ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А80-497/17 от 05.02.2018 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,

www.chukotka.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Анадырь

06 февраля 2018 года Дело № А80-497/2017

Резолютивная часть объявлена 05.02.2018.

В полном объеме изготовлено 06.02.2018.

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе: судьи М.Ю. Овчинниковой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С. Петренко,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края

дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кадастровый инженер-Партнер» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения об одностороннем расторжении муниципального контракта № 0188300006517000014-0250216-01 от 24.04.2017

при участии в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи

в Арбитражном суде Хабаровского края:

от истца - представитель ФИО1 по доверенности от 19.12.2017 без номера;

в Арбитражном суде Чукотского автономного округа:

от ответчика – представитель не явился, извещено надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кадастровый инженер-Партнер» (далее – истец, ООО «КИ-Партнер», общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением от 24.10.2017 без номера к Управлению финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения об одностороннем расторжении муниципального контракта № 0188300006517000014-0250216-01 от 24.04.2017, оформленного приказом от 12.10.2017 № 134-ос.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения настоящего судебного заседания, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Судебное заседание проводится в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В обоснование требований ООО «КИ-Партнер» заявило, что решение Управления об одностороннем расторжении муниципального контракта № 0188300006517000014-0250216-01 от 24.04.2017 не мотивировано, отсутствуют обоснования факта неисполнения обязательств и в чем они выражены; в рамках исполнения взятых на себя обязательств по контракту на дату одностороннего расторжении, обществом выполнено более 95 процентов работ, документы, являющиеся результатом работ (технические платы в количестве 56 штук) приняты и подписаны заказчиком без замечаний. Просрочка в исполнении обществом обязательств по контракту вызвана бездействием самого заказчика, а именно:

- заказчиком не представлена исполнителю документация для осуществления кадастрового учета:

а) декларации, составленные и заверенные правообладателем объекта недвижимости;

б) ответы на запросы в уполномоченные органы для подтверждения отсутствия сведений о зарегистрированных правах федерального уровня;

в) правоустанавливающие документы на земельные участки;

г) технические паспорта, выданные до 2013 года (10 объектов), либо уведомления об их отсутствии;

д) проекты на строительство или разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, либо сведения из государственного архива данных об их отсутствии;

е) сведения о наличии, либо отсутствии сведений о правообладателе в органах Росимущества в Реестре государственного имущества;

- заказчиком не выдана исполнителю нотариально заверенная доверенность для постановки объектов на кадастровый учет, которая осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности, в связи с чем, было невозможно осуществить кадастровый учет объектов недвижимости, являющихся предметом муниципального контракта.

Таким образом, причина просрочки по передаче муниципальному заказчику работ по контракту заключается в бездействии заказчика.

Ответчиком представлен письменный отзыв, которым он возражает по заявленным требованиям, обосновывая это следующим.

При заключении контракта, заявитель был ознакомлен со всеми его условиями и порядком исполнения обязательств по нему. Срок действия контракта установлен до 01.10.2017, но до истечения установленного срока от исполнителя не было получено ни одного кадастрового паспорта, что подтверждается актом невыполненных работ от 16.10.2017. Управлением неоднократно направлялись запросы в адрес ООО «КИ-Партнер» о ходе выполнения работ по муниципальному контракту, но никаких документов на запросы от исполнителя не представлено. За месяц до окончания срока исполнения контракта заказчик обратился к исполнителю с целью получения информации о ходе выполнения муниципального контракта, после чего, 14.09.2017, исполнитель направил в адрес заказчика на утверждение декларации на 8 объектов недвижимого имущества. В связи с нарушением сроков выполнения работ по муниципальному контракту управлением было принято оспариваемое решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Кроме этого, ответчик своим отзывом, указывает на то, что истцом нарушены требования законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации, при представлении суду стенограммы разговора представителя Управления с представителем общества, в связи с чем он просит суд привлечь истца к административной ответственности путем наложения административного штрафа в соответствии со статьей 13.11. пункта 2 КоАП РФ в размере 70000 руб. за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

В ходе судебного разбирательства представитель истца в возражениях на отзыв указал, что никакие письма от заказчика с предложением представить информацию о ходе исполнения обязательств по контракту в его адрес не направлялись и им не получались. Все организационные вопросы разрешались путем ведения телефонных переговоров.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Между ООО «Кадастровый инженер - Партнер» (исполнитель) и Управлением финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (заказчик) заключен муниципальный контракт № 0188300006517000014-0250216-01 от 24.04.2017 (далее - Контракт), по условиям которого исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить кадастровые работы по технической инвентаризации зданий и сооружений заказчика (далее - объекты) по Перечню (Приложение № 1 к Контракту), с изготовлением технических и кадастровых паспортов, а также постановкой их на государственный кадастровый учет (далее - работы) и сдать результат работ заказчику, а заказчик принять результаты работ и оплатить их (пункт 1.1 Контракта).

Выполнение работ, указанных в пункте 1.1 Контракта заключается в изготовлении технических и кадастровых паспортов объектов и постановкой их на государственный кадастровый учет (пункт 2.1 Контракта).

Объем, содержание, состав работ и требование к порядку выполненных работ определены в Приложении 2 «Техническое задание» к Контракту.

Разделом 4 Технического задания к Контракту установлен состав работ:

- съемка, характеристика и техническое описание объекта. Данный этап включает в себя измерение объекта и составление абриса, составление поэтажных планов, подсчет площадей и определение строительного объема;

- описание конструктивных элементов, определение технического состояния (физического износа) объекта;

- определение стоимости объекта;

- технический учет объекта;

- подготовка технической документации.

В результате выполнения работ по Контракту исполнитель должен оформить следующие документы: технический план объекта и кадастровый паспорт объекта.

Для оформления раздела «Сведения об объекте недвижимости» в техническом плане, к обязанностям заказчика относится предоставление исполнителю документов проведенных кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах соответствующей части здания или сооружения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Обязанности исполнителя по проведению мероприятий путем направления в сторонние организации запросов и получения ответов по исходным данным (сведений и материалов) необходимых для проведения кадастровых работ, Контрактом и Техническим заданием между сторонами не согласованы и не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 2.2 Контракта срок выполнения работ определен до 01.10.2017 с момента подписания настоящего контракта.

В силу пункта 2.4 Контракта передача готовой документации заказчику производится согласно акту приема-передачи, оформленному в двух экземплярах для каждой из сторон.

Порядок приемки результатов работ установлен разделом 3 Контракта, в соответствии с которым заказчик проверяет представленную исполнителем документацию в течение 3 рабочих дней, затем либо в течение 5 рабочих дней от даты проверки подписывает акт приемки-передачи, либо предоставляет исполнителю мотивированный отказ от приемки работ.

Согласно пункту 6.1 Контракта он вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 01.10.2017. С 01.10.2017 обязательства сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.

Разделом 10 Контракта определены условия расторжения контракта.

Пунктом 10.5 Контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункты 10.5, 11 Контракта), которое вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта (10.7, 10.12 Контракта).

Приказом от 12.10.2017 № 134-ос Управление (заказчик) без указания мотивов, послуживших основанием для принятия решения, расторг в одностороннем порядке муниципальный контракт от 24.04.2017 № 0188300006517000014-0250216-01 (без указания об одностороннем отказе от работ по контракту), о чем уведомил исполнителя.

23.10.2017 исх. 470 исполнитель представил свои возражения по одностороннему расторжению контракта, указывая на то, что просрочка исполнения обязательств по контракту на срок 12 дней произошла по объективным причинам и при не предоставлении заказчиком необходимых документов, общество закончит исполнение обязательств по контракту в кратчайший срок.

30.10.2017 Управлением издан приказ № 141-ос «О вступлении в силу решения о расторжении муниципального контракта от 24.04.2017 № 0188300006517000014-0250216-01 на выполнение работ по технической инвентаризации объектов муниципальной собственности».

Информация о расторжении Контракта размещена заказчиком на официальном сайте 30.10.2017.

Отказ отменить приказ от 12.10.2017 № 134-ос о расторжении Контракта явился основанием для обращения общества в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Суд полагает, что заключенный между сторонами контракт, исходя из его содержания, по своей правовой природе является смешанным договором, содержащим элементы договоров подряда и возмездного оказания услуг.

Возникшие между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами главы 29 «Изменение и расторжение договора», глав 37 «Подряд», 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Между обществом и Управлением по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на выполнение работ по технической инвентаризации объектов муниципальной собственности со сроком действия с 24.04.2017 по 01.10.2017.

Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ государственный (муниципальный) контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.

На основании статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1).

Согласно положениям статей 450, 450.1 ГК РФ договор может быть расторгнут: по соглашению сторон (пункт 1 статьи 450); по решению суда по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450); в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон (пункт 2 статьи 450.1).

В соответствии с частью 14 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 данного Закона.

В силу части 8 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексам Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702, статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда. При буквальном истолковании данных норм по договору подряда для заказчика, прежде всего, имеет значение достижение подрядчиком определенного вещественного результата. При возмездном оказании услуг ценностью для заказчика являются сами действия исполнителя, заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата.

В пункте 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).

Как следует из условий Контракта, общество обязано было выполнить работы и сдать их заказчику в срок до 01.10.2017, и на исполнителя возложена обязанность по уведомлению заказчика о выполнении всего объема работ и согласованию дня сдачи-приема оказанной услуги, которую надлежало считать исполненной только после подписания сторонами акта сдачи-приема.

Из материалов дела следует, что работы в установленный срок не были сданы исполнителем и соответственно не приняты заказчиком.

В силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (пункт 4 статьи 425 ГК РФ).

При заключении Контракта стороны пунктом 6.1 предусмотрели, что контракт действует до 01.10.2017. С 01.10.2017 обязательства сторон по контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.

Указание срока действия контракта является условием оказания возмездных услуг и выполнения работ именно в этот период, что не противоречит положениям пункта 3 статьи 425 ГК РФ и статье 309 ГК РФ, предусматривающей, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Так как контракт является срочной сделкой согласно пункту 6.1 Контракта, то он прекращается с истечением срока, на который он заключен (до 01.10.2017).

Заказчик направил уведомление об одностороннем расторжении Контракта, оформленное приказом № 134-ос от 12.10.2017, без указаний основания отказа от исполнения контракта, после истечения срока действия Контракта.

Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1 статьи 407 ГК РФ).

Руководствуясь вышеизложенным, судом сделан следующий вывод о том, что решение Управления об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено обществу после окончания срока действия Контракта, в связи с чем принятие данного решения не имеет юридического значения, поскольку в данном случае одностороннее расторжение контракта не является в отношениях между сторонами контракта тем юридическим фактом, с которым может быть связано изменение или прекращение возникших между ними гражданских правоотношений.

При этом, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Федерального закона № 44-ФЗ, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом. Данный отказ подчинен особой процедуре, предусмотренной статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ. Так, согласно части 13 статьи 95 названного закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта. В соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.

Таким образом, с момента получения заказчиком информации о получении исполнителем принятого им одностороннего отказа от исполнения контракта, начинает течь десятидневный срок, в течение которого исполнитель вправе устранить допущенные нарушения и избежать расторжение контракта.

В течение десятидневного срока, не вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, выступает стимулирующей обеспечительной мерой, позволяя нарушителю контракта исправить, если это еще возможно, нарушение контракта, которое и явилось основанием применения меры отказа от его исполнения и, соответственно, расторжения.

Поскольку, в рассматриваемом случае, в соответствии с установленными обстоятельствами и условиями контракта, истечение срока его действия влечет автоматическое прекращение обязательств сторон по нему в части предоставления результата работ, следовательно, окончание срока контракта исключает для сторон обязательств возможность продления срока по выполнению работ по контракту в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения прекращенного контракта по правилам части 13 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

При этом действия заказчика по одностороннему расторжению контракта оконченного сроком контракта порождают для общества правовые последствия, а именно, в Арбитражном суде Чукотского автономного округа принято заявление ООО «КИ-Партнер» и возбуждено производство по делу № А80-531/2017 о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 16.11.2017 № 118/01-46/17 о включении общества с ограниченной ответственностью «Кадастровый инженер - Партнер» в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика (Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район) от исполнения муниципального контракта, заключенного с ООО «КИ-Партнер» от 24.04.2017 № 0188300006517000014-0250216-01.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что одностороннее расторжение Управлением финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>) муниципального контракта № 0188300006517000014-0250216-01 от 24.04.2017, оформленное приказом от 12.10.2017 № 134-ОС, принято с нарушением норм материального права, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

Ответчик в своем отзыве на заявленные требования просит суд привлечь истца к административной ответственности по пункту 2 статьи 13.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 131 АПК РФ ответчик обязан направить или представить в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении.

В отзыве на исковое заявление указываются:

1) наименование истца, его место нахождения или, если истцом является гражданин, его место жительства;

2) наименование ответчика, его место нахождения или, если ответчиком является гражданин, его место жительства, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения;

4) перечень прилагаемых к отзыву документов.

К отзыву на исковое заявление прилагаются документы, которые подтверждают доводы и (или) возражения относительно иска.

Согласно части 8 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в силу действия которого Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Свою деятельность Федеральная служба осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с положениями части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами для возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе, являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен главой 25 АПК РФ.

Статьями 203, 204 АПК РФ предписаны обязательные условия и требования по обращению в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Ответчик, направляя в суд отзыв на заявленные требования, в нарушение вышеперечисленных норм обратился с требованием, которое в силу предмета спора, не может быть разрешено в настоящем деле, и оценивается судом только как довод, приведенный в обоснование возражений.

Частью 2 статьи 168 АПК РФ установлено, что при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрен возврат истцу уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Истец, обращаясь в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, платежным поручением от 24.10.2017 № 237 произвел уплату государственной пошлины в размере 3000 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в составе судебных расходов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 6000 рублей.

В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

В связи с тем, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истец при обращении в арбитражный суд не произвел ее уплату в размере, установленном НК РФ, не уплаченная часть государственной пошлины, подлежит взысканию в доход федерального бюджета с истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным одностороннее расторжение Управлением финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район (ОГРН <***>, ИНН <***>) муниципального контракта № 0188300006517000014-0250216-01 от 24.04.2017, оформленное приказом от 12.10.2017 № 134-ос.

Взыскать с Управления финансов, экономики и имущественных отношений муниципального образования Чукотский муниципальный район, место нахождения: 689300, Чукотский автономный округ, с. Лаврентия, ул. Советская, д. 15, ОГРН <***>, дата регистрации при реорганизации юридического лица 30.01.2003, ИНН <***> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кадастровый инженер-Партнер», место нахождения: 680028, <...>, ОГРН <***>, дата регистрации при создании 23.06.2003, ИНН <***> судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кадастровый инженер-Партнер», место нахождения: 680028, <...>, ОГРН <***>, дата регистрации при создании 23.06.2003, ИНН <***> в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном статьей 276, частью 2 статьи 181, частью 4 статьи 228 АПК РФ.

Судья М.Ю. Овчинникова