ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-284/20 от 14.01.2021 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

г. Анадырь                                                                               Дело № А80-284/2020

20 января 2021 года

резолютивная часть объявлена 14.01. 2021

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Турлак Анны Владимировны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акпасовой З.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании в бюджет Чукотского автономного округа гранта в сумме 440000 рублей (с учетом уточнений),

в отсутствие представителей сторон,

установил:

Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (далее – Департамент) обратился 07 августа 2020 года в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 500000 рублей, предоставленных по соглашению от 20.07.2018 № 05-01-08/56 о предоставлении субсидии в форме гранта. 

Определением суда от 12.08.2020 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 17.09.2020, откладывалось на 15.10.2020, 12.11.2020.

Определением суда от 15.10.2020 произведена замена судьи Кольцюка М.А. на судью Турлак А.В.

Определением суда от 12.11.2020 судебное разбирательство назначено на 14 часов 30 минут 14.01.2021.

Стороны, извещенные о начале судебного разбирательства  надлежащим образом, в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Представитель истца телефонограммой от 13.01.2021 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик о причинах неявки в судебное заседание не проинформировал, отзыв на исковое заявление не представил.

13.01.2021 от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, просили взыскать с ответчика 440000 руб.

Уменьшения исковых требований, связано с поступившей от ответчика частичной оплатой, в обоснование истцом представлены платежные поручения от 10.11.2020 № 865089 на сумму 59500 руб., № 865024 на сумму 500 руб., всего на сумму 60000 руб.

В силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уточненные исковые требования заявлены уполномоченным лицом, не противоречат закону и не нарушают прав и интересов других лиц, в связи с чем, подлежит принятию судом.

Таким образом, в рамках настоящего спора подлежат рассмотрению требования истца о взыскании с ответчика  440000 рублей, предоставленных по соглашению от 20.07.2018 № 05-01-08/56 о предоставлении субсидии в форме гранта. 

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие существенные обстоятельства.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 25.12.2018 № 439, Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Чукотского автономного округа, проводящий единую государственную политику в области экономического развития, финансов, бюджета и налогов, земельно-имущественных отношений, осуществляющий государственное управление и координацию в пределах своей компетенции деятельности в этих сферах всех исполнительных органом государственной власти Чукотского автономного округа.

Департамент создан в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 01 марта 2001 года №14-ОЗ «О схеме управления Чукотским автономным округом», Постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 23 июля 2001 года №65 «О центральных исполнительных органах государственной власти Чукотского автономного округа» в результате реорганизации путем слияния Департамента финансов, Департамента экономики, комитета имущественных отношений Чукотского автономного округа.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округ от 21.10.2013 № 410 утверждена Государственная программа «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа на 2014-2020 годы» (далее – Программа), в рамках которой разработана подпрограмма «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» (далее – Подпрограмма). Данная программа направлена на создание благоприятных условий для функционирования и развития малого и среднего предпринимательства.

Ответственным исполнителем данной программы является Департамент.

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.05.2014 № 218 утверждён  Порядок предоставления государственной поддержки начинающим малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям на создание собственного дела в Чукотском автономном округе (далее – Порядок).

В соответствии с данным Порядком, между Департаментом (Грантодатель) и предпринимателем (Грантополучатель) заключено Соглашение от 20.07.2018 №05-01-08/56.

Предметом соглашения является предоставление Грантополучателю субсидии в форме гранта на создание собственного дела и реализацию проекта «Развитие фермерского хозяйства в п. Анюйск».

Субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения части целевых расходов, связанных с закупкой комбикорма и осуществления других расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности и произведённых в срок до 31 декабря 2018 года (включительно) согласно Приложению № 1 к Соглашению (п. 1.2 Соглашения).

Дополнительным соглашением № 1 от 29.11.2018, пункт 1.2. Соглашения изложен в новой редакции, изменен срок на 31.12.2018.

Сумма субсидии составляет 500000 руб. (пункт 3.1 Соглашения).

Обязательства Департамента исполнены в полном объеме, средства субсидии перечислены ответчику, что подтверждается платёжным поручением от 26.07.2018 №445242 (л.д. 31).

Пунктом 3.2 Соглашения определены обязанности Грантополучателя.

Согласно пункту 3.2.1 Соглашения Грантполучатель обязан осуществить реализацию проекта путем оказания платных услуг в соответствии с представленным им бизнес-планом в срок до 1 июля 2019 года с момента подписания соглашения.

