ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-12958/18 от 24.07.2019 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-12958/2018

Резолютивная часть решения оглашена 24.07.2019.

Арбитражный суд в составе:

судьи Щетинкина А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С.В.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью Строительная фирма «Инвест-ЛАД»,  г. Новочебоксарск, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к    Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное),   г. Новочебоксарск, ОГРН <***>, ИНН <***>,

о признании незаконным решения от 23.10.2018 № 015V12180000268/32 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.02.2019, ФИО2 по доверенности от 28.02.2019;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 28.05.2019

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная фирма «Инвест-ЛАД» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) (далее – Управление) о признании незаконным решения от 23.10.2018
№ 015
V12180000268/32 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Оспариваемым решением Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате  занижения базы для начисления  страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий в виде штрафа в размере 30776,14 руб., начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 8429,80 руб., Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и обязательное медицинское страхование в сумме 153880,51 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.

Заявитель оспаривает решение в части выплаченных пособий, так как выплаченные пособия, по мнению заявителя,  не имеют отношения к заработной плате, не являются выплатами компенсационного или стимулирующего характера, расходы, понесенные Обществом в счет начисления страховых взносов и не принятые к зачету, являются неуплаченными страховыми взносами, отсутствуют основания для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Фонд).

Представитель заявителя поддержала заявленные требования.

Представитель Управления просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.

            На основании статьи 123, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

            Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

            Как установлено материалами дела, на основании решения от 31.07.2018 № 015V01180000277/32, Управлением проведена выездная проверка правильности  исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

По результатам проверки составлен акт от 28.09.2018 №015V10180000325/32, принято решение от 23.10.2018 №015V12180000268/32, согласно которому Общество  привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 27.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон  № 212-ФЗ, Закон о страховых взносах) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа  в размере 30 776 руб. 14 коп.; начислены пени в размере 6 901 руб. 18 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период декабрь 2016 года в размере 1 528 руб. 62 коп., Обществу предложено уплатить недоимку  по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 153 880 руб. 51 коп.; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.

Несогласие с принятым решением послужило основанием для обращения Общества в суд с соответствующим заявлением.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выявленные нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, регулировал отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

 Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ), в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом № 255-ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 части 1 статьи 2.1 Закона № 255-ФЗ).

По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 1, 2 статьи 4.6 Закона № 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 23.11.2015 № 304-КГ15-14441, суммы не принятых страховщиком к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не могут быть автоматически квалифицированы в качестве выплат в пользу работников в рамках трудовых отношений, и, соответственно, на них не подлежат начислению страховые взносы по всем видам страхового обеспечения.

Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд проводил проверку Общества совместно с государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии.

В ходе  проведения проверки Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательных  и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному  страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо  не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 533 816 руб. 79 коп., в том числе 3 886 руб. 88 коп. – пособие по временной нетрудоспособности, 529 929 руб. 91 коп. – пособие по уходу за ребенком.

В ходе проверки Фондом установлено, что страхователем допущены нарушения при исчислении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет при работе на условиях неполного рабочего дня в отношении работников: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8. Вышеуказанные сотрудники были допущены к работе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с режимом неполного рабочего дня с оплатой труда пропорционально отработанному времени и с сохранением пособия по уходу за ребенком. Сотрудники ООО СФ «ИНВЕСТ-ЛАД» в связи с использованием отпуска по уходу за ребенком и сокращением рабочего времени получают 87% заработной платы, и государство в лице Фонда социального страхования возмещает им 40% среднего заработка, в итоге получается 127% заработной платы. Соответственно, при 8 часовом рабочем времени они бы получали 100% заработной платы, а при 7 часовом рабочем дне 127%.

В рассматриваемой ситуации пособие по уходу за ребенком, выплаченное наряду с заработной платой уже не является ее компенсацией, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, то есть, является их доходом, подлежащим включению в базу, облагаемую страховыми взно­сами на основании статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ.

Частью 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исходя из положений части 4 статьи 2 и статьи 13 Закона № 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения только при соблюдении соответствующих условий и наличие необходимых документов, оформленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов, либо на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, указанные суммы не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, которые на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ относятся к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами.

В связи с непринятием Фондом к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Управлением установлено, что Общество в 2015 и 2016 годах допустило занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 126615 руб. 05 коп. и обязательное медицинское страхование в сумме 27 265 руб. 46 коп.

 Таким образом, сумма начисленная работникам, не принятая к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 533 816 руб. 79 коп. не позволяет относить ее к числу государственных пособий, освобожденных от обложения страховыми взносами на основании статьи 9 Федерального закона №212-ФЗ и подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ на общих основаниях как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.

Основанием для доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования является справка о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения от 18.09.2018г. и реестр сведений о не принятых к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем с нарушениями требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному страхованию, либо не подтвержденных документами в установленном порядке. (Приложения № 1, 2 к акту выездной проверки от 28.09.2018 № 015V10180000325/32).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение статьи 15 Закона № 212-ФЗ Обществом не уплачены страховые взносы в сумме 153 663 руб. 71 коп., в том числе: на страховую пенсию — 117439 руб. 69 коп., в ФФОМС — 27224 руб. 66 коп., по дополнительному тарифу согласно части 2.1. статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ — 8999 руб. 36 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

При таких обстоятельствах, доначисление заявителю страховых взносов в размере 1528 руб. 62 коп., начисление пени всего в сумме 6901 руб. 18 коп., штрафа по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в сумме 30 776 руб. 14 коп. произведено Управлением правомерно.

Также из материалов дела следует, что в ходе проверки операций по расчетам с подотчетными лицами Управлением установлено, что подотчетным лицом ФИО9, состоящей в трудовых отношениях с ООО СФ «Инвест-Лад» был представлен авансовый отчет № 2 от 29.01.2015, в котором отсутствуют первичные документы, подтверждающие расход (не приложены кассовые чеки или квитанции, отражающие оплату данного товара соответственно на 800 руб.). Расходы приняты организацией к зачету на основании накладной № 2823 от 28.01.2015, т.е. без документального подтверждения факта оплаты на сумму 800,00 руб. Данная сумма отнесена к расходам и в базу для начисления страховых взносов не включена, в кассу организации не внесена. Данные выплаты из заработной платы вышеуказанного работника не удержаны. Авансовый отчет - это отчет подотчетного лица о расходовании средств, подтвержденный документами о расходе (оплате). Накладная свидетельствует об отгрузке и получении товара, а не подтверждает его оплату.

Между тем, в данной части заявитель не оспаривает решение Управления.

Довод заявителя о том, что выплаченные пособия  не имеют отношения к заработной плате, отклоняются судом.

Сотрудники Общества в связи с использованием отпуска по уходу за ребенком и сокращением рабочего времени получают 87% заработной платы, и государство в лице Фонда социального страхования должно возместить им 40% среднего заработка. Соответственно, при 8 часовом рабочем времени они бы получали 100% заработной платы, а при 7 часовом рабочем дне 127%, то есть такое пособие приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

Заявитель указывает, что Управление, начисляя страховые взносы на, не принятые к зачету, расходы, фактически начисляет их на недоимку по страховым взносам.

Между тем, данные доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Доказательств нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением заявитель суду не представил.

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

    обществу с ограниченной ответственностью - Строительная фирма «Инвест-ЛАД» отказать в удовлетворении заявления.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

Судья

А.В. Щетинкин