ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1301/19 от 21.05.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1301/2019

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании мая 2019 года .

Полный текст решения изготовлен мая 2019 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» (ИНН 7709769582, ОГРН 1077763601948) к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003072, ОГРН 1028900508053) об оспаривании действий, выразившихся в нарушении срока отправки Приказа о финансовом обеспечении в 2018 году от 28.09.2018 в адрес заявителя, об оспаривании пункта 2 Приказа №678 от 28.09.2018, обязании внести изменения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» - Антипин П.В. по доверенности от 13.03.2018 года №28,

от заинтересованного лица - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу - Савченко В.Н.  по доверенности №112 от 29.12.2018 года,

от третьего лица - Акционерного общества «Скинкеа» - представитель не явился,

                                                        УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» (ИНН 7709769582, ОГРН 1077763601948) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003072, ОГРН 1028900508053), в котором просило:

-признать действия Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО, выразившиеся в нарушении срока отправки в адрес ООО Газпром георесурс» приказа о финансовом обеспечении в 2018 году № 678 от 28.09.2018 г., незаконными.

-признать пункт 2 приказа № 678 от 28.09.2018 г. Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО незаконным;

- обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО внести изменение в Приказ №678 от 28.09.2018 г., предоставив право ООО «Газпром георесурс» на финансовое обеспечение приобретения средств индивидуальной защиты в размере 1200613,63 рублей, а также обеспечить ООО «Газпром георесурс» возможность зачета затрат в размере 1 200 613,63 рублей в счет уплаты страховых взносов за 2018 год.

Определением суда от 22.04.2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество «Скинкеа» (ИНН 7724529722, ОГРН 1047796942247, адрес место нахождения: 119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, дом 8, корп. 1, кв. 1/1/32-37).

15.04.2019 года от заинтересованного лица в суд поступил отзыв на заявленные требования от 11.04.2019 года исх. №12-20/8904-117-П, в котором орган социального страхования просит суд отказать в удовлетворении предъявленных требований в полном объеме. Дополнения к отзыву на заявленные требования поступили со стороны фонда 21.05.2019 года.

16.05.2019 года письменные пояснения по делу поступили от третьего лица.

В судебное заседание по делу не явился представитель третьего лица, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением, свидетельствующим о получении копии определения суда о назначении даты и времени рассмотрения дела.  Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представил суду, а также представителю заинтересованного лица возражения на отзыв фонда.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения предъявленных требований.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, отзыв на заявленные требования, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 31.07.2018 года ООО «Газпром георесурс» обратилось в фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в 2018 г.; с заявлением обществом предоставлен план финансового обеспечения предупредительных мер на 2018 год от 31.07.2018 на общую сумму 1267562 руб. 70 коп.

К заявлению были приложены, кроме плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами ПФ «Севергазгеофизика» ООО «Газпром георесурс» на 2018 г., также:

-копия выписки из коллективного договора ООО «Газпром георесурс» 2016-2018 года;

-копия договора № Адм.-22-2018-08/10 от 26.01.2018 г. с ООО «ТИМБЛЕР» на приобретение и поставку товара. Копия приложения № 8 к договору №-22-2018-08/10 от 26.01.2018 г.;

-перечень приобретаемых СИЗ в 2018 году ООО «Газпром георесурс» в соответствии   с   нормами   бесплатной   выдачи  ПФ   «Севергазгеофизика»   ООО «Газпром георесурс»;

-копии счетов-фактур на приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств: № 62006 от 20.06.2018 г.; № 61301 от 13.06.2018 г.; № 42808 от 28.04.2018 г.;

-копия приказа № 42 от 12. 02.2018 г. «О введении в действие «Норм бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств» в ПФ «Севергазгеофизика» ООО «Газпром георесурс». Копия приложения №1 к приказу № 42 от 12. 02.2018 г. «О введении в действие «Норм бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств» в ПФ «Севергазгеофизика» ООО «Газпром георесурс»;

-копия декларации о соответствии таможенного союза на средство репеллентное «Защитный спрей от кровососущих насекомых и клещей»; сертификат соответствия на «Защитный крем гидрофобного действия»; сертификат соответствия на «Регенерирующий восстанавливающий крем гидрофобного действия», сертификат соответствия на «Регенерирующий восстанавливающий крем для кожи рук и лица».

