ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3150/2021 от 07.07.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3150/2021

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июля 2021 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2021 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Лалаева Игоря Валентиновича (ИНН: 711300242174, ОГРН: 311890313200019) к  Администрации Надымского района (ИНН: 8903008622, ОГРН: 1028900578750) о признании постановления от 02.07.2020 №370 и распоряжения от 17.09.2020 №1818-р незаконными,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Индивидуальный предприниматель Лалаев И.В. (представлен паспорт гражданина РФ),

от заинтересованного лица - Администрации Надымского района  - Антонов А.А. по доверенности от 09.06.20201 года (диплом КС №15275),

от третьих лиц:

-Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района (ИНН: 8903032907, ОГРН: 1138903000191) – Антонов А.А. по доверенности от 25.04.2021 года (диплом КС №15275),

- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе  Елизаров В.В. – не явился,

-Муниципального унитарного предприятия муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа «Автотранспортное предприятие» – представитель не явился.

                                                         УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Лалаев Игорь Валентинович (ИНН: 711300242174, ОГРН: 311890313200019) обратился в арбитражный суд с заявлением к  Администрации Надымского района (ИНН: 8903008622, ОГРН: 1028900578750) о признании постановления от 02.07.2020 №370 и распоряжения от 17.09.2020 №1818-р незаконными.

11.06.2021 года от заявителя в суд поступили дополнения к заявленным требованиям, которые приняты судом к рассмотрению.

09.06.2021 от Администрации Надымского района в суд поступил отзыв на заявленные требования.

Определением суда от 15.06.2021 года  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Департамент муниципального хозяйства Администрации Надымского района, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе  Елизаров В.В., Муниципальное унитарное предприятие муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа «Автотранспортное предприятие».

05.07.2021 года дополнения к заявленным требованиям поступили со стороны ИП Лалаев И.В.

05.07.2021 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе  Елизарова В.В., в котором третье лицо просит удовлетворить предъявленные индивидуальным предпринимателем требования, а также рассмотреть дело в его отсутствие.

05.07.2021 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района, в котором Департамент просит отказать в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем  Лалаевым И.В. требований.

06.07.2021 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны Муниципального унитарного предприятия муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа «Автотранспортное предприятие», в котором третье лицо просит отказать в удовлетворении предъявленного требования. Также третье лицо ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В судебное заседание по делу не явился представитель Муниципального унитарного предприятия муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа «Автотранспортное предприятие», а также не явился Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе  Елизаров В.В., о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле почтовыми уведомлениями, свидетельствующими о получении копии определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы ранее представленного в суд отзыва на заявленные требования.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзывы на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела, 02.07.2020 года Администрацией Муниципального образования Надымский район издано постановление №370, в соответствии с которым:

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», постановления Администрации муниципального образования Надымский район от 13.10.2015 № 522 «Об установлении уполномоченного органа по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения», на основании Устава муниципального образования город Надым, Устава муниципального образования Надымский район Администрацией муниципального образования Надымский район постановлено:

1.Утвердить автобусные маршруты регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым согласно приложению к настоящему постановлению.

2.Признать утратившими силу:

постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 05.06.2014 № 347 «Об открытии автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым»;

постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 16.11.2016 № 645 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 05.06.2014 № 347»;

постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 23.10.2018 № 608 «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 05.06.2014 № 347».

 3.Департаменту муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район внести соответствующие изменения в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых в границах муниципального образования город Надым, а также между поселениями в границах муниципального образования Надымский район.

4.Начальнику управления документационного обеспечения Администрации муниципального образования Надымский район Домрачевой И.В. обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Рабочий Надыма» в течение десяти дней с момента его подписания.

5.Начальнику управления информации и общественных связей Администрации муниципального образования Надымский район Крысиной Е.Н. разместить настоящее постановление на Официальном сайте Администрации муниципального образования Надымский район в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации муниципального образования Надымский район ТаскаеваВ.В.

В приложении к постановлению Администрации муниципального образования Надымский район от 02 июля 2020 года № 370 утверждены автобусные маршруты регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым

№ п/п

маршрута

Начальный/конечный пункты назначения

Протяжённость маршрута (км)

Количество остановочных пунктов (ед.)

1

2

3

4

5

1

Остановка «посёлок Лесной» -

остановка «Больничный комплекс

«107 км»

33,6

34

2

2

Остановка «посёлок Лесной» -остановка «Аэропорт»

30

33

3

3

Остановка «Автостанция» -остановка «АТБ-6 (Старый Надым)»

45,2

31

4

4

Остановка «Финский жилой

комплекс» - остановка «микрорайон

Олимпийский»

15

29

5

5

Остановка «посёлок Лесной» -

остановка «микрорайон

Олимпийский»

13

25

6

6

Кольцевой маршрут

«ул. Набережная - ул. Полярная -

18 мкр. - ул. Зверева»

7,7

16

7

Кольцевой маршрут «ул. Зверева -ул. Комсомольская -пр. Ленинградский»

7

14

8

8

Кольцевой маршрут «ул. Зверева -

ул. Комсомольская - Проезд № 2 -

ул. Заводская»

6,8

13

9

9

СОК «Арктика» (кольцевой) «выезд

из г. Надыма участок № 1, выезд из

г. Надыма участок № 2, ул. Зверева,

ул. Комсомольская,

ул. Геологоразведчиков,

ул. Пионерская, проспект

Ленинградский - СОК «Арктика»

9,6

16

Также 17.09.2020 года Администрацией Муниципального образования Надымский район издано распоряжение №1818-р, в соответствии с которым:

 В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 27.05.2016 № 302 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах муниципального образования Надымский район», постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 04.03.2020 № 106 «Об утверждении Положения о комиссии по обследованию муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования город Надым, муниципального образования Надымский район», постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 02.07.2020 № 370 «Об установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых в границах муниципального образования город Надым», на основании Устава муниципального образования Надымский район, Устава муниципального образования город Надым предписано:

1.Провести открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту № 9 СОК «Арктика» (Кольцевой) регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории муниципального образования город Надым, а также между поселениями в границах муниципального образования Надымский район (далее - открытый конкурс).

2.Начальнику Департамента муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район Мельник Н.Г.:

- утвердить конкурсную документацию на проведение открытого конкурса;

- обеспечить подготовку и проведение открытого конкурса в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 27.05.2016 № 302 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах муниципального образования город Надым, а также между поселениями, находящимися в границах муниципального образования Надымский район».

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации муниципального образования Надымский район Таскаева В.В.

С указанными постановлением и распоряжением Администрации Муниципального образования Надымский район не согласился индивидуальный предприниматель Лалаев И.В., обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Согласно доводам заявителя, заинтересованным лицом при издании данных актов нарушены ст.ст. 12, 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ), а также  требования ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, по мнению заявителя, утверждение маршрута №9 перевозок пассажиров преследовало только одну цель – устранить Лалаева И.В. как конкурента, но не как ни в интересах жителей города и не как для создания конкурентной среды.

Отказывая в удовлетворении предъявленного требования, суд исходит из следующих норм права и установленных обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта должен доказывать муниципальный орган, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Федеральным законом N 220-ФЗ предусмотрены два вида регулярных перевозок:

1) регулярные перевозки по регулируемым тарифам;

2) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 части 1 статьи 3).

Способы отбора перевозчиков для перевозок по регулируемым и нерегулируемым маршрутам различны и регулируются разными нормами закона.

Результатом отбора являются различные документы: для перевозок по регулируемым тарифам - муниципальный контракт; для перевозок по нерегулируемым тарифам - свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту.

Организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам регулируется статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с частями 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (статья 24 Федерального закона N 44-ФЗ).

Способ закупки определяет заказчик в соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Постановлением Правительства РФ от 11.10.2016 N 1028 "О сфере деятельности, в которой при осуществлении закуток устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем такой порядок" установлено, что при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Министерством транспорта Российской Федерации устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.

Распоряжением Минтранса России от 25.09.2019 N АС-131-р утверждена Методика определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с поставщиком (в том числе с единственным), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что отбор перевозчиков при перевозках по регулируемым тарифам производится заказчиком - органом местного самоуправления - в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Результатом такого отбора является заключение муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

С учетом положений статей 17, 19, 22 - 24 Федерального закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится в целях отбора перевозчиков по нерегулируемым тарифам. Результатом конкурса является получение свидетельства об осуществлении перевозок, которое предоставляет перевозчику право осуществлять перевозки по нерегулируемым тарифам.

