ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-12210/2021 от 18.05.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-12210/2021

23 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 мая 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 23 мая 2022 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ямщиковым А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании невозможной к взысканию налоговым органом задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам в общей сумме 734 296 руб. 84 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" – представитель не явился;

от заинтересованных лиц:

- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу - ФИО1 по доверенности №18 от 10.12.2021 года (диплом ДВС 1742855),

-Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу - ФИО2 по доверенности №4 от 10.01.2022 года (диплом 131231 0422042),

-Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), в котором просило:

1.Признать безнадежной к взысканию налоговым органом задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, в сумме 734 296 рублей 84 копейки, а именно:

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017):

-пени (задолженность) в сумме 125 082,84 рублей;

-штраф (задолженность) в сумме 171 483,29 рублей;

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному):

- пени (задолженность) в сумме 1 097,61 рублей.

- налог, на прибыль организаций зачисляемый в бюджеты субъектов РФ:

-пени (задолженность) 32 176,75 рублей;

-штраф (задолженность) 900,00 рублей;

- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент:

-пени (задолженность) 34 447,76 рублей;

-штраф (задолженность) 193 913,70 рублей,

- недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ:

- недоимка (задолженность) 62 096,80 рублей.

- транспортный налог с организации:

-пени (задолженность) 106,27 рублей.

- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет:

-недоимка (задолженность) 5 291,53 рублей;

-пени (задолженность) 7 695,35 рублей

- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

-недоимка 4 328,82 рублей;

-пени (задолженность) 5 165,24 рублей.

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени 322,42 рублей;

- штраф 12 820,52 рублей.

-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени 30 623,97 рублей;

- штраф 39 737,97 рублей.

-доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности

-штраф 2 906,00 рублей.

-доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности

-штраф 4 100,00 рублей.

2.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу списать сумму имеющихся излишне уплаченных в бюджет налогов, страховых взносов в размере 1 903 130 рублей 09 копеек, трехлетний срок на возврат которых истек:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017):

- переплата в сумме 1 098 979,55 рублей;

- налог, на прибыль организаций зачисляемый в федеральный бюджет:

- переплата 59 037,12 рублей.

- налог, на прибыль организаций зачисляемый в бюджеты субъектов РФ:

- переплата 422 765,22 рублей;

- транспортный налог с организации:

- переплата 543,84 рублей;

-единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ:

- переплата 73 920,79 рублей.

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения:

- переплата 160 791,36 рублей;

- страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц:

- переплата 87 092,21 рублей.

Определением от 16.02.2022 года суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков: Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

11.04.2022 года от заявителя в суд поступило ходатайство об уменьшении заявленных требований, в соответствии с которым Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" отказалось от исковых требований в части списания суммы излишне уплаченных в бюджет налогов, страховых взносов в размере 1903130 руб. 09 коп. В остальной части заявленных требований заявитель настаивал на их удовлетворении.

Суд в силу ст. 49 АПК РФ принял уточненные требования к рассмотрению.

04.04.2022 года, 05.05.2022 года отзывы на заявленные требования поступили со стороны МИФНС РФ №1 по ЯНАО.

28.03.2022 года, 29.04.2022 года отзывы на заявленные требования в суд поступили со стороны Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

24.03.2022 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

17.05.2022 года со стороны заявителя в суд поступили возражения на отзыв налогового органа.

17.05.2022 года заявителем заявлено ходатайство об уменьшении заявленных требований, в соответствии с которым Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" отказалось от заявленных требований в части признания безнадежной к взысканию суммы в размере 62096 руб. 80 коп., в остальной части, а именно в сумме 672 200 руб. 04 коп., заявитель настаивает на удовлетворении предъявленных требований.

Суд в силу ст. 49 АПК РФ принял ходатайство заявителя об уменьшении предъявленных требований к рассмотрению.

В судебное заседание не явились представители заявителя, ФСС, о слушании дела извещены надлежащим образом. От заявителя 18.05.2022 года в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу".

Представители налогового органа, органа пенсионного фонда в судебном заседании поддержали доводы отзывов, представленных суду.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзывы на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела, согласно справке № 246098 по состоянию на 01.11.2021, выданной МИФНС России № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу, за учреждением числится задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, переплата, а именно:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017):

- пени (задолженность) в сумме 125 082,84 рублей;

- штраф (задолженность) в сумме 171 483,29 рублей.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному):

- пени (задолженность) в сумме 1 097,61 рублей.

