А79-641/2008
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-641/2008
18 февраля 2008 года
Арбитражный суд в составе: судьи Бойко О.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Бойко О.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, Чувашская Республика, г. Канаш,
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Чувашская Республика, г. Канаш,
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя – прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Бельцова А.Н.,
установил:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что 29 декабря 2007 года в ходе проверки выполнения лицензионных условий при осуществлении пассажирских перевозок предпринимателем установлено нарушением ФИО1 лицензионных условий, а именно – на момент проверки у водителя ФИО2, управлявшего автомобилем ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак АН 789 21RUS, отсутствовала лицензионная карточка, отсутствовали паспорт и схема маршрута с указанием опасных участков.
Необходимость наличия паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков предусмотрена пунктами 5.2.1, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждёнными приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2. Лицензионная карточка (выписка из лицензии) должна находится на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемой деятельности (статья 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (утверждён приказом Минтранса России от 18.12.2006 № 153, статьи 2.1, 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации).
В судебном заседании представитель прокуратуры заявленные требования поддержал.
Предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явился, отзыв и запрошенные судом документы не представил. Определение суда о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания возвращено органом связи с отметкой об отказе адресата от получения. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель считается извещённым надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия предпринимателя ФИО1
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике 20 февраля 2006 года, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Предпринимателю выдана лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, регистрационный № АСС-21-010342 от 14.03.2006 сроком действия с 14.03.2006 по 14.03.2011.
Из материалов дела следует, что 29 декабря 2007 в 08 часов 05 минут при проведении проверки сотрудником Канашской межрайонной прокуратуры совместно с инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике установлено, что во время перевозки пассажиров на коммерческой основе по маршруту № 5Э г. Канаш автомобилем ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак АН 789 21RUS, принадлежащим предпринимателю ФИО1, у водителя отсутствовали лицензионная карточка, паспорт и схема маршрута с указанием опасных участков.
По данному факту составлено сообщение об административном правонарушении от 29.12.2007 № 008776. Как указано в сообщении, водитель автомобиля ФИО2 от подписи в акте отказался.
31 января 2008 года прокурором в отношении предпринимателя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предпринимателю разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьёй 25.1 КоАП РФ; письменные объяснения от него получены; с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении предприниматель ознакомлен; копию указанного постановления предприниматель ФИО1 получил в день его вынесения.
В соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена указанным кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт "б");
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт "в");
- наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (подпункт "з").
В силу статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Пунктом 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, зарегистрировано Минюстом РФ 09.06.1995 № 868, далее – Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях) предусмотрена обязанность лица, осуществляющего пассажирские перевозки, составить на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных мест.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.1997 № 1302, далее – Положение об обеспечении безопасности).
Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности владельцы автобусов обязаны:
- составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;
- обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Как следует из сообщения об административном правонарушении от 29.12.2007 № 008776, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2008, при проверке автомобиля предпринимателя установлено отсутствие паспорта и схемы маршрута с указанием опасных участков.
Однако из текста вышеперечисленных нормативных правовых актов не следует, что паспорт и схема маршрута с указанием опасных участок должны в обязательном порядке находиться в транспортном средстве, с использованием которого осуществляется перевозка пассажиров. Схема маршрута с указанием опасных участков должна находится у водителя в случае рейсов большой протяжённости, тогда как предпринимателем осуществляются перевозки пассажиров по г. Канаш. Заявителем не представлено доказательств того, что маршрут № 5Э по г. Канаш относится к маршрутам большой протяжённости. Не имеется и доказательств отсутствия у предпринимателя согласованного в установленном порядке с органами местного самоуправления паспорта маршрута № 5Э по г. Канаш. Отсутствие паспорта маршрута в автомобиле именно в момент проверки не может быть расценено как нарушение лицензионных условий.
Вместе с тем, пунктом 11 Положения о лицензировании предусмотрено, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
Согласно пункту 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, водитель механического транспортного средства обязан в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
Согласно пункту 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090) на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещаются в правом нижнем углу ветрового стекла талон о прохождении государственного технического осмотра и в установленных случаях лицензионная карточка, а также специальный знак государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Пунктом 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях установлено, что организации и водители–предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
Приказом Министерства транспорта от 18.12.2006 № 153 утверждён Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.02.2007 № 8960).
Согласно пункту 14.6 названного Административного регламента выписка из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионная карточка), должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров предприниматель обязан обеспечить наличие лицензионной карточки в транспортном средстве.
Из имеющихся в материалах дела документов (сообщения об административном правонарушении от 29.12.2007 № 008776, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.01.2008) следует, что на момент проверки 29 декабря 2007 года в автомобиле предпринимателя (ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак АН 789 21RUS) лицензионная карточка отсутствовала.
При проверке водитель ФИО2 от дачи пояснений по поводу отсутствия документов отказался.
Данное 31 января 2008 года предпринимателем ФИО1 объяснение, в котором он указывает на наличие у его водителя ФИО2 лицензионной карточки 29 декабря 2007 года, не подтверждает фактическое наличие лицензионной карточки у водителя, так как при проверке предприниматель ФИО1 не присутствовал.
Таким образом, суд пришёл к выводу о нарушении предпринимателем ФИО1 лицензионных условий, выразившееся в отсутствии в автомобиле лицензионной карточки. Как лицо, имеющее лицензию на осуществление перевозок пассажиров, предприниматель был обязан обеспечить выполнение лицензионных условий.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, прокуратурой не допущено.
Ответственность за правонарушение, совершённое предпринимателем, предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд пришёл к выводу, что административное правонарушение, совершённое предпринимателем ФИО1, не содержит опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем суд признаёт совершенное административное правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освобождает индивидуального предпринимателя ФИО1 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освободить от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
С. Бойко