А79-809/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-809/2009
26 февраля 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2009 года.
Полный текст решения изготовлен 26.02.2009 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к обществу с ограниченной ответственностью "МИЛТА",
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя- Аликова А.Ю. по доверенности от 31.12.2008 года №01-2025, Ядренкина О.В. по доверенности от 04.02.2009 года №01-180,
от ответчика- директора ООО «МИЛТА» Николаевой И.И.,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее- заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МИЛТА" (далее- Общество, ООО «МИЛТА» о привлечении к административной ответственности.
Заявление мотивировано тем, что 30 сентября 2009 года государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в Обществе проведена внеплановая проверка.
По результатам проверки Общества перевозочной деятельности по автобусному маршруту Новочебоксарск-Ульяновск выявлены нарушения лицензионных требований и условий:
-отсутствует журнал учета дорожно-транспортных происшествий в соответствии с Приказом Минтранса Российской Федерации №22 от 02.04.1996 года,
-не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальным УГИБДД МВД Чувашской Республики о дорожно-транспортных происшествиях,
-формальное оформление результатов проведения стажировки,
-не обеспечивается подбор водительского состава соответствующей категории для допуска водителя к перевозке пассажиров на автобусе,
- руководством предприятия представлена в УГАДН по Чувашской Республики искаженная информация о наличии соответствующего стажа работы в качестве водителя автобуса (отсутствует трехлетний непрерывный стаж по водителю Михайлову Е.А.,
- не организовано проведение предрейсовых инструктажей по обеспечению безопасности дорожного движения в специальном журнале,
- представлена недостоверная информация о прохождении водителями Бардасовым А.Ю., Лукиным И.Г. обучения по 20-ти часовой программе НИИАТ,
- в нарушение Постановления Госкомстата от 28.11.1997 года №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте» и Инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» от 30.11.1983 года №156-30-354/7-10/998 (приложение №7) утвержденным Минфином СССР и ЦСУ СССР в путевых листах не оформляется графа «адрес организации»,
-допускается отправление в рейс водителей с нарушением режима труда.
По указанным фактам в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе судебного заседания представители заявителя требование поддержали по вышеизложенным доводам.
Директор Общества требования заявителя не признал. Пояснил, что внеплановая проверка в отношении Общества проведена на основании сообщения инспектора ГИББДД Республики Татарстан об отсутствии на маршруте схемы опасных участков у водителя Бардасова. Однако, данная схема был, о чем имеется зафиксированные отметки на автостанциях. Она была прикреплена в салоне автобуса и утверждена между Чувашской Республики и Ульяновской областью. Экипировка автобуса соответствовала все требованиям законодательства. Инспектор ГИБДД Республики Татарстан сам нарушил правила проведения проверки, так как она проводилась на развилке дороги, что не должно быть. Схема опасных участков должна быть согласована на начальных и конечных пунктах, что и было сделано. Схема, согласованная с Республикой Татарстан, также имелась.
Журнал учета дорожно-транспортных происшествий у Общества имеется.
Владельцы транспортных средств должны проводить учет дорожно-транспортных происшествий и ежемесячную сверку. ООО «МИЛТА» использует транспортные средства по договору аренды. Владельцами транспортных средств являются Евдокимова Марина Валерьевна, Макеев В.В., Кузьмин В.В., Ананьев И.И., Иванов А.Р., которые ежемесячно проводят сверку с органами ГИББДД МВД Чувашской Республики. ООО «МИЛТА» сверку не проводила с 04.09.2008 года по 29.01.2009 года.
Водитель Иванов проходил стажировку. Однако, не отразили это в путевом листе, так как не предусмотрено в путевом листе указание на водителя-наставника. Во всех других документах имеются сведения о водителе-наставнике.
Водительское удостоверение должно находиться вместе с водителем, а копии у нас были. При проведении проверки никто не спрашивал копии водительских удостоверений, поэтому при проверке они представлены не были.