Таким образом, отбор перевозчиков по результатам открытого конкурса осуществляется в отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. При перевозках по регулируемым тарифам законом предусмотрен иной порядок отбора, а именно в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 27.05.2016 N 302  утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах муниципального образования город Надым, а также между поселениями, находящимися в границах муниципального образования Надымский район.

Согласно п. 2 Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах муниципального образования город Надым, а также между поселениями, находящимися в границах муниципального образования Надымский район, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 27.05.2016 № 302, конкурс проводится Администрацией муниципального образования Надымский район, уполномоченным органом по проведению конкурса является Департамент муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район.

Таким образом, в связи с необходимостью осуществления регулярных перевозок по новому маршруту № 9, во исполнение требований п.1 ч.2 ст. 19 Федерального закона от  3 июля 2015 г. № 220-ФЗ, постановления Администрации муниципального образования Надымский район от 27.05.2016 № 302, было издано распоряжение Администрации муниципального образования Надымский район от 17.09.2020 № 1818-р «О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу» (опубликовано на официальном сайте администрации Надымского           района, вкладка архив объявлений: http://www.nadvmregion.nj/activitv/transport/220-fz.php).

Данный правовой акт предписывает провести открытый конкурс с целью осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок,  начальнику Департамента муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район Мельник Н.Г., предписывает утвердить конкурсную документацию на проведение открытого конкурса, обеспечить подготовку и проведение открытого конкурса в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 27.05.2016 № 302 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах муниципального образования город Надым, а также между поселениями, находящимися в границах муниципального образования Надымский район».

Распоряжение Администрации МО Надымский район №1818-р от 17.09.2020 года о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулируемых перевозок по нерегулируемому тарифу издано в пределах компетенции ответчика, не противоречит положениям правовых норм, регулирующих вопросы организации транспортного обслуживания населения, а также части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Обратное не следует из доводов заявителя и представленных им доказательств.

Указанный акт не устанавливает какого-либо ограничения на участие в конкурсе для отдельной категории перевозчиков, не создает участнику конкурса или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в конкурсе, не создает благоприятствующие условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов и не препятствует осуществлению ИП Лалаеву  И.В. лицензируемой деятельности, более того не определяет содержание конкурсной документации, не утверждает маршрутов, условий перевозок по данному маршруту и т.д.

Оспариваемое распоряжение №1818-р от 17.09.2020 года не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не препятствует ИП Лалаеву И.В. заниматься оказанием услуг по перевозке пассажиров.

Как ранее изложено, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае, отсутствует совокупность указанных условий, в связи с чем, отсутствуют основания для вывода о незаконности распоряжения Администрации Надымского района №1818-р от 17.09.2020.

Заявитель также оспаривает постановление Администрации Муниципального образования Надымский район №370 от 02.07.2020 года, которым утверждены автобусные маршруты регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым согласно приложению к настоящему постановлению.

№ п/п

маршрута

Начальный/конечный пункты назначения

Протяжённость маршрута (км)

Количество остановочных пунктов (ед.)

1

2

3

4

5

1

Остановка «посёлок Лесной» -

остановка «Больничный комплекс

«107 км»

33,6

34

2

2

Остановка «посёлок Лесной» -остановка «Аэропорт»

30

33

3

3

Остановка «Автостанция» -остановка «АТБ-6 (Старый Надым)»

45,2

31

4

4

Остановка «Финский жилой

комплекс» - остановка «микрорайон

Олимпийский»

15

29

5

5

Остановка «посёлок Лесной» -

остановка «микрорайон

Олимпийский»

13

25

6

6

Кольцевой маршрут

«ул. Набережная - ул. Полярная -

18 мкр. - ул. Зверева»

7,7

16

7

Кольцевой маршрут «ул. Зверева -ул. Комсомольская -пр. Ленинградский»

7

14

8

8

Кольцевой маршрут «ул. Зверева -

ул. Комсомольская - Проезд № 2 -

ул. Заводская»

6,8

13

9

9

СОК «Арктика» (кольцевой) «выезд

из г. Надыма участок № 1, выезд из

г. Надыма участок № 2, ул. Зверева,

ул. Комсомольская,

ул. Геологоразведчиков,

ул. Пионерская, проспект

Ленинградский - СОК «Арктика»

9,6

16

Суд отмечает, что статья 12 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу п.7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 42 Устава муниципального округа Надымский район ЯНАО, утвержденного Решением Думы Надымского района 27.10.2020 № 41, зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу 06.11.2020 № RU897030002020001 (размещен на http://www.nadymregion.ru/nadym-raion/ustav.php), Администрация Надымского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами автономного округа.

К полномочиям Администрации Надымского района в области транспорта относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах района, в том числе утверждение маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта общего пользования, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения организации всех форм собственности.

В соответствии с ч. 1 ст.7 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Как указано судом выше, отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ).

Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.

Согласно статье 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 данного Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений названного Федерального закона.

Частью 2 той же статьи предусмотрено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.

Таким образом, системное толкование приведенных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления уполномочены как на установление, так и на изменение и отмену муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах соответствующего муниципального образования.

Постановлением Администрации МО Надымский район от 02.07.2020 № 370 «Об утверждении автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым», а также постановлением Администрации МО Надымский район от 23.07.2020 № 408 о внесении изменений в постановление Администрации № 370, установлены маршруты регулярных перевозок, осуществляемых в границах муниципального образования город Надым.

Указанный выше проект правового акта об утверждении муниципальных маршрутов регулярных перевозок был принят по результатам общественных обсуждений, проводимых в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Уведомление размещено на официальном сайте Администрации Надымского района и в газете «Рабочий Надыма». Ссылка на публикацию: http://www.nadvmregion.ru/regulatorv/strategic-planning/487446/.

Принятое Постановление Администрации МО Надымский район от 02.07.2020 №370 «Об утверждении автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым» опубликовано в газете «Рабочий Надыма» спецвыпуск № 176(4664) от 04.07.2020г., а также на официальном сайте администрации Надымского района:

l)http://www.nadymregion.ru/regulatory/documents/500575/ (вкладка документы, дата публикации 09.07.2020),

2)http://nadvmregion.ru/activity/transport/220-fz.php?bitrix include areas=Y&login=yes&clear cache=Y (вкладка транспорт).

Постановление Администрации МО Надымский район от 02.07.2020 № 370 наравне с ранее существовавшими дополнительно установлен новый муниципальный маршрут регулярных перевозок № 9.

Во исполнение п. 4.1 постановления Администрации Надымского района от 10.02.2016 № 74 постановлением Администрации Надымского района от 04.03.2020 №111 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах МО город Надым, а также между поселениями в границах МО Надымский район. Пунктом 1 приложения к данному постановлению утверждены мероприятия по разработке и установлению муниципального маршрута регулярных пассажирских перевозок (осуществляемого по нерегулируемым тарифам), обеспечивающего транспортную доступность для населения к МБУФК «СОК «Арктика» (в связи с вводом в эксплуатацию МБУФК «СОК «Арктика»).

Указанный выше проект Документа планирования регулярных перевозок был принят по результатам общественных обсуждений, проводимых в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в период с 25.02.2020 по 01.03.2020. Уведомление размещено на официальном сайте Администрации Надымского района. Ссылка на публикацию: http://www.nadymregion.ru/regulatory/anti-corruption/42 3185/.

Согласно протоколу общественных обсуждений от 02.03.2020, по результатам общественных обсуждений отсутствует необходимость в доработке проекта постановления.

Как следует из отзыва ответчика, необходимость установления маршрута № 9 обусловлена введением в эксплуатацию МБУ ФК «Спортивно-оздоровительный комплекс «Арктика», расположенного по адресу: мкр. Олимпийский (письмо исх. от 21.01.2020 № 4401-18/59), а также введения в эксплуатацию 6 многоквартирных домов (11 этажей каждый и 40 секций в общей сложности), а также введением в эксплуатацию детского сада на 240 мест.

Согласно представленной ИП Лалаев И.В. информации, до издания Указа Президента РФ от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации), пассажиропоток на маршруте № 7к за период с 23.03.2021 по 29.03.2021 составил 4,480 человек при условии максимально допустимого использования им 2 автобусов малого класса и 1 особо малого.

С учетом пассажиропотока проходящего по центральным улицам города, а также в связи с введением в эксплуатацию многоквартирных домов, спорткомплекса и планируемых к введению в эксплуатацию детского сада и школы нового микрорайона было принято решение об установлении дополнительного маршрута № 9 с введением новых остановочных пунктов, обслуживающих центральные улицы и нового микрорайона.

Во исполнение п. 4.4 постановления Администрации Надымского района от 10.02.2016 № 74 Комиссией по обследованию муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО город Надым, МО Надымский район (протокол № 2 от 26.05.2020) с участием инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД РФ по Надымскому району принято решения по установлению маршрута № 9 (с учетом остановочных пунктов) с максимальным количеством автобусов 2 шт. малого класса.

Таким образом, установление нового маршрута пассажирских перевозок было обусловлено объективной необходимостью обеспечения транспортной доступности населения к новому микрорайону и социально значимым объектам.

В силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие), которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Оспариваемый акт органа местного самоуправления издан в пределах предоставленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заинтересованному лицу полномочий,  соответствует требованиям Федерального закона N220-ФЗ, поскольку содержит наименование и номер маршрута в соответствии с Реестром маршрутов.  Заявитель не указывает конкретную норму Федерального закона N220-ФЗ, которой не соответствует оспариваемое постановление  Администрации №370.

При этом, нарушений требований статей 12 и 26 Федерального закона №220-ФЗ при издании вышеуказанного постановления со стороны Администрации, на что указывает предприниматель, суд не усматривает.

Так, статья 12 Федерального закона N 220-ФЗ конкретизирует положения ст. 11 рассматриваемого Закона и определяет, что для реализации полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части установления, изменения, отмены муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок необходимо принятие указанными органами соответствующих нормативных актов; определяет момент установления, изменения и отмены муниципального или межмуниципального маршрута регулярных перевозок; такой момент совпадает с днем внесения соответствующих изменений в реестр муниципальных или межмуниципальных маршрутов; предусматривает обязанность уполномоченных органов по информированию заинтересованных субъектов об отмене муниципального или межмуниципального маршрута регулярных перевозок.

Какое конкретно положение данной статьи нарушено Администрацией при издании постановления №370 предприниматель не указывает, а также не указывает, в чем выразилось данное нарушение.

Статья 26 Федерального закона №220-ФЗ содержит перечень сведений, которые должны быть включены в реестры маршрутов регулярных перевозок (п. 1), а также  устанавливает обязательность опубликования реестров маршрутов регулярных перевозок на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления, к полномочиям которых относится ведение данных реестров (п. 2).

Принятое Постановление Администрации МО Надымский район от 02.07.2020 №370 «Об утверждении автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым» опубликовано в газете «Рабочий Надыма» спецвыпуск № 176(4664) от 04.07.2020г., а также на официальном сайте администрации Надымского района:

l)http://www.nadymregion.ru/regulatory/documents/500575/ (вкладка документы, дата публикации 09.07.2020),

2)http://nadvmregion.ru/activity/transport/220-fz.php?bitrix include areas=Y&login=yes&clear cache=Y (вкладка транспорт).

Заявителем не доказано наличие противоречий между Федеральным законом N220-ФЗ и оспариваемым постановлением Администрации. Постановление N 370 принято в рамках нормотворческих полномочий Администрации, является действующим и устанавливает автобусные маршруты регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым.

Суд еще раз отмечает, что установление, изменение или отмена маршрута осуществляются по усмотрению соответствующего органа, в данном случае Администрации Надымского района.

Установление, изменение или отмена маршрутов по усмотрению заинтересованного лица является правомерным, поскольку именно Администрация Надымского района отвечает за реализацию государственной политики в этой сфере.

Таким образом, уполномоченный орган, в данном случае Администрация, в соответствии с вышеуказанными нормами наделена и фактически осуществляет полномочия по установлению, изменению или отмене маршрутов регулярных перевозок в границах отведенной ей территории, т.е. полномочия по организации транспортного обслуживания населения посредством установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в Надымском районе.

Вопрос о целесообразности введения маршрута, как утверждает заинтересованное лицо, обсуждался на общественных обсуждениях, проводимых в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Уведомление размещено на официальном сайте Администрации Надымского района и в газете «Рабочий Надыма». Ссылка на публикацию: http://www.nadvmregion.ru/regulatorv/strategic-planning/487446/.

Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемое постановление издано уполномоченным органом при наличии к тому правовых оснований.

Принятый в соответствии с Законом ненормативный правовой акт не может нарушать прав и законных интересов заявителя.

Суд отмечает, что оспариваемым актом органа местного самоуправления не были установлены конкретные субъекты хозяйственной деятельности, которые будут оказывать услуги по перевозке пассажиров по данным маршрутам, не установлено время движения (отправления) транспортных средств по маршрутам муниципальных перевозок, количество транспортных средств, оказывающих услуги по конкретному маршруту, данный акт не изменяет и не отменяет маршруты и т.д.

Согласно доводам заявителя, расписание рейса по маршрутам № 9 практически совпадает с расписанием по маршруту № 7к.

Между тем, частичное или полное совпадение с уже имеющимся муниципальным маршрутом не может свидетельствовать об отсутствии необходимости и потребности в установлении новых маршрутов.

В рамках дела №А81-2333/2021, в котором оспаривалось выданное Ямало-Ненецким УФАС России Департаменту муниципального хозяйства Администрации Надымского района предупреждение от 18.02.2021 №089/01/15-75/2021 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, ИП Лалаев А.Г., а также данные обстоятельства подтверждены антимонопольным органом в ходе проведенной проверки, утвержденное расписание маршрута №9 привело к преимущественному положению МУП «Автотранспортное предприятие» и ущемлению прав ИП Лалаева И.В., осуществляющих рейсы в одном направлении по частично совпадающим маршрутам, а, следовательно, к ограничению конкуренции на рынке регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам.  Арбитражный суд в рамках дела №А81-2333/2021 признал законным выданное УФАС предупреждение, указав, что отсутствуют принятые органом местного самоуправления акты, содержащие результаты анализа причин изменения расписания, пассажиропотока, совпадения с другими, ранее установленными маршрутами, наличия общих остановочных пунктов и т.д.

Между тем, судебный акт, принятый в рамках дела №А81-2333/2021 не содержит выводов о незаконности принятого Администрацией Надымского района постановления №370 от 02.07.2020 года.

В решении по делу №А81-2333/2021, суд указал, что выданное Департаменту предупреждение не ограничивает муниципальный орган в выборе законного способа урегулирования спора между перевозчиками. Оно нацелено на принятие Департаментом мер, направленных на устранение нарушений Закона о защите конкуренции. Такие меры могут состоять в изменении расписания движения по спорному маршруту с учетом позиции антимонопольного органа, изложенной в предупреждении, либо проведении переговоров с перевозчиками и достижении взаимовыгодного расписания, либо в инициировании принятия Администрацией МО Надымский район  нормативно-правового акта об установлении значений минимальной разницы между временем отправления транспортных средств, поскольку разработка такого акта находится в сфере компетенции муниципального образования. Рассмотрение возникшего вопроса с применением Приказа № 27, распространяемого на межрегиональные маршруты, также возможно, поскольку региональный акт отсутствует и применение федерального приказа приведет к восстановлению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке и прав ИП Лалаева И.В.

Между тем, наличие тех обстоятельств, о которых заявляет индивидуальный предприниматель, относительно нарушения его прав, само по себе не является достаточным правовым обоснованием незаконности принятого органом местного самоуправления акта (постановления №370) и не влечет возникновение обязанности по его отмене.

Наличие разногласий, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе оказания услуг по перевозке пассажиров, в данном случае не свидетельствует о незаконности постановления Администрации №370 от 02.07.2020.

Более того,  постановлением №370 от 02.07.2020 года Администрация Надымского района утвердила 9 муниципальных маршрутов, в свою очередь, заявитель приводит доводы о незаконности маршрута №9, в отношении остальных маршрутов каких-либо доводов об их незаконности не приводит, а также не представляет соответствующих доказательств. 

Как ранее изложено, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае, отсутствует совокупность указанных условий, в связи с чем, отсутствуют основания для вывода о незаконности постановления Администрации Надымского района №370 от 02.07.2020 года.

Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу изложенных и установленных судом обстоятельств, а также норм права, суд отклоняет как несостоятельные доводы заявителя, так и доводы уполномоченного по защите прав предпринимателей, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемых в рамках дела  актов органа местного самоуправления.

При данных обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении предъявленного требования с отнесением на заявителя расходов по уплате госпошлины в размере 600 руб. (платежное поручение №57 от 18.04.2021 года). Вместе с тем, ошибочно уплаченная при подаче заявления в суд согласно платежному поручению №50 от 05.04.2021 года госпошлина в размере 6000 руб., подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                          РЕШИЛ:

В удовлетворении предъявленных требований отказать.

Возвратить Индивидуальному предпринимателю Лалаеву Игорю Валентиновичу (ИНН: 711300242174, ОГРН: 311890313200019) из федерального бюджета уплаченную согласно платежному поручению №50 от 05.04.2021 года государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной  жалобы  через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова