ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-2233/20 от 30.11.2020 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-2233/2020

декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в составе судьи Павловой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Донской И.А., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, 428004, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Президентский бульвар, д. 17

к обществу с ограниченной ответственностью «Гост-Бетон», 428037,
г. Чебоксары, Чувашская Республика, проезд Дорожный, д. 4, стр. 1, пом. 7, ОГРН 1182130012415, ИНН 2130206302

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – индивидуальный предприниматель Алексеев Александр Юрьевич, общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройсфера»,

при участии: представителя заявителя – Семенова Е.И., по доверенности от 07.09.2020 № 14/08-10042,

установил:

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – заявитель, Минстрой Чувашии) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гост-Бетон» (далее – ООО «Гост-Бетон», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы эксплуатацией Обществом объекта капитального строительства (2-этажное здание), расположенного по адресу: г. Чебоксары, Дорожный проезд, д. 4 стр. 1, без разрешения на ввод его в эксплуатацию, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Определениями суда от 26.05.2020, от 06.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ИП Алексеев Александр Юрьевич, ООО «СК «Стройсфера».

Определением суда от 22.10.2020 производство по делу
№ А79-2233/2020 приостановлено до вступления в законную силу решения Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики по гражданскому делу № 2-1814/2020.

Определением суда от 16.11.2020 производство по делу
№ А79-2233/2020 возобновлено.

В судебном заседании представитель Минстроя Чувашии заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Иные лица, участвующие в деле, о дате и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили, ходатайств не представили.

На основании статей 121, 123, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие данных лиц.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Федоров А.С. подал в Прокуратуру Калининского района г. Чебоксары заявление о самовольной реконструкции здания расположенного по адресу: г. Чебоксары, Дорожный проезд, д. 4 стр. 1, которое было перенаправлено в Минстрой Чувашии для рассмотрения.

В рамках рассмотрения данного обращения Минстроем Чувашии произведен осмотр вышеуказанного объекта.

Как следует из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.12.2019, вышеуказанный объект капитального строительства представляет собой двухэтажное нежилое здание. Снаружи здание обшито сайдингом светлого цвета. Крыша здания ломанная мансардная обшита профнастилом коричневого цвета. На окнах первого этажа установлены решетки. На фасаде здания установлены кондиционеры и спутниковая антенна. Перед входом в здание имеется вывеска с названием организации «СТРОЙСФЕРА». Высота первого этажа 2.51 м., высота второго этажа 2.40 м. На первом этаже расположены помещения отдела продаж, отдела снабжения, бухгалтерии, уборные. На стене первого этажа размещен информационный щит. Для доступа на второй этаж выполнена деревянная лестница с ограждением. Стены и потолки выполнены из гипсокартона и покрашены. На этаже размещены помещения отдела кадров, ПТО, приемной и несколько кабинетов с номерами, где в момент осмотра осуществлялась трудовая деятельность работников с применением оргтехники. В приемной на рабочем месте находился секретарь. Второй этаж подключен к сетям электроснабжения. В кабинетах и в коридорах горел свет, работает оргтехника: компьютеры, принтеры, телефоны, кофемашина. На втором этаже также расположена комната «6» для употребления пищи, с микроволновой печью, холодильником, электрическими чайниками и раковиной для мытья посуды. 

Письмом от 13.11.2019 № 14015 администрация г. Чебоксары, являющаяся уполномоченным органом местного самоуправления на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на территории г. Чебоксары подтвердило факт отсутствия разрешения на ввод по вышеуказанному объекту. В ходе осмотра Обществом также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представлено.

Согласно выписке из ЕГРН собственником здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, Дорожный проезд, д. 4 стр. 1, является Алексеев А.Ю. Из содержания вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 12.11.2019 № А79-11514/2019 следует, что между ИП Алексеевым А.Ю. и ООО «Гост-Бетон» заключен договор аренды на вышеуказанный объект от 01.02.2019. С ООО «Гост-Бетон» взыскан долг по арендной плате за август 2019 года в счет пользования арендованным имуществом. Кроме того, как следует из выписки ЕГРЮЛ ООО «Гост-Бетон» зарегистрировано в вышеуказанном здании по адресу:
г. Чебоксары, Дорожный проезд, д. 4 стр. 1, пом. 7, что подтверждает факт эксплуатации вышеуказанного объекта указанным юридическим лицом.