-копия договора № Адм-446-2017-20/21 от 28.12.2017 г. на выполнение работ по специальной оценке условий труда;

-копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I полугодие 2018 года (Форма-4 ФСС РФ).

28.09.2018 года фонд вынес приказ N 678 о финансовом обеспечении в 2018 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя ООО «Газпром георесурс» Производственный филиал «Севергазгеофизика», в соответствии с которым приказано:

-разрешить страхователю Общество с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» Производственный филиал «Севергазгеофизика» per. № 8901004215 направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2018 году в размере 66 949,34 рублей;

-в соответствии с пп. «г» п. 10 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом № 580н, отказать страхователю в направлении на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1200613,36 рублей на приобретение средств индивидуальной защиты в связи с тем, что им не предоставлен пакет документов, предусмотренный абз. 3 пп. «г» п. 4 Правил.

Таким образом, основанием к частичному отказу в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  явилось представление неполного пакета документов, предусмотренных абз. 3 пп. «г» п. 4 Правил.

При этом, основанием к отказу в финансовом обеспечении, согласно доводам отзыва на заявленные требования, явились следующие обстоятельства.

Приобретенные по договору поставки от 26.01.2018 № Адм-11 2018-08/10  у  ООО «Тимбер» (Поставщик) товары не соответствуют пунктам: 2.2., 2.3., 2.5., 2.9., 3.9., 3.10. Договора. Так, условиями Договора предусмотрено, что качество поставляемого товара должно соответствовать сертификату соответствия, а в случае отсутствия данного документа потребовать у поставщика в течение десяти дней предоставить действующий сертификат соответствия.

Так, согласно доводам отзыва на заявленные требования, заинтересованным лицом в ходе исследования представленных ООО «Газпром георесурс» документов, установлено следующее:

-выданный на продукцию - Средства индивидуальной защиты дерматологические: регенерирующие: восстанавливающие: «Регенерирующий восстанавливающий крем для кожи рук и лица РизаВит@Оптима. Уход»; «Регенерирующий интенсивно увлажняющий крем для особо сухой кожи рук и лица РизаВит@ Софт.Уход» сертификат соответствия ТС RU C-RU.AM13.B.00534 аннулирован. Дата прекращения действия сертификата 05.03.2018;

-выданный на продукцию - Средства индивидуальной защиты дерматологические защитные: «Защитный крем гидрофобного действия для кожи рук и лица РизаДерм@Акв'а. Защита»; «Защитный крем гидрофильного действия для кожи рук и лица РизаДерм@Профи. Защита»; «Защитный крем универсального действия для кожи рук и лица РизаДерм ©Универсал. Защита» сертификат соответствия ТС RU C-RU.AH13.B.00535 аннулирован. Дата прекращения действия сертификата 05.03.2018;

- выданный на продукцию - Средство индивидуальной защиты дерматологическое защитное: «Защитный профессиональный крем от обморожения и обветривания для лица, рук и открытых участков тела РизаДерм® Север.Защита» сертификат соответствия ТС RU C-RU.AH13.B.00536 аннулирован. Дата прекращения действия сертификата 05.03.2018.

-в декларации о соответствии (регистрационный номер РОСС Р\.и.АИ13.Д00040 от 06.04.2018 года) отсутствует информация о соответствии средств индивидуальной защиты техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019X2011), утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, что не отвечает требованиям п. 4 пп. «г» Правил.

-в декларации о соответствии (регистрационный номер ТС № RU Д-RU.AT66.B.14526 указано о соответствии продукции (мыло туалетное) ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», что не соответствует требованиям п. 4 пп. «г», Правил, где требуется предоставление сертификатов (деклараций) соответствия средств индивидуальной защиты техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019V2011), утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года№ 878.

