ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-3786/16 от 12.10.2016 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3786/2016

19 октября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12 октября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 19 октября 2016 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Соколова С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобелевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Передвижная энергетика» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о взыскании 191 735 рублей 43 копеек,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью «РегионИмпэкс» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) и открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 15.04.2016 № 69/16;

от ответчика – ФИО2, начальник управления правового обеспечения по доверенности от 25.03.2016 № 32;

от третьих лиц – представители не явились,

установил:

публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Передвижная энергетика» (далее – ПАО «Передвижная энергетика»; истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент; ответчик) о взыскании 191 735 рублей 43 копеек убытков по недополученной субсидии.

Определением суда от 15 июля 2016 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью «РегионИмпэкс» (далее - ООО«РегионИмпэкс») и открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Филиала Северная железная дорога структурное подразделение-северная дирекция по эксплуатации зданий и сооружений структурное подразделение Сосногорская дистанция гражданских сооружений (далее – ОАО «РЖД»).

Определением от 08 сентября 2016 года суд к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание.

Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором, ссылаясь на предъявление требований к ненадлежащему ответчику, неправомерному применению льготного тарифа и неверном расчете недополученной субсидии, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Истцом представлены возражения на отзыв ответчика.

Третьи лица явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом.

Учитывая, что дело готово к судебному разбирательству, характер спорного правоотношения определен, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела выяснены, доказательства представлены, о времени и месте предварительного судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, возражений в отношении рассмотрения дела в первой инстанции в данном судебном заседании не заявлено, суд, руководствуясь статьями 123, 137 и 156 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании открытом 06 октября 2016 года в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 12 октября 2016 года.

После перерыва судебное заедание продолжено.

Истцом в порядке статьи 49 АПК РФ заявлено об уточнении исковых требований, в соответствии с которым он просит взыскать с ответчика 175 469 рублей 26 копеек убытков по недополученной субсидии.

Судом приняты к рассмотрению уточнённые исковые требования.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 18 февраля 2015 года между ПАО «Передвижная энергетика» и Департаментом заключено соглашение № 20 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, по условиям которого уполномоченный орган на основании Порядка предоставления субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 29.01.2015 г. № 94-П, предоставляет Получателю субсидию в целях компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товара (услуги), льготных тарифов для ресурсо-снабжающих организаций на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек.

Согласно п. 3.1 соглашения (в редакции дополнительного соглашения № 3 от 18.12.2015) размер предоставляемой субсидии на 2015 год за счет средств окружного бюджета составлял 254 199 000 рублей.

24 февраля 2016 года между сторонами было заключено аналогичное соглашение № 43 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, по условиям которого уполномоченный орган на основании Порядка предоставления субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 29.01.2015 г. № 94-П, предоставляет Получателю субсидию в целях компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товара (услуги), льготных тарифов для ресурсоснаб-жающих организаций на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек.

Согласно п. 3.1 соглашения размер предоставляемой субсидии на 2016 год за счет средств окружного бюджета составлял 265 215 000 рублей.

Так, 14 мая 2015 года между ПАО «Передвижная энергетика» и ООО «РегионИмпэкс» был заключен договор энергоснабжения № 10-Э, по условиям которого истец обязался подавать ООО «РегионИмпэкс» электрическую энергию в жилые помещения, принадлежащие Абоненту на праве собственности, в которых проживали работники указанной организации и использовали её для личного коммунально-бытового потребления не связанного с коммерческой деятельностью данной организации.

11 июня 2015 года между ПАО «Передвижная энергетика» и ОАО «РЖД» был заключен договор энергоснабжения № 245-Э, по условиям которого истец обязался подавать ОАО «РЖД» электрическую энергию в жилые помещения, принадлежащие Абоненту на праве собственности, в которых проживали работники указанной организации и использовали её для личного коммунально-бытового потребления не связанного с коммерческой деятельностью данной организации.

Как указывает истец, в периоде с 01 мая 2015 года по 30 апреля 2016 года ПАО «Передвижная энергетика» отпускало электрическую энергию в жилые квартиры, которые принадлежат на праве собственности ООО «РегионИмп-экс» и ОАО «РЖД», где проживали работники указанных организаций и использовали её для личного коммунально-бытового потребления не связанного с коммерческой деятельностью данных организаций. При расчетах с указанными организациями истце принял тариф утвержденный Департаментом тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО установленный для категории потребителей приравненных к «населению».

В свою очередь, в рамках заключенных соглашений № 20 от 18.02.2015 и № 43 от 24.02.2016 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, истец ежемесячно подавал ответчику заявки на предоставление субсидий, с учетом объемов отпущенной электроэнергии ООО «РегионИмпэкс» и ОАО «РЖД», которые им принимались и производились выплаты.

Письмом от 08 апреля 2016 года за исх. № 4001-17/2038 Департамент сообщил, что объемы коммунальных ресурсов потребителей ООО «РегионИмпэкс» и ОАО «РЖД» в соответствии с Законом ЯНАО от 01.12.2014 года № 107-3АО указанные потребители не имеют право на льготы, а выплата компенсации выпадающих доходов от реализации коммунальных ресурсов данным потребителям незаконна. Поскольку, по их мнению, согласно п. 4 приложения № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 к перечню потребителей приравненных к «населению» относятся юридические и физические лица, приобретающих электрическую энергию в отношении объектов при воинских частях.

В связи, с чем ответчик потребовали в срок до 12 апреля 2016 года предоставить информацию за 2016 года без учета данных потребителей, а также уточненную фактическую заявку за декабрь 2015 года также без учета ООО «РегионИмпэкс» и ОАО «РЖД».

ПАО «Передвижная энергетика» во избежание полной приостановке выплаты субсидии исполнил требование Департамента, о чем сообщило в письме от 05.05.2016 № 01/546.

В результате чего размер недополученной субсидии на компенсацию выпадающих доходов от реализации коммунальных ресурсов по потребителям ООО «РегионИмпэкс» и ОАО «РЖД» составил – 175 469 рублей 26 копеек.

В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 06.05.2016 № 1076 с требованием дофинансировать по компенсации выпадающих доходов. Указанное требование оставлено последним без удовлетворения.

Разрешая спор по существу суд исходит из следующего.

В силу статей 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (вреда), должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также реальный размер убытков.

С учетом специфики настоящего спора истец должен доказать факт оказания им услуг электроснабжения, наличие у ответчика обязанности производить выплату субсидий за соответствующие услуги, факт неисполнения им должным образом обязанности по выплате субсидии, а также ее размер.

Данные обстоятельства в настоящем споре подтверждены истцом.

Наличие у ответчика обязанности производить выплаты субсидий в целях компенсации стоимости услуг электроснабжения подтверждается следующим.

В пункте 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядка предоставления субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям утвержден Постановлением Правительства ЯНАО от 29.01.2015 № 94-П (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства ЯНАО от 29.01.2015 № 94-П исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, уполномоченным на предоставление субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям является департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа является надлежащим ответчиком.

Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных уполномоченному органу в окружном бюджете на текущий финансовый год.

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий, заключенным между уполномоченным органом и ресурсоснабжающей организацией (получателем субсидии) по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку.

Ответчик, отказывая в компенсации выпадающих доходов в рамках соглашений № 20, № 43 по потребителям ООО «РегионИмпэкс» и ОАО «РЖД» полагает, что указанные потребители не имеют права на льготы.

Категорию потребителей имеющим право на льготы определяет часть 1 статьи 3 Закона ЯНАО от 01.12.2014 № 107-ЗАО в соответствии, с которой к ней относятся граждане, проживающие в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, домовладениях, находящихся в их собственности, и не предназначенных для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, приобретающие коммунальные ресурсы в целях потребления коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона ЯНАО от 01.12.2014 № 107-ЗАО в отношении электрической энергии к отдельным категориям потребителей, указанным в части 1 настоящей статьи, также относятся категории потребителей, приравненные к населению, приобретающие электрическую энергию (мощность), потребляемую на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации.

Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утвержден Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам.

Согласно пункту 4 данного Перечня к таким категориям относятся, в том числе юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.

Вместе с тем ответчик не учел, что основным критерием для отнесения потребителя к тарифной группе «население» является использование энергии на коммунально-бытовые нужды и не использование ее для коммерческой (профессиональной) деятельности.

Из материалов дела следует, что электрическая энергия поставлялась ООО «РегионИмпэкс» и ОАО «РЖД» по договорам № 10-Э от 14.05.2015 и № 245-Э от 11.06.2015 в жилые помещения в которых проживали работники указанных лиц, и использовалась ими для личного коммунально-бытового потребления.

При таких обстоятельствах, учитывая, что электрическая энергия была потреблена не в целях производственной деятельности третьих лиц, суд признает заявленные исковые требования о взыскания невыплаченной компенсации за фактически оказанные услуги энергоснабжения обоснованными, доказанными и потому подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 488 рублей 06 копеек подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Ямало-Ненецкого автономного округа в лице Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 09.03.2006, адрес: 629008, ЯНАО, <...>) за счет казны Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Передвижная энергетика» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 28.11.2002, адрес: 105094, <...>, копр. 3) убытки по недополученной субсидии в размере 175 469 рублей 26 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 264 рублей.

Всего взыскать – 181 733 рубля 26 копеек.

2. Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Передвижная энергетика» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) из федерального бюджета 488 рублей 06 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.

3. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья

С.В. Соколов