- налог, на прибыль организаций зачисляемый в бюджеты субъектов РФ:

- пени (задолженность) 32 176,75 рублей;

- штраф (задолженность) 900,00 рублей.

- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент:

- пени (задолженность) 34 447,76 рублей;

- штраф (задолженность) 193 913,70 рублей.

- недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ - недоимка (задолженность) -62 096,80 рублей.

- транспортный налог с организации - пени (задолженность) 106,27 рублей.

- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет:

- недоимка (задолженность) 5 291,53 рублей;

- пени (задолженность) 7 695,35 рублей.

- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

- недоимка 4 328,82 рублей;

- пени (задолженность) 5 165,24 рублей.

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени 322,42 рублей;

- штраф 12 820,52 рублей.

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени 30 623,97 рублей;

- штраф 39 737,97 рублей.

- доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности - штраф 2 906,00 рублей.

- доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности - штраф 4 100,00 рублей.

Поскольку, как полагает заявитель, налоговый орган в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию вышеуказанных сумм задолженности по налогам, сбора, взносам, пени и штрафам, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, указанная в справке о состоянии расчетов от №246098 по состоянию на 01.11.2021, задолженность является безнадежной ко взысканию.

В силу изложенных обстоятельств заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующих норм права и установленных обстоятельств.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 59 НК РФ в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов).

Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления ВАС РФ N 57, по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 9, 10 Постановления ВАС РФ N 57, по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа является следствием непринятия им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию.

Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 N 13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате с предложением в установленный срок уплатить начисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

Согласно положениям статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2). В силу положений пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога (пеней, штрафа) по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ). Согласно пункту 3 статьи 70 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (пункт 1 статьи 46 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ). В суд заявление может быть подано в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 1 статьи 47 НК РФ).

Постановление (решение) налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, принятое в порядке статьи 47 НК РФ, в силу статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) является исполнительным документом, на основании которого возбуждается исполнительное производство.

В силу положений пункта 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В соответствии с частью 4 статьи 46 Закона об исполнительном производстве возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Закона.

Положения указанной статьи устанавливают шестимесячный срок для предъявления к исполнению таких исполнительных документов как постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика.

Частью 2 статьи 23 Закона об исполнительном производстве установлено, что пропущенные сроки предъявления к исполнению указанных исполнительных документов восстановлению не подлежат.

Из приведенных выше положений следует, что возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества должника.

Мерами принудительного характера, применяемыми в бесспорном порядке, предусмотренном НК РФ, и направленными на исполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов либо налоговым агентом обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Таким образом, налоговым законодательством установлена последовательная процедура принудительного взыскания с налогоплательщика налогов, пени и штрафов, которая заключается, в осуществлении налоговым органом установленных данными нормами действий в определенные законом сроки.

В части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017):

-пени (задолженность) в сумме 125 082,84 рублей;

-штраф (задолженность) в сумме 171 483,29 рублей, судом установлено следующее.

Согласно письменным пояснениям налогового органа, поступившим в суд 05.05.2022 года (том 2 л.д. 8-12) сумма задолженности по взносам в Пенсионный фонд РФ, на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 года по пени в размере 125082,84 образовалась в период до 2017 года, при этом, сумма задолженности, на которую она образовалась, списана 02.10.2017.

Руководствуясь позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении от 20.01.2009 N10707/08, налоговый орган полагает, что сумма пени в размере 125082,84 руб. подлежит признанию безнадежной к взысканию.

В силу части 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Согласно части 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

В силу изложенного, суд удовлетворяет требования заявителя в части признания безнадежной к взысканию суммы пени по страховым взносам в размере 125082,84 руб.

В части долга в размере 171 483.29 руб. по страховым взносам ОПС до 01.01.2017 по виду платежа «штраф», налоговый орган указывает на принятие следующих мер взыскания:

-требование об уплате от 31.01.2017 № 03 0S01170150725;

-решение о взыскании за счет денежных средств от 11.05.2017 №167;

-решение о взыскании за счет имущества от 30.10.2017№89010009416; -постановление о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 №89010009189. По постановлению налогового органа от 30.10.2017 №89010009189 службой судебных приставов принято постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 08.11.2017 № 77862581/8905 по причине: ИД не подлежит исполнению ФССП.

Судом установлено, что указанный размер штрафа образовался следующим образом. Так, решением о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 10.01.2017 года №030С04170000004, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" привлечено к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона №212-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в виде штрафа в общем размере 211221 руб. 26 коп., который в размере 171483 руб. 29 коп. подлежит зачислению в ПФР и в размере 39737 руб. 97 коп. в ФОМС.