По данному факту 10.03.2020 Минстроем Чувашии в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении в области строительства № 12 по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении с материалами проверки переданы в арбитражный суд с соответствующим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту регламентированы положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Частью 2 статьи 55.24 ГрК РФ определено, что эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В случае если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции (часть 3 статьи 55.24 ГрК РФ).

На основании части 15 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

В силу части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; 1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; 4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом; 4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно; 4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Из совокупности приведенных норм следует, что эксплуатация объекта капитального строительства возможна только при наличии разрешения на его ввод в эксплуатацию.

По части 1 статьи 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Частью 5 статьи 9.5 предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

В пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснено, что согласно части 5 статьи 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ООО «Гост-Бетон» (арендатор) на основании договора аренды земельных участков и нежилых зданий от 01.02.2019 арендует у ИП Алексеева А.Ю. (арендодатель) нежилые помещения, расположенные на 1 этаже здания, расположенного по адресу:
г. Чебоксары, проезд Дорожный, д. 4.

Однако проверкой установлено, что эксплуатируемый объект капитального строительства представляет собой двухэтажное нежилое здание.

Доказательств выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по спорному объекту материалы дела не содержат.

Исключение, предусмотренное частью 15 статьи 55 ГрК РФ, когда разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, в рассматриваемом случае отсутствует.

Случаи, в которых не требуется выдача разрешения на строительство, установлены частью 17 статьи 51 ГрК РФ. Однако перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, рассматриваемый объект капитального строительства не входит.

Также решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 08.07.2020 и дополнительным решением от 21.08.2020 по делу № 2-1814/2020, апелляционным определением Верховного суда Чувашской Республики от 02.11.2020 по делу № 33-3819/2020 ИП Алексееву А.Ю., ООО «Гост-Бетон», ООО «СК «Стройсфера» запрещено эксплуатировать нежилое административное здание с условным номером 21:01:03:03:11:02:20594, расположенное по адресу: г. Чебоксары, Дорожный проезд, д. 4, до получения в установленном законом порядке решения администрации г. Чебоксары на ввод указанного объекта в эксплуатацию.

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в нарушение требований статьи 55 ГрК РФ ООО «Гост-Бетон» осуществляло эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Факт нарушения ООО «Гост-Бетон» требований законодательства в обозначенной сфере подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении в области строительства от 10.03.2020 № 12, письмом администрации г. Чебоксары от 13.11.2019, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.12.2019 и фототаблицей к нему, решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 08.07.2020 и дополнительным решением от 21.08.2020 по делу
№ 2-1814/2020, апелляционным определением Верховного суда Чувашской Республики от 02.11.2020 по делу № 33-3819/2020, договором аренды от 01.02.2019.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Следовательно, ООО «Гост-Бетон» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Общества заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имело возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняло для соблюдения требования Закона достаточных мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявитель извещался уведомлением от 27.02.2020 № 14/08-31, однако явку своего представителя не обеспечил, копия протокола направлена Обществу заказным письмом. Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенного предпринимателем правонарушения малозначительным. Обществом не приведено доказательств, свидетельствующих об исключительности совершенного административного правонарушения.

Вместе с тем суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом данных правовых норм и конкретных обстоятельств дела, учитывая финансовое положение Общества, отсутствие неблагоприятных последствий, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, суд приходит к выводу о возможности снижения размера административного штрафа до 250 000 руб.

По мнению суда, наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения (с учетом характера совершенного правонарушения и защищаемого общественного интереса), находится в пределах, обозначенных в части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Гост-Бетон», ИНН 2130206302, ОГРН 1182130012415, дата регистрации 27.11.2018, зарегистрированное по адресу: 428037, Чувашская Республика - Чувашия, проезд Дорожный, дом 4, строение 1, помещение 7, к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб. (Двести пятьдесят тысяч рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам: наименование получателя – УФК по ЧР (Минстрой Чувашии), лицевой счет 04152000060, счет получателя 40101810900000010005 в ГРКЦ НБ ЧР банка России г. Чебоксары, КПП 213001001, ИНН 2128016103, ОКТМО 97701000, БИК банка 049706001, код бюджетной классификации – 83211601092010000140, наименование платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штраф) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов по делу № А79-2233/2020.

Доказательства уплаты административного штрафа представить в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии. При отсутствии у суда доказательств уплаты штрафа в установленный срок решение направляется в уполномоченный орган для принудительного исполнения.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

О.Л. Павлова