при вынесении обжалуемого постановления не учтены смягчающие ответственность обстоятельства, а также то, что обществом в последующем допущенные правонарушения частично были устранены.

Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного слушания (почтовое уведомление №007370) Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском Федеральном округе не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание.

Отзывом от 02.02.2011 №ЕЛ-04/489 считает доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывает, что ОАО «Текстильмаш» признано нарушившим часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ вследствие нераскрытия информации, предусмотренной законодательством РФ, раскрытия неполной, недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации в составе ежеквартальных отчетов эмитента за 2 - 4 кварталы 2009 года, а также раскрытия неполной информации об аффилированных лицах. Обществу назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 15.19 КоАП РФ. На момент рассмотрения дела административным органом не установлены смягчающие ответственность обстоятельства. Правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку совершенное обществом деяние существенным образом нарушает права акционера Арсентьева В.И. на получение информации о деятельности общества, свободный доступ к которой гарантирован законом.

Третье лицо – Арсентьев В.И. – в ходе судебного заседания и отзывом от 31.01.2011 отклонил требования заявителя. Указывает на отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность. По мнению Арсентьева В.И., общество является злостным правонарушителем, обжалуемым постановлением установлено 150 эпизодов правонарушений, а также 24 эпизода, по которым истек срок давности привлечения лица к ответственности. Совершенное обществом противоправное деяние нарушает его права как акционера, ему причинен убыток в размере, пропорциональном доле участия в уставном капитале ОАО «Текстильмаш».

В порядке статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить спор в отсутствие не явившего представителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском Федеральном округе по имеющимся в деле документам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, проанализировав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в ПФО поступила жалоба акционера ОАО «Текстильмаш» Арсентьева Владимира Ивановича, на основании которой в отношении общества была проведена камеральная проверка по соблюдению законодательства о совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью, а также к раскрытию информации на рынке ценных бумаг.

По итогам рассмотрения заявления акционера Арсентьева В.И. и проверки содержащихся в нем сведений сотрудники административного органа выявили, что в ходе раскрытия обществом информации в форме ежеквартального отчета эмитента за 2 - 4 кварталы 2009 (опубликованы в сети Интернет по адресу: http://www.1registrator.nnov.ru/news/ 30.12.2009, 16.11.2009, 12.02.2010 соответственно), ОАО «Текстильмаш» допустило следующие нарушения:

- раскрытие информации с нарушением установленного порядка (пункт 1.1 постановления);

- раскрытие информации не в полном объеме (пункты 1.4, 1.5, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12, 1.24, 1.27 постановления);

- раскрытие недостоверной и (или) вводящей в заблуждение информации (пункты 1.6, 1.9, 1.15, 1.18, 1.19, 1.20, 1.21, 1.23, 1.25, 1.28 постановления);

- нераскрытие информации, раскрытие которой предусмотрено законодательством РФ (пункты 1.7, 1.13, 1.14, 1.16, 1.17, 1.22, 1.26., 1.29).

Кроме того, списки аффилированных лиц общества по состоянию на 31.12.2009, 31.03.2010, 30.06.2010, опубликованные в сети Интернет по адресу: http://www.1registrator.nnov.ru/news/, не отражают полную информацию об аффилированных лицах ОАО «Текстильмаш».

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении от 14.10.2010 № 32-10-3631/пр-ап.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель Регионального отделения вынес постановление от 13.11.2010 № 32-10-450/1/пн о привлечении Общества к ответственности в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

Из материалов административного дела следует и судом установлено, что ОАО «Чайка» раскрыло на рынке ценных бумаг информацию о своей кредитной истории в составе годового отчета за 2008 год, опубликованного на странице в сети Интернет, и ежеквартального отчета за 1 квартал 2009 года, опубликованного на странице в сети Интернет и представленного в регистрирующий орган, в разделе «Кредитная история» которых была указана недостоверная и вводящая в заблуждение информация относительно имеющихся у общества займов, а также относительно суммы задолженности ОАО «Чайка» по договору займа, заключенному 19.09.2006 с Курицыной С.А.

Таким образом, общество допустило раскрытие на рынке ценных бумаг информации не в полном объеме, а также недостоверной и вводящей в заблуждение информации.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации, сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а также иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общество обязано осуществлять раскрытие информации о ценных бумагах, в том числе в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг в целях обеспечения доступности всем заинтересованным в этом лицам. Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.