На основании указанного решения заявителю было выставлено требование от 31.01.2017 № 03 0S01170150725.

Как указывает орган пенсионного фонда в отзыве на заявленные требования от 24.03.2022 года (том 1 л.д. 36), меры принудительного взыскания данного долга применялись налоговым органом.

В свою очередь, налоговый орган утверждает о том, что им были приняты следующие меры: вынесено решение о взыскании за счет денежных средств от 11.05.2017 №167; принято решение о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 №89010009416; -постановление о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 №89010009189. По постановлению налогового органа от 30.10.2017 №89010009189 службой судебных приставов принято постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 08.11.2017 № 77862581/8905 по причине: ИД не подлежит исполнению ФССП.

В связи с вступлением в законную силу Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС России.

В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.

Следовательно, после 1 января 2017 года возможность бесспорного взыскания страховых взносов возложена на налоговые органы. Они осуществляют взыскание в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС России.

При этом следует учесть, что применение следующей меры возможно лишь в том случае, если процедура бесспорного взыскания уже не была прервана допущенными ранее нарушениями сроков.

Частью 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Право налоговых органов на предъявление в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков (заявлений) о взыскании недоимки, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 14 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В рассматриваемом деле судом установлено, что требование об уплате штрафа датировано 31.01.2017 года, учитывая срок на получение требования об уплате штрафа, срок исполнения требования, решение о взыскании долга за счет денежных средств на счетах в банке могло быть вынесено не позднее 15.04.2017 года. Между тем, решение о взыскании долга датировано 11.05.2017 года. Таким образом, решение принято с пропуском двухмесячного срока, поэтому оно подлежит признанию недействительным и в данном случае налоговый орган вправе был обратиться в суд с иском о взыскании долга в судебном порядке. Что не было сделано. Доказательств обращения в адрес суда с соответствующими исковыми требованиями в материалы дела не представлено.

Более того, суд отмечает, что в материалы дела в нарушение требований ст. 65 АПК РФ и требований суда, изложенных в определениях по настоящему делу, не представлены доказательства выставления инкассовых поручений в адрес банка, не представлены сведения об исполнении (неисполнении) данных поручений. Также в материалы дела не представлено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 08.11.2017 № 77862581/8905 по причине: ИД не подлежит исполнению ФССП. Поэтому проверить указанные обстоятельства не представляется возможным.

Более того, согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежной к взысканию признается задолженность в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.

В рассматриваемом деле судом установлено, что штраф в размере 171483 руб. 29 коп. был применен в отношении заявителя решением о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 10.01.2017 года №030С04170000004.

С даты вынесения указанного решения (образования задолженности) прошло пять лет (10.01.2022 год).

Суд полагает, что применительно к указанной выше норме (подпункт 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации) данный долг можно признать безнадежным к взысканию.

В указанной части суд удовлетворяет предъявленные требования, признает безнадежным к взысканию долг в размере 171 483 руб. 29 коп.

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, на накопительную часть пенсии в размере 1097,61 руб. - являются переплатой, поэтому оснований для признания их безнадежными к взысканию у суда не имеется.

В части налога на прибыль организаций зачисляемый в бюджеты субъектов РФ:

-пени (задолженность) 32 176,75 рублей;

-штраф (задолженность) 900,00 рублей, судом установлено следующее.

Согласно письменным пояснениям налогового органа задолженность по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации по виду платежа «пеня» в размере 32 176.75 руб. образовалась до 2015 г. Согласно данным информационных ресурсов АИС «Налог-3» и СЭОД меры принудительного взыскания не применялись.

В силу изложенных норм права, учитывая, что в настоящее время истекли все сроки на принудительное взыскание долга, образовавшегося в период до 2015 года, суд полагает возможным признать данную задолженность по пени по налогу на прибыль организаций в размере 32 176,75 рублей безнадежной к взысканию.

В части штрафа в размере 900 руб. судом установлено, что решением МИФНС РФ №1 по ЯНАО №17074 от 28.08.2017 года Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" привлечено к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год в виде штрафа в размере 1000 руб., из которой 100 руб. – подлежат зачислению в федеральный бюджет, 900 руб. – в бюджет субъекта РФ.

На основании данного решения выставлено требование об уплате штрафа №14485 от 18.10.2017 года (том 1 л.д. 103), которое направлено в адрес заявителя 25.10.2017 года. Срок исполнения 07.11.2017 года. 14.12.2017 года налоговым органом вынесено решение №33947, в соответствии с которым производится взыскание долга по штрафу за счет денежных средств на счетах в банке.

Между тем, в материалы дела не представлено ниодного доказательства исполнения данного решения, в том числе выставленные инкассовые поручения на счета в банках, не представлены сведения о «судьбе» данных инкассовых поручений.

Поскольку решение налогового органа, принятое в рамках ст. 46 НК РФ фактически не исполнено, взыскание долга возможно было произвести в судебном порядке в установленный ст. 46 НК РФ шестимесячный срок.

Между тем, на сегодняшний день истек не только срок предъявления иска в суд, предусмотренный ст. 46 НК РФ, но и двухлетний срок, установленный ст. 47 НК РФ.

В указанной части суд удовлетворяет предъявленные требования.

В части налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент:

-пени (задолженность) 34 447,76 рублей;

-штраф (задолженность) 193 913,70 рублей, судом установлено следующее.

Как утверждает налоговый орган, задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации по виду платежа «пеня» в размере 34 447,76 руб. образовалась за отчетный период 9 месяцев 2021 г.

К задолженности в размере 6 056.44 руб. применены меры принудительного взыскания: требование об уплате от 12.10.2021 № 23932 на сумму 2 248.68 руб.; решение о взыскании за счет денежных средств от 24.11.2021 №3907; решение о взыскании за счет имущества от 24.01.2022 № 40; постановление о взыскании за счет имущества от 24.01.2022 № 40.

Суд не может согласиться с указанными доводами налогового органа, поскольку они документально не подтверждены.

Налоговый орган не доказал, что суммы пени в размерах 1320 руб. 50 коп. (требование №23932 от 12.10.2021 года) и 3724 руб. 15 коп. (требование №24077 от 19.10.2021) включены в общий размер долга по пени в сумме 34 447,76 руб.

Налоговый орган не представил в материалы дела письменных пояснений тому, почему из всей суммы задолженности по пени, которая, как утверждает Инспекция, образовалась за отчетный период 9 месяцев 2021 года в размере 34 447 руб. 76 коп., меры принудительного характера приняты только в отношении суммы 1320 руб. 50 коп. (требование №23932 от 12.10.2021 года) и 3724 руб. 15 коп. (требование №24077 от 19.10.2021), при этом остальная сумма долга осталась неохваченной мерами принудительного характера. Доказательства уплаты долга по пени в остальной части налоговый орган не представил.

Налоговый орган не представил в материалы дела доказательства образования долга по пени по НДФЛ в размере 34 447 руб. 76 коп., а именно налоговые декларации с исчисленными суммами налога, доказательства уплаты долга по НДФЛ с нарушением срока, расчет пени, из которого можно было увидеть каким образом образовалась данная задолженность по пени и т.д.

При этом, суд отмечает, что задолженность по пени по НДФЛ за налогоплательщиком числиться еще с периода, датированного до 01.01.2017 года. Так, согласно справке расчетов с бюджетом, которую предоставил заявитель в материалы дела №64165 от 01.01.2017 года, долг по пени по НДФЛ по состоянию на 01.01.2017 года составил 65438 руб. 27 коп. и на протяжении последующих налоговых периодов за заявителем всегда числился долг по пени по НДФЛ в размерах, значительно превышающих 1320 руб. 50 коп. и 3724 руб. 15 коп., в отношении которой налоговым органом приняты меры принудительного характера.

Более того, в материалы дела налоговым органом были представлены отзывы на заявленные требования, согласно которым Инспекция просила суд признать безнадежным долг по пени по НДФЛ в размере 34447 руб. 76 коп. (том 1 л.д. 4) (то есть всей суммы долга), затем Инспекция представила дополнения к отзыву, согласно которым просит признать безнадежным пени в размере 29403 руб. 11 коп. (том 1 л.д. 87), также в материалы дела был представлен расчет необеспеченной задолженности, согласно которому долг по пени в размере 32176 руб. 75 коп. не беспечен мерами принудительного взыскания (том 1 л.д. 130), в последних письменных пояснениях Инспекция заявляет о непринятии мер взыскания в отношении пени по НДФЛ в размере 28391 руб. 32 коп.

Суд также полагает необходимым отметить, что согласно справке расчетов с бюджетом по состоянию на 01.11.2021 года у заявителя по НДФЛ числиться переплата по налогу в размере 1171140,81 руб., что, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что пени в размере 34447 руб. 76 не могли образоваться за отчетный период 9 месяцев 2021 года.