Водитель Михайлов представил трудовые договоры с индивидуальным предпринимателем Семеновым о периоде работы с 10.11.2003 года по 10.11.2005 года, и АТП-10 с 14.11.2005 года. Следовательно, он имеет трехлетний непрерывный стаж в качестве водителя.
Предрейсовые инструктажи все проводятся, о чем фиксируется в путевом листе и в специальном журнале.
Водители Бурдасов и Лукин прошли обучение по 20-ти часовой программе НИИАТ 25 и 26 декабря 2008 года.
Адрес организации действительно в путевом листе указан не был. Однако, в настоящее время имеется новая печать с адресом организации.
Нарушений режима труда и отдыха водителей Обществом не допускается. Их график работы устанавливается строго в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 года №15.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «МИЛТА» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары 13 апреля 2006 года за основным государственным регистрационным номером 1062130000096.
02 мая 2006 года Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике выдало Обществу лицензию АСС-21-010385 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
В адрес Управления поступило сообщение от 24.12.2008 года инспектора ОГИБДД МВД Республики Татарстан о нарушении водителем Бардасовым лицензионных требований и условий. Так, у него отсутствовала схема маршрута с указанием опасных участков (л.д.20).
16 января 2009 года Управлением вынесено определение №00011 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.19).
На основании вышеуказанного сообщения был издан приказ от 27.01.2009 года №44/л о проведении внеплановой проверки по соблюдению Обществом Положения о лицензировании перевозок пассажиров по автобусному маршруту Новочебоксарск-Ульяновск, организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения, организации перевозочного процесса (л.д.17).
По результатам проверки составлен акт от 29-30 января 2009 года инспектирования предприятия на предмет выполнения условий лицензирования перевозочной деятельности и обеспечение БЛ на автомобильном транспорте (л.д.14-16). Из которого следует, что выявлены следующие нарушения:
- отсутствие журнала учета дорожно-транспортных происшествий, который должен быть оформлен в соответствии с приказом Минтранса Российской Федерации №22 от 02.04.1996 года;
- не организовано проведение ежемесячных сверок с территориальным УГИБДД МВД Чувашской Республики о ДТП;
-формальное оформление результатов проведения стажировки. Так согласно представленного стажировочного листа водителя Иванова А.Р. и путевого листа от 03.01.2009 года №1370 установлено, что водитель Иванов 03.01.2009 года должен проходить стажировку под руководством водителя-наставника Егорова П. Фактически Егоров самостоятельно осуществлял перевозку пассажиров на автобусном маршруте №737 Новочебоксарск-Ульяновск. Отсутствуют сведения о наличии водительских прав с указанием соответствующей категории по допуску к перевозке пассажиров на автобусе:
-руководством предприятия представлена в Управление искаженная информация о наличии соответствующего стажа работы в качестве водителя автобуса (по водителю Михайлову Е.А.);
- не организовано проведение предрейсовых инструктажей по обеспечению безопасности дорожного движения в специальном журнале;
-согласно представленной справке, выданной ЧПАТП №1 ГУП «Чувашавтотранс» водитель Бардасов А.Ю. должен был пройти обучение по 20-ти часовой программе НИИАТ с 25 по 26 ноября 2008 года фактически. Согласно журнала регистрации путевых листов от 25.11.2008 года водитель Бардасов осуществлял пассажирские перевозки. Такая же ситуация и по водителю Лукину И.Г. Он должен был с 25 по 26 ноября 2008 года пройти обучение по 20-ти часовой программе НИИАТ. Однако, фактически, согласно журнала регистрации путевых листов 26.11.2008 года водитель осуществлял пассажирские перевозки;
- в путевых листах не оформляется графа «адрес организации». Путевые листы №1449,1447,1455,1451,1457,1453;
- руководством общества преднамеренно допускается отправление в рейс водителей с нарушением режима труда и отдыха. Путевые листы №1449,1447,1455,1451,1457,1453. Время управления автобусом в прямом направлении- 4 часа 25 минут, в обратном направлении- 4 часа 44 минуты. Общее время управления составляет- 9 часов 09 минут.
По данным фактам в отношении Общества 30 января 2009 года в присутствии законного представителя ООО «МИЛТА» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав все обстоятельства дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.06.02 г. № 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов в числе иных является выполнение требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Пункт 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №647 от 29.06.1995 года предусматривает, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств. Приказом Минтранса Российской Федерации №22 от 02.04.1996 года предусмотрены формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства.
В ходе рассмотрения дела факт отсутствия проведения ежемесячных сверок с органами ГИБДД МВД Чувашской Республики нашел свое подтверждение. Общество с 04.09.2008 года по 29.01.2009 года их не проводило.
Статья 786 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет перевозчика как субъекта, принявшего на себя по договору перевозки пассажиров обязанность за установленную плату перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу.
Согласно статье 642 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Таким образом, при наличии договора аренды транспортного средства без экипажа арендатор является субъектом, ответственным за соблюдение лицензионных требований при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.
Ссылка на то, что данная обязанность возлагается на собственников транспортных средств, по мнению суда, необоснованна. Тем более, что при анализе договоров аренды транспортных средств между собственниками автомобилей и ООО «МИЛТА» видно, что автомобиль может использоваться собственником транспортного средства в нерабочее время по своему усмотрению.
Представленный суду журнал учета дорожно-транспортных происшествий также не составлен, по форме, предусмотренной приказом Минтранса Российской Федерации №22 от 02 апреля 1996 года.
Пунктами 2.2, 2.3.5 вышеуказанного Положения предусмотрена организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей, то есть владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
В соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.03.95 N 27, обеспечение профессиональной надежности водительского состава (раздел 3) предусматривает, в первую очередь, выполнение установленных требований при приеме водителей на работу и допуске их к осуществлению перевозок.
Пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.97 N 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относит прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующую квалификацию и стаж работы.
Согласно пункту 2.6.5 требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 №15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают водителей необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, документами на перевозимый груз, графиками движения и т.д.).
Однако, водитель-наставник Егоров в листе от 03.01.2009 года не отражен, отсутствуют сведения о прохождения Егоровым предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
Пунктом 3 Приложения к Приказу Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 №152 установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона.
Факт отсутствия на момент проверки в путевом листе указания на адрес организации нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания. В настоящее время нарушение устранено. У Общества имеется новая печать с указанием его наименования, организационно-правовой формы, местонахождения и номера телефона.
Остальные нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 30 января 2009 года не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Учет водительских удостоверений в Обществе ведется. Водитель Михайлов имеет стаж непрерывный стаж работы не менее трех лет, что подтверждается трудовым соглашением от 10.11.2003 года. Период работы в качестве водителя по 10.11.2005 года у индивидуального предпринимателя Семенова Д.Ф., а с 14.11.2005 года по 17.08.2007 года работал водителем в ООО «АТП 10».
Журнал учета предрейсовых инструктажей суду представлен. Обучение водители Бардасов А.Ю. и Лукин И.Г. по 20-ти часовой программе НИИАТ с 25 декабря по 26 декабря 2008 года прошли. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Нарушений режима труда и отдыха водителей в Обществе не установлено, что подтвердили в ходе судебного заседания и представители заявителя.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящих формальный характер, поскольку иное не следует из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, следует, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вменяемого правонарушения оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения интересов государства, в связи с чем, следует признать его малозначительным.
Установленные выше нарушения не содержат существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекли за собой нарушения интересов государства. Хотя указание на водителя- наставника отсутствует в путевом листе.
Управление провело внеплановую проверку соблюдения Обществом лицензионных требований в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
Нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено.
При таких обстоятельствах и учитывая положения статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает, необходимым освободить Общество от привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «МИЛТА», находящееся в г.Чебоксары, пер.Ягодный, 4-2, зарегистрированное в качестве юридического лица 13.04.2006 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары за основным государственным регистрационным номером 106213000096, освободить от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничиться устным замечанием.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.
Судья Н.А. Каргина