При этом, состав информации, подлежащей раскрытию на рынке ценных бумаг, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Во исполнение данной нормы приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение о раскрытии).

В соответствии с пунктом 5.1 Положения о раскрытии ОАО «Текстильмаш» обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

Согласно пункту 5.4 Положения о раскрытии в случае, если утверждение ежеквартального отчета предусмотрено уставом (учредительными документами) или иными внутренними документами эмитента, ежеквартальный отчет должен быть утвержден в соответствии с такими документами эмитента.

Ежеквартальный отчет подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым полноту и достоверность всей информации, содержащейся в ежеквартальном отчете. Ежеквартальный отчет может быть подписан иными лицами, в том числе консультантами эмитента, аудитором, оценщиком, подтверждающими достоверность информации в указанной ими части ежеквартального отчета.

Ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно Приложению 10 к настоящему Положению (пункт 5.5).

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено Приложением 10 к настоящему Положению. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала (пункт 5.6).

Согласно пункту 1.12 Положения о раскрытии в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Как следует из материалов дела, при раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов эмитента за 2-4 кварталы 2009 года ООО «Текстильмаш» допустило следующие нарушения:

1) произвело раскрытие информации с нарушением установленного порядка (пункт 1.1 постановления – отчет за 2 квартал 2009 года подготовлен в соответствии с требованиями приложения № 11, а не приложения № 10 к Положению о раскрытии, что противоречит пункту 5.5 Положения);

2) произвело раскрытие информации не в полном объеме:

- пункт 1.4 постановления – в отчетах за 2-4 кварталы 2009 года отсутствуют сведения об исполнении обязательств по договору займа от 07.01.2007, заключенному с ЗАО «ВТФ «Тестильмаш»;

- пункт 1.5 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 года отсутствует краткое описание истории создания и развития эмитента;

- пункт 1.8 постановления – в отчетах за 2-4 кварталы 2009 года не указана информация об органах, выдавших лицензии, изложена недостоверная информация относительно имеющихся лицензий;

- пункт 1.10 постановления – в отчетах за 2-3 кварталы 2009 года неполно раскрыта информация о размере и структуре капитала, оборотных средствах эмитента);

- пункт 1.11 постановления - в отчетах за 2-3 кварталы 2009 года неполно раскрыта информация о нематериальных активах эмитента;

- пункт 1.12 постановления - в отчетах за 2-3 кварталы 2009 года содержится недостоверная информация о коллегиальном исполнительном органе и его составе, в отчете за 2 квартал 2009 года содержится неполная информация о составе органов управления;

- пункт 1.24 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 годы раскрыта неполная информация о порядке созыва и проведения собрания высшего органа управления эмитента; в отчете за 2 квартал 2009 года не раскрыта информация о порядке созыва и проведения собрания высшего органа управления эмитента;

- пункт 1.27 постановления - в отчетах за 2-4 кварталы 2009 года содержится неполная информация о каждой категории (типе) акций Общества.

3) общество разместило недостоверную и (или) вводящую в заблуждение информацию:

- пункт 1.6 постановления – в отчете за 3 квартал 2009 года содержится противоречивая информация по объему выручки за отчетный период;

- пункт 1.9 постановления – в отчетах за 2-4 кварталы 2009 года имеется недостоверная информация о наличии дочерних и зависимых обществ;

- пункт 1.15 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 содержится недостоверная информация об общем количестве номинальных держателей акций эмитента;

- пункт 1.18 постановления - в отчетах за 3-4 кварталы 2009 года не указаны сделки, в совершении которых имеется заинтересованность;

- пункт 1.19, 1.20 постановления – в отчете за 3 квартал 2009 года отражена недостоверная информация о наличии у общества годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год, 3 квартал 2009 года составленной в соответствии с МСФО;

- пункт 1.21 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 содержится несоответствующая действительности информация о стоимости зданий и сооружений и величине начисленной амортизации; в отчете за 2 квартал 2009 года указанная информация отсутствует;

- пункт 1.23 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 года не отражена информация о формировании и использовании резервного и иных фондов эмитента;

- пункт 1.25 постановления – в отчете за 2 квартал 2009 года не раскрыты сведения о коммерческих организациях, в которых эмитент владеет не менее, чем 5 процентами уставного капитала либо не менее, чем 5 процентами обыкновенных акций; в отчетах за 3-4 кварталы 2009 года содержатся недостоверные сведения относительно наличия таких коммерческих организаций;

- пункт 1.28 постановления – в отчете за 2 квартал 2009 года отсутствует информация о выпусках, ценные бумаги которых находятся в обращении, в отчете за 3 квартал 2009 года содержится недостоверная информация о наличии таких выпусков.

