Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-249/2020
05 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 05 октября 2020 года.
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Кольцюка М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Намцараевой А.К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании в бюджет Чукотского автономного округа денежных средств в сумме 500000 рублей, предоставленных в форме гранта,
в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее - Департамент) 09 июля 2020 года обратился в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - Предприниматель) о взыскании 500000 рублей, предоставленных по соглашению от 21.05.2019 № 05-01-08/64 о предоставлении из окружного бюджета гранта в форме субсидии.
Предприниматель отзыв на исковое заявление не представил.
Определением суда от 07.09.2020 судебное заседание по делу назначено на 30 сентября 2020 года в 11 часов 00 минут.
В судебное заседание стороны не явились.
Истец заявил ходатайство от 29.09.2020 № 01-05-09/3656 о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В силу положений части 1, пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Предприниматель считается извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, поскольку он не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган почтовой связи уведомил арбитражный суд (почтовые отправления №№ 68900049660958, 68900050283634 возвращены по истечении срока хранения).
Кроме того, судом извещал ответчика о судебном разбирательстве путем направления копий судебных актов по делу на адреса электронной почты, имеющиеся в деле (л.д. 8, 67, 74, 75).
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Указанная правовая позиция применима и к делам с участием предпринимателей.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем, обязан обеспечивать надлежащее получение почтовой корреспонденции по адресу регистрации (места жительства).
При этом определение о принятии искового заявления своевременно размещено в информационной системе «Картотека арбитражных дел» (л.д. 10). Ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявлено.
На основании частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Предпринимателя.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13.10.2013 № 410, в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе, утвержденным постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.05.2014 № 218 (далее - Порядок предоставления гранта), Комиссией Чукотского автономного округа по вопросам предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства принято решение, оформленное протоколом от 13.05.2019 № 2, о предоставлении гранта Предпринимателю.
21 мая 2019 года между Департаментом (грантодатель) и Предпринимателем (грантополучатель) заключено соглашение о предоставлении из окружного бюджета гранта в форме субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО1 № 05-01-08/64 (далее - Соглашение).
По Соглашению Департамент за счет средств окружного бюджета в 2019 году оказывает Предпринимателю финансовую поддержку в виде гранта в целях финансирования части целевых расходов начинающего субъекта малого предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности, в рамках реализации получателем проекта «Организация производства пищевых продуктов быстрого приготовления на доставку в г. Анадырь» путем оказания платных услуг в соответствии с представленным им бизнес-планом в срок до 01 июля 2020 года с момента подписания Соглашения (пункт 1.1 Соглашения).
Сумма гранта определена в размере 500000 рублей, который предоставляется грантополочателю в соответствии с порядком предоставления гранта на основании представленных получателем в Департамент заявки, бизнес-плана по проекту и других документов, на условиях долевого софинансирования получателем расходов за счет собственных средств, связанных с реализацией проекта, фактически произведенных до заключения настоящего Соглашения, в размере 75000 рублей (пункты 2.1, 3.1 и 3.4 Соглашения).
Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1 к Соглашению (пункт 1.2 Соглашения).
В целях контроля целевого использования бюджетных средств получатель гранта, кроме прочего, обязан:
- представлять в Департамент в срок до 10 февраля 2020 года документы, установленные подпунктом 2 пункта 4.2 Соглашения;
- направлять грант на финансовое обеспечение затрат в соответствии с пунктом 1.2 Соглашения, определенных в приложении № 1 к Соглашению;
- обеспечивать достижение значений результатов предоставления гранта, установленных Департаментом в соответствии с подпунктом 3 пункта 4.1 Соглашения;
- представлять в Департамент:
1) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (в январе 2020 года – не позднее 1 февраля 2020 года), отчет о ходе реализации проекта вместе с аналитической информацией (направление использования гранта, количество созданных (сохраненных) рабочих мест, объемы выполненных работ (услуг) и т.д.) по форме, установленной приложением № 3 к Соглашению с приложением к отчету документов, установленных подпунктом 6а пункта 4.3 Соглашения;
2) по итогам реализации проекта, в срок не позднее 15 августа 2020 года, - итоговый отчет о результатах реализации проекта с приложением фотографий, подтверждающих реализацию проекта;
3) отчет о достижении значений результатов предоставления гранта - не позднее 15 августа 2020 года по форме, установленной приложением № 3 Соглашения;
4) в случае достижения до 01 июля 2020 года получателем гранта значений результатов предоставления гранта и подтверждения полного расходования средств гранта и средств софинансирования (собственных средств), грантополучатель в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Департамент итоговую информацию о ходе реализации проекта с приложением отчета о достижении значений результатов представления гранта в соответствии с условиями Соглашения, при этом дальнейшее представление отчетных документов в соответствии с подпунктами 6а, 6б, 6в подпункта 6 пункта 4.3 Соглашения не требуется;
5) направлять по запросу Департамента документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления гранта в соответствии с подпунктом 5в пункта 4.1 Соглашения, в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного запроса;
6) возвращать неиспользованный остаток гранта в доход окружного бюджета в случае отсутствия решения Департамента о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2020 году остатка гранта на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в срок до 15 марта 2020 года.
Согласно подпункту 6 пункта 4.1 Соглашения, в случае установления Департаментом или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения грантополучателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Порядком предоставления гранта и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных грантополучателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений, Департамент направляет грантополучателю требование об обеспечении возврата гранта из окружного бюджета в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Согласно подпункту 8 пункта 4.3 Соглашения, в случае получения о Департамента требования в соответствии с подпунктом 6 пункта 4.1 Соглашения, грантополучатель обязан:
- устранить факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления гранта в сроки, определенные в указанном требовании;
- вернуть в окружной бюджет грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Соглашение вступило в силу с даты его подписания, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 Соглашения, и действует до 01 июля 2020 (пункт 7.2 Соглашения).
В соответствии с условиями заключенного сторонами Соглашения Департамент перечислил Предпринимателю 500000 рублей (платежное поручение от 04.06.2019 № 698697).
В связи с отсутствием информации об использовании гранта в размере 500000 рублей и не представлением Предпринимателем отчетной документации по Соглашению, Департаментом в адрес ответчика направлены претензии (требования) от 30.07.2019 № 9-03-04/2592 и от 10.01.2020 № 9-03-04/27/1 с предложением представить отчеты о ходе реализации проекта «Организация производства пищевых продуктов быстрого приготовления на доставку в г. Анадырь» вместе с аналитической информацией за 2 и 3 кварталы 2019 года с приложением фотографий, копий платежных документов, копий налоговых деклараций за отчетный период, копии бухгалтерского баланса по форме № 1 и отчета о прибылях и убытках по форме № 2, справок (выписок) кредитной организации об остатках средств на расчетном счете (в случае неполного расходования средств гранта) и иных документов, требуемых в соответствии с Соглашением, либо, в течение 20 дней с момента получения требования, осуществить возврат бюджетных средств в размере 500000 рублей.
Меры, предпринятые истцом для понуждения ответчика к исполнению Соглашения, результатов не принесли, равно, как и попытки во внесудебном порядке понудить Предпринимателя возвратить бюджетные денежные средства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программками развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 209-ФЗ).
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Постановлениями Правительства Чукотского автономного округа от 21.10.2013 № 410 «Об утверждении Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2020 года (с учетом внесенных изменений), от 29.08.2014 № 399 «Об утверждении Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)», от 11.11.2019 № 499 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)», от 15.05.2014 № 218 «Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе» предусмотрены условия выдачи грантов, мониторинга хода реализации бизнес-плана, а также условия возврата денежных средств в случае нарушения условий предоставления поддержки, установленных данными Порядками.
В соответствии с пунктом 8.4 Порядка предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе (действующего на дату заключения Соглашения), в случае нарушения грантополучателем требований, установленных пунктами 1.4-1.7 настоящего Порядка, и условий заключенного соглашения о предоставлении государственной поддержки; выявления факта представления грантополучателем документов, содержащих недостоверную информацию, или установления по итогам проверок, указанных в абзаце втором пункта 8.1 настоящего Порядка, фактов нарушения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, субсидии подлежат возврату в полном объеме в окружной бюджет.
Согласно пункту 4.3 Соглашения ответчик принял на себя обязательства по требованию Департамента возвратить в окружной бюджет сумму гранта в полном объеме, в случае не предоставления отчетности по реализации проекта – «Организация производства пищевых продуктов быстрого приготовления на доставку в г. Анадырь».
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
Факт выявления нарушений требований нормативных актов и условий заключенного Соглашения при использовании средств субсидии подтверждаются материалами дела.
Проанализировав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что нарушения носят существенный характер и являются безусловным основанием для возврата предоставленной субсидии.
Так, судом установлено и истцом документально подтверждено, что ответчик не представляет отчеты об использовании субсидии. У грантодателя отсутствует информация о том, ведется ли вообще Предпринимателем коммерческая деятельность, занимается ли ответчик реализацией бизнес-проекта, созданы ли рабочие места в целях достижения значений результатов предоставленного гранта, перечисляются ли им налоговые платежи, имеются ли затраты, на финансовое обеспечение которых предоставлен грант. Обязанность по предоставлению вышеперечисленных сведений и документов возложена Соглашением на Предпринимателя.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательства наличия существенных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставления отчетов об использовании гранта, материалы дела не содержат. В данном случае ответчик возражений по существу иска не заявил, каких-либо доказательств, опровергающих предъявленные истцом требования, не представил, равно как и документы, подтверждающие расходование бюджетных средств в целях реализации проекта «Организация производства пищевых продуктов быстрого приготовления на доставку в г. Анадырь» путем оказания платных услуг в соответствии с бизнес-планом, следовательно, в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ, признал наличие предъявленной к взысканию задолженности.
Факт неисполнения предпринимателем взятых на себя обязательств по целевому использованию (освоению) бюджетных средств истцом доказан, материалами дела подтвержден, доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено, что является основанием для прекращения оказания государственной поддержки ответчику и возврате гранта, предоставленного в форме субсидии по Соглашению.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению полностью.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200001 рубля до 1000000 рублей составляет 7000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200000 рублей.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Истец при подаче иска в суд государственную пошлину не уплатил, в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
В связи с тем, что Департамент в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в то время как Предприниматель, от уплаты государственной пошлины законом не освобожден, сумма государственной пошлины в размере 13000 рублей за подачу искового заявления подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 05 апреля 2019 года, ИНН <***>) в пользу Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (место нахождения: 689000 Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 14 декабря 2001 года, ИНН <***>) 500000 (пятьсот тысяч) рублей гранта (субсидии) по соглашению от 21.05.2019 № 05-01-08/64.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 05 апреля 2019 года, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 13000 рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
Судья М.А. Кольцюк