ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-1633/11 от 07.07.2011 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-1633/2011

09 июля 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 09 июля 2011 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Игнатовой Н.В., рассмотрев заявление отдела внутренних дел по Пуровскому району (ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РусЛото» (ИНН <***> ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился;

от привлекаемого лица – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Отдел внутренних дел по Пуровскому району (далее – заявитель, административный орган, ОВД) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РусЛото» о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы отсутствием у общества, осуществляющего деятельность по организации азартных игр, соответствующей лицензии.

Лица, участвующие в деле в заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В адрес привлекаемого лица уведомление направлено телеграммой по последнему известному суду адресу (<...>), телеграмма не вручена в связи с отсутствием адресата, что в силу п. 4 ст. 123 АПК РФ является надлежащим уведомлением.

В соответствии с п. 3 ст. 205 АПК РФ неявка лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела.

От привлекаемого лица отзыв, возражения не поступили.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в заявлении, арбитражный суд находит требование заявителя о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

28.01.2011 была проведена проверка деятельности общества на предмет проведения азартных игр в помещении здания, расположенного по адресу: ЯНАО, <...> стр. 10 по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 244-ФЗ).

В ходе проверки установлено, что в помещении лотерейного клуба «РусЛото», расположенного по адресу: ЯНАО, <...> стр. 10 под видом лотереи фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии).

Указанные обстоятельства являются нарушением пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В ходе проверки сотрудниками ОВД составлен протокол осмотра места происшествия (д. 12-17), с использованием фотосъемки.

Также, в ходе проверки, отобраны объяснения у граждан, находившихся в проверяемом помещении, у работников ООО «РусЛото».

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 29.03.2011 89 ЮЛ 002802, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с изложенным и на основании ст. 23.1 Кодекса Отдел внутренних дел по Пуровскому району обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого округа с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.

Рассмотрев и оценив представленные материалы, арбитражный суд пришел к выводу, что к ООО «РусЛото» не подлежат применению меры административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правона­рушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разреше­ния (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятиде­сяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сы­рья или без таковой.

Как усматривается из материалов дела, на основании установленного в результате проведенной заявителем проверки факта осуществления обществом деятельности по про­ведению азартных игр с использованием компьютеров, заинтересованному лицу вменяет­ся в вину административное правонарушение, предусмотренное вышеуказанной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 08.09.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлени­ем лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмот­ренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

По положениям статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее - Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обяза­тельном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим ор­ганом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным за­коном.

В силу статьи 2 названного федерального закона под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Россий­ской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 7 Закона о лицензировании на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицен­зия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может вы­полняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным пред­принимателем.

Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому деятельность по ор­ганизации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрово­го оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009.

Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определяются Федераль­ным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законо­дательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ), устанавливающим ог­раничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьёй 2 Закона № 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Граждан­ским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», дру­гими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Статьёй 4 Закона № 244-ФЗ установлены основные понятия, использующиеся для целей названного Федерального закона:

азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной иг­ры;

выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении ре­зультата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;

организатор азартной игры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;

деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направлен­ная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы кото­рой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;

разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом до­кумент, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения коли­чества и вида игорных заведений;

лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельно­сти по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной иг­ры или другим участником азартной игры;

игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведе­ния азартных игр.

В силу части 1 статьи 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведе­нию азартных игр может осуществляться лишь организаторами азартных игр при соблю­дении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими феде­ральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 3 статьи 5 отмеченного Федерального закона азартные игры с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Ин­тернет, а также средств связи запрещены.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.

По положениям части 1 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информа­ционных технологиях и о защите информации» использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства в Российской Федерации.

Пунктом 28 статьи 2 Федерального закона «О связи» установлено, что связь - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработ­ки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи для обеспечения функционирования сетей связи.

В соответствии с частью 9 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекер­ских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ разреше­ние на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предос­тавляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.

В силу статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне пре­доставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, ус­тановленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Разрешение на осу­ществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне вы­даётся органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответст­вующих субъектов Российской Федерации), в том числе путём проведения аукциона или конкурса.

По результатам проверки установлен следующий порядок участия в игре: при входе в заведение потребителю (гражда­нину) вручается карта гостя, которую потребитель вставляет в карт-ридер терминала, вно­сит свои денежные средства - 100, 500, 1000 рублей. Внесенная сумма отражается в окне аппарата. Через меню потребитель выбирает одну из лотерей: «Студенческий билет», «Щит отечества» и «Фермер». После того, как потребителем внесена через купюроприем­ник определенная денежная сумма (сумма не ограничена) на экране появляется электрон­ная лотерейная квитанция, после чего потребитель сам определяет сумму розыгрыша. Ро­зыгрыш билета происходит либо путем выпадения лотерейных шаров либо в виде розы­грыш карт.

Для получения выигрыша необходимо достать карту гостя из карт-ридера, пройти в кассу и через кассира получить денежные средства.

При этом установлено, что автоматы, имеющиеся в помещениях общества схожи с игровыми, состоят, в том числе из: экрана-монитора, клавиатуры для манипуляций игро­вого процесса, купюроприемника, карт-ридера.

Из изложенного следует, что введение в автомат денежной суммы (размер которой определяется клиентом самостоятельно) осуществляется самим посетителем лотерейного клуба после активации игрового автомата посредством карты, после чего определение вы­игрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников общест­ва, поскольку отсутствует.

Оценив представленные заявителем, доказательства, суд считает, что введение в автомат денежной суммы (размер кото­рой определяется клиентом самостоятельно) осуществляется самим посетителем лотерейного клуба после активации игрового автомата посредством карты, после чего определе­ние выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников общества.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что сумма выигрыша определяет­ся устройством, находящимся внутри игрового автомата. Выигрыш участнику игры выда­ется оператором по окончанию игры, что в свою очередь свидетельствует о нарушении статьи 19 Федерального закона «О лотереях», выражающемся в определении размера вы­игрыша не на стадии изготовления лотерейных билетов, а устройством, находящимся внутри электронного оборудования.

Таким образом, фактически возможность стать участником лотерей, проводимых ООО «РусЛото», обусловлена внесением наличных денежных средств, посетитель заклю­чает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной де­нежной суммы, что является признаком азартной игры.

Собранные в своей сово­купности доказательства подтверждают выводы заявителя о том, что фактически ООО «РусЛото» прово­дится не стимулирующая лотерея, а азартная игра с использованием игрового оборудова­ния.

Разрешение на проведение азартных игр у ООО «РусЛото» отсутствует.

Вместе с тем, суд отказывая в удовлетворении заявленных требований принимает во внимание пропуск срока для привлечения к административной ответственности.

В силу частей 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Из содержания части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Из содержания имеющихся в материалах дела документов следует, что вменяемое Обществу административное правонарушение обнаружено 28.01.2011, следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения Общества к административной ответственности является 28.04.2010.

Так, заявление о привлечении Общества к административной ответственности поступило в суд 20.04.2011, определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.04.2011 заявление было оставлено без движения, в связи с отсутствием в заявлении информации о получателе штрафа, необходимой для перечисления суммы административного штрафа, 18.05.2011 указанные в определении недостатки были устранены и определением от 19.05.2011 заявление принято к производству.

Таким образом, на момент рассмотрения спора арбитражным судом (07.07.2011) предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения ООО «РусЛото» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 205, 206 АПК РФ арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отдела внутренних дел по Пуровскому району (ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РусЛото» (ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

Судья А.В. Кустов