ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1095/2012 от 25.04.2012 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1095/2012

02 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 02 мая 2012 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО2 по доверенности от 02.02.2012 № 14,

от ответчика – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – индивидуальный предприниматель ФИО1, предприниматель, ответчик) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что в ходе проверки выполнения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий были выявлены нарушения лицензионных требований и условий.

В судебном заседании представитель департамента поддержал заявленные требования, просит привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности.

Ответчик в судебное заедание не явился, своего представителя не направил, представил отзыв, согласно которому считает, что нарушения Постановления Правительства РФ «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты» № 865 от 29.10.2010 отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает, что в соответствии со статьями 123, 156, 205 АПК РФ, возможно рассмотрение дела без участия индивидуального предпринимателя, по материалам, предоставленным заявителем.

Арбитражный суд, заслушав представителя департамента, исследовав материалы дела, считает заявленные требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № ЛО-89-02-000124 от 22.09.2010, выданной департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, сроком действия до 22.09.2015. Согласно приложению № 1 к лицензии индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств.

Осуществление фармацевтической деятельности ведется по адресу: 629320, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Новый Уренгой, район Коротчаево, проспект Мира, южнее дома № 32.

На основании приказа Департамента здравоохранения ЯНАО о проведении плановой выездной проверки от 05.03.2012 № 140, должностным лицом департамента 15.03.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ходе проверки были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно, индивидуальным предпринимателем:

1. На момент проверки отсутствовали лекарственные препараты, входящие в перечень минимального ассортимента: Аминофиллин таблетки, Ацикловир таблетки. Бекламетазон аэрозоль для ингаляций, Бетаксолол капли глазные, Бисакодил суппозитории ректальные, Клотримазол таблетки вагинальные, Ко-Тримоксазол суспензия для приёма внутрь, Осельтамивир порошок для приготовления суспензии для приёма внутрь, Хлорамфеникол таблетки, ФИО3 таблетки;

2. Выявлены товары, не относящиеся к п. 7 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ (выявлены с помощью общероссийского классификатора продукции), а именно: Ортопедическая подушка с двумя валиками, стул складной для ванной комнаты LK4012, велотренажер для нижних конечностей CF08-3065, мяч сенсорный 16,5 см (полусфера) ар: М 513, насос ножной арт.L0902, насос электрический на 12В, насос 48см, фиксатор для двери, универсальный блокиратор 2шт., шузы из овечьей шерсти, носки из верблюжьей шерсти, антимоскитная палатка и др.;

3. Выявлен лекарственный препарат с истекшим сроком годности Валокормид капли 25мл. серия 11208 производитель ЗАО «Ярославская фармфабрика» срок годности до 01.2011. Срок хранения лекарственного препарата указан производителем на этикетке флакона. Выявленный лекарственный препарат хранился совместно с другими лекарственными препаратами;

4. Формирование предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты осуществляется в нарушении пунктов 3, 5, 7 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

По результатам проверки был составлен акт проверки соблюдения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности от 15.03.2012 №19.

Полагая, что осуществление фармацевтической деятельности с выявленными в ходе проверки нарушениями, грубо нарушает условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и влечет административную ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1 составил протокол об административном правонарушении от 15.03.2012 № б/н и истребовал объяснения от ответчика.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности направлены Департаментом здравоохранения ЯНАО в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено определение лицензии, как специального разрешения на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее - Положение).

Пунктом 6 Положения установлено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 настоящего Положения.

Положение подпункта «г» пункта 5 Положения предусматривает соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Согласно части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Также пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 312.

В связи с введением в действие Приказа Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 № 805н (ред. от 26.04.2011) «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. № 312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств» утратил силу.

Из материалов дела следует, что 15.03.2012 в принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1 аптечном пункте, находящемся по адресу: ЯНАО, г.Новый Уренгой, район Коротчаево, пр. Мира южнее дома № 32, выявлен факт отсутствия минимального ассортимента лекарственных средств для медицинского применения: Аминофиллин таблетки, Ацикловир таблетки, Беклометазон аэрозоль для ингаляций, Бетаксолол капли глазные, Бисакодил суппозитории ректальные, Клотримазол таблетки вагинальные, Ко-Тримоксазол суспензия для приёма внутрь, Осельтамивир порошок для приготовления суспензии для приёма внутрь, Хлорамфеникол таблетки, ФИО3 таблетки, приведенных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 № 805н.

Пунктом 7 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предусмотрено, что аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

Более подробно ассортимент товаров, разрешенных к реализации через аптечные организации, представлен в Приказе Минздрава России от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003».

Как установлено в ходе проверки реализация товаров: ортопедическая подушка с двумя валиками, стул складной для ванной комнаты LK4012, велотренажер для нижних конечностей CF08-3065, мяч сенсорный 16,5 см (полусфера) ар: М 513, насос ножной арт.L0902, насос электрический на 12В, насос 48см, фиксатор для двери, универсальный блокиратор 2шт., шузы из овечьей шерсти, носки из верблюжьей шерсти, антимоскитная палатка, что не входит в перечень товаров, разрешенных к реализации через аптечные организации, указанных в п. 7 ст.55 Закона № 61-ФЗ и п. 2.5 Отраслевого стандарта.

Положением пункта 4.2 Приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» предусмотрено, что не подлежат приемке лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к реализации из аптечных организаций, с истекшими сроками годности, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам и без документов, удостоверяющих их качество.

На лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и/или необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке или отпуске больному, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт; они должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке.

Как видно из материалов дела и не отрицается индивидуальным предпринимателем, последний осуществлял продажу лекарственного средства «Валокормид» капли 25 мл. серия 11208 производство ЗАО «Ярославская фармфабрика» (срок годности – 01.2011) с истекшим сроком годности.

Положением подпункта «г» пункта 5 Положения предусмотрено, что лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения должен соблюдать установленные предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

На момент проведения проверки надбавка по лекарственному препарату «Микосист» 150 мг капс. № 1 серия Т19759F производитель Гедеон рихтер Венгрия превысила зарегистрированную цену - 241,91 руб., и составила 45% от фактической отпускной цены производителя, в то время как розничная цена препарата составляла – 370, 00 руб.

Между тем, согласно пунктам 3, 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).

Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Положением пункта 7 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, административным органом в ходе проведения проверки индивидуального предпринимателя ФИО4 установлено нарушение, выразившееся в неисполнении положения пунктов 3, 5, 7 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» в части не соблюдении установленных размеров предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Доказательств обратного предпринимателем не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины индивидуального предпринимателя ФИО1 в его совершении.

Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом на основании ст. 2.2 КоАП РФ.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Оценив представленные заявителем доказательства в их совокупности, по правилам ст. 71 АПК РФ суд полагает, что индивидуальный предприниматель, будучи лицензиатом, обязано соблюдать вышеназванные правовые предписания. Возможность соблюдения этих требований у него имелась. Доказательств, свидетельствующих о принятии индивидуальным предпринимателем исчерпывающих мер для недопущения нарушений лицензионных требований, суду не представлено. Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения предпринимателем требований законодательства, регулирующего фармацевтическую деятельность, или каких-либо других обстоятельств, исключающих его вину.

Таким образом, факт наличия в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ материалами дела подтвержден.

Таким образом, факт наличия в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ материалами дела подтвержден.

Нарушений, в части порядка извещения индивидуального предпринимателя ФИО1 о месте и времени составления протокола судом не установлено.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Суд, при определении меры административного наказания учитывает характер совершенного административного правонарушения, тяжесть и количество допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к административной ответственности, а также отсутствия привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ ранее, считает необходимым назначить меру административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 168-170, 205, 206 АПК РФ, ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (место жительства: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, район Коротчаево, проспект Мира, дом 49, квартира 70, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить штраф в размере 4 000 рублей (четыре тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель УФК по ЯНАО (Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа), ИНН <***>, КПП 890101001, ОКАТО 71171000000, р/сч. № 40101810500000010001, РКЦ г. Салехард, БИК 047182000, КБК: 854 116 900 400 4 0000 140.

Судья А.В. Кустов