По мнению фонда, средства индивидуальной защиты, не имеющие сертификатов соответствия, декларации о соответствии не удовлетворяют требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019V2011), поэтому и не подлежат финансированию за счет средств Фонда социального страхования.

Не согласившись с указанным приказом, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями, согласно которым просит суд:

-признать действия Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО, выразившиеся в нарушении срока отправки в адрес ООО Газпром георесурс» приказа о финансовом обеспечении в 2018 году № 678 от 28.09.2018 г., незаконными.

-признать пункт 2 приказа № 678 от 28.09.2018 г. Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО незаконным;

- обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО внести изменение в Приказ №678 от 28.09.2018 г., предоставив право ООО «Газпром георесурс» на финансовое обеспечение приобретения средств индивидуальной защиты в размере 1 200 613,63 рублей, а также обеспечить ООО «Газпром георесурс» возможность зачета затрат в размере 1 200 613,63 рублей в счет уплаты страховых взносов за 2018 год.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В подпункте 6 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников, а также приобретение и выдачу прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия, в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, средств индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия, либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускается.

Аналогично в соответствии с пунктом 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (далее - Приказ Минздравсоцразвития) работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с пунктом 8 Приказа Минздравсоцразвития выдача работникам средств индивидуальной защиты допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых средств индивидуальной защиты требованиям безопасности, установленным законодательством. Приобретение средств индивидуальной защиты, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускаются.

Следовательно, исходя из условий труда, существующих при работе, работодатель обязан обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, которые соответствуют условиям их труда и защищают от вредных и опасных производственных факторов труда. Приобретение средств индивидуальной защиты, не гарантирующих безопасность в условиях труда, существующих на транспорте, и обеспечение работников такими средствами индивидуальной защиты является нарушением трудового законодательства, а также основанием для привлечения общества и его должностных лиц к административной, а при возникновении несчастных случаев - и к уголовной ответственности.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила) утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. N 580н.

Согласно пункту 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Решение по данному заявлению принимается в течение 10 рабочих дней (пункт 8 Правил N 580н).

Согласно пункту 9 Правил N 580н решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).

Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории Российской Федерации, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.

В соответствии с пп. "г" п. 4 Правил (в редакции Приказа Минтруда России от 31.10.2017 N 764н, вступившего в силу с 06.01.2018) и п. п. 17, 18 Административного регламента для получения указанной государственной услуги в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных пп. "г" п. 3 Правил, начиная с 06.01.2018 страхователь представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе соответствующие перечни приобретаемых СИЗ, а также:

- копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ Техническому регламенту (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011) с изменениями, внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 N 221 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 20.11.2012);

- копии заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты.

Пунктом 10 Правил N 580н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию;

в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Как установлено судом, заявителем в уполномоченный орган представлен весь перечень документов, необходимых для предоставления финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя.

Оценив представленные Обществом документы, суд считает, что заявителем выполнены все предусмотренные Правилами N 580н требования и условия для финансового обеспечения предупредительных мер, в связи с чем, у Фонда отсутствовали законные основания для отказа Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер.

Как указано судом выше, основанием для отказа ООО "Газпром георесурс» в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя послужили выводы Фонда о предоставлении документов не соответствующих требованиям п. 4 пп. «г» Правил, так как, представлены не действующие сертификаты (декларации) соответствия, и поэтому приобретенные товары не могут отвечать требованиям безопасности.

Суд считает, что причин для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер по указанному Фондом основанию в виде несоответствия документов, не имелось.

