АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-1633/2011
09 июля 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2011 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Н.В., рассмотрев заявление отдела внутренних дел по Пуровскому району (ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РусЛото» (ИНН <***> ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился;
от привлекаемого лица – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Отдел внутренних дел по Пуровскому району (далее – заявитель, административный орган, ОВД) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РусЛото» о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы отсутствием у общества, осуществляющего деятельность по организации азартных игр, соответствующей лицензии.
Лица, участвующие в деле в заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В адрес привлекаемого лица уведомление направлено телеграммой по последнему известному суду адресу (<...>), телеграмма не вручена в связи с отсутствием адресата, что в силу п. 4 ст. 123 АПК РФ является надлежащим уведомлением.
В соответствии с п. 3 ст. 205 АПК РФ неявка лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела.
От привлекаемого лица отзыв, возражения не поступили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в заявлении, арбитражный суд находит требование заявителя о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
28.01.2011 была проведена проверка деятельности общества на предмет проведения азартных игр в помещении здания, расположенного по адресу: ЯНАО, <...> стр. 10 по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 244-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что в помещении лотерейного клуба «РусЛото», расположенного по адресу: ЯНАО, <...> стр. 10 под видом лотереи фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии).
Указанные обстоятельства являются нарушением пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В ходе проверки сотрудниками ОВД составлен протокол осмотра места происшествия (д. 12-17), с использованием фотосъемки.
Также, в ходе проверки, отобраны объяснения у граждан, находившихся в проверяемом помещении, у работников ООО «РусЛото».
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 29.03.2011 89 ЮЛ 002802, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса Отдел внутренних дел по Пуровскому району обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого округа с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Рассмотрев и оценив представленные материалы, арбитражный суд пришел к выводу, что к ООО «РусЛото» не подлежат применению меры административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Как усматривается из материалов дела, на основании установленного в результате проведенной заявителем проверки факта осуществления обществом деятельности по проведению азартных игр с использованием компьютеров, заинтересованному лицу вменяется в вину административное правонарушение, предусмотренное вышеуказанной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Федеральный закон от 08.09.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
По положениям статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее - Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 2 названного федерального закона под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о лицензировании на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ), устанавливающим ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьёй 2 Закона № 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Статьёй 4 Закона № 244-ФЗ установлены основные понятия, использующиеся для целей названного Федерального закона:
азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;
разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;
игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
В силу части 1 статьи 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться лишь организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 3 статьи 5 отмеченного Федерального закона азартные игры с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи запрещены.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
По положениям части 1 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства в Российской Федерации.
Пунктом 28 статьи 2 Федерального закона «О связи» установлено, что связь - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи для обеспечения функционирования сетей связи.
В соответствии с частью 9 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.
В силу статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдаётся органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путём проведения аукциона или конкурса.
По результатам проверки установлен следующий порядок участия в игре: при входе в заведение потребителю (гражданину) вручается карта гостя, которую потребитель вставляет в карт-ридер терминала, вносит свои денежные средства - 100, 500, 1000 рублей. Внесенная сумма отражается в окне аппарата. Через меню потребитель выбирает одну из лотерей: «Студенческий билет», «Щит отечества» и «Фермер». После того, как потребителем внесена через купюроприемник определенная денежная сумма (сумма не ограничена) на экране появляется электронная лотерейная квитанция, после чего потребитель сам определяет сумму розыгрыша. Розыгрыш билета происходит либо путем выпадения лотерейных шаров либо в виде розыгрыш карт.
Для получения выигрыша необходимо достать карту гостя из карт-ридера, пройти в кассу и через кассира получить денежные средства.
При этом установлено, что автоматы, имеющиеся в помещениях общества схожи с игровыми, состоят, в том числе из: экрана-монитора, клавиатуры для манипуляций игрового процесса, купюроприемника, карт-ридера.
Из изложенного следует, что введение в автомат денежной суммы (размер которой определяется клиентом самостоятельно) осуществляется самим посетителем лотерейного клуба после активации игрового автомата посредством карты, после чего определение выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников общества, поскольку отсутствует.
Оценив представленные заявителем, доказательства, суд считает, что введение в автомат денежной суммы (размер которой определяется клиентом самостоятельно) осуществляется самим посетителем лотерейного клуба после активации игрового автомата посредством карты, после чего определение выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников общества.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что сумма выигрыша определяется устройством, находящимся внутри игрового автомата. Выигрыш участнику игры выдается оператором по окончанию игры, что в свою очередь свидетельствует о нарушении статьи 19 Федерального закона «О лотереях», выражающемся в определении размера выигрыша не на стадии изготовления лотерейных билетов, а устройством, находящимся внутри электронного оборудования.
Таким образом, фактически возможность стать участником лотерей, проводимых ООО «РусЛото», обусловлена внесением наличных денежных средств, посетитель заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
Собранные в своей совокупности доказательства подтверждают выводы заявителя о том, что фактически ООО «РусЛото» проводится не стимулирующая лотерея, а азартная игра с использованием игрового оборудования.
Разрешение на проведение азартных игр у ООО «РусЛото» отсутствует.
Вместе с тем, суд отказывая в удовлетворении заявленных требований принимает во внимание пропуск срока для привлечения к административной ответственности.
В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из содержания части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Из содержания имеющихся в материалах дела документов следует, что вменяемое Обществу административное правонарушение обнаружено 28.01.2011, следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения Общества к административной ответственности является 28.04.2010.
Так, заявление о привлечении Общества к административной ответственности поступило в суд 20.04.2011, определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.04.2011 заявление было оставлено без движения, в связи с отсутствием в заявлении информации о получателе штрафа, необходимой для перечисления суммы административного штрафа, 18.05.2011 указанные в определении недостатки были устранены и определением от 19.05.2011 заявление принято к производству.
Таким образом, на момент рассмотрения спора арбитражным судом (07.07.2011) предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения ООО «РусЛото» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 205, 206 АПК РФ арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отдела внутренних дел по Пуровскому району (ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РусЛото» (ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
Судья А.В. Кустов