Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь Дело № А80-306/2019
06 августа 2019 года
резолютивная часть решения объявлена 05.08.2019
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Турлак Анны Владимировны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваль Ю.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью производственное коммерческое предприятие «Темп» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием:
- от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 22.03.2019 № 07-18/17Д ,
- от заинтересованного лица – директор ФИО2 (решение Единственного учредителя от 16.01.2019 № 1, сведения из ЕГРЮЛ),
УСТАНОВИЛ:
Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью производственное коммерческое предприятие «Темп» (далее – заинтересованное лицо, Общество, ООО ПКП «Темп») к административной ответственности, по основанию предусмотренному частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Определениями суда:
- от 19.06.2019 заявление принято судом, возбуждено производство по делу с назначением предварительного судебного заседания на 17.07.2019;
- от 17.07.2019 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, дело назначено к рассмотрению по существу заявленных требований в суде первой инстанции на 05.08.2019.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал заявленные требования, просил привлечь Общество к административной ответственности по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ООО ПКП «Темп» требования о привлечении к административной ответственности не признал, пояснил, что Обществом подано заявление о признании недействительным акта проверки от 24.04.2019 № 1 и выданного на его основе предписания от 24.04.2019 № 1-563/7. Также представитель Общества устно указал, что проверка проведена с нарушением требований статей 12, 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не была вручена заверенная печатью копия приказа о назначении проверки. Считает, что пункты предписания от 24.04.2019 № 1-563/7 вынесены формально и выходят за полномочия органа государственного строительного контроля.
В судебном заседании представитель ООО ПКП «Темп» заявил устные ходатайства о приобщении копии заявления о признании недействительными: акта проверки от 24.04.2019 № 1 и предписания от 24.04.2019 № 1-563/7, поданного в арбитражный суд и оставленного им без движения, а также ходатайствовал об объявлении перерыва для устранения нарушения, послужившего основанием для оставления данного заявления без движения.
Рассмотрев данные ходатайства, суд не усматривает процессуальных оснований для объявления перерыва в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ и как следствие необходимости приобщения к материалам дела заявления о признании недействительными: акта проверки от 24.04.2019 № 1 и предписания от 24.04.2019 № 1-563/7.
Как следует из материалов дела, 24.04.2019 Департаментом по результатам проведенной проверки объекта капитального строительства «Строительство здания для размещения Анадырского районного суда Чукотского автономного округа и Анадырского гарнизонного военного суда» ООО ПКП «ТЕМП» выявлены нарушения требований технических регламентов и проектной документации отраженные в составленном 24.04.2019 акте проверки № 1.
На основании акта проверки от 24.04.2019 № 1,ООО ПКП «ТЕМП» выдано предписание от 24.04.2019 № 1-563/7 об устранении нарушений требований технических регламентов и проектной документации по выполненным работам, которым установлен срок устранения недостатков по 15 пунктам – до 10.06.2019.
13.06.2019 была проведена внеплановая проверка исполнения ООО ПКП «Темп» предписания от 24.04.2019 № 1-563/7.
По результатам проверки составлен акт проверки от 13.06.2019 № 2, в котором отражены факты неисполнения 14 пунктов предписания от 24.04.2019 № 1-563/7 (пункт 13 устранен в ходе проверки).
По установленному проверкой факту 14.06.2019 начальником отдела жилищного строительства и регионального надзора Комитета по градостроительству и архитектуре Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа составлен протокол № 04/02-06/1 об административном правонарушении в отношении юридического лица, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении (14.06.2019 в 16 час. 00 мин. в кабинете № 216 Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа по адресу <...>) Общество уведомлялось соответствующим извещением от 14.06.2019 № 04/02-04/111, полученным директором ООО ПКП «Темп» - ФИО2.
При составлении протокола присутствовал директор ООО ПКП «Темп» - ФИО2.
Как следует из Устава Общества, единоличным исполнительным органом Общества является директор Общества. Согласно решению от 16.01.2019 № 1 директором Общества и, соответственно, законным представителем Общества является ФИО2.
В соответствии с правилами абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав представителя заявителя, заинтересованного лица исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В силу абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 19.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту (часть 1 статьи 4 Градостроительный кодекс Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В силу пункта 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено, что основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 2 данной части, является, в том числе, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Таким образом, право органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках своих полномочий надзор за объектами, подпадающими под действие государственного строительного надзора, предусмотрено действующим законодательством.
Осуществляя проверку и выдавая Обществу предписание, Департамент действовал в рамках своих полномочий, основываясь на следующем.
Согласно части 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с положениями части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Подпунктом 4 пункта 2.4 раздела 2 Положения о Департаменте промышленной политики Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 26.12.2018 № 451, установлено, что Департамент является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На основании Постановления Губернатора Чукотского автономного округа от 18.10.2018 № 89 «О структуре исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа» и Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 19.10.2018 № 330 «О реорганизации Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа» Департамент реорганизован путем выделения из его состава Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа и Комитета природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа и переименован в Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа.
В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективная сторона правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа государственного строительного надзора.
В силу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
Из положений частей 3 и 4 статьи 52 ГрК РФ следует, что осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может не только сам застройщик (заказчик), но и привлекаемое им на основании договора физическое или юридическое лицо.
Управлением Судебного департамента в Чукотском автономном округе и ООО ПКП «ТЕМП» заключен государственный контракт от 02.11.2018 № 146-УСД (реестровый номер контракта 1870900732118000112) на выполнение работ по строительству здания для размещения Анадырского районного суда Чукотского автономного округа и Анадырского гарнизонного военного суда.
Пунктом 2.3 указанного контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнять работы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области проектирования и строительства, градостроительного плана земельного участка, Проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу в установленном законом порядке.
Соответственно, ООО ПК «Темп», как лицо, осуществляющее строительные работы на спорном объекте на основании государственного контракта, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Определяя наличие объективной стороны вменяемого Обществу административного правонарушения, суд руководствуется следующими нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
На основании статьи 54 ГрК РФ и подпункта «б» пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, приказом от 12.01.2007 № 7 утвержден и введен в действие Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.
Таким образом, в общем журнале работ должны отражаться все работы при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
В нарушение выше указанных градостроительных норм и правил, Обществом допущены нарушения ведения Общего журнала работ (пункт 1 предписания).
Согласно пункту 3 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128 (далее - Требования РД-11-02-2006), исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
В силу абзаца 1 пункта 4 вышеуказанных Требований РД-11-02-2006 при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, исполнительная документация подлежит хранению у застройщика, технического заказчика или лица, осуществляющего строительство, до проведения органом государственного строительного надзора проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
В состав исполнительной документации включаются, в том числе акты освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (пункт 5.3 Требований РД-11-02-2006).
В силу пункта 5 Требований РД-11-02-2006 исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство.
В нарушение выше указанных градостроительных норм и правил, Обществом не представлены акты освидетельствования скрытых работ (пункт 2 предписания).
По правилам части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 данной статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 ГрК РФ).
В силу пункта 4 части 12 этой же статьи в состав проектной документации, в частности, входит проект организации строительства объектов капитального строительства.
В предписании отражены:
- нарушения п. 1.17 лист 3 проекта организации строительства, СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты» (пункт 3);
- нарушения п.1.17 проекта организации строительства (пункт 4);
- нарушения п. 5.4 ч.5 проекта организации строительства, ГОСТ 23407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия» (пункт 5);
- нарушения п. 9.1 ч. 9 лист 10 проекта организации строительства, СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты» (пункт 6);
- нарушения п. 10.5 ч. 10 лист 15 проекта организации строительства (пункт 7);
- нарушения п. 10.11 ч.10 лист 16 проекта организации строительства (пункт 8);
- нарушения п. 12.1 ч. 12 и п. 13.1 ч. 13 проекта организации строительства (пункт 9);
- нарушения п.12.1 ч.12 проекта организации строительства, РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (пункт 10);
- нарушения п.13.1 ч. 13 проекта организации строительства, СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве» (пункт 11);
- нарушения п. 17.6 ч. 17 лист 28 проекта организации строительства (пункт 12);
- нарушения п. 17.6 ч. 17 лист 28, 29 проекта организации строительства (пункт 13).
