ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-208/19 от 07.03.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-208/2019

07 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании марта 2019 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Беспалова М.Б. , при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Галкиной Е.Ю. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153, (адрес) место нахождения: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики д.67, оф.600, дата регистрации – 11.07.2011) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017533, ОГРН: 1068901001102, адрес (место нахождения): 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Мира, дом 2, корпус А, дата государственной регистрации 23.01.2006) об оспаривании Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 2043 от 27.11.2018, с привлечением  к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора:

Администрации муниципального образования Надымский район (ИНН: 8903008622, ОГРН: 1028900578750, адрес (место нахождения): 629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, ул. Зверева, 8, дата регистрации: 13.11.1998);

Видановой Альбины Абдулловны,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Ахмедов Э.Н. по доверенности от 06.11.2018;

от Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа – Мурзакаев А.Т.по доверенности от 27.12.2018 № 96;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к  Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 2043 от 27.11.2018.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.01.2019 заявление принять к производству. К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования Надымский район.

От Акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер, в виде приостановлении действия предписания Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа № 2043 от 27.11.2018.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.01.2019 в удовлетворении ходатайства Акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" о принятии обеспечительных мер – отказано.

30.01.2019 от Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа поступил отзыв на заявление.

05.02.2019 от Администрации муниципального образования Надымский район в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа поступил отзыв на заявление.

Определением от 07.02.2019 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа назначил дату судебного заседания на 07.03.2019 на 11 часов 30 минут.

25.02.2019 от Видановой А.А. поступили пояснения по делу, согласно которым просит в удовлетворении заявления Акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" отказать.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом не является препятствием к рассмотрению дела в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд  рассматривает дело по существу в отсутствие сторон по имеющимся документам.

Лицам, участвующим в деле разъяснены их процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации муниципального образования Надымский район (далее - Наймодатель) № 980 от 07.07.2017 был заключен договор найма жилого помещения в общежитии № 53/17 от 11.07.2017 (далее - Договор найма), жилое помещение по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д. 3/1, ком. 54 в период с 27.06.2017 по 26.05.2018 сроком на 11 месяцев с 27.06.2017 по 26.05.2018.

На основании заключенного между Администрацией муниципального образования Надымский район (далее также Наймодатель) и Видановой А.А. (далее также Наниматель) договора найма жилого помещения в общежитии №13/17 от 11.07.2017 (далее - Договор найма) Нанимателю за плату передано во временное владение и пользование жилое помещение по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д. 3/1, ком. 54 в период с 27.06.2017 по 26.05.2018.

21.07.2017 Виданова А.А. обратилась в АО «ЕРИЦ ЯНАО» в г. Надыме с заявлением об открытие лицевого счета в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии №13/17 от 11.07.2017.

23.05.2018 Виданова А.А. обратилась в Администрацию муниципального образования Надымский район для перезаключения договора найма жилого помещения, которое было зарегистрировано за № 386/2018 от 23.05.2018.

 Управление социальных программ Администрации муниципального образования Надымский район направило Видановой А.А. уведомления от 05.06.2018 о прекращения выплат по:

возмещению расходов оплаты жилья, коммунальных услуг и топлива (ЖКВ),

ежемесячной денежной выплате (ЕДВ) по линии социальной защиты населения,

ежемесячном пособии неработающим пенсионерам и инвалидам, проживающим в ЯНАО.

В целях восстановления перечисленных льгот,  Виданова А.А. обратилась в Администрацию муниципального образования Надымский район с заявлением о заключении договора найма жилого помещения на новый срок, который с ней был заключен 05.09.2018 за № 66/18 сроком на 11 месяцев с 04.09.2018 по 03.08.2019.

Согласно истории начислений из лицевого счета №10103954 в период с 27.05.2018 по 03.09.2019 Акционерным обществом «Ямалкоммунэнерго» производилось начисление платежей в следующем порядке:

за июнь 2018 – 1205,56 рублей.

за июль 2018 – 1251,33 рублей,

за август 2018 – 1251,33 рублей.

