АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-3770/2014
31 октября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 31 октября 2014 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Чорноба В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Даниловым А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, при участии в судебном заседании:
от истца – представитель не явился,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.03.2013г.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 425 м.кв. с кадастровым номером 89:12:110604:479 равной его рыночной стоимости по состоянию на 08.10.2013г., что составляет 205 100 рублей. Также просит обязать ответчика внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости заявленного земельного участка в размере, равном рыночной.
Впоследствии, от истца поступило ходатайство о взыскании с ответчика судебных издержек в размере 65 000 рублей за оказанные истцу юридические услуги и его расходы на оценку рыночной стоимости земельного участка.
От ответчика поступил отзыв, иск не признал. Указывает, что своими действиями прав истца не нарушал.
В судебное заседание истец не обеспечил явку своего представителя, о времени и месте его проведения истец извещен надлежащим образом.
Судом был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 22 октября 2014 года.
До перерыва в судебном заседании участвовал представитель от ответчика ФИО3, а после перерыва - ФИО2
Представители ответчика поддержали возражения, ранее изложенные в отзыве, возражают против удовлетворения ходатайства о взыскании с ответчика судебных издержек.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела, суд, руководствуясь положениями статей 123 и 156 АПК РФ, рассматривает дело по существу в отсутствие представителя истца.
Исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей ответчика, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 обратился в Администрацию МО гор. Ноябрьск с просьбой о предоставлении ему в собственность земельного участка общей площадью 425 м.кв. с кадастровым номером 89:12:110604:479, расположенный в районе дома 22-г по ул. Энтузиастов гор. Ноябрьска.
По результатам проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 08.10.2013г. составляет 4 036 654 рубля 25 копеек - это следует из кадастрового паспорта, выданного филиалом ФГБУ “ФКП Росреестра” по Ямало-Ненецкому автономному округу. При оценке кадастровой стоимости использовались сведения, содержащиеся в Приказе Департамента имущественных отношений ЯНАО № 1000 от 21.12.2012г., которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории ЯНАО по состоянию на 01.01.2012г.
Согласно представленному истцом отчету № 233 от 12.05.2014г. об оценке рыночной стоимости этого же земельного участка, по состоянию на 08.10.2013 года его рыночная стоимость составила 205 100 рублей.
Считая, что кадастровая стоимость земельных участков может определяться и рыночной ценой, истец предъявил настоящий иск.
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации позволяет установить кадастровую стоимость земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, что подтвердил также Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011г. № 913/11.
Согласно выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Экспертно-оценочная палата» отчету за № 233 от 12.05.2014г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 89:12:110604:479 по состоянию на 08.10.2013г. составляет 205 100 рублей. Экспертным заключением № 1678/2014-3 от 19.06.2014г. общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» подтвердила соответствие отчета об оценке № 233 от 12.05.2014г. требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку законодательство допускает определение кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, а актуальность и достоверность сведений, изложенных оценщиком в отчете № 233 12.05.2014г. участниками процесса не оспорены, то следует признать доводы истца обоснованными.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011г. № 913/11, суд, установив рыночную стоимость земельного участка, должен по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации обязать орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на орган кадастрового учета возложена обязанность внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Необходимость привлечения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ямало-Ненецкому автономному округу ответчиком по такому спору подтвердил и Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении от 12 апреля 2013 г. № ВАС-10761/11. «О передаче дела в Президиум ВАС РФ».
В результате оценки обстоятельств дела и представленных доказательств, определения законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в данном деле и установления прав и обязанностей лиц участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
В удовлетворении ходатайства истца в части взыскания с ответчика судебных издержек следует отказать по следующим основаниям.
Несомненно, в силу статьи 106 АПК РФ расходы истца по оказанию ему юридических услуг и его затраты на проведение оценки могут являться судебными издержками и они документально подтверждены.
Вместе с тем, иск предъявляется к тому лицу, которое право истца нарушило. В рассматриваемом случае Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не совершило ни одного противоправного действия в отношении истца.
Так, в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка и государственная кадастровая оценка земель устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления и физическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости и представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.
Поскольку на территории Ямало-Ненецкого автономного округа такая Комиссия не создана, то для лица, заинтересованного в определении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной, единственным выходом является обращение в суд, что и сделал истец в настоящем случае.
Истец не представил доказательств того, что до предъявления иска он требовал от ответчика внести в государственный реестр недвижимости требуемую запись, хотя статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен заявительный порядок с приложением обязательных документов, и ответчик отказал ему в этом. Фактически истец не оспаривает действия ответчика, а использовал альтернативный способ получения желаемого результата -через суд.
По принципу необратимости наказания только с виновного лица подлежат взысканию судебные расходы, однако виновность ответчика в рассматриваемом случае отсутствует. То есть, при альтернативном способе получаемого результата (в обход обращения к заявлением к ответчику), судебные расходы истец должен нести самостоятельно. Удовлетворение иска в рассматриваемом случае не зависело от каких-либо действий или бездействия ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 425 м.кв. с кадастровым номером 89:12:110604:479, расположенного по адресу: <...> район дома 22-Г, микрорайон “B”, по состоянию на 08.10.2013г. в размере его рыночной стоимости, что составляет 205 100 рублей.
2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) при поступлении соответствующего заявления от индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости заявленного земельного участка в размере, равном рыночной, с момента вступления в силу решения суда.
3. В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" судебных расходов отказать.
4. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья
В.В. Чорноба