АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-2325/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании мая 2022 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2022 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прутовой И.В., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился,
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" - представитель не явился.
УСТАНОВИЛ:
Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15.03.2022 года от общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" в суд поступил отзыв на заявленные требования.
07.04.2022 года от департамента в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебное заседание по делу не явились стороны, о слушании дела извещены надлежащим образом. Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ проводит судебное заседание в отсутствие представителей сторон.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу в адрес Департамента экономики автономного округа письмом № 06-19/13268 от 08.11.2021 (вх. № 89-09/01-04-05/724 от 18.11.2021) представлена информация по факту розничной продажи алкогольной продукции обществом с ограниченной ответственностью «СТАНДАРТ» без соответствующей лицензии.
Согласно сведениям, содержащимся в материале проверки по соблюдению законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, 28.10.2021 в банном клубе «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ», расположенном по адресу: г. Новый Уренгой, жилрайон Коротчаево, ул. В.В.Молозина, стр. 2А, в котором осуществляет деятельность Общество, установлен факт розничной продажи алкогольной продукции в ассортименте.
Кроме того, 24.12.2021 в адрес департамента поступило письмо ОМВД России по г. Новому Уренгою № 78/17-62148 от 09.12.2021 (вх. № 89-09/01-04-06/2801 от 24.12.2021), согласно которому представлены:
копия протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ в отношении ФИО1;
копия протокола осмотра места происшествия от 28.10.2021.
Дополнительно в вышеуказанном письме сообщено, что в отношении ООО «СТАНДАРТ» административные производства по ч. 2 ст. 14.16 и ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ не возбуждались.
Согласно протоколу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 (далее ФИО1), 28.10.2021 в 12 час. 45 мин., в банном клубе «Белый медведь», расположенном по адресу: 629320, ЯНАО, г. Новый Уренгой, жилрайон Коротчаево, ул. В.В. Молозина, 2А, ФИО1 осуществила продажу алкогольной продукции, а именно водки «Дикий мед» 0,5л., 40%, гр. ФИО2, чем совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.14.17.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 28.10.2021, 28.10.2021
в 12 час. 45 мин., проведена проверка банного клуба «Белый медведь», расположенного по адресу: 629320, ЯНАО, г. Новый Уренгой, жилрайон Коротчаево, ул. В.В. Молозина, 2А, принадлежащего ООО «Стандарт», при проведении проверки приобретена алкогольная продукция: водка «Дикий мед», 0,5л., 40%, акцизная марка №403 04499104, на сумму покупки, в размере 700 рублей 00 копеек. Алкогольная продукция реализована гр. ФИО1.
28.10.2021 дознавателем полиции ФИО3 в ходе осмотра торгового объекта, расположенного по адресу: 629320, ЯНАО, г. Новый Уренгой, жилрайон Коротчаево, ул. В.В. Молозина, 2А, в одноэтажном здании сауны в помещении, где находится администратор, была обнаружена и изъята алкогольная продукция:
1.водка «Царский кубок», 0,5л., 40%, 1шт.;
2.ликер десертный «Амаретто браво», 0,5л., 20%, 1 шт.;
3.ликер «MONTE СНОСО», 0,5л., 30%, 1шт.;
4.водка «Талка» 0,5л., 40%, 1шт.;
5.коньяк «Армянский 5звезд», 0,5л., 40%, 1шт.;
6.десертный ликер «DEWCE», 0,5л., 18%, 1 шт.;
7.напиток слабоалкогольный «FRIMASAI», 0,33л., 7,2л., 1шт.;
8.напиток слабоалкогольный «SUNNY» 0,5л., 7,0%, 4 шт.;
9.ликер «SAN LAMADGO», 0,5л., 30%, 1 шт.;
10.виски «JOKER», 0,5л., 40%., 1 шт.,
11.шампанское «SANTO STEFANO», 0,75л., 12%, 1шт.;
12.водка «Дикий мед» 0,5л., 40%, 1 шт.;
13.вино «Кубань вино» 0,7л., 9%, 2 шт.;
14.Грузинский коньяк «5 звезд», 0,5л., 40%, 1 шт.;
15.ликер эмульсионный «MARIBA», 0,5л., 20%, 1шт.
