ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А79-8706/13 от 11.07.2014 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чебоксары

Дело № А79-8706/2013

18 июля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 18 июля 2014 года.

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО5, индивидуального предпринимателя ФИО6,

к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики,

с участием заинтересованных лиц ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике, прокуратуры Чувашской Республики, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, ООО «ВВС», ЗАО «Городской таксомоторный парк», ООО «Союз -4», ПК «ЧПАП № 2», индивидуальных предпринимателей ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 и ФИО18,

о признании незаконными действия администрации г. Чебоксары в лице должностных лиц администрации г. Чебоксары ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО19, ФИО12 по осуществлению проверок работы автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары и проверок за соблюдением заявителями действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения; о признании недействительными актов проверок № 20 от 16.07.2013, № 23 от 23.07.2013, № 27 от 01.08.2013, № 29 от 05.08.2013, № 31 от 07.08.2013, № 32 от 08.08.2013, № 33 от 20.08.2013, № 34 от 27.08.2013, № 35 от 28.08.2013, № 42 от 25.09.2013 (с учетом уточнений к заявленным требованиям),

при участии:

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО20 по доверенности от 30.01.2014,

от индивидуального предпринимателя ФИО2 – ФИО20 по доверенности от 12.12.2012,

от индивидуального предпринимателя ФИО3 – ФИО20 по доверенности от 30.01.2014,

от индивидуального предпринимателя ФИО4 – ФИО20 по доверенности от 20.01.2014,

от индивидуального предпринимателя ФИО5 – ФИО20 по доверенности от 22.01.2014,

от индивидуального предпринимателя ФИО6 – ФИО20 по доверенности от 01.01.2013,

от администрации г. Чебоксары – ФИО21 по доверенности от 30.12.2013,

от ФИО7 – не было,

от ФИО8 – не было,

от ФИО9 – не было,

от ФИО10 – не было,

от ФИО11 - не было,

от ФИО12 – не было,

от третьего лица – Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары – не было,

от третьего лица - Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике – не было,

от третьего лица - прокуратуры Чувашской Республики – не было,

от третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии – не было,

от третьего лица - ООО «ВВС» - не было,

от третьего лица - ЗАО «Городской таксомоторный парк» - не было,

от третьего лица - ООО «Союз -4» - не было,

от третьего лица - ПК «ЧПАП № 2» - не было,

от третьего лица - индивидуального предпринимателя ФИО13 – не было,

от третьего лица - индивидуального предпринимателя ФИО14 – не было,

от третьего лица - индивидуального предпринимателя ФИО15 –
 не было,

от третьего лица - индивидуального предпринимателя ФИО16 – не было,

от третьего лица - индивидуального предпринимателя ФИО17 – не было,

от третьего лица - индивидуального предпринимателя ФИО18 – не было,

установил:

индивидуальные предприниматели ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (далее – заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрации г. Чебоксары) с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Чебоксары по осуществлению проверок за соблюдением заявителями действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения, а результаты проверок, отраженные в актах № 20 от 16.07.2013, № 23 от 23.07.2013, № 27 от 01.08.2013, № 29 от 05.08.2013, № 31 от 07.08.2013, № 32 от 08.08.2013, № 33 от 20.08.2013, № 34 от 27.08.2013, № 35 от 28.08.2013, № 42 от 25.09.2013 недействительными.

В обоснование заявленных требований указано, что заявителями и администрацией г. Чебоксары заключены договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары: с индивидуальным предпринимателем ФИО1 – договор № 59 от 16.07.2013 по маршруту № 34, с индивидуальным предпринимателем ФИО2 – договор № 52 от 28.06.2012 по маршруту № 49, с индивидуальным предпринимателем ФИО3 – договор № 51 от 28.06.2012 по маршруту № 50 и договор № 43 от 27.06.2013 по маршруту № 55, с индивидуальным предпринимателем ФИО4 – договор № 54 от 28.06.2012 по маршруту № 51, с индивидуальным предпринимателем ФИО5 – договор № 53 от 28.06.2012 по маршрутам № 60 и № 60 «к», с индивидуальным предпринимателем ФИО6 – договор № 64 от 30.07.2013 по маршруту № 61 и № 61 «з».