Доказательств принятия мер принудительного характера в отношении спорной суммы пени по НДФЛ в размере 34447 руб. 76 коп. налоговый орган в материалы дела не представил, в том числе копии выставленных требований об уплате долга, доказательства их вручения заявителю, доказательства применения ст.ст. 46, 47 НК РФ.

В силу изложенного, суд полагает необходимым в указанной части (34447 руб. 76 коп.) требования заявителя удовлетворить.

Как следует из письменных пояснений налогового органа, сумма задолженности по виду платежа «штраф» в размере 193 913.80 руб. образовалась по результатам контрольных мероприятий (решение о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений от 09.07.2018№ 19760), к данной задолженности применены меры взыскания:

-требование об уплате от 05.09.2018 №17946;

-решение о взыскании с лицевого счета от 21.09.2018 №1362;

-постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика не выносилось.

Действительно, решением № 19760 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.07.2018 заявитель привлечен к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ за не перечисление в бюджет НДФЛ в виде штрафа в размере 244 198.40 руб.

Между тем, вопреки требованию суда, в нарушение ст. 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено требование об уплате от 05.09.2018 №17946, доказательства направления или вручения данного документа в адрес заявителя, не представлено решение о взыскании с лицевого счета указанной задолженности от 21.09.2018 года №1362. Поэтому проверить указанные выше обстоятельства соблюдения порядка взыскания штрафа не представляется возможным.

В настоящее время двухлетний срок предъявления искового заявления в суд на взыскание спорной задолженности по штрафу истек.

В силу чего суд признает задолженность по виду платежа «штраф» в размере 193913.80 руб. безнадежной к взысканию.

В части пени по транспортному налогу с организации в размере 106,27 рублей судом установлено следующее.

Как утверждает налоговый орган, задолженность по транспортному налогу в размере 106.27 руб. по виду платежа «пеня» образовалась с 2010 по сентябрь 2019 г.

К задолженности в размере 64.72 руб. применены меры принудительного взыскания:

-требование об уплате от 14.04.2021 №5564;

-решение о взыскании за счет денежных средств от 04.08.2021 № 2780;

-решение о взыскании за счет имущества от 27.08.2021 №1028;

-постановление о взыскании за счет имущества от 27.08.2021 №1009.

По постановлению налогового органа от 27.08.2021 № 1009 службой судебных приставов принято постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 06.09.2021№ 97009831/8903 по причине: ИД не подлежит исполнению ФССП.

Суд удовлетворяет заявленные требования в указанной части (106 руб. 27 коп.), поскольку налоговым органом пропущены сроки на принудительное взыскание долга.

Как сам налоговый орган в представленном в суд отзыве (том 2 л.д. 10) утверждает о том, что задолженность по транспортному налогу в размере 106.27 руб. по виду платежа «пеня» образовалась с 2010 по сентябрь 2019 г., при этом, требование об уплате пени в размере 64,72 руб. выставлено в адрес заявителя 14.04.2021 года, спустя длительный период времени (1, 5 года), с нарушением установленных ст. 70 НК РФ сроков.

Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

В силу изложенного суд полагает необходимым в указанной части удовлетворить предъявленные требования, признать безнадежным к взысканию долг по пени по транспортному налогу в размере 106.27 руб.

В части единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет:

-недоимка (задолженность) 5 291,53 рублей;

-пени (задолженность) 7 695,35 рублей,

- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

-недоимка 4 328,82 рублей;

-пени (задолженность) 5 165,24 рублей, налоговый орган в отзыве на заявленные требования (том 1 л.д. 88) указал, что меры принудительного характера в части данной задолженности Инспекцией не применялись.

Поскольку с 01 января 2010 года глава 24 "Единый социальный налог" Налогового Кодекса Российской Федерации утратила силу в связи с изданием Федерального закона N 213-ФЗ от 24.07.2009 года, указанная задолженность могла образоваться по состоянию на 01.01.2010 года, постольку на сегодняшний день сроки на принудительное взыскание вышеуказанной задолженности истекли.

В данной части суд удовлетворяет предъявленные требования, признает безнадежными к взысканию задолженность по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет:

-недоимка (задолженность) 5 291,53 рублей;

-пени (задолженность) 7 695,35 рублей, по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

-недоимка 4 328,82 рублей;

-пени (задолженность) 5 165,24 рублей.

В части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени 322,42 рублей;

- штраф 12 820,52 рублей.

Из материалов дела следует, что решением Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО о привлечении страхователя к ответственности от 05.06.2017 года №16, заявитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 46 Федерального закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 12820,52 рублей, а также ему начислены пени в размере 322 руб. 42 коп.

22.06.2017 года в адрес заявителя выставлено требование об уплате долга в срок до 07.07.2017 года.

Как указывает привлеченный к участию в деле фонд социального страхования, 06.09.2017 года данная задолженность передана налоговым органам.

Между тем, согласно сведениям налогового органа (том 1 л.д. 130) данная задолженность по страховым взносам: - пени 322,42 рублей и штраф 12 820,52 рублей не обеспечены мерами принудительного взыскания. Доказательств принятия мер принудительного взыскания в отношении указанной задолженности в материалы дела не представлены, в том числе копии решений о взыскании долга за счет денежных средств на счета в банке, доказательства выставления инкассовых поручений, сведения о «судьбе» данных инкассовых поручений, копии решений о взыскании долга за счет имущества налогоплательщика, доказательства обращения в суд и т.д.

Кроме того, в представленном суду отзыве на заявленные требования (том 1 л.д. 63) налоговый орган не возражает против признания данной задолженность безнадежной к взысканию

Поэтому суд удовлетворяет предъявленные требования в указанной части.

В части страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени 30 623,97 рублей;

- штраф 39 737,97 рублей, суд установил следующее.

В части штрафа в размере 39 737,97 рублей судом установлено, что указанный размер штрафа образовался следующим образом. Так, решением о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 10.01.2017 года №030С04170000004, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" привлечено к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона №212-ФЗ за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в виде штрафа в общем размере 211221 руб. 26 коп., который в размере 171483 руб. 29 коп. подлежит зачислению в ПФР и в размере 39737 руб. 97 коп. в ФОМС.

На основании указанного решения заявителю было выставлено требование от 31.01.2017 № 03 0S01170150725.

Как указывает орган пенсионного фонда в отзыве на заявленные требования от 24.03.2022 года (том 1 л.д. 36) меры принудительного взыскания данного долга применялись налоговым органом.

В свою очередь, налоговый орган утверждает о том, что им были приняты следующие меры: вынесено решение о взыскании за счет денежных средств от 11.05.2017 №167; принято решение о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 №89010009416; -постановление о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 №89010009189. По постановлению налогового органа от 30.10.2017 №89010009189 службой судебных приставов принято постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 08.11.2017 № 77862581/8905 по причине: ИД не подлежит исполнению ФССП.

В связи с вступлением в законную силу Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС России.

В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.

Следовательно, после 1 января 2017 года возможность бесспорного взыскания страховых взносов возложена на налоговые органы. Они осуществляют взыскание в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС России.

При этом следует учесть, что применение следующей меры возможно лишь в том случае, если процедура бесспорного взыскания уже не была прервана допущенными ранее нарушениями сроков.

Частью 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

В рассматриваемом деле судом установлено, что требование об уплате штрафа датировано 31.01.2017 года, учитывая срок на получения требования об уплате штрафа, срок исполнения требования, решение о взыскании долга за счет денежных средств на счетах в банке могло быть вынесено не позднее 15.04.2017 года. Между тем, решение о взыскании долга датировано 11.05.2017 года. Таким образом, решение принято с пропуском двухмесячного срока, поэтому оно подлежит признанию недействительным и в данном случае налоговый орган вправе был обратиться в суд с иском о взыскании долга в судебном порядке. Что не было сделано. Доказательств обращения в адрес суда с соответствующими исковыми требованиями в материалы дела не представлено.

Более того, суд отмечает, что в материалы дела в нарушение требований ст. 65 АПК РФ и требований суда, изложенных в определениях по настоящему делу, не представлены доказательства выставления инкассовых поручений в адрес банка, не представлены сведения об исполнении (неисполнении) данных поручений. Также в материалы дела не представлено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 08.11.2017 № 77862581/8905 по причине: ИД не подлежит исполнению ФССП. Поэтому проверить указанные обстоятельства не представляется возможным.

Более того, согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежной к взысканию признается задолженность в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.

В рассматриваемом деле судом установлено, что штраф в спорном размере был применен в отношении заявителя решением о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 10.01.2017 года №030С04170000004.

С даты вынесения указанного решения (образования задолженности) прошло пять лет (10.01.2022 год).

Суд полагает, что применительно к указанной выше норме (подпункт 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации) данный долг можно признать безнадежным к взысканию.

В указанной части (39737 руб. 97 коп. в ФОМС.) суд удовлетворяет предъявленные требования.

В части пени 30 623,97 рублей налоговый орган утверждает о том, что к данной задолженности применены следующие меры принудительного взыскания:

-требование об уплате от 30.01.2017 №030S01170020277 на сумму 5 977.83 руб.;

-решение о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 № 89010009416;

-постановление о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 № 89010009189;

-требование об уплате от 14.10.2016 №030S01160062192 на сумму 12 158.25 руб.;

-требование об уплате от 10.05.2017 №132901 на сумму 12 487.89 руб.;

По постановлению налогового органа от 30.10.2017 № 89010009189 службой судебных приставов принято постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 08.11.2017 № 77862581/8905 по причине: ИД не подлежит исполнению ФССП.

В указанной части суд удовлетворяет предъявленные требования.

Судом установлено, решением арбитражного суда по делу №А81-8851/2017 от 22.12.2017 года налоговому органу отказано во взыскании пени по требованию от 10.05.2017 №132901 на сумму 12 487.89 руб. в виду истечения срока взыскания долга в судебном порядке.

Судом установлено, что решением арбитражного суда по делу №А81-4849/2017 от 17.08.2017 года налоговому органу отказано во взыскании пени по требованию от 14.10.2016 №030S01160062192 на сумму 12 158.25 руб. в виду истечения срока взыскания долга в судебном порядке.

В части требования об уплате от 30.01.2017 №030S01170020277 на сумму 5 977.83 руб. суд отмечает: данная задолженность (как следует из доводов Инспекции, поскольку соответствующих доказательств в материалы дела не представлено) была предъявлена к взысканию за счет денежных средств на основании решения от 30.10.2017 №89010009416.

Между тем, ст. 46 НК РФ предусматривает двухмесячный срок вынесения соответствующего решения, который в рассматриваемом случае налоговым органом пропущен. В данном случает Инспекция вправе была взыскать данную задолженность в судебном порядке. Что не было сделано.

В настоящее время сроки принудительного взыскания данного долга пропущены.

Поэтому суд удовлетворяет предъявленное требование в части признания безнадежными к взысканию страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени 30 623,97 рублей;

- штраф 39 737,97 рублей,

В части доходов от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности -штраф 2 906,00 рублей.

-доходов от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности -штраф 4 100,00 рублей, суд отмечает следующее.

Как утверждает налоговый орган в своих письменных пояснения по делу, которые представлены суду 05.05.2022 года (том 2 л.д. 11), задолженность в размере 7006.00 руб. по денежным взысканиям КБК 18211610129010000140 образовалась в результате контрольных мероприятий (решения о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений от 02.05.2017 № 2729, от 28.05.2018 №№ 19300, 19306, от 01.11.2018 №№5172, 5173, от 14.12.2018 № 5513).

К задолженности в размере 4 100.00 руб. применены меры принудительного взыскания:

-требование об уплате от 14.06.2017 № 12914 на сумму 500.00 руб.;

-решение о взыскании долга за счет денежных средств №444 от 10.10.2017 года

-решение о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 №89010009416;

-постановление о взыскании за счет имущества от 30.10.2017 №89010009189. По постановлению налогового органа от 30.10.2017 №89010009189 службой судебных приставов принято постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 08.11.2017№ 77862581/8905 по причине: ИД не подлежит исполнению ФССП.

-требование об уплате от 23.07.2018 № 17428 на сумму 200.00 руб.;

-решение о взыскании с лицевых счетов от 13.08.2018 №1272;

-требование об уплате от 23.07.2018 № 17429 на сумму 200.00 руб.;

-решение о взыскании с лицевых счетов от 13.08.2018 №1273;

-требование об уплате от 12.12.20218 № 19506 на сумму 1 200.00 руб.;

-решение о взыскании с лицевых счетов от 10.01.2019 №1541;

-требование об уплате от 12.12.20218 № 19507 на сумму 1 400.00 руб.;

-решение о взыскании с лицевых счетов от 10.01.2019 №1542;

-требование об уплате от 18.01.2019 № 20042 на сумму 600.00 руб.;

-решение о взыскании с лицевых счетов от 06.02.2019 № 1640.

Меры взыскания в рамках применения статьи 47 НК РФ отсутствуют.

В части имеющегося в материалах дела требования об уплате от 14.06.2017 №12914 на сумму 500.00 руб. (том 1 л.д. 126-127), суд отмечает, что согласно данному требованию оно выставлено 14.06.2017 года, срок его исполнения 04.07.2017 года, руководствуясь ст. 46 НК РФ решение о взыскании долга в порядке ст. 46 НК РФ могло быть вынесено в срок не позднее 04.09.2017 года. Поэтому принятое решение №444 от 10.10.2017 года (том 1 л.д. 128-129) о взыскании долга за счет денежных средств на счетах в банке принято с нарушением срока и является недействительным. Взыскание долга могло быть осуществлено только в судебном порядке, что не было сделано. При этом в настоящее время сроки на взыскание долга в судебном порядке истекли.

В части остальной задолженности по штрафу суд отмечает, что в материалы дела налоговым органом, вопреки требованию суда, не представлено ниодного документа, подтверждающего как основание образование данной задолженности (решения по проверкам, налоговые декларации, расчеты и т.д.), так и документы, подтверждающие принятие мер к принудительному взысканию долга, в том числе выставленные требования об уплате штрафа с доказательствами вручения или направления в адрес заявителя, доказательства взыскания долга за счет денежных средств на счетах в банке, не представлены выставленные инкассовые поручения, не представлены сведения относительно «судьбы» указанных инкассовых поручений.

Суд также не принимает в качестве доказательств принятия мер к принудительному взысканию штрафа в размере 500 руб. ссылки на требование №23351 от 22.09.2021 года на сумму 500 руб., решение от 24.11.2021 год №3907 о взыскание долга за счет денежных средств на счетах в банке, решение от 24.01.2022 года №40 о взыскании долга за счет имущества налогоплательщика, поскольку как установлено из данных документов, они датированы 2021 и 2022 годом, то есть спорные правоотношения по привлечению к ответственности, по взысканию долга происходили в указанные периоды.

Между тем, судом установлено, что штрафы в размерах 2906 и 4100 руб. числились за налогоплательщиком еще по состоянию на 2019 года, так, согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом №64190 от 01.01.2019 года, у налогоплательщика имеется долг в части доходов от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности -штраф 2 906,00 рублей, доходов от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности -штраф 4 100,00 рублей.

Суд пришел к выводу о том, что налоговый орган вводит суд в заблуждение относительно образования долга по штрафу в размере 500 руб. в 2021 году.

В силу изложенного, суд удовлетворяет предъявленные требования в части признания безнадежными к взысканию задолженность по штрафам в размерах 2906 руб. и 4100 руб.

Кроме того, суд отмечает, что заявитель является казенным учреждением.

Согласно пункту 1 статьи 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

В материалы дела не представлено ниодного доказательства, подтверждающего, что принятые Инспекцией решения о взыскания вышеуказанной задолженности по налогам, сборам, взносам, пени и штрафам были направлены налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

В судебном заседании представитель налогового органа признала факт не направления соответствующих решений в адрес органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура взыскания с заявителя имеющиеся у него задолженности по налогам, сборам, взносам, пени и штрафам не была соблюдена.

При этом, в настоящее время в отношении всей вышеуказанной задолженности по налогам, сборам, взносам, пени и штрафам сроки взыскания долга в порядке ст. 46 НК РФ истекли, более того, истекли сроки взыскания долга в судебном порядке (шестимесячный и двухлетний сроки).

Поэтому суд полагает необходимым уточненные требования заявителя удовлетворить частично, за исключением суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 1 097,61 рублей, поскольку данная сумма не является задолженностью, а является переплатой, в силу чего, у суда отсутствуют основания для признанию ее безнадежной к взысканию.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Уточненные требования Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" удовлетворить частично.

Признать безнадежной к взысканию задолженность Федерального казенного учреждения "Исправительная колония №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу" в общем размере 671102 руб. 43 коп., в том числе:

-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017):

-пени (задолженность) в сумме 125 082,84 рублей,

-штраф (задолженность) в сумме 171 483,29 рублей,

по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ:

-пени (задолженность) в размере 32 176,75 рублей,

-штраф (задолженность) в размере 900,00 рублей,

по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент:

-пени (задолженность) в размере 34 447,76 рублей,

-штраф (задолженность) в размере 193 913,70 рублей,

по транспортному налогу с организации:

-пени (задолженность) в размере 106,27 рублей,

по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет:

-недоимка (задолженность) в размере 5 291,53 рублей,

-пени (задолженность) в размере 7 695,35 рублей,

по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

-недоимка в размере 4 328,82 рублей,

-пени (задолженность) в размере 5 165,24 рублей,

по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени в размере 322,42 рублей,

- штраф в размере 12 820,52 рублей,

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения (истекшие до 1 января 2017 года):

- пени в размере 30 623,97 рублей,

- штраф в размере 39 737,97 рублей,

по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности:

-штраф в размере 2 906,00 рублей,

по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности:

-штраф в размере 4 100,00 рублей.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова