АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-2370/2011
23 мая 2011 года
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – ФИО2 по доверенности № 01-03 от 01.01.2011,
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – не было,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не соблюдается режим рабочего времени и времени отдыха водителей автобуса в части продолжительности рабочего времени свыше 12 часов и представления междусменного отдыха менее 12 часов. Так, у водителя ФИО3 14.03.2011 время прохождения предрейсового медосмотра - 04 час. 49 мин., время окончания работы на линии - 20 час. 06 мин., продолжительность рабочего времени водителя - 14 час. 17 мин.; 19.03.2011 начало работы – 04 час. 43 мин., окончание работы на линии – 21 час. 08 мин., продолжительность рабочего времени – 15 час. 25 мин.; у водителя ФИО4 12.03.2011 время прохождения предрейсового медосмотра – 07 час. 05 мин., окончание работы на линии – 21 час. 09 мин., продолжительность рабочего времени водителя – 12 час. 25 мин.; 16.03.2011 начало работы – 06 час. 50 мин., окончание работы на линии – 21 час. 00 мин., продолжительность рабочего времени – 12 час. 35 мин.; у водителя ФИО5 05.03.2011 время прохождения предрейсового медосмотра – 04 час. 47 мин., окончание работы на линии – 23 час. 07 мин., продолжительность рабочего времени – 17 час. 07 мин.; 14.03.2011 начало работы – 04 час. 12 мин., окончание работы на линии – 19 час. 10 мин., продолжительность рабочего времени – 13 час. 58 мин.; у водителя ФИО6 24.02.2011 начало работы –
05 час. 05 мин., окончание работы на линии – 20 час. 30 мин.. продолжительность рабочего времени – 14 час. 25 мин.; 12.03.2011 время прохождения предрейсового медосмотра – 04 час. 30 мин., окончание работы на линии – 20 час. 05 мин., продолжительность рабочего времени – 14 час. 34 мин. (за минусом 1 час. - время нахождения водителя на обеденном перерыве и отдыхе, подтверждающие документы о нахождении водителя в разрыве или на обеденном перерыве не представлены); не соблюдается, междусменный отдых водителей (междусменный отдых водителя Галкина В.В. с 14 на 15.03.2011 составил 08 час. 40 мин. c 18 на 19.03.2011 составил 09 час. 43 мин., водителя ФИО4 с 12 на 13.03.2011 составил 10 час. 11 мин., с 16 на 17.03.2011 составил 10 час. 40 мин., водителя ФИО5 с 14 на 15.02.2011 составил 08 час. 07 мин., с 14 на 15.03.2011 составил 10 час. 30 мин., водителя ФИО6 с 12 на 13.03.2011 составил
09 час. 05 мин., с 24 на 25.02.2011 составил 08 час. 17 мин.); предпринимателем представлена недостоверная информация - справки о прохождении обучения водителей ФИО6, ФИО5 по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства (обучение по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства водители ФИО6, ФИО5 не проходили, что подтверждается письмом ГОУ «Учебно-курсовой комбинат «Нива» от 25.03.2011 № 05/157); не проводятся ежемесячно сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями, (сверка проведена только на момент проведения проверки); инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом в указанные сроки не проводятся, отсутствуют инструкции по безопасности дорожного движения для проведения инструктажей с водительским составом; путевые листы оформляются с нарушениями (в заголовочной части путевого листа не проставляются печать или штамп индивидуального предпринимателя, не расшифровываются отчество предпринимателя, не полностью указываются почтовый адрес, неправильно оформляется модель автобусов, уполномоченные лица - механики при выпуске и при заезде автобусов на стоянку не указывают свои инициалы).
На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании просил суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 01-18/772 от 31.03.2011.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако в суд не явилась, своего представителя не направила, в связи с чем дело рассматривается без ее участия в силу статей 123, 156 и части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 13.10.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики внесена запись в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304212828700162.
02 февраля 2005 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-016677 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, срок действия которой был продлен по 22.04.2013.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором Управления на основании приказа № 166/л от 14.02.2011 проведена плановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом.
По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не соблюдается режим рабочего времени и времени отдыха водителей автобуса в части продолжительности рабочего времени свыше 12 часов и представления междусменного отдыха менее 12 часов. Так, у водителя ФИО3 14.03.2011 время прохождения предрейсового медосмотра - 04 час. 49 мин., время окончания работы на линии - 20 час. 06 мин., продолжительность рабочего времени водителя - 14 час. 17 мин.; 19.03.2011 начало работы – 04 час. 43 мин., окончание работы на линии – 21 час. 08 мин., продолжительность рабочего времени – 15 час. 25 мин.; у водителя ФИО4 12.03.2011 время прохождения предрейсового медосмотра – 07 час. 05 мин., окончание работы на линии – 21 час. 09 мин., продолжительность рабочего времени водителя – 12 час. 25 мин.; 16.03.2011 начало работы – 06 час. 50 мин., окончание работы на линии – 21 час. 00 мин., продолжительность рабочего времени – 12 час. 35 мин.; у водителя ФИО5 05.03.2011 время прохождения предрейсового медосмотра – 04 час. 47 мин., окончание работы на линии – 23 час. 07 мин., продолжительность рабочего времени – 17 час. 07 мин.; 14.03.2011 начало работы – 04 час. 12 мин., окончание работы на линии – 19 час. 10 мин., продолжительность рабочего времени – 13 час. 58 мин.; у водителя ФИО6 24.02.2011 начало работы –
05 час. 05 мин., окончание работы на линии – 20 час. 30 мин.. продолжительность рабочего времени – 14 час. 25 мин.; 12.03.2011 время прохождения предрейсового медосмотра – 04 час. 30 мин., окончание работы на линии – 20 час. 05 мин., продолжительность рабочего времени – 14 час. 34 мин. (за минусом 1 час. - время нахождения водителя на обеденном перерыве и отдыхе, подтверждающие документы о нахождении водителя в разрыве или на обеденном перерыве не представлены); не соблюдается, междусменный отдых водителей (междусменный отдых водителя Галкина В.В. с 14 на 15.03.2011 составил 08 час. 40 мин. c 18 на 19.03.2011 составил 09 час. 43 мин., водителя ФИО4 с 12 на 13.03.2011 составил 10 час. 11 мин., с 16 на 17.03.2011 составил 10 час. 40 мин., водителя ФИО5 с 14 на 15.02.2011 составил 08 час. 07 мин., с 14 на 15.03.2011 составил 10 час. 30 мин., водителя ФИО6 с 12 на 13.03.2011 составил
09 час. 05 мин., с 24 на 25.02.2011 составил 08 час. 17 мин.); предпринимателем представлена недостоверная информация - справки о прохождении обучения водителей ФИО6, ФИО5 по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства (обучение по ежегодной 20-часовой программе повышения профмастерства водители ФИО6, ФИО5 не проходили, что подтверждается письмом ГОУ «Учебно-курсовой комбинат «Нива» от 25.03.2011 № 05/157); не проводятся ежемесячно сверки с УГИБДД МВД по ЧР о наличии (отсутствии) фактов ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями, (сверка проведена только на момент проведения проверки); инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом в указанные сроки не проводятся, отсутствуют инструкции по безопасности дорожного движения для проведения инструктажей с водительским составом; путевые листы оформляются с нарушениями (в заголовочной части путевого листа не проставляются печать или штамп индивидуального предпринимателя, не расшифровываются отчество предпринимателя, не полностью указываются почтовый адрес, неправильно оформляется модель автобусов, уполномоченные лица - механики при выпуске и при заезде автобусов на стоянку не указывают свои инициалы).
По результатам проверки 30.03.2011 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 000121 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С указанным протоколом предприниматель ознакомлена и получила его копию 30.03.2011, предпринимателю разъяснены ее права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и ее личная подпись на протоколе от 30.03.2011.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей, регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Пунктом 2.3.5 указанного Положения предусмотрено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
Согласно пункту 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей. В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Согласно пунктам 4, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств осуществляют учет дорожно-транспортных происшествий. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно пунктам 7, 9, 10, 11, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Из пунктов 3, 5, 6, 12 и 13 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона); сведения о транспортном средстве, в том числе тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Предприниматель нарушила вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустила правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000121 от 30.03.2011. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем ФИО1
При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что она при необходимой степени осмотрительности и заботливости имела возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняла для соблюдения требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено: протокол составлен в присутствии предпринимателя, права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, ей разъяснены, нарушения срока привлечения к административной ответственности не допущено.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки дер. Овсянниково, Курского района Курской области, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 13.10.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 304212828700162, проживающей по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 116 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Чувашской Республики только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.А. Афанасьев