АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-2585/2016 |
Резолютивная часть решения изготовлена в судебном заседании 15 июля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен июля 2016 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Административной комиссии муниципального образования город Ноябрьск об оспаривании постановления от 05.05.2016 №91 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Акционерного общества «Энерго-Газ-Ноябрьск» - представитель не явился,
от заинтересованных лиц:
- Административной комиссии муниципального образования город Ноябрьск –представитель не явился,
-Администрации муниципального образования город Ноябрьск- представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Энерго-Газ-Ноябрьск» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии муниципального образования город Ноябрьск об оспаривании постановления от 05.05.2016 №91 по делу об административном правонарушении.
В обоснование заявленных требований Общество приводит доводы о недоказанности в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.3 Закона ЯНАО от 16.12.2004 года №81-ЗАО «Об административных правонарушениях».
От административного органа 27.06.2016 года в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором Административная комиссия муниципального образования город Ноябрьск просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Определением суда от 28.06.2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Муниципального образования г. Ноябрьск.
От Администрации МО г. Ноябрьск в суд поступил отзыв, в котором заинтересованное лицо поддержало доводы административной комиссии, изложенные в отзыве, настаивает на отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание по делу не явились представители сторон, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле почтовыми уведомлениями о вручении копий судебного акта.
Суд, руководствуясь ст.ст. 123, 156 АПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей заявителя, административного органа.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.03.2016 года в 11 часов 00 минут должностным лицом Управления архитектуры и градостроительства Администрации Муниципального образования г. Ноябрьск в ходе проведенной проверки было установлено, что АО «Энерго - Газ - Ноябрьск» при строительстве объекта капитального строительства - «Строительство магистральной тепловой сети «НПГЭ - Котельная КВГМ - 100» был нарушен пункт 2 статьи 33 «Содержание строительных площадок» Правил благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденных решением Городской Думы от 29.05.2012 года № 441-Д: отсутствует ограждение строительной площадки, отсутствует освещение строительной площадки, отсутствует информационный щит, отсутствуют мусоросборники для твердых бытовых отходов, отсутствует биотуалет.
Усмотрев в действиях заявителя признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.3. Закона ЯНАО от 16.12.2004 года № 81 - ЗАО «Об административных правонарушениях» («Нарушение правил благоустройства»), 18.04.2016 года должностным лицом Управления архитектуры и градостроительства Администрации Муниципального образования г. Ноябрьск в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» составлен административный протокол №22.
05.05.2016 года административной комиссией Муниципального образования город Ноябрьск вынесено постановление №91, которым АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.3. Закона ЯНАО от 16.12.2004 года № 81 - ЗАО «Об административных правонарушениях» («Нарушение правил благоустройства») и ему назначен штраф в размере 25 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля (части 2, 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Статьей 1.1 Закона ЯНАО от 16.12.2004 № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» (далее - Закон № 81-ЗАО) предусмотрено, что настоящий Закон Ямало-Ненецкого автономного устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации, в том числе административную ответственность, за нарушения законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Статьей 3.3 Закона № 81-ЗАО предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в автономном округе, в виде административного штрафа на юридических лиц - от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 33 «Содержание строительных площадок» Правил благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденных решением Городской Думы от 29.05.2012 года № 441-Д лицо, намеренное осуществить строительство, реконструкцию, ремонт объекта капитального строительства, обязано обустроить в соответствии с настоящими Правилами строительную площадку на принадлежащем ему в соответствии с действующим законодательством земельном участке, на котором расположен (будет расположен) указанный объект капитального строительства.
Пунктом 2 статьи 33 «Содержание строительных площадок» Правил благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденных решением Городской Думы от 29.05.2012 года № 441-Д предусмотрено: обустройство строительной площадки включает устройство ограждения, освещения, установку информационного щита, обустройство внутриплощадочных и внеплощадочных подъездных путей, установку мусоросборников для твердых бытовых отходов, бункеров для складирования крупногабаритного мусора, биотуалета, организацию объезда, обхода.
Как следует из материалов дела, 16.03.2016 года в 11 часов 00 минут должностным лицом Управления архитектуры и градостроительства Администрации Муниципального образования г. Ноябрьск в ходе проведенной проверки было установлено, что АО «Энерго - Газ - Ноябрьск» при строительстве объекта капитального строительства - «Строительство магистральной тепловой сети «НПГЭ - Котельная КВГМ - 100» был нарушен пункт 2 статьи 33 «Содержание строительных площадок» Правил благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденных решением Городской Думы от 29.05.2012 года № 441-Д: отсутствует ограждение строительной площадки, отсутствует освещение строительной площадки, отсутствует информационный щит, отсутствуют мусоросборники для твердых бытовых отходов, отсутствует биотуалет.
Факт наличия выявленных нарушений не опровергается заявителем, подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя относительно неверного определения субъекта ответственности, поскольку заявителем 02.09.2015 года был заключен договор подряда с ООО СК «Севердорстрой», непосредственно осуществляющим строительство спорного объекта, судом отклоняются как несостоятельные.
Статьей 1 ГрК РФ установлено, что под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства; а объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 3 статьи 52 названного Кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 6 статьи 52 указанного Кодекса предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Следовательно, из содержания частей 3, 4 и 6 статьи 52 ГрК РФ, следует, что лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным части 2 названной нормы.
Кроме того, согласно пункту 4.6 СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 при осуществлении строительства на основании договора базовыми организационными функциями подрядчика (генподрядчика) как лица, осуществляющего строительство, являются:
выполнение работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией;
разработка и применение организационно-технологической документации;
осуществление строительного контроля лица, осуществляющего строительство, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации;
ведение исполнительной документации;
обеспечение безопасности труда на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среды и населения;
управление стройплощадкой, в том числе обеспечение охраны стройплощадки и сохранности объекта до его приемки застройщиком (заказчиком);
выполнение требований местной администрации, действующей в пределах ее компетенции, по поддержанию порядка на прилегающей к стройплощадке территории.
СП 48.13330.2011 также установлено, что:
- охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных настоящими нормами, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления, обеспечивает застройщик (пункт 6.2.3),
- в случае осуществления строительства на основании договора в течение всего срока строительства предусмотренные 6.2.3 обязанности в соответствии с договором подряда выполняет подрядчик (генподрядчик) (пункт 6.2.4).
Из содержания изложенных норм права следует, что обязанность обеспечения условий безопасности строительства возложена как на заказчика строительства, так и на подрядчика.
Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 3.3 Закона ЯНАО «Об административных правонарушениях» может являться, в том числе застройщик.
Отклоняются доводы заявителя как несостоятельные об отсутствии объективной стороны правонарушения, поскольку в оспариваемом постановлении не указано, где произошло данное правонарушение.
В протоколе об административном правонарушении № 22 от 18.04.2016 года указаны дата, время, место и событие административного правонарушения, законодательные и (или) нормативные акты субъекта РФ, требования которых нарушены, а именно: 16.03.2016 года в 11 часов 00 минут было установлено, что АО «Энерго - Газ - Ноябрьск» при строительстве объекта капитального строительства - «Строительство магистральной тепловой сети «НПГЭ - Котельная КВГМ - 100», а именно при производстве работ в районе мкр. «П-7А» вдоль ул.Сибирской, в мкр. «К-1» в районе пересечения строящегося объекта с ул.Ямальской, в мкр. «П-1А» в районе пересечения строящегося объекта с ул.Энтузиастов и по ул.Муравленко в районе дома 13 были нарушены следующие требования пункта 2 статьи 33 «Содержание строительных площадок» Правил благоустройства территории муниципального образования город Ноябрьск, утвержденных решением Городской Думы от 29.05.2012 № 441-Д: отсутствует ограждение строительной площадки, отсутствует освещение строительной площадки, отсутствует информационный щит, отсутствует мусоросборник для твердых бытовых отходов, отсутствует биотуалет.
Следовательно, информация о месте правонарушения имеется в протоколе, в соответствии со статьей 28.2. КоАП РФ протокол составлен в надлежащем виде, доводы заявителя в этой части являются несостоятельными.
АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» указывает, что объект «Строительство магистральной тепловой сети «НПГЭ - Котельная КВГМ - 100» является линейным в соответствии с разрешением на строительство. В разрешении на строительство № 89-RU89305000-967-2015 от 17.07.2015 г. указано -строительство линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в СОСТЭЕ линейного объекта). Наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией - «Строительство магистральной тепловой сети «НПГЭ - Котельная КВГК/ - 100».
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, объект капитального строительства -это здание, строение, сооружение, объекты строительство которых не завершено (далее - объект незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек).
В определении отсутствует ссылка «за исключением линейных объектов», следовательно линейные объекты являются объектом капитального строительства.
В проектной документации «Строительство магистральной тепловой сети «НПГЭ - Котельная КВГМ - 100» № 05/13.2-ПОС тол 5, утвержденной приказом АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» № 264 от 23.04.2015 г., указанный объект звучит как объект капитального строительства; потребность в административно-хозяйственных бытовых помещениях определена исходя из максимальной численности персонала строительства 106 человек: устанавливаются 5 биотуалетов; ограждение территории и опасных зон при ведении строительно-монтажных работ; вывешивание знаков безопасности; для освещения рабочих мест применять низковольтные установки напряжением 36 В; необходимо установить предупредительные надписи и знаки.
На основании пункта 5.1 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 № 70 СНиП 12-01-2004, до начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов.
При въезде на площадку устанавливают информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госархстройнадзора или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.
Наименование и номер телефона исполнителя работ наносят также на щитах инвентарных ограждений мест работ вне стройплощадки, мобильных зданиях и сооружениях, крупногабаритных элементах оснастки, кабельных барабанах и т.п.
По требованию органа местного самоуправления строительная площадка может быть оборудована устройствами или бункерами для сбора мусора, а также пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а на линейных объектах - в местах, указанных органом местного самоуправления.
Таким образом, в проектной документации «Строительство магистральной тепловой сети «НПГЭ - Котельная КВГМ - 100» № 05/13.2-ПОС тол 5, утвержденной приказом АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» № 264 от 23.04.2015 г., определено наличие все тех объектов, отсутствие которых вменено административным органом. Более того, действующие строительные нормы позволяют размещать определенные объекты на строящемся линейном объекте в местах, определенных по согласованию с органом местного самоуправления.
Заявитель не представил в материалы дела каких-либо доказательств, опровергающих выводы административного органа, в том числе доказательств наличия ограждения строительной площадки, наличия освещения строительной площадки, информационного щита, мусоросборников для твердых бытовых отходов, наличие биотуалетов.
Данные нарушения, выявленные в ходе проверки, заявителем по существу не оспариваются.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт наличия в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.3 Закона ЯНАО «Об административных правонарушениях».
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина Общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдения положений проектной документации, строительных норм и правил благоустройства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований действующего законодательства и принятых на себя обязательств.
Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и обществом не представлены как в ходе производства по делу об административном правонарушении, так и при рассмотрении настоящего дела в суде.
Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества события вменяемого административного правонарушения и виновности заявителя.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Так, из материалов дела усматривается, что в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» административный протокол №22 составлен 24.03.2016 года в присутствии представителя Общества – ФИО1 Определением №24 от 31.03.2016 года административной комиссией муниципального образования г. Ноябрьск указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении возвращены в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ноябрьска для устранения недостатков.
Управлением архитектуры и градостроительства Администрации МО г.Ноябрьск в адрес Исполнительного директора АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» ФИО2 направлено уведомление (исходящий № УАиТ - 397) (входящий заявителя № В-ЭГН-2016 от 15.04.2016 года), в котором сообщается о необходимости явки представителя предприятия 18.04.2016 г. в 14 ч. 00 мин. в Управление архитектуры и градостроительства, для ознакомления и подписания откорректированного протокола об административном правонарушении. При этом предлагалось представить копию договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Строительство магистральной тепловой сети «НПГЭ - Котельная КВГМ - 100», заключенного между АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» и ООО СК «Севердорстрой».
В указанное время представитель заявителя не явился, запрашиваемый договор подряда не представил. В протоколе об административном правонарушении № 22 от 18.04.2016 г., составленном уполномоченным лицом - главным специалистом градостроительного отдела управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ноябрьска ФИО3 сообщается, что законный представитель АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» в указанное время не явился, уведомлен надлежащим образом. Протокол составлен в присутствии свидетеля ФИО4
Дополнительно в указанном протоколе сообщено, что дело об административном правонарушении в отношении АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» будет рассмотрено 05.05.2016 года в 16 ч 00 мин. в малом зале (каб.213) Администрации города по адресу: ул.Ленина д.47. Протокол направлен в адрес АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» (исходящий №УАиТ-470 от 21.04.2016 г.), получен указанным лицом 21.04.2016 года.
Вместе с тем, постановление по делу об административном правонарушении № 91 от 05.05.2016г. вынесено в отсутствии законного представителя предприятия, при этом извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Соблюдение срока давности привлечения Общества к административной ответственности, а также наличие полномочий у заинтересованного лица на составление протокола об административном правонарушении и на принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем не оспаривается.
Наказание правомерно, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, назначено заявителю в пределах санкции, предусмотренной ст. 3.3 Закона ЯНАО «Об административных правонарушениях».
Заявитель указывает, что в описательной части постановления по делу об административном правонарушении № 91 от 05.05.2016 г. идет речь о некоем протоколе № 22 от 24.04.2016 г., который в его адрес не поступал.
В данном случае административной комиссией допущена описка. Определением Административной комиссии МО г.Ноябрьск № 42 от 16.06.2016 г. об исправлении описки (опечатки в постановлении об административном правонарушении № 91 от 05.05.2016 г.) исправлена дата с «24.04.2016 г.» на «18.04.2016 г.», в соответствии со ст. 29.12.1 КоАП РФ. Указанное определение направлено в АО «Энерго-Газ-Ноябрьск» (исходящий № 190 от 17.06.2016 г.), входящий заявителя от 21.06.2016 г.
Таким образом, основания для отмены оспариваемого Обществом постановления заинтересованного лица о привлечении к административной ответственности отсутствуют.
В силу чего суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Судья | Н.М. Садретинова |