Так, в ходе проверки представленных документов фондом установлено, что:

- выданный на продукцию - Средства индивидуальной защиты дерматологические: регенерирующие: восстанавливающие: «Регенерирующий восстанавливающий крем для кожи рук и лица РизаВит@Оптима. Уход»; «Регенерирующий интенсивно увлажняющий крем для особо сухой кожи рук и лица РизаВит@ Софт.Уход» сертификат соответствия ТС RU C-RU.AM13.B.00534 аннулирован. Дата прекращения действия сертификата 05.03.2018;

-выданный на продукцию - Средства индивидуальной защиты дерматологические защитные: «Защитный крем гидрофобного действия для кожи рук и лица РизаДерм@Акв'а. Защита»; «Защитный крем гидрофильного действия для кожи рук и лица РизаДерм@Профи. Защита»; «Защитный крем универсального действия для кожи рук и лица РизаДерм ©Универсал. Защита» сертификат соответствия ТС RU C-RU.AH13.B.00535 аннулирован. Дата прекращения действия сертификата 05.03.2018;

- выданный на продукцию - Средство индивидуальной защиты дерматологическое защитное: «Защитный профессиональный крем от обморожения и обветривания для лица, рук и открытых участков тела РизаДерм® Север.Защита» сертификат соответствия ТС RU C-RU.AH13.B.00536 аннулирован. Дата прекращения действия сертификата 05.03.2018.

Действительно, согласно сведениям из Национальной части единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, следует, что все вышеуказанные сертификаты соответствия на выпущенную продукцию – средства индивидуальной защиты были аннулированы.

Основанием для аннулирования сертификатов явились обстоятельства изменения юридического адреса и организационно-правовой формы изготовителя продукции.

Так, согласно представленным сертификатам соответствия заявителем и изготовителем продукции являлось Закрытое акционерное общество «Скинкеа», адрес место нахождения г. Москва, проспект Вернадского, дом 125а.

Вместе с тем, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по стоянию на 17.04.2019 года, «Скинкеа» имеет организационно-правовую форму Акционерное общество и адрес место нахождения: г. Москва, ул. Академика Анохина, дом 8, корп. 1, кв. 1/1/32-37.

Таким образом, изготовитель продукции изменил организационную правовую форму с ЗАО на АО и изменил адрес место нахождения юридического лица.

Согласно подпункту "е" пункта 6 раздела II Единой формы сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза и правил его оформления, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293 (далее соответственно - Единая форма, сертификат соответствия), в поле 6 сертификата соответствия указывается полное наименование заявителя, включая сведения о государственной регистрации юридического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, место нахождения, в том числе фактический адрес, - для юридического лица или место жительства - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, а также телефон, факс, адрес электронной почты.

В соответствии с пунктом 8 раздела II Единой формы внесение сведений в сертификат соответствия, не предусмотренных разделом II Единой формы, а также сокращение слов и любое исправление текста не допускаются.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Положения о формировании и ведении Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319 (далее - Единый реестр), сведения о сертификатах соответствия вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей в том числе наименование, место нахождения, в том числе фактический адрес заявителя и наименование, место нахождения, в том числе фактический адрес изготовителя.

Таким образом, при изменении какой-либо информации, содержащейся в сертификате соответствия, в том числе изменение организационно-правовой формы предприятия изготовителя, сертификат соответствия может быть переоформлен.

Процедура замены сертификата соответствия прописана в настоящее время в утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N44 типовых схемах оценки соответствия продукции и связанных с ней процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов.

Так, согласно п. 93 Типовых схем оценки соответствия продукции допускается замена сертификата соответствия продукции и (или) приложений к нему без выполнения процедур, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 11 настоящего документа, в случаях (в зависимости от примененной схемы сертификации), в том числе изменения организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае, если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя.

В соответствии с п.94 типовых схем, в случаях, предусмотренных пунктом 93 настоящего документа, заявитель направляет в орган по сертификации продукции, выдавший сертификат соответствия продукции, заявление, сертификат соответствия продукции и приложения к нему (при наличии), а также документы, являющиеся основанием для замены сертификата соответствия продукции и (или) приложений к нему (при наличии).

Орган по сертификации продукции, выдавший сертификат соответствия продукции, рассматривает заявление и указанные в абзаце первом настоящего пункта документы и принимает решение о замене сертификата соответствия продукции, которое доводится до сведения заявителя (непосредственно или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении).

