428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Ленина, 4 http://www.chuvashia.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-9971/2023
19 февраля 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе судьи Павловой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Донской И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, 428004, <...>
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Новочебоксарск Чувашской Республики
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1, частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии: представителя заявителя – ФИО2, по доверенности от 11.09.2023 №41.
установил:
Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее – заявитель, Минэкономразвития Чувашии) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что 22.05.2023 ИП ФИО1, то есть лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), допущены незаконная розничная продажа и хранение алкогольной продукции без соответствующей лицензии, что образует составы административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Предприниматель о дате и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечил, ходатайств не представил.
На основании статей 121, 123, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Выслушав объяснения явившегося представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 06.06.2023 в Минэкономразвития Чувашии из Отдела Министерства внутренних дел России по Мариинско-Посадскому району (далее – ОМВД России по Мариинско-Посадскому району) поступило письмо от 31.05.2023 №15/4358 вх. № Минэкономразвития Чувашии 22386 с материалом проверки КУСП от 22.05.2023 №1790 в отношении ИП ФИО1 по факту незаконной розничной продажи и хранения алкогольной продукции без соответствующей лицензии в торговом объекте, расположенном по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, Болынсшигаевское с/п, садоводческое товарищество «Гидростроитель», участок 276, где осуществляет свою деятельность ИП ФИО1.
Поступление из ОМВД России по Мариинско-Посадскому району в Минэкономразвития Чувашии материала проверки КУСП от 22.05.2023 №1790 послужило основанием для проведения внеплановой документарной проверки без согласования с органами прокуратуры, в соответствии с абзацем десятым подпункта «б» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
В ходе проверки установлено, что согласно протоколу осмотра места происшествия ОМВД России по Мариинско-Посадскому району от 22.05.2023 и приложенной к нему фототаблице, в торговом объекте на витрине находилась алкогольная продукция, а также в ходе осмотра в торговом объекте обнаружена коробка с алкогольной продукцией.
В связи с незаконной розничной продажей и хранением ИП ФИО1 алкогольной продукции без соответствующей лицензии, 22.05.2023 ОМВД России по Мариинско-Посадскому району в ходе осмотра места происшествия обнаружена и изъята алкогольная продукция в количестве 15 (пятнадцать) бутылок:
- настойка горькая «Три старика», объемом 0,5 литра, 1 бутылка, федеральная специальная марка (далее - ФСМ) 314 59964102;
- водка «Пшеничная», объемом 0,5 литра, 6 бутылок, ФСМ 315 24388132, 315 24388136, 315 24388130, 315 24388139, 315 24388145, 315 24388140;
- водка «Серебряный графин», объемом 0,5 литра, 1 бутылка, ФСМ 308 41414547;
- водка «Тундра аутентик. Водка Крайнего Севера», объемом 0,5 литра, 1 бутылка; ФСМ 418 49838147;
- водка «Сельскохозяйственная водка «Главный агроном», объемом 0,5 литра, 1 бутылка, ФСМ 314 11162899;
- водка «Урожай на расторопше», объемом 0,25 литра, 2 бутылки; ФСМ 406 45810740,406 45810685;
- настойка горькая «Три старика КЕДРОВАЯ», объемом 0,25 литра, 1 бутылка, ФСМ 307 92115576;
- водка «100 лет Чебоксарская», объемом 0,1 литра, 1 бутылка, ФСМ 404 11788179;
- коньяк пятилетний «Пять звездочек», объемом 0,5 литра, 1 бутылка, ФСМ 312 34292189.
Согласно объяснениям от 22.05.2023 продавца ИП ФИО1 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она работает в занимаемой должности с лета 2020 год. В данном торговом объекте (торговом киоске) ИП ФИО1, расположенном в СНТ «Гидростроитель» Мариинско-Посадского МО, продавец ФИО3 осуществляет торговлю продуктов питания, а так же алкогольной продукции и подтвердила факт продажи в данном помещении крепкой алкогольной продукции.