С июля по сентябрь 2012 года администрация г. Чебоксары в нарушение действующего законодательства проводила проверки работы автобусов, используемых заявителями для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары.

В результате данных проверок составлены акты № 20 от 16.07.2013, № 23 от 23.07.2013, № 27 от 01.08.2013, № 29 от 05.08.2013, № 31 от 07.08.2013, № 32 от 08.08.2013, № 33 от 20.08.2013, № 34 от 27.08.2013, № 35 от 28.08.2013, № 42 от 25.09.2013.

Заявители считают вышеуказанные действия администрации г. Чебоксары по осуществлению проверок работы заявителей на маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении незаконными, противоречащими действующему законодательству и соответственно недействительными вышеназванные акты проверок.

Заявители считают, что администрацией г. Чебоксары при проведении проверки деятельности заявителей были нарушены требования частей 3 и 5 статьи 9, пункта 2 части 2 статьи 10, части 1 статьи 16, части 4 статьи 13 и статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указывая об осуществлении администрацией г. Чебоксары муниципального контроля, несмотря на то, что статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такая деятельность не указана как муниципальный контроль. Из актов проверок следует, что проверка проводилась без участия заявителей, путем фотосъемки, без остановки транспортного средства.

Представитель заявителей в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и письменным пояснениям к нему.

Представитель администрации г. Чебоксары в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, указанным в отзыве.

11 июля 2014 года в арбитражный суд от Управления ФАС по ЧР поступил отзыв в котором Управление просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть дело № А79-8706/2013 без участия его представителя.

11 июля 2014 года в арбитражный суд от прокуратуры Чувашской Республики поступил отзыв, в котором указано об отсутствии заинтересованности в рассмотрении данного дела, поскольку прокуратура Чувашской Республики не является участником спорных экономических отношений, решение по данному делу не может повлиять на ее права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Заинтересованные лица и третьи лица о месте и времени рассмотрения дела в судебном заседании извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123, 156 и части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Согласно приказу от 10.07.2013 № 34 заместителем главы администрации г. Чебоксары ФИО22 было поручено отделу транспортного обеспечения и связи Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи в период с 11.07.2013 по 11.08.2013 провести проверку исполнения следующих договоров, заключенных: с индивидуальным предпринимателем ФИО3 (договора от 27.06.2013 № 43, от 28.06.2013 №51), с индивидуальным предпринимателем ФИО6 (договор от 27.06.2013 № 50), с индивидуальным предпринимателем ФИО2 (договор от 28.06.2012 №52), с индивидуальным предпринимателем ФИО5 (договор от 28.06.2012 №53), с индивидуальным предпринимателем ФИО4 (договор от 28.06.2012 №54). На проведение соответствующих проверок были уполномочены главные специалисты - эксперты отдела транспортного обеспечения и связи ФИО10, ФИО11 и ведущий специалист - эксперт отдела транспортного обеспечения и связи ФИО12

Приказом от 13.08.2013 № 41 заместитель главы администрации города Чебоксары ФИО22 поручил провести отделу транспортного обеспечения и связи Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи в период с 12.08.2013 по 12.09.2013 провести проверку исполнения следующих договоров, заключенных: с индивидуальным предпринимателем ФИО3 (договора от 27.06.2013 № 43, от 28.06.2013 № 51), с индивидуальным предпринимателем ФИО6 (договор от 27.06.2013 № 50), с индивидуальным предпринимателем ФИО2 (договор от 28.06.2012 № 52), с индивидуальным предпринимателем ФИО5 (договор от 28.06.2012 № 53), с индивидуальным предпринимателем ФИО4 (договор от 28.06.2012 № 54). На проведение проверки были уполномочены главные специалисты - эксперты отдела транспортного обеспечения и связи ФИО10, ФИО11 и ведущий специалист - эксперт отдела транспортного обеспечения и связи ФИО12

Приказом от 23.09.2013 № 58 заместитель главы администрации города Чебоксары ФИО22 поручил отделу транспортного обеспечения и связи Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи в период с 23.09.2013 по 23.10.2013 провести проверку исполнения следующих договоров, заключенных: с индивидуальным предпринимателем ФИО3 (договор от 28.06.2013 № 51), с индивидуальным предпринимателем ФИО6 (договора от 27.06.2013 № 50, от 30.07.2013 № 64), с индивидуальным предпринимателем ФИО2 (договор от 28.06.2012 № 52), с индивидуальным предпринимателем ФИО5 (договор от 28.06.2012 № 53), с индивидуальным предпринимателем ФИО4 (договор от 28.06.2012 №54).

На проверку были уполномочены главные специалисты - эксперты отдела транспортного обеспечения и связи ФИО10, ФИО11 и ведущий специалист – эксперт отдела транспортного обеспечения и связи ФИО12

По результатам проверок были составлены акты проверок работы автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары № 20 от 16.07.2013, № 23 от 23.07.2013, № 27 от 01.08.2013, № 29 от 05.08.2013, № 31 от 07.08.2013, № 32 от 08.08.2013, № 33 от 20.08.2013, № 34 от 27.08.2013, № 35 от 28.08.2013, № 42 от 25.09.2013.

Не согласившись с указанными действиями администрации г. Чебоксары по осуществлению проверок за соблюдением заявителями действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения и с вышеназванными актами проверок, заявители обратились в арбитражный суд с заявлением.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле и материалы настоящего дела, суд считает, что заявленные требования предпринимателей не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий, ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением, действием, ненормативным правовым актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

При этом пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исходя из анализа названных норм, нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.

При этом целью обращения лица, права которого нарушены, в арбитражный суд является восстановление нарушенных прав этого лица.

В пункте 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно пункту 3.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г.Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.06.2005 № 1644 организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам, выполняемых автомобильным и наземным электрическим транспортом в г.Чебоксары, выступает администрация г.Чебоксары.

В пунктах 11.1, 11.2, 11.3 указанного Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г.Чебоксары предусмотрено, что при неоднократном нарушении перевозчиком условий безопасности дорожного движения и установленных требований действующего законодательства и настоящего Положения администрация города Чебоксары вправе расторгнуть договор на обслуживание маршрута; договорные отношения между администрацией города Чебоксары и перевозчиком расторгаются в соответствии с действующим законодательством, а также в случаях, предусмотренных договором; администрация города Чебоксары при выявлении нарушений действующего законодательства и действующего Положения обязана направить информацию в уполномоченные государственные органы надзора и контроля о выявленных нарушениях и принятия мер к правонарушителю.

На основании постановления администрации г.Чебоксары от 16.01.2008 № 10 «Об утверждении конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары» был проведен открытый конкурс в мае 2011 года, по итогам которого с индивидуальными предпринимателями ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 администрация г. Чебоксары заключила договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам № 49, 50, 51, 60 соответственно (с индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен договор №52 от 28.06.2012, с индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключен договор № 51 от 28.06.2012, с индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключен договор №54 от 28.06.2012, с индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен договор №53 от 28.06.2012.

По условиям указанных договоров (пункт 2.3.3) исполнитель обязуется осуществлять перевозки пассажиров только теми автобусами, которые были заявлены исполнителем на конкурс. Замена подвижного состава возможна только по согласованию с заказчиком с обоснованием причин. В соответствии с пунктом 2.3.21 договора допускать к перевозочной деятельности автобусы повышенной комфортности городского типа с количеством сидячих мест не менее 18.

Согласно пункту 2.3.4 договоров исполнитель обязан осуществлять перевозки в строгом соответствии со схемой движения, расписанием и соблюдением количества автобусов, указанных в приложении к настоящему договору, и по утвержденным тарифам, а в соответствии с пунктом 2.3.14 исполнитель обязуется обеспечить выпуск автобусов и работу их на линии в течение дня, не допуская срывов рейсов на маршруте, кроме схода по причинам, указанным в пункте 5.7 настоящего договора (в случае временного прекращения движения и явлений стихийного характера, неблагоприятных климатических и дорожных условий, угрожающих безопасности дорожного движения).

Пунктом 5.3.1 договора предусмотрено, что в случае неисполнения исполнителем одного из п.2.3 договора, заказчик в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.

В приложениях к договорам было указано количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте: на маршруте № 49 - 14 единиц, на маршруте № 50 - 22 единицы, на маршруте № 51 - 15 единиц, на маршруте № 60 - 12 единиц.

На основании постановления администрации города Чебоксары от 30.04.2013 №1282 Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи заключила краткосрочные договора с индивидуальными предпринимателями ФИО1, ФИО3 и ФИО6 по маршрутам № 34, 55 и 61 соответственно.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 и Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи заключили договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары на период до проведения повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев от 16.07.2013 №59 по маршруту № 34 по итогам отбора временных перевозчиков. Срок действия договора с 17.07.2013 до проведения конкурса и определения победителя конкурса, но не более чем на 6 месяцев. Согласно приложению к договору количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте № 34 - 8 единиц.

Индивидуальный предприниматель ФИО3 и Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи заключили договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары на период до проведения повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев от 27.06.2013 №43 по маршруту №55 по итогам отбора временных перевозчиков. Срок действия договора с 28.06.2013 до проведения конкурса и определения победителя конкурса, но не более чем на 6 месяцев. Согласно приложению к договору количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте №55 - 10 единиц

Индивидуальный предприниматель ФИО6 и Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи заключили договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары на период до проведения повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев от 30.07.2013 №64 по маршруту №61 по итогам отбора временных перевозчиков. Срок действия договора с 31.07.2013 до проведения конкурса и определения победителя конкурса, но не более чем на 6 месяцев. Согласно приложению к договору количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте № 61 - 20 единиц.

При этом согласно пункту .2.2.1 договора предусмотрено право заказчика на осуществление с контрольно-надзорными органами проверки выполнения исполнителем требований федерального законодательства, Законов Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары, касающихся перевозок пассажиров и багажа, и настоящего договора.

Сторонами договора было предусмотрено право заказчика осуществлять проверку исполнения договорных обязательств исполнителей.

Пунктом 5.3.1 договора предусмотрено, что в случае неисполнения исполнителем одного из п.2.3 договора, заказчик в одностороннем порядке вправе расторгнуть договор.

Как было указано ранее согласно приказу от 10.07.2013 №34 заместителем главы администрации г. Чебоксары ФИО22 было поручено отделу транспортного обеспечения и связи Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи в период с 11.07.2013 по 11.08.2013 провести проверку исполнения следующих договоров, заключенных: с индивидуальным предпринимателем ФИО3 (договора от 27.06.2013 № 43, от 28.06.2013 №51), с индивидуальным предпринимателем ФИО6 (договор от 27.6.2013 №50), с индивидуальным предпринимателем ФИО2 (договор от 28.06.2012 №52), с индивидуальным предпринимателем ФИО5 (договор от 28.06.2012 №53), с индивидуальным предпринимателем ФИО4 (договор от 28.06.2012 №54). На проведение соответствующих проверок были уполномочены главные специалисты - эксперты отдела транспортного обеспечения и связи ФИО10, ФИО11 и ведущий специалист - эксперт отдела транспортного обеспечения и связи ФИО12

Приказом от 13.08.2013 №41 заместитель главы администрации города Чебоксары ФИО22 поручил провести отделу транспортного обеспечения и связи Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи в период с 12.08.2013 по 12.09.2013 провести проверку исполнения следующих договоров, заключенных: с индивидуальным предпринимателем ФИО3 (договора от 27.06.2013 № 43, от 28.06.2013 № 51), с индивидуальным предпринимателем ФИО6 (договор от 27.06.2013 № 50), с индивидуальным предпринимателем ФИО2 (договор от 28.06.2012 № 52), с индивидуальным предпринимателем ФИО5. (договор от 28.06.2012 № 53), с индивидуальным предпринимателем ФИО4 (договор от 28.06.2012 № 54). На проведение проверки были уполномочены главные специалисты - эксперты отдела транспортного обеспечения и связи ФИО10, ФИО11 и ведущий специалист - эксперт отдела транспортного обеспечения и связи ФИО12

Приказом от 23.09.2013 № 58 заместитель главы администрации города Чебоксары ФИО22 поручил отделу транспортного обеспечения и связи Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи в период с 23.09.2013 по 23.10.2013 провести проверку исполнения следующих договоров, заключенных: с индивидуальным предпринимателем ФИО3 (договор от 28.06.2013 № 51), с индивидуальным предпринимателем ФИО6 (договора от 27.06.2013 № 50, от 30.07.2013 № 64), с индивидуальным предпринимателем ФИО2 (договор от 28.06.2012 № 52), с индивидуальным предпринимателем ФИО5. (договор от 28.06.2012 № 53), с индивидуальным предпринимателем ФИО4 (договор от 28.06.2012 №54).

На проверку были уполномочены главные специалисты - эксперты отдела транспортного обеспечения и связи ФИО10, ФИО11 и ведущий специалист – эксперт отдела транспортного обеспечения и связи ФИО12

По результатам проверок были составлены акты проверок работы автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары № 20 от 16.07.2013, № 23 от 23.07.2013, № 27 от 01.08.2013, № 29 от 05.08.2013, № 31 от 07.08.2013, № 32 от 08.08.2013, № 33 от 20.08.2013, № 34 от 27.08.2013, № 35 от 28.08.2013, № 42 от 25.09.2013.

Согласно акту проверки от 16.07.2013 № 20 на маршруте № 55 выявлено 6 автобусов марки Газель (с количеством сидячих мест менее 18 мест), недовыпуск автобусов на маршруте согласно плану. На маршруте № 60 превышение количества автобусов на маршруте сверх утвержденного плана на 3 единицы.

Согласно акту проверки от 23.07.2013 № 23 на маршруте № 34 выявлено 6 автобусов марки Газель (с количеством сидячих мест менее 18 мест), недовыпуск на маршрут автобусов с количеством сидячих мест не менее 18 мест. Акт подписан ФИО11, ФИО12 и ФИО7

Согласно акту проверки от 01.08.2013 №27 на маршруте 55 недовыпуск автобусов согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов, выпуск автобусов с количеством сидячих мест менее 18, на маршруте №61 выявлено недовыпуск автобусов на маршрут согласно плану.

Согласно акту проверки от 07.08.2013 № 31 на маршруте № 55 выявлено 8 автобусов марки Газель, с количеством сидячих мест менее 18 мест, недовыпуск автобусов на маршрут согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов.

Согласно акту проверки от 08.08.2013 № 32 на маршруте № 34 выявлен недовыпуск автобусов согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов. На маршруте № 51 выявлено превышение количества автобусов сверх утвержденного плана, на маршруте №61 выявлено недовыпуск автобусов согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов, выпуск на маршрут автобусов с количеством сидячих мест менее 18 мест.

Согласно акту проверки от 20.08.2013 №33 на маршруте № 50 выявлено недовыпуск автобусов согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов. На маршруте № 60 выявлено превышение количества автобусов сверх утвержденного плана, нарушение утвержденного расписания движения автобусов.

Согласно акту проверки от 27.08.2013 №34 выявлено на маршруте № 49 недовыпуск автобусов согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов. На маршруте № 61 зафиксирован недовыпуск автобусов согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов, выпуск на маршрут автобусов с количеством сидячих мест менее 18 мест.

Согласно акту проверки от 28.08.2013 № 35 выявлено на маршруте №60К превышение количества автобусов сверх утвержденного плана, нарушение утвержденного расписания движения автобусов.

Согласно акту проверки от 25.09.2013 №42 на маршруте выявлен недовыпуск автобусов согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов. На маршруте № 61 зафиксировано недовыпуск автобусов согласно плану, нарушение утвержденного расписания движения автобусов, выпуск на маршрут автобусов с количеством сидячих мест менее 18 мест.

Данные проверки соответствия договорных обязательств были проведены Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, которое согласно Положению об Управлении ЖКХ, энергетики, транспорта и связи, утвержденного Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 06.03.2012 № 503, является юридическим лицом со статусом муниципального казенного учреждения.

Управление может вступать в правоотношения с юридическими и физическими лицами. Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Действия сотрудников Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи ФИО10, ФИО11, ФИО12 обусловлены делегированными полномочиями начальником Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи ФИО22, как являющейся стороной по договорам, заключенных с заявителями.

Данные проверки сотрудниками осуществлялись не на предмет соответствия действий предпринимателей муниципальным правовым актам, а на надлежащее исполнение договорных обязательств.

Ссылка заявителей на нарушение администрацией г. Чебоксары Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки работы автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары суд считает необоснованной, поскольку данная проверка не является процедурой муниципального контроля, определенного в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и к рассматриваемым правоотношениям указанный Федеральный закон не подлежит применению.

В статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен основополагающий принци­п гражданского законодательства это принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты явля­ется восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В данном случае заявителями неправильно выбран способ защиты нарушенных прав, поскольку в рамках оспаривания действия администрации г. Чебоксары в лице её должностных лиц не могут быть восстановлены субъективные права заявителей, которые они считает нарушенными с учетом того, что действия администрации г. Чебоксары представляют действия участника гражданского оборота, связанные с исполнением договоров. При нарушении администрацией г. Чебоксары договорных обязательств, заявители вправе защитить свои права путем обращения в арбитражный суд с исковым заявлением, основанном на договорных отношениях.

Суд приходит к выводу, что заявители не представили в суд доказательства нарушения их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями администрации г. Чебоксары в лице её должностных лиц и не обосновали, каким образом удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению их нарушенных прав.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителями не доказано.

Отсутствие совокупности двух условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является в силу части 3 статьи 201 указанного Кодекса основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований предпринимателей в части признании незаконными действия администрации г. Чебоксары в лице должностных лиц администрации г. Чебоксары ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО19, ФИО12 по осуществлению проверок работы автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары и проверок за соблюдением заявителями действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения.

В части требования заявителей о признании недействительными актов проверок работы автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары № 20 от 16.07.2013, № 23 от 23.07.2013, № 27 от 01.08.2013, № 29 от 05.08.2013, № 31 от 07.08.2013, № 32 от 08.08.2013, № 33 от 20.08.2013, № 34 от 27.08.2013, № 35 от 28.08.2013, № 42 от 25.09.2013 производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.

При этом в пункте 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве объекта оспаривания указывается ненормативный правовой акт, под которым понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.

Оспариваемые акты проверок сами по себе не устанавливают, не изменяют и не отменяют прав и обязанностей заявителей, и не носят властно-распорядительного характера, и, соответственно, не затрагивают прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влекут для них последствий экономического характера и не создают препятствий для осуществления такой деятельности, не порождают экономического спора.

Таким образом, требование заявителей о признании недействительными актов проверок работы автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары № 20 от 16.07.2013, № 23 от 23.07.2013, № 27 от 01.08.2013, № 29 от 05.08.2013, № 31 от 07.08.2013, № 32 от 08.08.2013, № 33 от 20.08.2013, № 34 от 27.08.2013, № 35 от 28.08.2013, № 42 от 25.09.2013 не относится к подведомственности арбитражных судов, в связи с чем производство по делу в этой части требований подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При обращении в суд заявители платежными квитанциями уплатили по 300 руб. 00 коп. государственной пошлины. Всего уплачена заявителями государственная пошлина по данному делу в размере 1 800 руб. 00 коп. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 260 руб. 67 коп. подлежит возвращению каждому заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 104, 167 – 170, 110 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО5, индивидуального предпринимателя ФИО6 к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконными действия администрации г. Чебоксары в лице должностных лиц администрации г. Чебоксары ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО19, ФИО12 по осуществлению проверок работы автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров в г. Чебоксары и проверок за соблюдением заявителями действующего законодательства в сфере транспортного обслуживания населения, отказать.

Прекратить производство по делу № А79-8706/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО5, индивидуального предпринимателя ФИО6 к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики в части требования о признании недействительными актов проверок № 20 от 16.07.2013, № 23 от 23.07.2013, № 27 от 01.08.2013, № 29 от 05.08.2013, № 31 от 07.08.2013, № 32 от 08.08.2013, № 33 от 20.08.2013, № 34 от 27.08.2013, № 35 от 28.08.2013, № 42 от 25.09.2013.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 260 руб. 67 коп., уплаченную по квитанции № 20 от 23.10.2013.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 260 руб. 67 коп., уплаченную по квитанциям № 2 от 23.07.2012 и № 63 от 10.02.2011.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО3 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 260 руб. 67 коп., уплаченную по квитанции № 21 от 23.10.2012.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО4 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 260 руб. 67 коп., уплаченную по квитанциям № 3 от 23.07.2012 и № 20 от 16.02.2011.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО5 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 260 руб. 67 коп., уплаченную по квитанциям № 25 от 23.07.2012 и № 23 от 23.10.2013.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО6 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 260 руб. 67 коп., уплаченную по квитанции № 22 от 23.10.2012.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А.А. Афанасьев