4) общество не раскрыло информацию, раскрытие которой предусмотрено законодательством РФ:

- пункт 1.7 постановления – в пункте 3.2.3 отчета за 3 квартал 2009 года и пункте 4.2.3 отчета за 2 квартал 2009 не раскрыта информация о доле импорта в поставках материалов и товаров эмитенту, не даны прогнозы в отношении доступности источников приобретения и возможных альтернативах;

- пункт 1.13 постановления – в отчетах за 2-4 кварталы 2009 года отсутствует информация об органах контроля за финансово – хозяйственной деятельностью эмитента;

- пункт 1.14 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 года не содержатся сведения об обязательствах эмитента перед сотрудниками, касающихся их участия в уставном капитале эмитента;

- пункт 1.16 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 года отсутствуют сведения об акционерах общества, владеющих не менее 5 и 20 процентами уставного капитала общества (обыкновенных акций);

- пункт 1.14 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 года не указано об ограничении на участие в уставном капитале эмитента и изменениях в составе и размере участия акционеров эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций;

- пункт 1.22 постановления – в отчетах за 3-4 кварталы 2009 года отсутствует информация о размере и структуре уставного капитала общества;

- пункт 1.26 постановления – в отчете за 2 квартал 2009 года не раскрыта информация о совершенных обществом существенных сделках;

- пункт 1.29 постановления – в отчетах за 2-4 кварталы 2009 года не отражены сведения о законодательных актах, регулирующих вопросы импорта и эксперта капитала, способных повлиять на выплату дивидендов, процентов и других платежей нерезидентам, сведения о порядке налогообложения доходов по размещенным и размещаемым эмиссионным ценным бумагам эмитента, сведения об объявленных и выплаченных дивидендах по акциям эмитента, а также о доходах по облигациям эмитента.

В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Федерального закона «Об акционерных обществах» общество обязано вести учёт его аффилированных лиц и представлять отчётность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 8.5.1 Положения о раскрытии список аффилированных лиц должен содержать не только сведения, известные Обществу, но и сведения, которые должны быть ему известны.

Однако, из материалов дела видно, что по состоянию на 31.12.2009, 31.03.2010, 30.06.2010 в сети Интернет (http://www.1registrator.nnov.ru/news/) открытым акционерным обществом «Текстильмаш» были опубликованы не полные списки его аффилированных лиц.

Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Ответственность за совершение данного правонарушения влечет назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель суду не представил безусловные доказательства в обоснование своих требований, свидетельствующие об оспаривании им вменяемых эпизодов правонарушений по существу.

Довод представителя заявителя о неприменении административным органом при вынесении постановления смягчающих ответственность обстоятельств отколется судом, поскольку административным органом при назначении наказания учтен характер совершенного обществом правонарушения, фактические обстоятельства дела и назначен административный штраф в минимальном размере – 700 000 руб., что отвечает требованиям части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

При этом содеянное открытым акционерным обществом «Текстильмаш» правонарушение не может быть признано судом малозначительным по следующим основаниям.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Так, пунктами 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий. Заявитель как специальный субъект права (ОАО) обязан был не допустить раскрытие на рынке ценных бумаг недостоверной, неполной и вводящей в заблуждение информации.

Введение акционеров с заблуждение посредством раскрытия в сети Интернет ежеквартальных отчетов, содержащих недостоверную либо неполную информацию, нарушает право акционеров на получение информации о финансовом положении общества, а также создает препятствия для защиты акционерами своих прав в установленном законом порядке.

Открытым акционерным обществом «Текстильмаш» суду не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств совершения вменяемого правонарушения, имеющих исключительный характер и позволяющих квалифицировать совершенное деяние в качестве малозначительного.

Исходя из заявления ОАО «Текстильмаш» и действий общества по обжалованию постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском Федеральном округе следует, что обществом не осознается противоправный характер поведения, а также степень угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершенное деяние посягает на установленный порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а также совершения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность.

Санкция в оспариваемом постановлении назначена по низшему пределу, установленному вменяемой статьей КоАП РФ, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах совершения правонарушения.

На основании изложенного оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

открытому акционерному обществу «Текстильмаш» г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском Федеральном округе г. Нижний Новгород от 13.11.2010 №32-10-450/1/пн.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

Решение также может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий судья А.Т. Михайлов