В ходе проверки было установлено, что в нарушение обязательных требований пункта 5.13 СНиП 12-03-2001, рабочие при нахождении на территории строительной площадки не обеспечены защитными касками. Согласно пункту 14 предписания Обществу предписано обеспечить на строительной площадке, участках работ и рабочих местах безопасность и здоровые условия труда работающих в соответствии с требованиями санитарных, противопожарных и других норм, относящихся к строительному производству – Строительные нормы и правила СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».
В нарушение обязательных требований пункта 4.11 СНиП 12-03-2001 установлено, Обществом не были представлены наряд – допуски на выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ. Согласно пункту 15 предписания Обществу предписано обеспечить работы в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ на основании наряд-допуска - 4.11 Строительные нормы и правила СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании Положения о Департаменте промышленной политики Чукотского автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 26.12.2018 № 451 (подпункт 4 пункта 2.4), Административного регламента Департамента промышленной политики Чукотского автономного, утвержденного приказом Департамента от 08.11.2017 № 38 с изменениями внесенными приказом от 19.04.2019 № 13 (пункт 3.3.19), приказа от 11.05.2016 № 68-л о переводе ФИО1, судом установлено, что протокол составлен уполномоченным лицом.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) применяются с учетом особенностей организации и проведения проверок.
В приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия (подпункт 6 пункта 5 статьи 54 ГрК РФ).
Одним из оснований для проведения проверки является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора, согласно подпункту «а» пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение).
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации утвержден приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 (далее - Порядок).
В силу требований пункта 9 Порядка № 1129 перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения должностное лицо органа государственного строительного надзора должно уведомить застройщика или технического заказчика о проведении проверки посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В соответствии с приказом от 30.01.2019 № 73-од Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее – приказ от 30.01.2019 № 73-од) лицу ответственному за осуществление государственного строительного надзора – ФИО1 поручено провести проверку на основании программы проверок в отношении объекта капитального строительства: «Строительство здания для размещения Анадырского районного суда Чукотского автономного округа и Анадырского гарнизонного военного суда».
В материалы дела представлены копия приказа от 30.01.2019 № 73-од, уведомление о проведении проверки от 26.03.2019 № 04/02-04/057, уведомление о проведении проверки от 11.06.2019 № 04/02-04/107, программа проведения проверок.
Согласно пояснениям представителя Департамента приказ от 30.01.2019 № 73-од, является приказом о назначении проверки.
Данный приказ был направлен и получен Обществом вместе с уведомлением о проведении проверки от 26.03.2019 № 04/02-04/057, уведомлением о проведении проверки от 11.06.2019 № 04/02-04/107.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения ГрК РФ, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения).
В соответствии с требованиями пункта 16 Порядка после устранения выявленных органом государственного строительного надзора нарушений застройщик, технический заказчик (при наличии технического заказчика), лицо, осуществляющее строительство, допустившие нарушения и которым выданы предписания, направляют в орган государственного строительного надзора извещения об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства по форме, приведенной в приложении № 8 к указанному Порядку.
Материалами дела подтверждено, что в результате проверки при осуществлении строительства здания для размещения Анадырского районного суда Чукотского автономного округа и Анадырского гарнизонного военного суда по ул. Молодежня, в пгт Угольные Копи выявлены нарушения требований технических регламентов и проектной документации, составлен акт проверки от 24.04.2019 № 1 и выдано предписание от 24.04.2019 № 1-563/7 об устранении нарушений требований технических регламентов и проектной документации в установленные предписанием сроки. Предписание получено руководителем Общества 24.04.2019.
Следовательно, предписание от 24.04.2019 № 1-563/7 законно и подлежит обязательному выполнению, для исполнения установлен разумный срок.
В судебном заседании представитель ООО ПКП «Темп» не отрицал того, что в срок до 10.06.2019 указанные в предписании документы представлены не были, извещение о выполнении предписания Департаменту не направлялось. Доказательства, подтверждающие исполнение предписания по сроку исполнения до 10.06.2019, Общество суду не представило.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ООО ПКП «Темп» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ с учетом положения части 1 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в невыполнении требований предписания от 24.04.2019, выданного Обществу уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Оценив приказ от 30.01.2019 № 73-од, суд пришел к выводу о том, что он не соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ, поскольку в нем не указаны: наименование юридического лица, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений); цели, задачи, предмет проверки и срок её проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора); перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
В то же время уведомления о проведении проверки от 26.03.2019 № 04/02-04/057, от 11.06.2019 № 04/02-04/107 содержат наименование юридического лица; предмет проверки и срок её проведения; перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
Вместе с тем установленные нарушения в части оформления приказа по форме, не соответствующей приведенным нормам и незаверение его копии печатью, не исключает возможность привлечения лица к административной ответственности за совершенные им правонарушения, непосредственно обнаруженные должностными лицами уполномоченного органа.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ установлен закрытый перечень грубых нарушений законодательства. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 20 названного закона к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
В материалы дела представлены уведомления о проведении проверки от 26.03.2019 № 04/02-04/057, от 11.06.2019 № 04/02-04/107 которыми в адрес Общества так же был направлен приказ о назначении проверки от 30.01.2019 № 73-од.
В ходе проверки административным органом выявлен факт нарушения норм градостроительного законодательства Российской Федерации, что зафиксировано в актах проверки от 24.04.2019 № 1, от 13.06.2019 № 2.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае факт обнаружения правонарушения уполномоченным должностным лицом, а также обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, которое наступило 10.06.2019, подтверждены надлежащими доказательствами: актами проверки от 24.04.2019 № 1, от 13.06.2019 № 2, предписанием от 24.04.2019 № 1-563/7.
Таким образом, выявленное правонарушение административным органом квалифицированно правильно, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за которое ответственность предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Основанием для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности являются материалы дела об административном правонарушении, подтверждающие событие административного правонарушения, наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства по делу, в том числе и обстоятельства, смягчающие, отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
14 июня 2019 года должностным лицом Департамента в присутствии представителя заинтересованного лица – директора ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 04/02-06/1 в отношении ООО ПКП «Темп» по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В данном протоколе об административном правонарушении описано событие административного правонарушения, нашедшее подтверждение при рассмотрении дела. С правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ, и протоколом об административном правонарушении ФИО2 ознакомлен, в протоколе об административном правонарушении расписался, копию протокола получил.
Исследованные судом материалы дела свидетельствуют о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения требований законодательства при осуществлении строительной деятельности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения решения не истек.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности административным органом не допущено.
Общество надлежащим образом было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении этого дела, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и самим Обществом не оспаривается.
Таким образом, наличие в действиях Общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, является доказанным.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Доказательств исключительного характера допущенных Обществом правонарушений в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Совершение юридическим лицом правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих вину общества в совершении им административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
В то же время Департаментом не представлено доказательств, свидетельствующих о привлечении общества к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю административный штраф в минимальном размере, предусмотренным санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, суд считает необходимым привлечь ООО ПКП «Темп» к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрено взыскание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
привлечь общество с ограниченной ответственностью производственное коммерческое предприятие «Темп» (место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, <...>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.12.2015, ИНН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу настоящего решения по следующим реквизитам:
р/с <***>, л/с <***> в УФК по Чукотскому автономному округу (Департамент промышленной политики Чукотского автономного округа), ИНН <***>, КПП 870901001, Отделение Анадырь г. Анадырь, БИК 047719001, ОКТМО 77701000, КБК 90211690020020000140.
Документ, подтверждающий уплату штрафа, предлагается представить в Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном статьями 181, 276, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.В. Турлак