В случаях, предусмотренных пунктом 93 настоящего документа, орган по сертификации продукции, выдавший сертификат соответствия продукции, в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления оформляет сертификат соответствия продукции на новом бланке с присвоением нового регистрационного номера (при этом в качестве даты окончания действия оформляемого сертификата соответствия продукции указывается дата окончания действия сертификата соответствия продукции, подлежащего замене) и вносит соответствующие сведения в единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии.

Органом по сертификации продукции, выдавшим сертификат соответствия продукции, в правом верхнем углу сертификата соответствия продукции, подлежащего замене, проставляется штамп "ЗАМЕНЕН" и указываются дата замены и номер бланка выдаваемого взамен сертификата соответствия продукции (п. 95 типовых схем).

Таким образом, в случае изменения организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности  допускается замена сертификата соответствия, то есть указанная процедура не является обязательной, осуществляется по заявлению изготовителя продукции. При замене сертификата соответствия не производятся процедуры, предусмотренные подпунктами "а" - "и" пункта 11 типовых схем оценки соответствия продукции, а именно не проводятся какие-либо исследования, измерения, анализы и т.д.

В качестве даты окончания действия оформляемого сертификата соответствия продукции указывается дата окончания действия сертификата соответствия продукции, подлежащего замене.

В силу изложенного, суд считает, что в случае замены сертификата соответствия на продукцию в виду изменения организационно-правовой формы изготовителя продукции, его место нахождения нельзя говорить о прекращении сертификата по причине создания продукцией реальной угрозы безопасности жизни и (или) здоровью человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений; несоответствия продукции требованиям технического регламента; о наличии отрицательных результатов периодической оценки сертифицированной продукции; отказа заявителя от проведения периодической оценки сертифицированной продукции и т.д.

Согласно вышеуказанному правовому акту в случае замены сертификата соответствия по указанному выше основанию, дата окончания действия оформляемого сертификата соответствия продукции указывается дата окончания действия сертификата соответствия продукции, подлежащего замене. То есть, продукция, на которую осуществлена замена сертификата соответствия, продолжает соответствовать требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров в течение срока, на который был ранее выдан сертификат.

Как установлено судом выше, основанием для аннулирования сертификатов явились обстоятельства изменения юридического адреса и организационно-правовой формы.

Что и подтвердил изготовитель продукции АО «Скинкеа», привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Так, согласно представленным третьим лицом (АО «Скинкеа») в материалы дела объяснениям, при отгрузке продукции  в адрес заказчика продукции были приложены некорректные сопроводительные документы:

- Сертификат соответствия ТС RU С-1Ш.АИ13.В.00534 на продукцию «Средства индивидуальной защиты дерматологические: регенерирующие: восстанавливающие: «Регенерирующий восстанавливающий крем для кожи рук и лица РизаВит®Оптима. Уход»; «Регенерирующий интенсивно увлажняющий крем для особо сухой кожи рук и лица РизаВит® Софт. Уход» был заменен на сертификат соответствия ТС RU C-RU.AM13.B.00691 срок действия с 02.03.2018 по 30.05.2022 по причине смены юридического адреса компании;

- Сертификат соответствия ТС RU C-RU.AH13.B.00535 на продукцию «Средства индивидуальной защиты дерматологические защитные: «Защитный крем гидрофобного действия для кожи рук и лица РизаДерм®Аква. Защита»; «Защитный крем гидрофильного действия для кожи рук и лица РизаДерм® Профи. Защита»; «Защитный крем универсального действия для кожи рук и лица РизаДерм® Универсал. Защита» был заменен на сертификат соответствия ТС RU C-RU.AH13.B.00692 сроком от 02.03.2018 по 30.05.2022 по причине смены юридического адреса компании;

- Сертификат соответствия ТС RU C-RU.AH13.B.00536 на продукцию «Средство индивидуальной защиты дерматологическое защитное: «Защитный профессиональный крем от обморожения и обветривания для лица, рук и открытых участков тела РизаДерм® Север.Защита» был заменен на сертификат соответствия ТС RU C-RU.AH13.B.00693 сроком действия от 02.03.2018 по 30.05.2022 по причине смены юридического адреса.