Не согласившись с начислениями по спорному периоду,  17.07.2018 Виданова А.А. обратилась с жалобой в Администрацию муниципального образования Надымский район.

В соответствии с приказом № 2043-од от 12.11.2018 первого заместителя директора департамента - главного государственного жилищного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Ямалкоммунэнерго». Основанием для проведения указанной проверки явилось обращение гражданки Видановой А.А., проживающей по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д. 3/1.

Исходя из обращения Видановой А.А., проверке подлежала законность начисления платы за коммунальные услуги в отсутствие договора найма жилого помещения.

По результатам проверки составлен акт № 2043 от 27.11.2018, на основании которого Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 2043 от 27.11.2018 (далее по тексту — Предписание).

Согласно Предписанию, Обществу необходимо в срок до 10.01.2019 произвести перерасчет ранее начисленной платы за период с 27.05.2018 по 03.09.2018 в жилом помещении по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д. 3/1, ком. 54.

Не согласившись с указанным Предписанием, АО «Ямалкоммунэнерго» обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.

Заявитель считает указанное Предписанием незаконным по следующим основаниям.

Виданова А.А. не сдала ключи от жилого помещения после окончания срока действия договора от 11.07.2017 № 13/17, т.е. после 26.05.2018, не обратилась к собственнику (Администрации МО Надымский район) с заявлением о расторжении договора найма, следовательно, фактически продолжала владеть и пользоваться жилым помещением;

Виданова А.А. обратилась к собственнику о заключении договора найма на новый срок, который был заключен только с 04.09.2018, договор от 05.09.2018 №66/18.

Жилое помещение Видановой А.А. предоставлено как социально незащищенной категории в порядке, предусмотренном гл. 8.1. Жилищного кодекса Российской Федерации «Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования», следовательно, на договорные отношения распространяются требования, аналогичные договору социального найма, вследствие чего на Виданову А.А. возлагается обязанность информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма (ч.3 ст. 67 ЖК РФ). Такая «обязанность» Видановой А.А. не исполнена, что подтверждает ее намерение и факт пользования жилым помещением. Вывод: отсутствие договора найма жилого помещения в письменной форме в период с 27.05.2018 по 03.09.2018 не свидетельствует об отсутствии договорных отношений Видановой А.А. с Администрацией МО Надымский район, и не освобождает Виданову А.А. от обязанности по внесению платы за наем жилого помещения.

Не согласившись с доводами заявителя, Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа в своем отзыве указывает следующее.

1. По вопросу передачи ключей от жилого помещения и необходимости подачи заявления о расторжении договора найма. В соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии от 11.07.2017 № 13/17, в случае расторжения или прекращения настоящего договора, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания) в течение 10-ти дней (п.4.5. Договора).

Договором не предусмотрено его расторжение/прекращение по окончании срока действия по заявлению (письменному либо устному) нанимателя. Порядок освобождения жилого помещения договором не урегулирован, передача ключей либо составление какого-либо акта по факту освобождения жилого помещения не предусмотрено.

Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 31.08.2012 № 463 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым. Указанным положением так же не предусмотрена процедура освобождения жилого помещения, в том числе передача ключей. Объективно, наниматель может потерять ключи от жилого помещения, данный факт не влечет выводы о пользовании жилым помещением до момента вселения других нанимателей.

2. По вопросу намерения Видановой А.А. пользоваться указанным жилым помещением после окончания срока действия договора найма жилого помещения в общежитии от 11.07.2017 № 13/17.

Как установлено материалами проверки, до истечения срока действия названного договора найма 26.05.2018, Виданова А.А. 23.05.2018 обратилась в Администрацию МО Надымский район с заявлением о заключении с ней бессрочного договора найма того же жилого помещения. Речь идет о заключении нового договора, а не о продлении прежнего.

3. По вопросу назначения жилого помещения по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д.3/1, комн. 54, и вида договора, заключенного с Видановой А.А.

Жилое помещение, занимаемое Видановой А.А. по договору найма жилого помещения в общежитии от 11.07.2017 № 13/17, согласно Положению отнесено к категории специализированного жилищного фонда, а не к категории жилищного фонда социального использования, как ошибочно полагает АО ЯКЭ.

В соответствии с ЖК РФ эти два понятия видов жилищного фонда не отождествляются.

Согласно распоряжению Администрации МО Надымский район от 24.07.2018 № 1323-р, жилое помещение по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д.3/1, комн.54, предоставлено Видановой А.А. как жилое помещение в общежитии специализированного жилищного фонда.

Кроме того, договор найма жилого помещения, заключенный с Виданой А.А.  не обладает признаками договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

На основании изложенного, обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма не могут быть применимы к Видановой А.А.

Администрация муниципального образования Надымский район в своем отзыве на заявление о признании незаконным и отмене Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 2043 от 27.11.2018 указывает, что отсутствие договора найма жилого помещения, оформленного в письменной форме с Наймодателем, само по себе не свидетельствует об отсутствии договорных отношений и не является основанием для освобождения Видановой А.А. от обязанности по внесению платы за наем жилого помещения, предусмотренной ЖК РФ.

Рассмотрев заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности обжалование решений государственных органов в суд.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или ному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», предписание выдается органом государственного, муниципального контроля (надзора) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в целях устранения выявленных нарушений, с указанием сроков их устранения, и (или) с указанием на необходимость мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

     В предписании уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих обязательные требования, нарушение которых было выявлено по результатам проверки; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований и порядок, а также срок их исполнения.

Предписание должно содержать только законные требования, возлагающие на юридическое лицо обязанность по устранению нарушений лишь тех норм и правил, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.

     Иными словами, предписание, как один из видов ненормативных правовых актов органов государственной и муниципальной власти, по своей природе предполагающий обращение к вопросу о правах и обязанностях контролируемых лиц и решение такого вопроса, должно содержать законные, конкретно определенные требования, указания на необходимость совершения такими лицами конкретных действий, имеющих целью устранение допущенных нарушений, а также срок исполнения таких требований и устранения нарушений.

При этом предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

На основании пунктов 2, 8 и 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.07.2013 N 2423/13, исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Неопределенность и неисполнимость предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.

Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций контролирующего органа, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу также в установленный в нем срок.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 100) - то есть все основные правила, являющиеся неотъемлемой частью договора социального найма жилого помещения.

В соответствии с правилами пункта 5 части 3 статьи 67, части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, разъяснений содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.

Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Положениями части 1 статьи 154 названного Кодекса установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги.

В соответствии со статьями 678, 682 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договорами найма жилого помещения.

По смыслу чч. 4, 6 и 6.1 ст. 155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги соответствующему исполнителю коммунальных услуг, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 названной статьи.

Если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)").

Как следует из материалов дела, на основании заключенного между Администрацией муниципального образования Надымский район (далее также Наймодатель) и Видановой А.А. (далее также Наниматель) договора найма жилого помещения в общежитии №13/17 от 11.07.2017 (далее - Договор найма) Нанимателю за плату передано во временное владение и пользование жилое помещение по адресу: г. Надым, ул. Зверева, д. 3/1, ком. 54 в период с 27.06.2017 по 26.05.2018.

Согласно пункту 5 части 4.4. раздела 4 данного договора, договор прекращается с окончанием срока договора.

Согласно части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Частью 1.5. раздела 1 договора найма №13/17 от 11.07.2017 установлен срок действия договора, а именно: с 27.06.2017 по 26.05.2018.

Таким образом, обязанность по плате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за коммунальные услуги с 26.05.2018 лежит на собственнике указанного помещения, то есть на Администрации муниципального образования Надымский район.

Положениями чч. 2 и 3 ст. 83 ЖК РФ, которые подлежат применению и к отношениям по пользованию специализированным жилым помещением, установлено право нанимателя и членов его семьи на одностороннее расторжение договора социального найма, то есть на односторонний отказ от исполнения договора.

В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 3 статьи 83 ЖК РФ).

Как следует из адресной справки от Отдела МВД РФ по Надымскому району, Виданова А.А. была зарегистрирована по месту пребывания (по адресу Надым, ул. Зверева, д. 3/1, ком. 54) с 13.07.2017 по 26.05.2018. Последние подтверждает выбытие Видановой А.А. с общежития.

Последнее также подтверждается Письмом Прокуратуры Ямало-ненецкого атомного округа № 7/5-750-2018 от 12.12.2018. Этим же письмом установлено, что ресурсоснабжающая организация незаконно начисляла плату за коммунальные услуги в период с 27.05.2018 по 03.09.2018.

В своих письменных пояснениях Виданова А.А. также поясняет, что по истечении срока действия договора выехала из общежития. Это же следует и из акта, представленного администрацией от 03.09.2018, в котором указано, что Виданова А.А. в телефонном разговоре сообщила, что вещи она вывезла (т.1 л.д. 46).

Таким образом, Виданова А.А. добровольно и фактически выехала из занимаемого ей помещения 26.05.2018.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа приходит к выводу об отсутствии договорных правоотношений между Видановой А.А. и Администрацией муниципального образования Надымский район в период с 27.05.2018 по 03.09.2018.

Иного заявителем, Администрацией МО Надымский район не доказано. При этом из заявления не представляется возможным установить каким образом вынесенное предписание нарушает права и законные интересы заявителя.

Законный интерес ресурсоснабжающей  организации заключается в получении планы за оказанные коммунальные услуги.

При этом ресурсоснабжающая организация не обязана осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещением, в том числе на основании договора аренды либо договора найма.

В данном случае у указанного помещения имеется собственник, взыскание расходов с которого может защитить законный интерес ресурсоснабжающей организации по покрытию расходов на оказание коммунальных услуг.

При этом открывая лицевые счета Видановой А.А. ресурсоснабжающая организация располагала информацией о том, что договор найма заключен только на 11 месяцев.

При этом информация о том, что Виданова А.А. снята с регистрационного учета в спорном жилом помещении подтверждена ответом компетентного органа.

После окончания срока действия договора №13/17 от 11.07.2017 Виданова А.А. обратилась в Администрацию муниципального образования Надымский район с заявлением о заключении договора найма жилого помещения, который с ней был заключен 05.09.2018 за № 66/18 сроком на 11 месяцев с 04.09.2018 по 03.08.2019.

Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Следовательно, в период с 27.05.2018 по 03.09.2018 бремя содержания жилого помещения по адресу Надым, ул. Зверева, д. 3/1, ком. 54 не может быть возложено на Виданову А.А., поскольку доказательства, что она проживала в спорном жилом помещении отсутствуют, вещи она вывезла, иного в материалы дела не представлено, с регистрационного учета была снята, ранее заключенный договор был прекращен в связи с окончанием срока действия договора, в спорном помещении не проживала, что также подтверждается информацией, представленной органами прокуратуры.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа соглашается с выводами Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, изложенными в акте проверки от 27.11.2018 №2043, что в период с 27.05.2018 по 03.09.2018, т.е. в период отсутствия договора найма жилого помещения, Виданова А.А. не являлась потребителем коммунальных услуг. Следовательно, обязанность по оплате коммунальных услуг у Видановой А.А. отсутствовала.

Как разъяснено в пункте 6 совместного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта необходимо установление одновременно двух указанных оснований.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа не находит оснований для признания Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 2043 от 27.11.2018 недействительным, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153, (адрес) место нахождения: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики д.67, оф.600, дата регистрации – 11.07.2011) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017533, ОГРН: 1068901001102, адрес (место нахождения): 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Мира, дом 2, корпус А, дата государственной регистрации 23.01.2006) об оспаривании Предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 2043 от 27.11.2018 – отказать.

2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы  в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

4.Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://yamal.arbitr.ru.

5.В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

6.Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

7.По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

М.Б. Беспалов