Из объяснений от 31.05.2023 ИП ФИО1 следует, что алкогольную продукцию в данный торговый объект она привозила, в том числе по заказу, из другого торгового объекта, где осуществляется деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
По окончании проведения внеплановой документарной проверки составлен акт внеплановой документарной проверки от 12.10.2023 №12.
По результатам проверки выявлено нарушение ИП ФИО1, осуществляющего деятельность по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский МО, Большешигаевское с/п, СНТ «Гидростроитель», участок 276:
- запрета розничной продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии (подпункт 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ);
- запрета производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (абзац седьмой пункта 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ).
По данному факту 31.10.2023 Минэкономразвития Чувашии в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.17.1, части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении с материалами проверки переданы в арбитражный суд с соответствующим заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 49 и пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Данные требования, предъявляемые к юридическим лицам, распространяются и на индивидуальных предпринимателей, поскольку пунктом 3 статьи 23 ГК РФ предусмотрено применение правил Гражданского кодекса, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляющих без образования юридического лица.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе №171-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона №171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ установлено, что алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Лицензии выдаются, в том числе, и на розничную продажу алкогольной продукции, а также хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (пункт 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ).
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции, вправе осуществлять только организации.
Из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16 и абзаца шестого пункта 4 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ, следует что индивидуальный предприниматель во всяком случае не вправе осуществлять и не может получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.
То есть выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление розничной продаже алкогольной продукцией действующим законодательством не предусмотрена.
Однако данное обстоятельство не означает, что за незаконное (без лицензии) осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности по розничной продаже алкогольной продукции они не могут быть привлечены к административной ответственности.
Как указано в пункте 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, то обстоятельство, что для индивидуального предпринимателя установлен запрет на осуществляемую им деятельность, не может служить основанием для освобождения его от ответственности за ее ведение с нарушением установленных Федеральным законом №171-ФЗ требований и правил.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснено, что в том случае, если индивидуальный предприниматель, в нарушение пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ, осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, которым в силу норм действующего законодательства не может быть выдана соответствующая лицензия, является незаконной.
Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судам необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из имеющихся фотографий с места совершения административного правонарушения усматривается, что в помещении, в котором предпринимательскую деятельность осуществляет ИП ФИО1, оборудованы полки в качестве витрин, товар выставлен на данных полках с целью предложения к продаже, о чем свидетельствуют ценники с указанием цены за каждый из товаров.
Следовательно, имеется явное обозначение, что данные товары предназначены для продажи.
Поскольку предприниматель нарушил вышеуказанные требования Федерального закона №171-ФЗ, содеянное им квалифицируется по части 2 статьи 14.17.1 (по розничной продаже алкогольной продукции (алкогольная продукция выставлена на витрине торгового объекта) и части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (по хранению алкогольной продукции (алкогольная продукция хранилась в коробке, находившейся в торговом объекте).
В силу пункта 3 статьи 26 Закона №171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в нарушение требований подпункта 12 пункта 2 статьи 16 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ ИП ФИО1 22.05.2023 осуществляя деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в торговом объекте, расположенном по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский МО, Большешигаевское с/п, СНТ «Гидростроитель», участок 276, не предприняла всех необходимых мер по соблюдению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, то есть ИП ФИО1 был допущен оборот (розничная продажа и хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей к основному виду деятельности ИП ФИО1 относится торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (код 47.19).
ИП ФИО1 в Государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не значится.
Факт нарушения ИП ФИО1 требований законодательства в обозначенной сфере подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом осмотра места происшествия от 22.05.2023 и фототаблицей к протоколу осмотра места происшествия 22.05.2023; объяснениями от 22.05.2023 продавца ФИО3; объяснениями ИП ФИО1 от 31.05.2023; актом внеплановой документарной проверки от 12.10.2023; протоколом об административном правонарушении от 31.10.2023 и иными материалами административного дела.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеются составы правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.17.1, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что пунктом 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ установлен запрет на оборот (розничную продажу и хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии, ИП ФИО1 была обязана принять все необходимые изависящие от него меры к недопущению нарушения таких требований.
Между тем, ИП ФИО1 не приняла всех необходимых мер по соблюдению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Следовательно, ИП ФИО1 совершила административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности, заявителем не допущено. Предприниматель о дате и месте составления протокола об административном правонарушении извещался надлежащим образом, однако на его составление не явился, копия протокола ему направлена. Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В данном случае суд не усматривает оснований для признания совершенных предпринимателем правонарушений малозначительными. Предпринимателем не приведено доказательств, свидетельствующих об исключительности совершенных административных правонарушений.
Поскольку совершенные предпринимателем нарушения, а именно оборот (в том числе хранение и реализация) алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, данное обстоятельство исключает в силу части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если данным Кодексом не установлено иное.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Поскольку составы административных правонарушений совершенных предпринимателем, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1, частью 3 статьи 14.17, доказаны материалами административного дела, предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной указанными нормами с назначением ему административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ определена санкция для должностных лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Между тем, суд отмечает следующее.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Суд полагает, что предполагаемое к назначению предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Принимая во внимание характер и конкретные
обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, суд считает возможным снизить размер административного штрафа ниже минимального предела – до 250 000 руб.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).
Суд считает, что снижение размера санкции до 250 000 руб. соответствует характеру допущенного заявителем правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности предпринимателя.
По мнению суда, назначенное предпринимателю административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, так как состав совокупности административных правонарушений, совершенных предпринимателем, доказан материалами административного дела, ИП ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1, части 3 статьи 14.17 с назначением административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, с учетом применения судом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ - в размере 250 000 руб.
Также в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ суд при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос о предметах административного правонарушения, независимо от привлечения лица к административной ответственности или прекращения производства по делу.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ алкогольная продукция, если она реализуется без соответствующей лицензии, без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
Однако конфискация изъятых из оборота предметов административного правонарушения в силу статьи 3.7 КоАП РФ, статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ не может быть применена в данном случае. Изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 (далее – Обзор практики ВС РФ от 19.09.2018).
Так, в силу пункта 2 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
В пункте 3 Обзора практики ВС РФ от 19.09.2018 даны разъяснения, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно.
Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению. Иные вопросы, связанные с порядком уничтожения изъятой из оборота продукции, решаются в рамках процедуры исполнения судебных актов.
Учитывая изложенное, продукцию, изъятую согласно протоколу осмотра места происшествия от 22.05.2023, находящуюся на хранении в ОМВД России по Мариинско-Посадскому району, необходимо направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь частью 2 статьи 14.17.1, частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> Чувашской АССР, зарегистрированную по адресу: 429965, <...> (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата регистрации 12.05.2015), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1, частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 250 000 руб. (Двести пятьдесят тысяч рублей).
Продукцию, изъятую согласно протоколу осмотра места происшествия от 22.05.2023, находящуюся на хранении в ОМВД России по Мариинско-Посадскому району, направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам: получатель– УФК по Чувашской Республике (МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, л/с <***>), банк – Отделение НБ Чувашская Республика г. Чебоксары, текущий счет 40101810900000010005, БИК 049706001, ОКТМО 97701000, ИНН <***>, КПП 526201001, КБК 16011601331010000140, УИН 16000000000000552625, назначение платежа - уплата административного штрафа по делу № А79-9971/2023.
Доказательства уплаты административного штрафа представить в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии. При отсутствии у суда доказательств уплаты штрафа в установленный срок решение направляется в уполномоченный орган для принудительного исполнения.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в Первом арбитражном апелляционном суде, и постановление Первого арбитражного апелляционного суда, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Волго-Вятского округа по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии.
Судья
О.Л. Павлова