ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1062/2021 от 27.09.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1062/2021

27 сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решения, изложенного в письме от 12.11.2020 №9242/105-100, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель не явился;

от заинтересованного лица - представитель не явился;

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска (далее – Департамент), в котором просило:

- признать решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII. Проезд 18. ПАО «ФСК ЕЭС» в целях эксплуатации объекта недвижимости «Ограждение наружное», выраженное в письме Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьск от 12.11.2020 №9242/105 незаконным,

- обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьск подготовить, подписать и направить в адрес филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Урала проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что у ПАО «ФСК ЕЭС» есть два законных основания получения земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26 в аренду на 49 лет:

- в соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, как собственника сооружения («Ограждение наружное», кадастровый номер 89:12:111117:25), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 89:12:111117:26;

- в соответствии с. пп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения объектов федерального, регионального или местного значения.

От Департамента в суд поступил отзыв на заявленные требования, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований в виду их необоснованности.

В частности Департамент указал, что ПАО «ФСК ЕЭС» не обращался в департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании п. 1 ст. 39.20 (пп. 9 п. 2 ст.39.6) ЗК РФ. Решение об отказе в предоставлении земельного участка по указанному основанию, департаментом не принималось.

По второму основанию, согласно постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу №А81-9801/2018 установлено отсутствие на спорном земельном участке объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения, принадлежащих ПАО «ФСК ЕЭС».

Общество и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в сети Интернет.

В силу положений ст.ст. 123, 136 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 июля 2018 года ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьск с заявкой о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII, Проезд 18, (далее - Земельный участок) в целях эксплуатации объекта недвижимости «Ограждение наружное».

Согласно содержанию указанного документа (заявка от 17.07.2018 года) заявитель сообщает о том, что публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы» использует объект недвижимости Комплекс оборудования и производственно-технологических объектов в составе: «Производственно-ремонтная база Ямало-Ненецкого ПМЭС в г. Ноябрьске», являющийся собственностью ПАО «ФСК ЕЭС», отнесенный Приказом Минпромэнерго от 24.03.2014 № 134 «О включении объекта в реестр ЕНЭС» к единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее ЕНЭС) в соответствии п.7 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 № 41 «О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к объектам ЕНЭС».

В составе Комплекса существует объект вспомогательного использования (далее -Ограждение наружное), часть которого расположена на земельном участке с кадастровым номером 89:12:111117:26. При этом указанный земельный участок был предоставлен в аренду ПАО «ФСК ЕЭС» для завершения строительства объекта незавершенного строительством здания по договору от 06.07.2015 № 153-15, срок действия которого истек 29.06.2018.

В связи с окончанием срока аренды земельного участка с использованием «для завершения строительства» 29.06.2018, с целью дальнейшего использования для размещения объекта Ограждение наружное в составе Производственно-ремонтной базы Ямало-Ненецкого ПМЭС, Общество просило Департамент:

1. Заключить соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 06.07.2015 №153-15;

2. Предоставить земельный участок с кадастровым номером 89:12:111117:26 ПАО «ФСК ЕЭС» в аренду на срок до 49 лет на основании п. 2 ст. 39.6 «Земельного кодекса Российской Федерации».

Кроме того, в заявке Общество сообщило следующие сведения:

- о заявителе: Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы» (адрес юридический: 117630, <...>; адрес почтовый филиала: ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Западной Сибири: 628405, г. Сургут, ХМАО-Югра, ул. Геологическая, д.4; ИНН: <***>; ОГРН: <***>.

о земельном участке: под ограждение наружное. 1.1. Местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII, проезд 18.

- кадастровый номер: 89:12:111117:26.

- общая площадь - 2843 кв. м.

- категория земельного участка: земли населенных пунктов.

- разрешенное использование: Энергетика код 6.7;

- ограничения использования и обременения земельного участка: нет;

- вид права на котором используется земельный участок: аренда;

- основание для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26 без проведения торгов: пп.4 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Сообщение об объектах, расположенных на данном земельном участке;

- ограждение наружное. Назначение объекта: иные сооружения производственного назначения, протяженность 740 м.; адрес объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII; кадастровый (или условный) номер объекта: 89:12:111117:25; вид, номер и дата государственной регистрации права: Собственность, 89:12:111117:25-89/051/2018-1 от 12.07.2018.

- незавершенное строительством здание, назначение: склад. Площадь застройки 630 кв. м, степень готовности 10%, инв.№ 24:12:15859; адрес объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII, проезд 18; условный номер объекта: 89-89-07/022/2010-284; реквизиты документа, удостоверяющего право на объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке: свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект от 23.08.2012 №89 АА 179401.

24.08.2018 Департаментом был подготовлен отказ в предоставлении земельного участка за №6574/105-100 от 24.08.2018.

В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка ПАО «ФСК ЕЭС» в аренду заинтересованным лицом указано на наличие объекта недвижимого имущества - незавершенное строительством здание, принадлежащее ПАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности и на недопустимость повторного предоставления земельного участка без проведения торгов в целях завершения строительства.

22.01.2019 года исх. №303/105-100 Департамент дополнил свой отказ в предоставлении земельного участка от 24.08.2018 года следующей мотивировкой. Объект производственного назначения с наименованием «Ограждение наружное», протяженностью 740 м. является самовольной постройкой и подлежит сносу. При этом регистрация самовольной постройки в Едином государственном реестре недвижимости не исключает возможность предъявления о ее сносе в судебном порядке, о чем принимаются Департаментом соответствующие меры.

Не согласившись с принятым заинтересованным лицом отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В рамках дела № А81-10036/2018 ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII, Проезд 18, в целях эксплуатации объекта недвижимости "Ограждение наружное", выраженного в письме от 24.08.2018 № 6574/105-100.

Решением от 30.01.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в целях эксплуатации объекта недвижимости "Ограждение наружное", выраженное в письме Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьск от 24.08.2018 № 6574/105-100, признано незаконным. На Департамент возложена обязанность рассмотреть поданное обществом заявление от 17.07.2018 в соответствии с требованиями ЗК РФ на предмет наличия основания предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

В соответствии с названным пунктом договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

На необходимость применения данного пункта ПАО "ФСК ЕЭС" также ссылается в своем заявлении.

Признавая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, суд во вступившем в законную силу решении по делу N А81-10036/2018 указал следующее.

В соответствии с заявкой заявителя, общество в качестве основания предоставления земельного участка указало пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. В заявлении также указано, что испрашиваемый земельный участок необходим для размещения двух объектов:

- ограждение наружное, назначение объекта: иные сооружения производственного назначения, протяженность 740 м; адрес объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII; кадастровый (или условный) номер объекта: 89:12:111117:25; вид, номер и дата государственной регистрации права: Собственность, 89:12:111117:25-89/051/2018-1 от 12.07.2018;

- незавершенное строительством здание, назначение: склад. Площадь застройки 630 кв. м, степень готовности 10%, инв. № 24:12:15859; адрес объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII, проезд 18; условный номер объекта: 89-89-07/022/2010-284; реквизиты документа, удостоверяющего право на объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке: свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект от 23.08.2012 N 89 АА 179401.

В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка ПАО «ФСК ЕЭС» в аренду Департаментом указано на наличие объекта незавершенного строительства и на недопустимость повторного предоставление земельного участка без проведения торгов в целях завершения строительства.

Кроме того, в дополнительном ответе от 22.01.2019 Департамент утверждал, что объект «Ограждение наружное», является самовольной постройкой. Вступившим в законную силу решением от 17.07.2019 по делу № А81-1384/2019 в удовлетворении иска Департамента о признании указанного ограждения самовольной постройкой отказано.

Таким образом, Администрация не рассмотрела заявление общества о предоставлении спорного земельного участка в аренду по основанию, которое установлено в пункте 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Установив, что заявление Общества по существу заинтересованным лицом не рассматривалось, отказ произведен по формальным основаниям, Администрация неверно оценила обстоятельства обращения, фактически не рассмотрела заявление общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка по существу на предмет наличия основания предоставления земельного участка в аренду и предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ, суд в рамках дела № А81-10036/2018 исковые требования удовлетворил. При этом, в качестве способа восстановления нарушенного права в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ суд обязал заинтересованное лицо рассмотреть поданное заявление от 17.07.2018 в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ на предмет наличия основания предоставления земельного участка в аренду, предусмотренного пунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, специально оговорив, что суд при установленных по делу обстоятельствах в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, произвольно вмешиваться в компетенцию и подменять собой орган, уполномоченный на принятие соответствующего решения.

Во исполнение решения суда заявление ПАО «ФСК ЕЭС» о предоставлении земельного участка было повторно рассмотрено.

Письмом от 12.11.2020 N 9242/105-100 Департамент в предоставлении земельного участка отказал, в том числе, по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд о признании его недействительным.

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется нормами главы V.1 ЗК РФ, введенной в действие с 01.03.2015.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 ЗК РФ.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Случаи предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов установлены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

В подп. 4 п. 2 вышеуказанной статьи определены две различные цели, ради достижения которых земельный участок выделяется юридическим лицам в аренду без проведения торгов:

1) выполнение международных обязательств Российской Федерации;

2) размещение объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

Предоставление земельных участков для выполнения международных обязательств РФ предполагает наличие соответствующих международных договоров, соглашений и т.п., которые могут заключаться в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2 указанного Федерального закона). Для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов заявителю необходимо предъявить договор, соглашение или иной документ, предусматривающий выполнение соответствующих международных обязательств.

Кроме того, из содержания данной нормы видно, что речь в ней также идет о двух видах объектов, размещаемых на арендуемых земельных участках:

- предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов;

- иных объектов федерального, регионального или местного значения (понятия "объекты федерального, регионального, местного значения" определены в ст. 1 ГрК РФ (п. п. 18 - 20) с отсылками к ст. ст. 10, 14, 19 и 23 ГрК РФ).

Исходя из толкования данной нормы права, суд считает, что предоставление земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения, не требует проведения торгов, поскольку в указанных целях они передаются без проведения публичных процедур.

Как разъяснено в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.07.2015 № Д22н-3071, по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается предоставление земельных участков для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, в том числе не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения.

Определение юридических лиц, уполномоченных на размещение таких объектов, осуществляется без ограничений, за исключением случаев размещения таких объектов в соответствии с государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, а также при размещении объектов, которые подпадают под положения Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с первоначальной заявкой, Общество в качестве основания предоставления земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26 в аренду на 49 лет указало пп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

В заявлении также было указано, что испрашиваемый земельный участок необходим для размещения двух объектов:

- ограждение наружное. Назначение объекта: иные сооружения производственного назначения, протяженность 740 м.; адрес объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII; кадастровый (или условный) номер объекта: 89:12:111117:25; вид, номер и дата государственной регистрации права: Собственность, 89:12:111117:25-89/051/2018-1 от 12.07.2018.

- незавершенное строительством здание, назначение: склад. Площадь застройки 630 кв. м, степень готовности 10%, инв.№ 24:12:15859; адрес объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII, проезд 18; условный номер объекта: 89-89-07/022/2010-284; реквизиты документа, удостоверяющего право на объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке: свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект от 23.08.2012 №89 АА 179401.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу №А81-9801/2018, в котором принимали участие те же лица - департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьска и ПАО «ФСК ЕЭС», установлены следующие обстоятельства: доказательств наличия на земельном участке объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения, принадлежащих ПАО «ФСК ЕЭС», не представлено. Наличие только ограждения, в отсутствие завершенных строительством объектов электроснабжения, вспомогательным по отношению к которым ограждение является, не может служить безусловным основанием предоставления земельного участка ПАО «ФСК ЕЭС». Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, «что по договору аренды ПАО «ФСК ЕЭС» земельный участок предоставлен с определенной целью - для завершения строительства, соответственно, сформирован под незавершенное строительством здание. В деле №А81-10036/2018 ПАО «ФСК ЕЭС» утверждало, что ограждение, часть которого расположена на участке с кадастровым номером 89:12:111117:26, является составной частью комплекса «Производственно-ремонтная база Ямало-Ненецкого ПМЭС в г.Ноябрьске». Таким образом, если ответчик полагает, что предоставлению в аренду подлежит земельный участок под ограждение, данный участок должен формироваться иным образом и не является идентичным земельному участку, предоставленному под объект незавершенного строительства».

Кроме того, ПАО «ФСК ЕЭС» не обращался в Департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании п.1 ст.39.20 (пп.9 п.2 ст.39.6) ЗК РФ. Решение об отказе в предоставлении земельного участка по указанному основанию, департаментом не принималось.

Первоначально, Общество обратилось в Департамент с заявлением от 17.07.2018 для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26 без проведения торгов, указало в качестве основания: пп.4 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В рамках дела № А81-10036/2018 ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, промузел Пелей, панель XVII, Проезд 18, в целях эксплуатации объекта недвижимости «Ограждение наружное», выраженного в письме от 24.08.2018 № 6574/105-100.

Решением от 30.01.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в целях эксплуатации объекта недвижимости «Ограждение наружное», выраженное в письме Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьск от 24.08.2018 № 6574/105-100, признано незаконным. На Департамент возложена обязанность рассмотреть поданное обществом заявление от 17.07.2018 в соответствии с требованиями ЗК РФ на предмет наличия основания предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Департамент не усмотрел основания для предоставления земельного участка с кадастровым номером 89:12:111117:26 в целях эксплуатации объекта недвижимого имущества «Ограждение наружное» в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в связи с отсутствием на земельном участке объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения объектов федерального, регионального или местного значения.

Общество, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка, указывает цель использования земельного участка под эксплуатацию объекта «Ограждение наружное» при этом основание указывает как для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

Вместе с тем, доказательств наличия на земельном участке объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения, принадлежащих ПАО «ФСК ЕЭС», не представлено.

При этом также необходимо отметить, что земельный участок с кадастровым номером 89:12:111117:26 изначально предоставлен с определенной целью - для завершения строительства, соответственно, сформирован под незавершенное строительством здание.

По делу № А81-9801/2018, принятое по иску Департамента имущественных отношений администрации города Ноябрьска к ПАО «ФСК ЕЭС» об изъятии незавершенного строительством объекта путем продажи с публичных торгов, решением от 26.11.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа исковые требования удовлетворены. Суд решил изъять у ПАО «ФСК ЕЭС» объект незавершенного строительства, назначение: склад, площадь застройки 630 кв. м, степень готовности 10%, адрес местонахождения объекта - ЯНАО, г. Ноябрьск, промузел Пелей, панель 17, проезд 18, кадастровый номер (или условный) 89-89-07/022/2010-284, путем продажи с публичных торгов, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1299 «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства». Суд, в рамках указанного дела, указал, что само по себе наличие у ответчика в собственности объекта недвижимости «ограждение наружное», являющегося по своему функциональному назначению вспомогательным по отношению к незавершенному строительством объекту, а также разрешенному использованию земельного участка – «склады», не соответствует предназначению объектов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Кроме того, суд апелляционной инстанции в рамках дела № № А81-9801/2018, дополнительно отметил, что по договору аренды ответчику земельный участок предоставлен с определенной целью - для завершения строительства, соответственно, сформирован под незавершенное строительством здание. Если ответчик полагает, что предоставлению в аренду подлежит земельный участок под ограждение, данный участок должен формироваться иным образом и не является идентичным земельному участку, предоставленному под объект незавершенного строительства.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

А.В. Кустов