ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-10/20 от 08.07.2020 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь

13 июля 2020 года                                                             Дело № А80-10/2020

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2020 г. Полный текст решения изготовлен июля 2020 г.

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Кольцюка М.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ибрис» (ОГРН 1052701550648, ИНН 2723073445) к Чукотскому автономному округу в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (ОГРН 1168709050080, ИНН 8709906858) о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидии на компенсацию недополученных доходов,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (ОГРН 1028700587508, ИНН 8709005388), Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (ОГРН 1028700587244, ИНН 8709008861),

с участием представителя истца Казакова А.М. по доверенности от 03.07.2020,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ибрис» (далее - ООО «Ибрис») обратилось 25 декабря 2019 года в арбитражный суд с иском к Чукотскому автономному округу в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент промышленной политики)  о взыскании задолженности по соглашению от 25.03.2016 № 19 о предоставлении субсидии на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2016 году, в размере 32496828 рублей 25 копеек.

Исковые требования обоснованы тем, что ООО «Ибрис», являясь одним из исполнителей услуг на территории Чукотского автономного округа, понесло затраты, представляющие собой разницу в стоимости тарифов коммунальных ресурсов по установленным экономически обоснованным тарифам и тарифами, не обеспечивающими возмещение издержек (льготные тарифы).

На основании заключенного соглашения о предоставлении субсидии из окружного бюджета на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунального ресурса по водоотведению (отведение стоков, очистка выгребных ям), в 2016 году истцу предоставлена и выплачена субсидия в размере 73134950 рублей. При этом стоимость оказанных истцом услуг, исходя из их фактического объема, составила 105631778 рублей 25 копеек.

Несмотря на представление всех необходимых документов, подтверждающих произведенные расходы на указанную сумму, ответчик в нарушение пункта 2.2 соглашения о предоставлении субсидии не выплатил увеличенную сумму субсидии, что истец квалифицировал как убытки. Претензия о возмещении убытков в сумме 32496828 рублей 25 копеек оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило причиной обращения истца в суд с настоящим иском.

Определением суда от 17.01.2020 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа и Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа,

Во исполнение определения от 17.01.2020 ответчик и третье лицо Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа представили отзыв и письменную правовую позицию на исковое заявление соответственно, в которых выразили несогласие с требованиями истца в связи с пропуском срока исковой давности в части требования о взыскании недополученных доходов, связанных с предоставлением  населению услуг водоотведения по тарифам для населения за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года, в размере 26358725 рублей 43 копейки.   

Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа определение суда от 17.01.2020 не исполнил.

Определением суда от 25.03.2020 дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 07 мая 2020 года. Судебное разбирательство дважды откладывалось, определением от 07.05.2020 – на 08 июня 2020 года, определением от 08.06.2020 – на 08 июля 2020 года 14 часов 30 минут. 

Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте заседания извещены надлежащим образом, в соответствии с частью 1 статьи 121, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Третьи лица ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили.

На основании частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Как следует из материалов дела, постановлением Главы муниципального образования Чукотский муниципальный район от 16.12.2015 № 197 «Об установлении тарифов на услуги нецентрализованного водоотведения для сторонних организаций, оказываемые  МУП «Айсберг» и ООО «Ибрис», на 2016 год» установлены тарифы на услуги нецентрализованного водоотведения для сторонних организаций, оказываемых ООО «Ибрис», на 2016 года, без НДС:

- по сельскому поселению Лаврентия - 687,30 руб./куб.м;

- по сельскому поселению Лорино – 1211,60 руб./куб.м.

Постановлением Администрации муниципального образования Чукотский муниципальный район от 22.12.2016 № 402 функции по нецентрализованному водоотведению (отведение стоков - очистка выгребных ям) в сельском поселении Лорино переданы ООО «Ибрис».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 №2182-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год, в том числе средние индексы по Чукотскому автономному округу: 0% - на первое полугодие 2016 года, 3,9% - на второе полугодие 2016 года.

Исходя из утвержденного Администрацией муниципального образования Чукотский муниципальный район экономически обоснованного тарифа (расчет стоимости услуг) для ООО «Ибрис» на 2016 год, с учетом индексов изменения размера вносимой гражданами платы, постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 08.12.2015 № 20-к/2 «Об установлении тарифов в сфере водоотведения на 2016 год» ООО «Ибрис» установлены тарифы на водоотведение на 2016 год для населения с календарной разбивкой:

- с 01.01.2016 по 30.06.2016 участок Лаврентия - 13.28 руб./куб.м; участок Лорино - 55,33 руб./куб.м;

- с 01.07.2016 по 31.12.2016 участок Лаврентия - 13.28 руб./куб.м; участок Лорино - 55,33 руб./куб.м.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.12.2014 № 623 (ред. от 20.05.2016) утвержден порядок компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2015-2018 годах (далее - Порядок компенсации).

 В силу пунктов 1.3-1.5 Порядка компенсации компенсация предоставляется организациям в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг и (или) электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей по тарифам для населения (далее - недополученные доходы).

Компенсация осуществляется путем предоставления субсидии.

Предоставление субсидий осуществляет Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в соответствии с соглашениями, заключенными между Департаментом и организациями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на реализацию мероприятия «Компенсация ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек» подпрограммы «Государственная поддержка жилищно-коммунального хозяйства» Государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа на 2016 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.02.2016 № 92.

В соответствии с Порядком компенсации между ООО «Ибрис» и Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее - Департамент) заключено Соглашение от 25.03.2016 № 19 о предоставлении субсидии на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2016 году (далее - Соглашение).

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Соглашения Департамент предоставляет ООО «Ибрис» субсидию в 2016 году за счет средств окружного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств доведенных Департаменту, с целью компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением населению услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в сумме 73134950 рублей.

Пунктами 2.1, 2.2 Соглашения предусмотрено, что для получения субсидии ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, Получатель субсидии представляет в Департамент с сопроводительным письмом на бланке Получателя субсидии в трех экземплярах:

1) справку о компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (факт), по форме, согласно приложению № 1 к Соглашению;

 2) отчеты о компенсации недополученных доходов по видам коммунальных ресурсов (услуг) по формам, установленным в приложении № 2 к Соглашению.

В случае, если сумма субсидии, рассчитанная, исходя из планового объема, меньше суммы, рассчитанной, исходя из фактического объема предоставления населению коммунальных услуг и (или) поставки электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей, недополученные суммы субсидии: за период с января по ноябрь – возмещаются при выплате субсидии предстоящего месяца, за декабрь – подлежат перечислению  из окружного бюджета в срок до 1 апреля года, следующего за годом финансирования, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в окружном бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с пунктами 2.3, 2.4 Соглашения Департамент в течение пяти рабочих дней рассматривает представленные Получателем субсидии документы, в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Соглашения, и в случае отсутствия по ним замечаний направляет заявку в Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа для выделения причитающихся объемов субсидии. 

Департамент перечисляет субсидию Получателю субсидии не позднее пяти рабочих дней со дня поступления средств из окружного бюджета на лицевой счет Департамента.

Согласно пункту 5 Соглашения оно вступает в силу со дня подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с   1 января 2016 года, и действует по 31 декабря 2016 года, а в части взаимных расчетов – до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Во исполнение Соглашения ООО «Ибрис» 01 апреля 2016 года, 02 августа 2016 года, 11 ноября 2016 года и 16 марта 2017 года направило в адрес Департамента заявки на предоставление субсидии с прилагаемыми к ним документами, перечень которых определен пунктом 1.1 Соглашения: за январь 2016 года в сумме 8818438 рублей 80 копеек; за февраль 2016 года в сумме 8858198 рублей 80 копеек, за март 2016 года в сумме 8858607 рублей 52 копейки, за апрель 2016 года в сумме 8766152 рубля 08 копеек, за май 2016 года в сумме 8782525 рублей 74 копейки, за июнь 2016 года в сумме 8741114 рублей 75 копеек, за июль 2016 года в сумме 8805639 рублей 60 копеек, за август 2016 года в сумме 8823936 рублей 73 копейки, за сентябрь 2016 года в сумме 8794082 рубля 67 копеек, за октябрь 2016 года в сумме 8798899 рублей 40 копеек, за ноябрь 2016 года в сумме 8765743 рубля 36 копеек, за декабрь 2016 года в сумме 8818438 рублей 80 копеек.

Для выплаты субсидии по Соглашению за 2016 год истец представил  Департаменту: справки о компенсации ООО «Ибрис» недополученных доходов, форма которой определена приложением № 1 к Соглашению; отчеты о компенсации по форме, установленной приложением № 2 к Соглашению; акты об оказании услуг за весь период, копии счетов-фактур.  Ответчик данный факт не оспорил.

Из материалов дела не следует, что Департаментом были выявлены какие-либо недостатки в представленных истцом документах, что имелись замечания по ним. Не заявлено о наличии таких обстоятельств ответчиком и в ходе судебного разбирательства.

Согласно бухгалтерской справке муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район от 12.01.2017  о фактическом водоотведении в 2016 году объем оказанных услуг населению в сельском поселении Лаврентия составил 66150 куб.м, в сельском поселении Лорино – 36975 куб.м.

Исходя из объема оказанных услуг по водоотведению 103125 куб.м и экономически обоснованного тарифа, установленного администрацией Чукотского муниципального района, стоимость оказанных ООО «Ибрис» услуг по водоотведению составила сумму в размере 105631778 рублей 25 копеек.

В спорный период Департаментом произведена оплата по Соглашению в сумме 73134950 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 18.04.2016 № 643011 на 40000000 рублей, от 02.08.2016 № 735786 на 12825037 рублей 69 копеек, орт 29.08.2016 № 755783 на 8805639 рублей 60 копеек, от 09.11.2016 № 819155 на 8823936 рублей 73 копейки, от 16.12.2016 № 858845 на 2680335 рублей 98 копеек.

Таким образом, сумма недополученных доходов, составляющая разницу между стоимостью услуг по тарифам, утвержденным для населения (льготным), и тарифам для ООО «Ибрис» (экономически обоснованным) за спорный период составила 32496828 рублей 25 копеек (105631778,25 – 73134950).

27 ноября 2019 года ООО «Ибрис» направило ответчику претензию от 27.11.2019, в которой просило в течение 1 рабочего дня со дня ее получения погасить задолженность по субсидии  в размере  32496828 рублей 25 копеек, а также оплатить проценты за пользование чужими денежными средствами за весь период.  Претензия получена ответчиком по почте (отправление EMS)  - 10 декабря 2019 года, но оставлена без удовлетворения, в связи с чем ООО «Ибрис» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Заслушав представителя истца, полностью поддержавшего исковые требования, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу абзаца восьмого статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков.

Понятие убытков раскрывается в статье 15 ГК РФ. Под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.

В данном случае истец просит взыскать с ответчика убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности, услуги по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с подпунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.

Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», действовавшего в спорный период, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Согласно части 7 статьи 4 данного федерального закона органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона о водоснабжении оплата услуг по водоотведению осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

В силу пункта 6.1 статьи 14 Закона о водоснабжении установленные тарифы в сфере водоотведения, используемые для расчета размера платы за коммунальную услугу по водоотведению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за услугу водоотведения, предоставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-Ф «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, а также полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (подпункты 55, 67.1 пункта 2 статьи 26.3).

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 05.06.2006 № 108 «О государственном регулировании цен и тарифов в Чукотском автономном округе» В целях упорядочения и обеспечения единой государственной политики в области ценообразования в энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях экономики Чукотского автономного округа в соответствии, в том числе и с Законом о водоснабжении утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок осуществляет Комитет государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округ. В указанный перечень включено холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.12.2014 № 623 «Об утверждении порядка компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных см предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2015-2018 годах» Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа определен уполномоченным органом по компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2015-2018 годах.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2016 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

В пункте 1 названного Постановления указано, что данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Также необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.

Законом Чукотского автономного округа от 08.10.2012 № 82-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Чукотского автономного округа» установлена обязательная компенсация организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление, в случае установления пониженных (льготных) цен (тарифов).

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.02.2016 № 92 утверждена государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и водохозяйственного комплекса Чукотского автономного округа» на 2016-2020 годы, которая предусматривает в числе мероприятия по выплате субсидии ресурсоснабжающим организациям на возмещение части расходов, не учтенных при установлении тарифов и недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

В соответствии с Порядком компенсации, действовавшим в спорный период, компенсация предоставляется Организациям в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных услуг и (или) электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей по тарифам для населения (далее - недополученные доходы).

Компенсация осуществляется путем предоставления Субсидии.

Предоставление Субсидий осуществляет Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (правопредшественник ответчика) в соответствии с соглашениями, заключенными между Департаментом и Организациями, в отношении которых принято решение о предоставлении Субсидии, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Условием предоставления Субсидий является соответствие Организации критериям, указанным в пункте 1.2 Порядка о компенсации.

Решение о предоставлении Субсидии Организации или об отказе в предоставлении Субсидии принимается Департаментом не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации заявления, при этом при соответствии Организации условиям настоящего Порядка Департамент принимает решение о предоставлении Субсидии и в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляет Получателю субсидий проект соглашения о предоставлении Субсидий.

Для перечисления Субсидии Получатели субсидий ежемесячно, в установленные соглашением сроки предоставляют в Департамент с сопроводительным письмом на бланке Получателя субсидии отчеты о возмещении недополученных доходов по видам коммунальных ресурсов (услуг) по формам, установленным в соглашении.

В случае если Получатель субсидий осуществляет предоставление коммунальных ресурсов (услуг) исполнителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, к указанным отчетам прилагаются копии счетов-фактур и актов об оказании услуг.

В соответствии с Порядком о компенсации допускается авансирование предстоящих расходов по выплате Субсидий исходя из планового объема ресурсов (услуг). В случае если сумма Субсидий, рассчитанная исходя из планового объема, меньше суммы, рассчитанной исходя из фактического объема предоставления населению коммунальных услуг и (или) поставки электрической энергии приравненным к населению категориям потребителей, недополученные суммы Субсидий:

за период с января по ноябрь - возмещаются при выплате Субсидий предстоящего месяца;

за декабрь - подлежат перечислению из окружного бюджета в срок до 1 апреля года, следующего за годом финансирования, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в окружном бюджете на соответствующий финансовый год.

По своему смыслу, межтарифная разница представляет собой реальные расходы, которые ресурсоснабжающая организация несет вследствие применения в расчетах тарифов на уровне ниже экономически обоснованных (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2014                       № 302-ЭС14-1779) и их величина определяется как разница между стоимостью фактически поставленного объема ресурса по установленному для РСО тарифу и стоимостью того же объема по льготному тарифу, в рассматриваемом случае для населения.

ООО «Ибрис» в 2016 году осуществляло дополнительный вид деятельности для целей предоставления услуг населению (потребителям) по нецентрализованному водоотведению в сельских поселениях Чукотского муниципального района (Лаврентия, Лорино) по тарифам, установленным для него уполномоченным государственным органом, которые были меньше размера установленного экономически обоснованного тарифа, что повлекло у него образование недополученных доходов.

Задолженность, основанная на неисполнении обязанности по Соглашению, заключенному в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.12.2014 № 623, ответчиком не погашена.

Из материалов дела следует, и лицами, участвующими в деле, не оспорен факт неисполнения Департаментом обязательств по Соглашению.

Задолженность, составляющая разницу между суммой оказанных услуг ООО «Ибрис» по их фактической стоимости (установленной для ООО «Ибрис» органом местного самоуправления) и стоимостью услуг, рассчитанной по тарифам, утвержденным для населения Комитетом государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (льготный тариф), составила 32496828 рублей 25 копеек, и ответчиком, в нарушение условий Соглашения и Порядка о компенсации, не погашена.

Истцом представлены доказательства, подтверждающие расчет суммы задолженности, и с учетом положений статьи 65 АПК РФ размер задолженности проверен судом и признается доказанным.

Ответчик и третье лицо Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, возражая против требований истца, расчет и сумму задолженности истца не опровергли, доказательств компенсации потерь ООО «Ибрис» иным способом, а равно принятия мер, влияющих на установление предельных индексов изменения тарифов либо иных обязательных показателей, не представили.

Суд отклоняет заявления указанных лиц о пропуске ООО «Ибрис»  срока исковой давности в части требований о взыскании недополученных доходов, связанных с предоставлением населению услуги водоотведения по тарифам для населения, за сентябрь, октябрь и ноябрь 2016 года в размере 26358725 рублей 43 копейки, исходя из следующего.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статья 200 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока его исполнения.

В случае, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и тому подобное), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (статья 202 ГК РФ). Иными словами, течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к предусмотренной законом несудебной процедуре разрешения спора, в том числе и к обязательному претензионному порядку. Соблюдение сторонами предусмотренного законом претензионного порядка по смыслу приведенной нормы в срок исковой давности не засчитывается.

Согласно статье 4 АПК РФ гражданско-правовые споры могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.

Согласно пункту 4 статьи 202 ГК РФ со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности.

В данном случае истец применительно к положениям статьи 200 ГК РФ, исходя из буквального содержания положения Соглашения (пункт 2.2), согласно которому недополученные субсидии за период с января по ноябрь возмещаются при выплате субсидии предстоящего месяца, а также то, что выплата субсидии за декабрь 2016 года произведена ответчиком 16 декабря 2016 года, должен был узнать о нарушении своего права, как верно указали ответчик и третье лицо, 16 декабря 2016 года.

Вместе с тем, принимая во внимание, что претензия в адрес ответчика направлена истцом по почте 27 ноября 2019 года и получена 10 декабря 2019 года, то есть до истечения срока исковой давности по требованиям о возмещении убытков за сентябрь, октябрь и ноябрь 2016 года, а течение срока исковой давности приостанавливается на тридцать дней, начиная с момента направления претензии, с учетом того обстоятельства, что иск предъявлен в арбитражный суд 25 декабря 2019 года, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности для предъявления требований о взыскании убытков сентябрь, октябрь и ноябрь 2016 года истцом не пропущен.

Из содержания искового заявления следует, что требования истца предъявлены к публично-правовому образованию Чукотскому автономному округу в лице Департамента промышленной политики.  

Департамент, заключивший Соглашение с ООО «Ибрис», на основании Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19.10.2018 № 330 «О реорганизации Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа» переименован в Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа.

При таких обстоятельствах, соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 17.12.2015 № 134-ОЗ «Об окружном бюджете на 2016 год»,Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.12.2014 № 623 «Об утверждении Порядка компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2015 - 2018 годах», учитывая, что в отношении компенсации ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов по коммунальным ресурсам, главным распорядителем выступает Департамент промышленной политики, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному спору является публично-правовое образование Чукотский автономный округ в лице Департамента промышленной политики.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 185484 рубля (платежное поручение от 09.12.2019 № 47) подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Чукотского автономного округа в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (место нахождения 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, д. 4, ОГРН 1168709050080, дата государственной регистрации 03 марта 2016 года, ИНН 8709906858) за счет казны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ибрис» (место нахождения 680030, Хабаровский край,           г. Хабаровск, ул. Постышева, д. 16, офис 204А, ОГРН 1052701550648, дата государственной регистрации 18 ноября 2015 года, ИНН 2723073445) субсидию на компенсацию недополученных доходов по соглашению 25.03.2016 № 19 о предоставлении субсидии на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2016 году в размере 32496828 рублей 25 копеек,  расходы по уплате государственной пошлины в размере 185484 рубля, а всего взыскать 32682312 (тридцать два миллиона шестьсот восемьдесят две тысячи триста двенадцать) рублей 25 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                  М.А. Кольцюк