ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-5620/2012 от 11.04.2012 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-5620/2012

18 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2012 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ловягиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя – ФИО2 (дов. от 20.12.2011);

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что по результатам административного расследования по факту ДТП совершенном 11.02.2012 выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении индивидуальным предпринимателем ФИО1 пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а именно: не соблюдается продолжительность рабочего времени водителя автобуса; автобус, с государственным регистрационным номером <***> 21rus не оборудован тахографом; не проведено служебное расследование ДТП произошедшего 11.02.2011, отсутствует акт служебно­  го расследования, объяснительная водителя, документы по внутреннему расследованию обстоятельств ДТП; не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о ДТП; не представлена документация по организации хранения, выдаче и учету билетов от перевозки пассажиров и багажа автотранспортом.

В отношении предпринимателя 11.03.2012 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил привлечь предпринимателя к административной ответственности за совершение административного нарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил, отзыв не представил.

В соответствии со статьями 123 и 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие предпринимателя.

В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая отсутствие со стороны участников судебного процесса возражений относительно рассмотрения дела по существу, судом определено завершить предварительное судебное заседание и разрешить дело в первой инстанции.

Выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.07.2010 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары Чувашской Республики за основным государственным регистрационным номером 310212421000010.

Предприниматель имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) № АСС-21-011525 от 15.09.2010, сроком действия до 15.09.2015.

Определением от 16.02.2012 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование по факту совершения 11.02.2012 ДТП по вине автобуса с государственным регистрационным знаком <***> 21rus, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1

В результате административного расследования выявлено нарушение лицензионных требований и условий, а именно: не соблюдается продолжительность рабочего времени водителя автобуса; автобус, с государственным регистрационным номером <***> 21rus, не оборудован тахографом; не проведено служебное расследование ДТП произошедшего 11.02.2011, отсутствует акт служебно­  го расследования, объяснительная водителя, документы по внутреннему расследованию обстоятельств ДТП; не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о ДТП; не представлена документация по организации хранения, выдаче и учету билетов от перевозки пассажиров и багажа автотранспортом.

11 марта 2012 года государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике составлен протокол об административном правонарушении №000073 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Одновременно предпринимателю разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации, и ему выдана копия протокола, о чем имеется роспись предпринимателя в протоколе.

Протокол с материалами проверки Управление передало в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд признает, что протокол от 11.03.2011 №000073 является допустимым доказательством по делу, полученным с соблюдением требований федерального законодательства, и считает, что в нем имеются фактические данные, свидетельствующие о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно нарушения требований транспортного законодательства, являющихся неотъемлемыми условиями лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

В силу статьи 3 данного Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В судебном заседании подтверждено, что предпринимателем допущены следующие нарушения законодательства регулирующего осуществление пассажирских перевозок:

Согласно пункту 1.2 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены: - обстоятельства, предшествующие происшествию; - причины происшествия; - влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно - транспортного происшествия; - последствия происшествия; - лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно); - недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно - транспортных происшествий (пункт 1.3 Положения).

При невозможности сообщения о дорожно - транспортном происшествии в свое предприятие водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и пр. и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно - транспортного происшествия в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта (пункт 2.2 Положения).

При этом служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия (пункт 1.5 Положения).

Руководитель организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов (пункт 2.9 Положения). По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования (пункт 5.1 Положения).

В нарушение указанных норм предпринимателем не проведено служебное расследование ДТП произошедшего 11.02.2011. Отсутствует акт служебно­  го расследования, объяснительная водителя, документы по внутреннему расследованию обстоятельств ДТП.

Пунктами 4, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №647 от 29.06.1995 года предусмотрено, что учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется: органами внутренних дел; владельцами транспортных средств; государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Приказом Минтранса Российской Федерации № 22 от 02.04.1996 предусмотрены формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.

Законом предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.

В нарушение указанных норм предпринимателем не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел о ДТП.

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, предусмотрено, что соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей относится к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.

Согласно пунктам 7, 9, 10, 11, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Так, в нарушение указанных норм предпринимателем допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов и представления междусменного отдыха продолжительностью менее 12 часов, что подтверждается путевыми листами.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» что с 01.01.1998 вновь изготавливаемые автобусы с числом мест более 20 и грузовые автотранспортные средства с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок, подлежат оснащению тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, устанавливает, что тахографы должны обеспечивать:

показания: скорости движения, пройденного пути, текущего времени, сигнала о превышении заданной скорости, сигнала о нарушениях в работе тахографа;

регистрация: скорости движения, пройденного пути, времени управления транспортным средством, времени нахождения на рабочем месте и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.

В пункте 1 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 07.07.1998 № 86 (зарегистрировано в Минюсте России 25.11.1998 № 1651), тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Однако, автобус, с государственным регистрационным номером <***> 21rus, не оборудован тахографом.

В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50).

Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.

В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.

Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.

Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.

Данные нормы предпринимателем также не соблюдаются, поскольку у него отсутствует документация по организации хранения, выдачи и учета билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении №000073 от 11.03.2012. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются предпринимателем согласно письменным объяснениям в протоколе.

При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено.

На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. 00 коп.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего в <...>, ул. Южная, дом 12 кв. 199, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (три тысячи рублей).

Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя – УФК по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: <***>, ИНН – <***>, КПП – 213001001, ОКАТО – 97401000000 (г. Чебоксары), БИК – 049706001, КБК – 106 116 90040 04 6000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

Судья А.В. Щетинкин