В адрес суда, а также лиц, участвующих в деле представлены корректные сертификаты соответствия, в том числе:

-копия Сертификата соответствия № ТС RU C-RU.AH13.B.00691, Серия RU №0589783 на продукцию - Средства индивидуальной защиты дерматологические: регенерирующие, восстанавливающие: «Регенерирующий восстанавливающий крем для кожи рук и лица РизаВит ® Оптима. Уход»; «Регенерирующий интенсивно увлажняющий крем для особо сухой кожи рук и лица РизаВит ®Софт. Уход»,

-копия Сертификата соответствия № ТС RU C-RU.AM13.B.00692, Серия RU №0589784 на продукцию - Средства индивидуальной защиты дерматологические: защитные: «Защитный крем гидрофобного действия для кожи рук и лица РизаДерм ® Аква. Защита»; «Защитный крем гидрофильного действия для кожи рук и лица РизаДерм ® Профи. Защита»; «Защитный крем универсального действия для кожи рук и лица РизаДерм ® Универсал. Защита»,

-копия Сертификата соответствия № ТС RU C-RU.AH13.B.00693, Серия RU №0589785 на продукцию - Средство индивидуальной защиты дерматологические: защитные: «Защитный профессиональный крем от обморожения и обветривания для лица, рук и открытых участков тела РизаДерм ® Север. Защита».

Суд отмечает, что в соответствии с замененными сертификатами соответствия, последние выданы на основании тех же протоколов испытания, актов о результатах испытаний и т.д., то есть, как указано судом выше, при замене сертификатов соответствия не производились процедуры, предусмотренные подпунктами "а" - "и" пункта 11 типовых схем оценки соответствия продукции, а именно не проводились какие-либо исследования, измерения, анализы и т.д.

Таким образом, вся продукция, на которую осуществлена замена сертификата соответствия, продолжает соответствовать требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров в течение срока, на который был ранее выдан сертификат, что следует из представленных сертификатов соответствия.

В соответствии с представленными сертификатами соответствия, срок их действия с 02.03.2018 года по 30.05.2022 год.

Таким образом, сертификаты соответствия на спорную продукцию действовали как на дату поставки товара поставщиком, так и на дату вынесения оспариваемого приказа.

То обстоятельство, что заявителем в адрес органа социального страхования представлены недействующие сертификаты, не опровергает вышеизложенных обстоятельств, установленных судом о соответствии приобретенной продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации и т.д. Причиной замены сертификатов была смена организационно-правовой формы и адреса местонахождения производителя продукции, то есть причина замены не касалась качества товара.

 Указанные обстоятельства подлежали установлению фондом социального страхования при рассмотрении представленных Обществом документов и вынесения оспариваемого приказа. Суд также считает необходимым отметить, что информация о причинах замены сертификатов следует из Национальной части единого реестра выданных сертификатов соответствия, оформленных по единой форме, который был исследован заинтересованным лицом. То есть, суд считает, что у заинтересованного лица имелась возможность для установления всех изложенных выше обстоятельств, которые, по убеждению суда, свидетельствуют о том, что приобретенная Обществом продукция соответствовала техническим регламентам, документам по стандартизации и т.д.

В части представленных деклараций о соответствии суд считает необходимым отметить следующее.

Как установлено заинтересованным лицом:

-в декларации о соответствии (регистрационный номер РОСС Р\.и.АИ13.Д00040 от 06.04.2018 года) отсутствует информация о соответствии средств индивидуальной защиты техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, что не отвечает требованиям п. 4 пп. «г» Правил.

-в декларации о соответствии (регистрационный номер ТС № RU Д-RU.AT66.B.14526 указано о соответствии продукции (мыло туалетное) ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», что не соответствует требованиям п. 4 пп. «г», Правил, где требуется предоставление сертификатов (деклараций) соответствия средств индивидуальной защиты техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года№ 878.

Во-первых, суд отмечает, что средство репеллентное «Защитный спрей от укусов кровососущих насекомых INSEKTLINE®SPRAY UNIVERSAL» код ОКПД 2 20.20.11.000, Код ТНВЭД 3808919000 является товаром бытовой химии и не является средством индивидуальной защиты (декларация о соответствии (регистрационный номер РОСС Р\.и.АИ13.Д00040 от 06.04.2018 года).

Товары бытовой химии не включены в «Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011)».

Согласно решению Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 (с изменениями на 22 февраля 2019 года) товары бытовой химии подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По этой причине в декларации о соответствии (регистрационный номер РОСС RU.AH13^00040 от 06.04.2018 года) не может быть информации о соответствии продукции Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019 / 2011), утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878.

Во-вторых, суд отмечает, что представленная в отношении мыла туалетного декларация о соответствии (регистрационный номер ТС № RU Д-RU.AT66.B.14526)  обоснованно содержит сведения о соответствии продукции (мыло туалетное) ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»,  поскольку мыло туалетное не относится к средствам защиты  и не включено в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011).

По этой причине в декларации о соответствии (регистрационный номер РОСС RU.AH13^00040 от 06.04.2018 года) не может быть информации о соответствии продукции Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019 / 2011), утвержденному Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878.

В силу изложенного, суд пришел к выводу, что основания, в соответствии с которыми ФСС отказало Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер,  являются незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку ООО «Газпром георесурс» представлены все необходимые документы для получения финансового обеспечения предупредительных мер согласно перечню, установленному в пункте 4 Правил №580Н (соответствующих претензий со стороны фонда не имеется), данные документы отвечают по своему содержанию необходимым требованиям, претензий к размеру финансового обеспечения, на который мог претендовать заявитель в соответствии с Правилами,  со стороны фонда не имеется, суд пришел к выводу о незаконности отказа фонда в финансовом обеспечении предупредительных мер в размере 1 200 613,63 рублей.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно подп. 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Рассматривая споры в порядке главы 24 АПК РФ, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права.

Суд не обязан избирать способ, указанный лицом, заявившим требования, а может определить его по своему усмотрению.

Таким образом, определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.

Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, учитывая предмет заявленных требований, в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества суд считает необходимым возложить на фонд обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя по заявлению Общества о финансовом обеспечении предупредительных мер от 31.07.2018 года в размере 1200613 руб. 36 коп.

Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.

Вместе с тем, суд не усматривает основания для обязания фонда обеспечить Обществу возможность зачета затрат в размере 1200613 руб. 63 коп. в счет уплаты страховых взносов за 2018 год.

Предметом заявленных требований по данному делу является оспаривание ненормативного акта, содержание которого не связано с законностью и обоснованностью действий или бездействий фонда по зачету затрат в размере 1200613 руб. 63 коп.; а оспаривался приказ ФСС об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер.

В связи с изложенным заявленное Обществом требование об обязании заинтересованного лица обеспечить зачет затрат в размере 1200613 руб. 63 коп. в счет уплаты страховых взносов за 2018 год выходит за рамки предмета требований общества, которым является именно признание недействительным ненормативного правового акта об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер.

В части требования  заявителя о признании действий Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО, выразившиеся в нарушении срока отправки в адрес ООО Газпром георесурс» приказа о финансовом обеспечении в 2018 году № 678 от 28.09.2018 г., незаконными.

Так, на основании пункта 8 Правил N 580н решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается:

а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000 руб. включительно - территориальным органом Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 Правил;

б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 10 000 руб. - территориальным органом Фонда после согласования с Фондом.

В этом случае территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 4 Правил, направляет их на согласование в Фонд.

Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

В соответствии с пунктом 9 Правил решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда и направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявление ООО «Газпром георесурс» о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами  с приложенными к нему документами вручено  представителю Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО  31.07.2018 года, о чем свидетельствует личная подпись работника фонда и соответствующая печать учреждения на второй странице заявления Общества (том 1 л.д. 52).

