ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-154/2011 от 03.03.2011 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-154/2011

09 марта 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 марта 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красновым А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, <...>

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, <...>

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя – ФИО2 (от 01.01.2011); ФИО3 (дов. от 01.01.2011);

от предпринимателя - ФИО4 (дов. от 12.01.2011);

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что при транспортном контроле 10 декабря 2010 г. по адресу: <...>, выявлена эксплуатация автобуса с регистрационным номером <***> без специального разрешения (лицен­зии) при перевозке пассажиров на коммерческой основе по автобусному маршруту № 72 г. Чебоксары.

На основании изложенного заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Управления поддержали заявленные требования по пояснениям, изложенным в заявлении от 13.01.2011.

Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 вину не признал по доводам, изложенным в отзыве и дополнению к отзыву на заявление. Указал, что предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по заказу, необходимо соблюдать требования норм и правил, предъявляемые законом о лицензировании, при этом лицензии на осуществление деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортам не требуется.

В момент контроля сотрудниками УГАДН по ЧР 10.12.2010 г. предпринимателем осуществлялись не регулярные заказные перевозки пассажиров по заказному автобусному маршруту «Альгешево-Контур» организованному в соответствии с нормами действующего законодательства на основании заключенных договоров фрахтования, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112.

Представитель предпринимателя полагает, в действиях предпринимателя отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Чувашской Республики в Едином государственном реестре юридических лиц 28.09.2010 за основным государственным регистрационным номером <***>.

Главным государственным инспектором Управления 14.12.2010 вынесено определение №000067 о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении административного расследования. Данным определением предприниматель был приглашен для составления протокола об административном правонарушении на 11.01.2011 в Управление. Копия определения направлена по почте, получено 18.12.2010 согласно уведомлению №014978.

11.01.2011 в отсутствие надлежащим образом извещенного предпринимателя составлен протокол № 000659 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении с материалами проверки переданы в арбитражный суд с соответствующим заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Изучив доводы сторон суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что при транспортном контроле 10 декабря 2010 года по адресу: <...> выявлен факт осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 по перевозке пассажиров автобусом с регистрационным номером <***> по маршруту № 72 без лицен­зии.

Довод представителя предпринимателя об осуществлении перевозки пассажиров на основании договора фрахтования между ФИО5 и предпринимателем от 04.10.2010 судом не принимается в связи со следующим.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса Российской Федерации) по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Статьей 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта) предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования может включать в себя иные условия.

В случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

В представленном договоре фрахтования между ФИО5 и предпринимателем для перевозки пассажиров по заказу не отражено: круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство, сроки выполнения перевозки, размер платы за пользование транспортным средством, порядок до­пуска пассажиров для посадки в транспортное средство с учетом требований предусмотренных правилами перевозок пассажиров.

При перевозке по заказу неопреде­ленного круга лица взимания платы с указанных лиц не допускается. В пункте 2.2.1 договора фрахтования от 04.10.2010 также указывается, что вносить плату за использование автотранспортом обязан фрахтователь.

При перевозке пассажиров по маршруту №72 взимания платы за проезд с пассажиров осуществлялась водителем-предпринимателем автобуса. Посадочные талоны, выдаваемые пассажиру водителем, содержат обязательные реквизи­ты билетов (п. 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 под видом перевозки пассажиров по заказу осуществлялась регулярная перевозка пассажиров по маршруту № 72 «Контур – Альгешево».

Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 № 375-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав положением статьи 4, подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также о даче толкования положения пункта «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации». Согласно которой, статья 4 названного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относит виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Тем самым данное положение реализует названную конституционную норму, закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Перечень же видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, статья 4 оспариваемого Федерального закона не устанавливает: он содержится в статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», которая также предполагает, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в этот перечень (пункт 3).

Средства автомобильного транспорта относятся к источникам повышенной опасности (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть обладают вредоносными свойствами, проявление которых в процессе использования указанных средств полностью человеком не контролируется. Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом может повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан, а потому у законодателя могут быть разумные основания полагать, что максимально возможное снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан при осуществлении названной деятельности не может быть достигнуто без лицензирования, то есть разрешения предпринимателю осуществлять эту деятельность только после проверки его соответствия необходимым требованиям и условиям.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.

Факт осуществления ФИО1 предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек подтверждается протоколом № 000659 от 11.01.2011об административном правонарушении, рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения № 009403 от 10.12.2010, протоколом изъятия вещей и документов № 000028 от 10.12.2010, путевым листом № 10 от 10.12.2010, имеющимися в материалах дела фотоматериалами.

Довод предпринимателя о том, что лицензия на перевозку пассажиров в рассматриваемом случае не требуется в связи с осуществлением перевозки по заказу, судом отклоняется как основанный на ошибочном толковании норм материального права.Довод предпринимателя о том, что лицензия на перевозку пассажиров по заказу не требуется, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм материального права. Довод предпринимателя о том, что лицензия на перевозку пассажиров по заказу не требуется, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм материального права. Довод предпринимателя о том, что лицензия на перевозку пассажиров по заказу не требуется, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм материального права. Довод предпринимателя о том, что лицензия на перевозку пассажиров по заказу не требуется, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вина предпринимателя заключается в том, что он не принял все меры по соблюдению требований законодательства при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.

Отягчающих либо смягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ судом не установлено.

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего в <...> (ОГРНИП <***>), к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: Получатель – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), Банк получателя ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН – <***>, КПП – 213001001, ОКАТО – 97401000000 (г. Чебоксары), БИК – 049706001, КБК – 106 1 16 90040 04 0000 140, назначение платежа – Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Документы: путевой лист № 10, указатели, билеты – 4 шт., договор фрахтования от 04.10.10. – изъятые в соответствии с протоколом об изъятии вещей и документов № 000028 от 10.12.2010 возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1.

Вышеназванные вещи и документы находятся в Управлении государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

Судья А.В. Щетинкин