АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-3724/2021
12 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 июля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2021 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представитель не явился,
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" – представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Делу присвоен номер А81-3724/2021. Судья Садретинова Н.М.
Кроме того, в производстве арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа находилось дело по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Комплекс" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Делу присвоен номер А81-3727/2021. Судья Садретинова Н.М.
Определением от 16.06.2021 года суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения дела №А81-3724/2021 и №А81-3727/2021; объединенному делу присвоен номер А81-3724/2021; судебное заседание назначено на 09.07.2021 года на 11 часов 30 минут.
В судебное заседание не явились стороны, о слушании дела извещены надлежащим образом. Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
В силу подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что:
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии с подпунктом е) пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами для работ по размещению отходов I - IV классов опасности, является: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Согласно п. 6 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1657) ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается следующее. У Общества имеется лицензия 89 №00141 от 18.05.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Общество с ограниченной ответственностью «Комплекс» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный в п. Пангоды Надымского района ЯНАО код объекта: 71-0189-000269-П, категория риска - средняя, объект II категории.
В соответствии с заключением № 44 от 14.04.1992, выданным Надымским городским комитетом по охране природы, срок эксплуатации Полигона по обезвреживанию твердых бытовых отходов в п. Пангоды составляет 21 год.
Согласно характеристике объекта размещения отходов – Полигона твердых бытовых отходов в п. Пангоды, составленной по результатам инвентаризации, проведенной в 2020 году, представленной в рамках настоящей плановой выездной проверки, датой ввода в эксплуатацию Полигона по обезвреживанию ТБО является 29.12.1993. Назначение ОРО – захоронение отходов.
Из вышеуказанного следует, что срок эксплуатации объекта размещения отходов – Полигона ТБО, истёк.
В рамках проведения плановой выездной проверки на территорию Полигона ТБО 17 марта 2021 года осуществлён выезд.
С рабочей карты размещения отходов специалистом привлечённой аккредитованной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ямало-Ненецкому автономному округу отобраны пробы отходов производства и потребления, такие как: тара стеклянная незагрязненная (дата производства 27.12.2020, 28.09.2020, 14.12.2020, 11.11.2020, 19.11.2020); использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги; аккумуляторная батарея «SEALED LEAD-ACID BATTARY»; тара пластиковая загрязненная автомобильными маслами (даты производства 21.03.2017, 23.03.2020); отходы упаковочного картона незагрязненные (дата упаковки 29.09.2020, 22.11.2020); отходы газет; лом и отходы стальные несортированные; осветительная лампа (предположительно ртуть содержащая); отходы упаковки «Тетра Пак»; тара из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненные (пластиковые бутылки, дата производства 07.03.2021).
Управлением в ходе проведения настоящей плановой выездной проверки в адрес филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ямало-Ненецкому автономному округу направлена заявка на экспертное сопровождение в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 03/4-5281 от 23.03.2021.
В ответ филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ямало-Ненецкому автономному округу представлено экспертное заключение филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО № 02 от 05.04.2021.
Согласно указанному заключению следует, что все виды отходов, отобранные на полигоне по обезвреживанию твердых бытовых отходов Ямало-Ненецкого автономного округа Надымского района п. Пангоды в рамках осуществления выезда 17.03.2021 в целях проведения плановой выездной проверки ООО «Комплекс» отсутствуют в лицензии 89 №00141 от 18 мая 2016 г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной ООО «Комплекс».
На основании вышеизложенного, административный орган пришел к выводу о том, что ООО «Комплекс» в нарушение установленных требований законодательства РФ осуществляется размещение отходов: 1) лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); 2) аккумуляторы для портативной техники и устройств свинцово-кислотные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 21 1 21 53 2); 3) тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктам и (содержание менее 15%) (код по ФККО 4 38 113 01 51 4); 4) тара из разнородных полимерных материалов не содержащих галогены незагрязненная (код по ФККО 4 34 199 71 52 4); 5) упаковка из бумаги и/или картона, ламинированная полиэтиленом, загрязненная пищевыми продуктами (код по ФККО 4 05 923 53 62 4), в то время как в перечне отходов, являющемся приложением к Лицензии 89 № 00141 от 18.05.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, указанные отходы отсутствуют.
Таким образом, в рамках проведения настоящей плановой выездной проверки установлено размещение (захоронение) отходов производства и потребления: 1) лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); 2) аккумуляторы для портативной техники и устройств свинцово-кислотные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 21 1 21 53 2); 3) тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктам и (содержание менее 15%) (код по ФККО 438 113 01 51 4); 4) тара из разнородных полимерных материалов не содержащих галогены незагрязненная (код по ФККО 4 34 199 71 52 4); 5) упаковка из бумаги и/или картона, ламинированная полиэтиленом, загрязненная пищевыми продуктами (код по ФККО 4 05 923 53 62 4) без лицензии.
Усмотрев в действиях ООО «Комплекс» признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2. ст. 14.1. КоАП РФ, 20.04.2021 года уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении №03/4-210/2021 по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе указанной выше проверки установлено отсутствие у Общества объекта размещения отходов, а также эксплуатация Полигона твёрдых бытовых отходов, не в соответствии с требованиями, установленными статьёй 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», что выражается в захоронении отходов: 1) тара из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненная (код по ФККО 4 34 199 71 52 4), 2) лом и отходы стальные несортированные (код по ФККО 4 61 200 99 20 5), 3) использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги (код по ФККО 4 05 122 01 60 5), 4)отходы газет (код по ФККО 4 05 122 03 60 5), 5) тара стеклянная незагрязненная (код по ФККО 4 51 102 00 20 5), 6) отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные (код по ФККО 4 05 184 01 60 5), в состав которых входят полезные компоненты.
Таким образом, по мнению административного органа, юридическое лицо ООО «Комплекс» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов - Полигона твёрдых бытовых отходов, не в соответствии с требованиями, установленными статьёй 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», что выражается в захоронении отходов: 1) тара из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненная (код по ФККО 4 34 199 71 52 4), 2) лом и отходы стальные несортированные (код по ФККО 4 61 200 99 20 5), 3) использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги (код по ФККО 4 05 122 01 60 5), 4) отходы газет (код по ФККО 4 05 122 03 60 5), 5) тара стеклянная незагрязненная (код по ФККО 4 51 102 00 20 5), 6) отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные (код по ФККО 4 05 184 01 60 5), в состав которых входят полезные компоненты.
Усмотрев в действиях ООО «Комплекс» признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, 20.04.2021 года уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении №03/4-211/2021 по указанной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП РФ, статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в суд с заявлениями о привлечении общества к административной ответственности по части 2 и части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В данном случае совершенное обществом деяние содержит составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя частями одной статьи КоАП РФ.
Суд считает, что имеющиеся в деле документы доказательства свидетельствуют о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а также объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Между тем, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как следует из материалов дела, вменяемые Обществу правонарушения согласно материалам проверки выявлены административным органом в ходе проверки, результаты которой оформлены актом проверки №74 от 06.04.2021 года.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек 06.07.2021.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Поскольку на момент рассмотрения дела арбитражным судом трехмесячный срок давности привлечения ООО «Комплекс» к административной ответственности, установленной частями 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, истек, суд отказывает в удовлетворении требований на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Н.М. Садретинова