Общее количество выявленной и изъятой алкогольной продукции - 19 бутылок.
На момент проведения обследований помещений банного клуба, расположенного по адресу: 629320, ЯНАО, г. Новый Уренгой, жилрайон Коротчаево, ул. В.В. Молозина, 2А, на обнаруженную алкогольную продукцию, документы подтверждающие легальность оборота не представлены, информации о наличии таких документов в материале проверки не содержится.
Усмотрев в действиях заинтересованного лица признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, должностным лицом заявителя составлен административный протокол №578К/2021 от 18.01.2022 года.
На основании указанного протокола заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Стандарт» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лица в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
К сопроводительным документам, подтверждающим легальность оборота алкогольной продукции, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона N171-ФЗ (в редакции, действующей на дату совершения правонарушения), относятся, в том числе: товарно-транспортная накладная; заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Под оборотом, согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, понимаются закупка, поставка, хранение, перевозка и розничная продажа.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения данного правонарушения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, при привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ должен быть установлен факт оборота субъектом административного правонарушения алкогольной или спиртосодержащей продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства об обороте алкогольной продукции, ООО «Стандарт» допустило впомещении банного клуба, расположенного по адресу: 629320, ЯНАО, г. Новый Уренгой, жилрайон Коротчаево, ул. В.В. Молозина, 2А, оборот алкогольной продукции (19 бутылок, различного наименования) без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее оборота.
Таким образом, заинтересованным лицом допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьей 14.16 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения подтверждается представленными в дело материалами.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Арбитражный суд приходит к выводу о том, что у Общества имелась возможность по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной продукции. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности ответчиком не представлено.
Доказательств того, что Общество приняло меры (организационно-распорядительные и административные) для соблюдения требований законодательства в материалах дела не имеется.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины заинтересованного лица в совершении вменяемого ему правонарушения, в деле отсутствуют.
Таким образом, суд установил, что событие и вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказаны.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также предусмотрено, что если лицом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание в соответствии с частями 3 и 4 статьи 4.4. КоАП РФ. Это означает, что при наличии идеальной совокупности административных правонарушений независимо от их количества при условии, что дела о них рассматриваются одним и тем же должностным лицом, субъекту, их совершившему, назначается одно основное административное наказание в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, выражается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Законом N 171-ФЗ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных Законом N 171-ФЗ.
Таким образом, объективная сторона данных правонарушений является сходной, и в том и в другом случае связана с незаконным оборотом спиртосодержащей и алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность данного оборота.
Объектом правонарушений являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Судом установлено, что действия ООО "Стандарт", связанные с незаконным оборотом алкогольной продукции, были установлены департаментом при проведении одной и той же проверки, одного и того же помещения, одной и той же спиртосодержащей продукции.
По результатам одного административного расследования Департаментом сделан вывод о том, что выявленные действия общества по обороту спиртосодержащей продукции содержат в себе составы разных административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Поскольку вменяемый обществу незаконный оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции объединен одним действием общества, нарушения выявлены в ходе одного контрольного мероприятия, суд пришел к выводу о необходимости применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в виде поглощения менее строгого наказания более строгим.
Решением арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2022 года по делу NА81-2326/2022 ООО "Стандарт" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ за производство и оборот спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в виде штрафа в размере 1500000 руб. Кроме того, в соответствии с указанным решением суда алкогольная продукция, изъятая согласно протоколу осмотра места происшествия от 28.10.2021, направлена на уничтожение в установленном законодательством порядке.
Учитывая, что санкция, предусмотренная частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ является более строгой по отношению к санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, суд пришел к выводу о том, что административное наказание, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, должно быть поглощено административным наказанием, предусмотренным частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, общество не подлежит дополнительно привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в силу принципа поглощения наказания по данной статье административным наказанием по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд ЯНАО
решил:
В удовлетворении предъявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в десятидневный срок в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья | Н.М. Садретинова |