Грантполучатель обязан вести учет использования субсидии и представлять ежеквартально, начиная с отчета за третий квартал 2018 года, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом: отчет о ходе реализации проекта вместе с аналитической информацией, фотографии, подтверждающие целевое использование субсидии и фактическую реализацию проекта, полные и достоверные отчетные данные об использовании субсидии с приложением копий подтверждающих платежных и иных документов и ряд других документов (пункт 3.2.5 Соглашения).

Кроме того, по итогам реализации проекта в срок не позднее 20 июля 2019 года Грантполучателем должен быть предоставлен итоговый отчет о результатах проекта, отчет о достижении показателей результативности, указанных в пункте  3.2.4 Соглашения по форме, установленной Приложение №3 к соглашению и ряд других документов.

Пунктом 4.3 Соглашения определен случай, при котором сумма гранта в полном объеме подлежит возврату: в случае нецелевого использования бюджетных средств, выявления факта представления Грантполучателем документов, содержащих недостоверную информацию или ненадлежащего исполнения условий Соглашения, а также в случае нарушения им требований пункта 3.2 Соглашения.

Пунктом 4.5. Соглашения установлен порядок возврата субсидии.

Письмом от 01.11.2018 №3-02-07/3819 Департамент уведомил индивидуального предпринимателя об условиях нарушения им пункта 3.2 Соглашения от 20.07.2018  №05-01-08/56, предложил незамедлительно направить требуемую информацию (отчеты), либо в течение 20 дней с момента получения уведомления  возвратить бюджетные средства в размере 500000 руб.

Данное уведомление направлено в адрес ответчика на его электронный адрес, а также почтовой связью по адресу, согласно выписке из ЕГРИП.

05.02.2020 в адрес ответчика направлена претензия № 05-01-09/348 о возврате денежных средств в размере 500000 руб., в связи с неисполнением требований пункта 3.2 Соглашения.

В связи с неисполнением обязательств по возврату средств бюджета, Департамент обратился в настоящим иском в суд.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии являются бюджетными средствами, и предоставляются безвозвратно, однако данное условие не действует в случае нарушения требований, установленных при предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Частью 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2007 №209-ФЗ  "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 17 Закона №209-ФЗ  оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций.

Постановлениями Правительства Чукотского автономного округа: от 21.10.2013 № 410, от 15.05.2014 № 218 предусмотрены порядок выплаты субсидии, мониторинг за ходом реализации бизнес-планов, а также условия возврата денежных средств в  случае нарушения условий предоставления поддержки, установленных Порядком.

В соответствии с пунктом 8.4 Порядка, в случае нарушения грантополучателем требований, установленных пунктами 1.4 - 1.7 и условий заключенного соглашения о предоставлении государственной поддержки; выявления факта представления грантополучателем документов, содержащих недостоверную информацию, или установления по итогам проверки фактов нарушения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления субсидии подлежат возврату в полном объеме в окружной бюджет.

Согласно пункту 4.3 Соглашения ответчик принял на себя обязательства возвратить сумму гранта в полном объеме в случае, если сумма гранта использована не по целевому назначению и в случае непредоставления отчетности по реализации бизнес - проекта.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Факт выявления нарушений требований нормативных актов и условий заключенного Соглашения подтверждается материалами дела, доказательств, свидетельствующих о соблюдении условий Соглашения, а равно доказательств возврата бюджетных средств в полном объеме, ответчиком не представлено.

Ответчик, информируя суд телефонограммой от 06.11.2020 о просьбе провести предварительное судебное заседание в свое отсутствие, правовую позиции по делу не обозначил, отзыв на иск не представил.

С учетом установленных обстоятельств неисполнения обязательств по Соглашению, отсутствия доказательств возврата бюджетных средств, требования Департамента признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Рассматриваемый спор не относится к категории дел, по которым государственная пошлина не уплачивается, ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в размере 13000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (адрес места жительства (пребывания): 689460, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 16 января 2018 года,             ИНН <***>)  в доход бюджета Чукотского автономного округа, в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (адрес (место нахождения): 689000, Чукотский автономный округ, <...>,                           ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14 декабря 2001 года, ИНН <***> денежные средства, предоставленные в форме гранта по соглашению от 20.07.2018      № 05-01-08/56 в размере 440000 руб.

Взыскать с ФИО1 (адрес места жительства (пребывания): 689460, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 16 января 2018 года, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере        13000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Жалоба на решение суда подается через Арбитражный суд Чукотского автономного округа.

Судья                                                                                        А.В. Турлак