ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-5465/19 от 16.08.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-5465/2019

16 августа 2019 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Беспалова М.Б. , при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Галкиной Е.Ю. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017406, ОГРН: 1058900023093, (адрес) место нахождения: 629008, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, пр. Молодежи д. 9, каб. 302, дата регистрации - 09.12.2005) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» (ИНН 8903026734, ОГРН 1078903000110, (адрес) место нахождения: 629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, д. 49, 235, дата регистрации - 30.01.2007) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

УСТАНОВИЛ:

Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.06.2019 заявление принято к производству.

25.07.2019 от общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.07.2019 дело назначено к судебному разбирательству.

15.08.2019 от общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» поступил отзыв на заявление, согласно которому с требованиями административного органа согласен. Также сообщает о том, что Общество является субъектом малого предпринимательства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом не является препятствием к рассмотрению дела в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд  рассматривает дело по существу в отсутствие сторон по имеющимся документам.

Лицам, участвующим в деле разъяснены их процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МРУ Росалкогольрегулирования по УрФО в письме № у5-2498/0413 от 14.03.2019 года представило в адрес департамента перечень организаций розничной торговли на территории автономного округа без действующей лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

В указанном перечне содержится информация о том, что обществом с ограниченной ответственностью «Гелиос» (ИНН <***>, юридический адрес местонахождения: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>), в обособленном подразделении Общества, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, осуществляется оборот (хранение) алкогольной продукции общим объемом 130,76 декалитра.

ООО «Гелиос», имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции №89РПО0000122 от 25.12.2013 года, срок действия которой истек 24.12.2018 года.

04.04.2019 года в отношении ООО «Гелиос» было возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.

Согласно протоколу осмотра №1 от 05.04.2019 года: в ходе осмотра помещения торгового объекта - кафе «Парадиз» расположенного по адресу: ЯНАО, <...>, (КПП 890301001) установлено, что ООО «Гелиос» осуществляет предпринимательскую деятельность в данном помещении на основании договора аренды № 01/2013 от 09.12.2013 года, сроком до 31.10.2020 года.

Входная дверь в торговый объект (кафе «Парадиз») открыта, имеется вывеска с режимом работы: воскресенье - четверг с12 часов до 24 часов; пятница - суббота с 12 часов до 04 часов.

Прямо от входа находится лестничный проем, ведущий в цокольное помещение, в котором расположен зал, для обслуживания клиентов, с барной стойкой, на которой расположены пиво и пивные напитки в ассортименте.

Слева от входа в зал обслуживания расположены кухня и подсобное помещение, при осмотре подсобного помещения на полках - стеллажах обнаружена алкогольная продукция маркированная федеральными специальными и акцизными марками, а именно:

№ п/п

Наименование алкогольной продукции, производитель

Дата розлива

Ёмкость (л.)

Количество (шт.)

1

Ликер   «Бэйлис   сливочный   оригинальный»,   крепостью   17   %, производитель Ирландия

13.11.2017 г.

0,7

1

2

Джин «Гордоне лондонский сухой» крепостью 40 %,

06.06.2017 г.

1,0

1

3

Шампанское Российское бел. п/сл. «Золотой Стандарт» крепостью 13 %, производитель АО «МКШВ»

14.02.2018 г.

0,75

4

4

Ликер   десертный   «Калуа»   крепостью   20   %,   производитель Соединенные Штаты

13.03.2017 г.

1,0

1

5

Вино игристое сух.бел. «Российское шампанское»,крепостью 13 %, производитель АО «МКШВ»

20.06.2018 г.

0,75

1

6

Ликер «Campari» крепостью 25%, производитель Италия

06.10.2017 г.

1,0

1

7

Вино  столовое  бел.  сух.   «Пьер  ла  Гранж»   крепостью   11   %, производитель Франция

09.10.2017 г.

0,75

3

8

Виски «Фокс энд Доге», крепостью 40 %, производитель ООО «Георгиевский»

02.03.2018 г.

0,5

1

На вышеуказанную продукцию на момент проведения осмотра у ООО «Гелиос» товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ представлены не в полном объеме (отсутствуют разделы «А» к товарно-транспортным накладным и сертификаты соответствия).

Таким образом, в ходе осмотра был установлен факт оборота (хранения) алкогольной продукции, находящейся в кафе «Парадиз», в котором осуществляет деятельность ООО «Гелиос», расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, (КПП 890301001) без соответствующей лицензии.

Протоколом изъятия вещей и документов № 66К/2019 от 05.04.2019 произведено изъятие алкогольной продукции:

№ п/п

Наименование алкогольной продукции, производитель

Дата розлива

Ёмкость

(л.)

Коли­чество (бутылок)

1

Ликер «Бэйлис сливочный оригинальный", крепостью 17 %, производитель Ирландия

13.11.2017.

0,7

1

2

Джин «Гордоне лондонский сухой» крепостью 40 %,

06.06.2017.

1,0

1

3

Шампанское Российское бел. п/сл. «Золотой Стандарт» крепостью 13 %, производитель АО «МКШВ»

14.02.2018.

0,75

4

4

Ликер десертный «Калуа» крепостью 20 %, производитель Соединенные Штаты

13.03.2017.

1,0

1

5

Вино     игристое     сух.бел.     «Российское шампанское»,крепостью 13 %, производитель АО «МКШВ»

20.06.2018.

0,75

1

6

Ликер     «Campari»          крепостью     25%, производитель Италия

06.10.2017г.

1,0

1

7

Вино столовое бел. сух. «Пьер ла Гранж» крепостью 11 %, производитель Франция

09.10.2017г.

0,75

3

8

Виски «Фокс энд Доге», крепостью 40 %, производитель ООО «Георгиевский»

02.03.2018г.

0,5

1

В рамках производства по делу об административном правонарушении № 66К/2019 от 04.04.2019 года, в ответ на определение об истребовании сведений № 66К/2019 от 10.04.2019 года Обществом были представлены:

- копия паспорта ФИО1;

- копия паспорта ФИО2;

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

- копия приказа о приеме работника на работу № 1 от 09.01.2018 года;

- копия приказа о приеме работника на работу № 16 от 14.10.2018 года;

- копия доверенности от 31.10.2018 года;

- копия договора субаренды нежилых помещений от 09.12.201 Згода;

- копия договора поставки № 4 от 23.03.2015 года;

- копия лицензии ООО «ЯмалАлко» № 893АП0005913 от 19.09.2016 года.

- товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции в соответствии со статьей 10.2 Федерального  закона  № 171-ФЗ:   товарно-транспортная  накладная  №   569   от

02.11.2018  года, разделы А и Б справки к товарно-транспортной накладной и таможенной декларации, сертификаты соответствия.

Извещением № 66К/2019 от 30.04.2019 Общество уведомлено о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении.

Усмотрев в действия ООО «Гелиос» признаки административного правонарушения, 04.06.2019 главным специалистом отдела контроля управления контроля за оборотом алкогольной продукции департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, в помещении Департамента по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Оптимистов, д. 2, корп. 2, блок. 1, каб. 17, в соответствии с правами, представленными Положением о департаменте экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 18.01.2012 № 2-П, статьей 28.2, частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении № 66К/2019 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Копия протокола об административных правонарушениях № 66К/2019 от 04.06.2019 направлена в адрес Общества (письмо от 04.06.2019 №901-17/2229).

На основании данного протокола и в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Гелиос» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 ст. 14.17 КоАП РФ.

Рассмотрев заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, оборот (хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица.

В силу статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ под отношениями по обороту алкогольной продукции понимается, в том числе, и деятельность по розничной продаже данной продукции.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупки (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа такой продукции.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следовательно, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует и розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

Пунктом 1 статьи 26 федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.

Из материалов дела следует, что Обществу вменяется в вину осуществление оборота алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

Как следует из материалов дела, ООО «Гелиос», имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции №89РПО0000122 от 25.12.2013 года, срок действия которой истек 24.12.2018 года.

05.04.2019 года в ходе осмотра помещения торгового объекта - кафе «Парадиз» расположенного по адресу: ЯНАО, <...>, (КПП 890301001) установлено, что ООО «Гелиос» осуществляет предпринимательскую деятельность в данном помещении на основании договора аренды № 01/2013 от 09.12.2013 года, сроком до 31.10.2020 года.

Таким образом, в ходе осмотра был установлен факт оборота (хранения) алкогольной продукции, находящейся в кафе «Парадиз», в котором осуществляет деятельность ООО «Гелиос», расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, (КПП 890301001) без соответствующей лицензии.

Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от 04.06.2019 №66К/2019;

- письмом МРУ Росалкогольрегулирования по УрФО № у5-2498/0413 от 14.03.2019 года;

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 66К/2019 от 04.06.2019 года;

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов № 66К/2019 от 05.04.2019 года;

- протоколом изъятия вещей документов № 66К/2019 от 05.04.2019 года в соответствии с которым, изъята алкогольная продукция;

- выпиской из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст.14.17 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения требований законодательства об обороте алкогольной продукции, а равно принятии заинтересованным лицом всех зависящих от него мер направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что также свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений со стороны административного органа требований статей 25.1, 25.4, 25.15, 28.2 и 28.3 КоАП РФ судом не установлено, реализация предусмотренных законом прав заинтересованному лицу была обеспечена.

На момент принятия настоящего судебного акта установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В соответствии с частью 1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

 Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Гелиос» включено в данный реестр, относится к категории микропредприятий. Сведения о привлечении общества ранее за совершение аналогичного правонарушения отсутствуют.

Обстоятельства совершенного правонарушения не свидетельствуют о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба.

Таким образом, к рассматриваемой ситуации подлежат применению положения части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявление Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворить.

2.Привлечь общества с ограниченной ответственностью «Гелиос» (ИНН <***>, ОГРН <***>, (адрес) место нахождения: 629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, дата регистрации - 30.01.2007) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и назначать административное наказание в виде предупреждения.

3.Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

4.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения форм, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

5.В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

6.Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

7.По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

М.Б. Беспалов