ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-4928/20 от 03.09.2020 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-4928/2020

03 сентября 2020 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Беспалова М.Б. , при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Галкиной Е.Ю. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 7202128616, ОГРН: 1047200624789, (адрес) место нахождения: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 55, оф. 403, дата регистрации - 17.09.2004) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (ИНН: 8602196404, ОГРН: 1128602024385, адрес (место нахождения): Россия 629008, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, ул. Республики, д. 67 офис 210, дата регистрации - 25.09.2012) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 10.06.2020 № 03/4-263/2020), представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

УСТАНОВИЛ:

Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.06.2020 заявление принято к производству.

10.08.2020 от общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" поступил отзыв на заявление, согласно которому просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

12.08.2020 от Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступили возражения на отзыв.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.08.2020 дело назначено к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эконт" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения): 644099, <...>, дата регистрации - 20.10.2015).

31.08.2020 от общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" поступили возражения отзыв заявителя.

02.09.2020 от общества с ограниченной ответственностью "Эконт" поступило ходатайство во исполнение определения суда.

02.09.2020 от Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступили возражения на отзыв.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом не является препятствием к рассмотрению дела в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд  рассматривает дело по существу в отсутствие сторон по имеющимся документам.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видом экономической деятельности ООО «Инновационные технологии» является деятельность по обработке отходов и лома пластмасс (ОКВЭД 38.32.53). В числе сведений дополнительных видов деятельности: сбор отходов  (ОКВЭД 38.1), обработка и утилизация отходов (ОКВЭД 38.2), обработка отходов и лома драгоценных металлов (ОКВЭД 38.32.2), обработка отходов и лома черных металлов (ОКВЭД 38.32.3), обработка отходов и лома цветных металлов (ОКВЭД 38.32.4), обработка отходов и лома стекла (ОКВЭД 38.32.51), обработка отходов бумаги и картона (ОКВЭД 38.32.52), обработка отходов резины (ОКВЭД 38.32.54).

Согласно информации о готовности ЯНАО к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, направленной письмом Департамента тарифной политики, энергетики жилищно-коммунального комплекса ЯНАО № 4001-12-05Э10174 от 02.06.2020, ООО «Инновационные технологии» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории ЯНАО с 01 января 2019 года сроком на 6 лет (Постановление Правительства автономного округа № 416-П от 18.04.2018), а также 18.04.2018 между Департаментом тарифной политики, энергетики жилищно-коммунального комплекса ЯНАО и ООО «Инновационные технологии» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории автономного округа.

Общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" имеет лицензию (89)-3831-СТОР/П от 28 декабря 2018 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов IV классов опасности, транспортирование отходов IV классов опасности, обработка отходов IV классов опасности, размещение отходов IV классов опасности.

В рамках проведения плановой проверки 11 марта 2020 года, а также 13 марта 2020 на объект НВОС I категории – Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, г. Ноябрьск, автодорога на Западно-Ноябрьское месторождение, район очистных сооружений, Проезд, подъезд и площадка Полигона бытовых отходов, код объекта: 71-0189-000712-П, осуществлены выезды, в том числе, в целях отбора проб компонентов окружающей и производственной среды.

Специалистом привлечённой аккредитованной лаборатории ООО «Эконт» отобраны пробы отходов производства и потребления.

По результатам проведённых исследований аккредитованной лаборатории ООО «Эконт» представлены заключения №№ 114 и 115 от 25.05.2020, согласно которым следует, что в рамках проведения плановой выездной проверки ООО «Инновационные технологии» на Полигоне по обезвреживанию бытовых отходов г. Ноябрьска, код объекта: 71-0189-000712-П были отобраны следующие виды отходов:

- Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные, код ФККО 4 81 203 02 52 4, класс опасности IV.

- Тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%), код ФККО 4 38 113 01 51 4, класс опасности IV.

- Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, код ФККО 9 21 301 01 52 4, класс опасности IV.

- Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), код ФККО 9 19 204 02 60 4, класс опасности IV.

- Платы электронные компьютерные, утратившие потребительские свойства, код ФККО 4 81 121 11 52 4, класс опасности IV.

- Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, код ФККО 9 21 302 01 52 3, класс опасности III.

Согласно указанным Заключениям в лицензии (89)-3831-СТОР/П от 28 декабря 2018 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной ООО «Инновационные технологии» отсутствуют возможность размещения поименованных отходов на Полигоне по обезвреживанию бытовых отходов г. Ноябрьска, код объекта: 71-0189-000712-П.

Таким образом, в ходе проведения настоящей плановой проверки установлено осуществление ООО «Инновационные технологии» деятельности по размещению (захоронению) отходов на Полигоне по обезвреживанию бытовых отходов г. Ноябрьска, код объекта: 71-0189-000712-П без лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Северо-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору сфере природопользования 10.06.2020 составлен протокол об административном правонарушении № 03/4-263/2020.

Материалы проверки переданы в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением о привлечении к административной ответственности.

Рассмотрев заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 2 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону вменяемого правонарушения по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ образует осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и не имеющие соответствующие лицензии.

Субъективная сторона, исходя из ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, устанавливается лишь выявлением наличия у лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензируемым органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

К лицензируемым видам деятельности согласно ч.3 ст.2 Закона № 99-ФЗ относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статьей 12 данного Федерального закона установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с данным перечнем лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Аналогичная норма содержится в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействии отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона №89-ФЗ Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" имеет лицензию (89)-3831-СТОР/П от 28 декабря 2018 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов IV классов опасности, транспортирование отходов IV классов опасности, обработка отходов IV классов опасности, размещение отходов IV классов опасности.

В соответствии с основными понятиями в области обращения с отходами, приведенным в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что:

Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

Объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов.

ООО «Инновационные технологии» осуществляет эксплуатацию двух объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): 1) Полигона по обезвреживанию бытовых отходов <...> код объекта: 71-0189-000711-П, объект II категории; 2) автодорога на Западно-Ноябрьское месторождение, район очистных сооружений, Проезд, подъезд и площадка полигона бытовых отходов, код объекта: 71-0189-000712-П, объект I категории.

Указанные объекты размещения отходов включены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО):

- Полигон по обезвреживанию бытовых отходов г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский, номер объекта в ГРОРО 89-00164-З-00518-31102017, назначение объекта – Захоронение.

- Проезд, подъезд и площадка полигона бытовых отходов г. Ноябрьск, номер объекта в ГРОРО 89-00163-З-00518-31102017, назначение объекта – Захоронение.

Согласно представленным ООО «Инновационные технологии» характеристик объектов размещения отходов (ОРО) - Полигон по обезвреживанию бытовых отходов <...> и Проезд, подъезд и площадка полигона бытовых отходов г. Ноябрьск имеют назначение ОРО – захоронение отходов.   

Кроме того, актом плановой документарной и выездной проверки от 25.05.2020 № 39 также отражено, что при проведении обследования территории ОРО Общества (Полигона по обезвреживанию бытовых отходов <...> и автодорога на Западно-Ноябрьское месторождение, район очистных сооружений, Проезд, подъезд и площадка полигона бытовых отходов) не установлено наличие места (площадки), предназначенной для складирования материала, предназначенного для изоляции отходов Полигона, а также наличие самого материала (грунта).

Таким образом, материалами арбитражного дела подтверждается то, что на предназначенных объектах размещения отходов - Полигоне по обезвреживанию бытовых отходов г. Ноябрьска, код объекта: 71-0189-000712-П, осуществлено размещение (захоронение) отходов.

В рамках проведения плановой проверки 11 марта 2020 года, а также 13 марта 2020 на объект НВОС I категории – Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, г. Ноябрьск, автодорога на Западно-Ноябрьское месторождение, район очистных сооружений, Проезд, подъезд и площадка Полигона бытовых отходов, код объекта: 71-0189-000712-П, осуществлены выезды, в том числе, в целях отбора проб компонентов окружающей и производственной среды.

Специалистом привлечённой аккредитованной лаборатории ООО «Эконт» отобраны пробы отходов производства и потребления.

По результатам проведённых исследований аккредитованной лаборатории ООО «Эконт» представлены заключения №№ 114 и 115 от 25.05.2020, согласно которым следует, что в рамках проведения плановой выездной проверки ООО «Инновационные технологии» на Полигоне по обезвреживанию бытовых отходов г. Ноябрьска, код объекта: 71-0189-000712-П были отобраны следующие виды отходов:

- Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные, код ФККО 4 81 203 02 52 4, класс опасности IV.

- Тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами (содержание менее 15%), код ФККО 4 38 113 01 51 4, класс опасности IV.

- Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, код ФККО 9 21 301 01 52 4, класс опасности IV.

- Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%), код ФККО 9 19 204 02 60 4, класс опасности IV.

- Платы электронные компьютерные, утратившие потребительские свойства, код ФККО 4 81 121 11 52 4, класс опасности IV.

- Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, код ФККО 9 21 302 01 52 3, класс опасности III.

Согласно указанным Заключениям в лицензии (89)-3831-СТОР/П от 28 декабря 2018 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной ООО «Инновационные технологии» отсутствуют возможность размещения поименованных отходов на Полигоне по обезвреживанию бытовых отходов г. Ноябрьска, код объекта: 71-0189-000712-П.

Таким образом, в ходе проведения плановой проверки установлено осуществление ООО «Инновационные технологии» деятельности по размещению (захоронению) вышеуказанных отходов на Полигоне по обезвреживанию бытовых отходов г. Ноябрьска, код объекта: 71-0189-000712-П без лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Факт осуществления предпринимательской деятельности, в отсутствии лицензии, когда она является обязательной, подтверждается:договорами на оказание услуг по обращению с отходами, заключёнными между Обществом и предприятиями, предметами договоров является размещение (захоронение) отходов, за указанные услуги Обществу вносится предоплата в размере 100% – договор № 110/20-Н/ЮЛ от 10.03.2020 с ООО «Спецсервис», договор № 94/20-Н/ЮЛ от 17.02.2020 с ООО «Автокомплекс222», договор № 103/20-Н/ЮЛ от 26.02.2020 с ООО «Универсалстрой+», договор № 104/20-Н/ЮЛ от 26.02.2020 с ООО «РегионТехСтрой», договор № 101/20-Н/ЮЛ от 26.02.2020 с ООО «Сервис-Петролеум», договор № 100/20-Н/ЮЛ от 21.02.2020 с ООО «Строительно-транспортная компания-1», договор № 116/20-Н/ЮЛ от 18.03.2020 с ООО «Лорд», договор № 114/20-Н/ЮЛ от 16.03.2020 с ООО Транспортная компания «Легион», договор № 113/20-Н/ЮЛ от 09.01.2020 с ООО «СТС», договор № 117/20-Н/ЮЛ от 23.03.2020 с ООО Управляющая компания «Север».

При названных обстоятельствах, суд пришел к выводу о доказанности в действиях общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, им не приняты все зависящие от него меры, направленные на получение лицензии.

Таким образом, в действиях общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При этом Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа не принимает доводы общества в части того, что не верно определен вид отходов. Определение производилось аккредитованной специализированной лабораторией и специалистами Росприроднадзора. Иных доказательств подтверждающих отнесение данных отходов к иному виду в материалы дела не представлено. Трактовка лица привлекаемого к ответственности, что данные отходы являются бытовыми отходами не основана на законе, поскольку исходя из этого подхода если в мусоре окажется, например, ртутный градусник он также может быть отнесен к бытовому мусору, что не основано на законе. Лицензия должна содержать исчерпывающий перечень отходов, обращение с которыми разрешено хозяйствующему субъекту.

Относительно сроков проведения проверки суд отмечает следующее.

На основании Распоряжения Распоряжениями Севереро-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее-Управление) № 24-р от 04.03.2020 в отношении ООО «Инновационные технологии» было инициировано проведение плановой документарной и выездной проверки. 

Письмом исх. № 72 от 03.04.2020  ООО «Инновационные технологии» сообщает, что согласно указам президента от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие днями и не может предоставить запрашиваемые сведения и документы.

В соответствии с Распоряжениями Управления № 39-р от 27.03.2020, № 44-р от 06.04.2020, № 48-р от 30.04.2020 срок проведения проверки был смещен, так как в соответствии с указами президента от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 30 марта по 08 мая 2020 года были установлены нерабочие дни, в связи с чем проверка Общества  в вышеуказанный период не проводилась.

Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

Также не подтверждается факт накопления отходов, поскольку полигон предусмотрен именно для захоронения отходов и не предусматривает накопление.

Вместе с тем Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа установил обстоятельства, исключающие возможность привлечения общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" к административной ответственности по вменяемому составу.

В протоколе об административном правонарушении от 10.06.2020 № 03/4-263/2020 указано, что время совершения административного правонарушения, является датой обнаружения административного правонарушения – 25.05.2020. Данное правонарушение носит длящийся характер.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума ВАС № 2 от 27.01.2003 суд при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности должен проверить не истекли ли сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ.

Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 названной статьи КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

С учетом приведенных выше норм права и разъяснений, предельным сроком привлечения общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в рассматриваемом деле является – 25.08.2019.

Таким образом, на дату рассмотрения спора по существу трехмесячный срок давности привлечения общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" истек.

В силу пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16.06.2009 №9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

Указанное толкование закона применимо в том числе к ситуации, когда привлечение к административной ответственности в силу закона осуществляется судом.

Согласно абзацу 4 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», учитывая, что данные процессуальные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, (адрес) место нахождения: 625000, <...>, дата регистрации - 17.09.2004) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения): Россия 629008, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, ул. Республики, д. 67 офис 210, дата регистрации - 25.09.2012) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 10.06.2020 № 03/4-263/2020) – отказать.

2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы  в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

4.Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://yamal.arbitr.ru.

5.В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

6.Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

7.По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

М.Б. Беспалов