Соответственно, в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 4 Правил, территориальный фонд должен был направить их на согласование в Фонд социального страхования, то есть не позднее 03.08.2018 года.

Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления. В материалы настоящего дела не представлены документы, подтверждающие дату получения ФСС заявления Общества с приложенными документами.

Поскольку при отсутствии нормативно установленных сроков пробега почты суд считает, что применительно к рассматриваемому спору следует ориентироваться по аналогии на срок ее пробега расчетным путем как шесть дней.

Поэтому срок получения ФСС заявления с приложенными документами – 13.08.2018 года.

15 рабочих дней на согласование истекает – 03.09.2018 года.

Решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).

Таким образом, не позднее 05.10.2018 года соответствующий приказ о финансовом обеспечении предупредительных мер подлежат направлению в адрес Общества (с учетом шести дней на пробег почты от ФСС в территориальный фонд, с учетом времени на оформление приказа).

Соответствующий приказ фонда получен предприятием 10.01.2019 года, то есть с пропуском установленных выше сроков.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В рассматриваемом случае суд установил нарушение со стороны заинтересованного лица норм и требований, регламентирующих порядок принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, в части сроков рассмотрения заявления и приложенных документов, сроков направления соответствующего приказа.

Таким образом, в данном случае судом установлено наличие следующего условия: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

Однако, в рассматриваемом случае, суд не усматривает нарушений прав и законных интересов Общества действиями заинтересованного лица по направлению приказа с нарушением срока.

Как утверждает заявитель нарушение заинтересованным лицом сроков на принятие решения и его направление фактически лишает Общество права на финансовое обеспечение предупредительных мер.

Суд не может согласиться с доводами заявителя, поскольку какие-либо неблагоприятные последствия, связанные с указанной просрочкой, для него не наступили. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В нарушение указанных норм заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о безусловном нарушении прав и законных интересов общества, указанные в ходе рассмотрения дела заявителем обстоятельства сами по себе об этом не свидетельствуют.

Между тем в подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания ненормативного правового акта, совершения действий (бездействия), которые в результате действия оспариваемого акта, совершения действий (бездействия) в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, нарушающих его законные интересы. Само по себе бездействие не может свидетельствовать о нарушении прав и интересов заявителя, при отсутствии доказательств обратного.

Материалами дела не подтверждено нарушение прав и законных интересов заявителя нарушением заинтересованным лицом срока направления приказа, указанные обществом нарушения прав носят лишь вероятностный характер.

Обществом получено, хоть и с нарушением срока, решение фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер. Несогласие Общества с принятым заинтересованным лицом приказом, явилось основанием обращения в суд. В соответствующей части требования ООО «Газпром георесурс» удовлетворены.

Как указано судом выше, для признания ненормативного правового акта незаконным требуется наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и факт нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя, в рассматриваемом случае доказательств последнего материалы дела не содержат.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности двух условий, необходимых для признания действий Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО, выразившиеся в нарушении срока отправки в адрес ООО Газпром георесурс» приказа о финансовом обеспечении в 2018 году № 678 от 28.09.2018 г., незаконными.

В силу вышеизложенного, суд частично удовлетворяет заявленные Обществом требования. Расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201, 110 АПК РФ, арбитражный суд

                                                          РЕШИЛ:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» (ИНН 7709769582, ОГРН 1077763601948)  удовлетворить частично.

Признать недействительным пункт 2 приказа № 678 от 28.09.2018 г. Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЯНАО.

Обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» (ИНН 7709769582, ОГРН 1077763601948) путем принятия в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя по заявлению Общества о финансовом обеспечении предупредительных мер от 31.07.2018 года в размере 1200613 руб. 36 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901003072, ОГРН 1028900508053) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром георесурс» (ИНН 7709769582, ОГРН 1077763601948) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной  жалобы  через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова