А79-8200/2009
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-8200/2009
12 августа 2009 года
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, <...>
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, <...>
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя - ФИО2 по доверенности № 01-2025 от 31.12.2008,
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – не было,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель или Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки выявлено нарушение индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом: планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей не организована, контроль за проведением периодичности технического обслуживания не ведется (в журнале «Учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств» имеется две записи - одна от 26.04.2009, где указаны показания спидометра при проведении ТО 210155 км., фактически показания спидометра по путевому листу б/н от 27.04.2009 составляют 199647 км. Вторая запись в том же журнале 19.04.2009, где указаны показания спидометра при проведении ТО 217315 км., фактически показания спидометра по путевому листу б/н от 06.07.2009 составляют 215052 км. Путевые листы и журнал были представлены на проверку 08.07.2009); сверка с территориальными управлениями ГИБДД о каждом ДТП ежемесячно не проводится, единственная сверка проведена 03.06.2009, лицензия получена в январе 2009 года; служебное расследование произошедшего 30.05.2009 ДТП не проведено; проведение инструктажей по безопасности дорожного движения не организовано, инструкции отсутствуют, журнал учета инструктажа водителей по БДД отсутствует; стажировка на маршруте водителей не проведена (в личных делах водителей отсутствуют сведения о наличии перерыва или отсутствие перерыва в водительской деятельности, для назначения стажировки). Водитель-предприниматель ФИО1 стажировку на маршруте проходил формально (в листке прохождения стажировки указана причина стажировки «первичная при приеме на работу», а фактически назначена при переводе с одной марки на другую. В листе прохождения стажировки отсутствует заключение о допуске к самостоятельной работе. Фактически стажировку никто не проводил, в листе отсутствуют подписи водителя-наставника). Стажировка на маршруте водителя ФИО3 после ДТП не проведена, стажировочный лист отсутствует.
Проверкой также установлено, что в путевых листах отсутствует полная расшифровка имени, отчества водителя, отсутствуют показания спидометра при возвращении. В заглавной части путевого листа нет печати предпринимателя, отсутствует нумерация путевых листов; повышение профессионального мастерства водительского состава путем организации ежегодных занятий по 20-часовой программе, необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения, в текущем году с водителем ФИО1 не организовано, справка отсутствует; допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов (согласно путевому листу б/н от 19.06.2009 продолжительность рабочей смены составила 16-27 час., б/н от 20.06.2009 - 13-40 час., б/н от 21.06.2009 – 12-39 час., б/н от 22.06.2009 – 16-17 час., б/н от 23.06.2009 – 15-04 час., б/н от 25.06.2009 – 14-43 час., б/н от 27.06.2009 – 15-47 час., б/н от 29.06.2009 – 14-55 час., б/н от 01.07.2009 – 16-28 час., б/н от 02.07.2009 – 14-57 час., б/н от 04.07.2009 – 14-40 час., б/н от 05.07.2009 – 14-32 час., б/н от 06.07.2009 – 13-40 час.) и междусменного отдыха - менее 12 часов (согласно путевому листу б/н от 20.06.2009 продолжительность междусменного отдыха составила 9-27 час., б/н от 21.06.2009 – 10-45 час., б/н от 22.06.2009 – 6-25 час., б/н от 23.06.2009 – 7-39 час., б/н от 28.06.2009 – 10-03 час., б/н от 29.06.2009 – 7-59 час., б/н от 30.06.2009 – 7-27 час., б/н от 01.07.2009 – 11-24 час., б/н от 02.07.2009 – 7-41 час., б/н от 05.07.2009 – 9-38 час., б/н от 06.07.2009 – 8-20 час.), документы подтверждающие нахождение водителей на обеде и (или) в разрыве отсутствуют, расчет продолжительности смены произведен с учетом времени на обед один час.
На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, однако в суд не явился, своего представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается без его участия в силу статей 123, 156 и части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя просил суд привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении № 01-1306 от 21.07.2009.
Заслушав представителя Управления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.03.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике за основным государственным номером 306213708000039.
30 января 2009 года предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011126 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 30.01.2014.
Из материалов дела следует, что сотрудником Управления на основании приказа № 339 от 07.07.2009 проведена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 лицензионных условий при осуществлении перевозки пассажиров автотранспортом, организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения, по факту ДТП 30.05.2009.
По итогам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей не организована, контроль за проведением периодичности технического обслуживания не ведется (в журнале «Учета проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств» имеется две записи - одна от 26.04.2009, где указаны показания спидометра при проведении ТО 210155 км., фактически показания спидометра по путевому листу б/н от 27.04.2009 составляют 199647 км. Вторая запись в том же журнале 19.04.2009, где указаны показания спидометра при проведении ТО 217315 км., фактически показания спидометра по путевому листу б/н от 06.07.2009 составляют 215052 км. Путевые листы и журнал были представлены на проверку 08.07.2009); сверка с территориальными управлениями ГИБДД о каждом ДТП ежемесячно не проводится, единственная сверка проведена 03.06.2009; служебное расследование произошедшего 30.05.2009 ДТП не проведено; проведение инструктажей по безопасности дорожного движения не организовано, инструкции отсутствуют, журнал учета инструктажа водителей по БДД отсутствует; стажировка на маршруте водителей не проведена (в личных делах водителей отсутствуют сведения о наличии перерыва или отсутствие перерыва в водительской деятельности, для назначения стажировки). Водитель-предприниматель ФИО1 стажировку на маршруте проходил формально (в листке прохождения стажировки указана причина стажировки «первичная при приеме на работу», а фактически назначена при переводе с одной марки на другую. В листе прохождения стажировки отсутствует заключение о допуске к самостоятельной работе. Фактически стажировку никто не проводил, в листе отсутствуют подписи водителя-наставника). Стажировка на маршруте водителя ФИО3 после ДТП не проведена, стажировочный лист отсутствует.
Проверкой также установлено, что в путевых листах отсутствует полная расшифровка имени, отчества водителя, отсутствуют показания спидометра при возвращении. В заглавной части путевого листа нет печати предпринимателя, отсутствует нумерация путевых листов; повышение профессионального мастерства водительского состава путем организации ежегодных занятий по 20-часовой программе, необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения, в текущем году с водителем ФИО1 не организовано, справка отсутствует; допускаются нарушения режима труда и отдыха водителей в части продолжительности рабочей смены свыше 12 часов (согласно путевому листу б/н от 19.06.2009 продолжительность рабочей смены составила 16-27 час., б/н от 20.06.2009 - 13-40 час., б/н от 21.06.2009 – 12-39 час., б/н от 22.06.2009 – 16-17 час., б/н от 23.06.2009 – 15-04 час., б/н от 25.06.2009 – 14-43 час., б/н от 27.06.2009 – 15-47 час., б/н от 29.06.2009 – 14-55 час., б/н от 01.07.2009 – 16-28 час., б/н от 02.07.2009 – 14-57 час., б/н от 04.07.2009 – 14-40 час., б/н от 05.07.2009 – 14-32 час., б/н от 06.07.2009 – 13-40 час.) и междусменного отдыха - менее 12 часов (согласно путевому листу б/н от 20.06.2009 продолжительность междусменного отдыха составила 9-27 час., б/н от 21.06.2009 – 10-45 час., б/н от 22.06.2009 – 6-25 час., б/н от 23.06.2009 – 7-39 час., б/н от 28.06.2009 – 10-03 час., б/н от 29.06.2009 – 7-59 час., б/н от 30.06.2009 – 7-27 час., б/н от 01.07.2009 – 11-24 час., б/н от 02.07.2009 – 7-41 час., б/н от 05.07.2009 – 9-38 час., б/н от 06.07.2009 – 8-20 час.), документы подтверждающие нахождение водителей на обеде и (или) в разрыве отсутствуют, расчет продолжительности смены произведен с учетом времени на обед один час.
По результатам проверки 15.07.2009 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 000284 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С указанным протоколом предприниматель ознакомлен и получил его копию, предпринимателю разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, о чем свидетельствуют соответствующие записи и его личная подпись на протоколе от 15.07.2009.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 перечислены лицензионные условия и требования при осуществлении перевозок пассажиров. В частности, к таким условиям относятся:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, к основным требованиям к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, относится, в том числе проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению.
В соответствии с пунктами 3.1.3, 3.2.3 указанного Положения лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки. Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.
Пунктом 3.4.2 указанного Положения установлено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Пунктом 4.2 указанного Положения установлено, что организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Согласно пунктам 4, 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств осуществляют учет дорожно-транспортных происшествий. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 предусмотрено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 установлен порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей.
Из пунктов 3, 6, 7, 12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» следует, что путевые листы должны содержать наименование и номер путевого листа; сведения о показаниях одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); фамилию, имя, отчество водителя. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Согласно пунктам 7, 9, 10, 11, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей автотранспорта не может превышать 40 часов в неделю, для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Предприниматель нарушил вышеперечисленные нормы законов, нормативных правовых актов и допустил правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № 000284 от 15.07.2009. Изложенные в протоколе нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются материалами дела и не отрицаются индивидуальным предпринимателем ФИО1 согласно его письменным объяснениям в протоколе № 000284 от 15.07.2009.
При таких обстоятельствах в действиях предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Вина предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял для соблюдения требования Закона достаточных мер.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
На основании изложенного, с учетом характера совершенного индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости привлечения предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 200 руб. 00 коп.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д.Старые Урмары, Урмарского района, Чувашской Республики, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 21.03.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике за основным государственным номером 306213708000039, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 200 руб. 00 коп.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя – ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ, расчетный счет – <***>, ИНН получателя – 2128011031, КПП получателя – 213001001, код ОКАТО – 97401000000, БИК получателя – 049706001, код бюджетной классификации – 106 1 16 90040 04 0000 140, назначение платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 4 статьи 206, статьями 259, 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С. Афанасьев