АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-5696/2010
22 декабря 2010 г.
Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2010 г.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Сеитова Э.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Джанибековой Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – представитель не явился;
от ответчика – представитель не явился,
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель приводит доводы, согласно которым индивидуальный предприниматель при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров на коммерческой основе, не выполняет требования условий лицензирования.
Стороны в судебное заседание не явились. Заявитель о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении копии судебного акта. Ответчик о слушании дела извещен по последнему известному суду адресу его местонахождения. Определение суда, направленное ответчику по адресу, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, возвращено предприятием связи с отметкой: «Истек срок хранения». В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В силу статьи 156, части 3 статьи 205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.05.2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу. Индивидуальному предпринимателю Управлением государственного автодорожного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу выдана лицензия №89 001440 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, со сроком действия с 27.06.2006 года по 26.06.2011 года.
На основании Приказа № 128/985 от 28.10.2010 Управлением в период с 09 ноября 2010 по 10 ноября 2010 была проведена проверка индивидуального предпринимателя ФИО1
В ходе проведённой проверки выявлено следующие:
- в нарушение статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. отсутствует лицензия (договор) на проведение медицинских осмотров водителей;
- в нарушение пунктов 2.2, 3.1.2, 3.4.3 Положения «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса России № 27 от 09.03.1995 г. (далее – Положение об обеспечении безопасности дорожного движения) не разработан журнал учета ПДД, выборки по нарушениям водителями ПДД в административной практике ГИБДД не делаются;
- в нарушение пункта 3.4.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения ежегодные занятия по 20-ти часовой программе за период 2010 г. с водителями не проводились;
- в нарушение пункта 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения отсутствует нормативно-правовая документация;
- в нарушение пункта 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения не разработан план мероприятий по предупреждению аварийности;
- в нарушение пунктов 2.2., 5.6. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения отсутствует приказ на ответственное лицо за обеспечение безопасности дорожного движения;
- в нарушение пункта 5.2.1 Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами) отсутствуют паспорта автобусных маршрутов и схемы движения с указанием опасных участков;
- в нарушение пункта 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами не согласован график движения автобусов в ОГИБДД;
- в нарушение пунктов 4.15, 5.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами не проводилось обследование маршрутов регулярных перевозок пассажиров;
- в нарушение пункта 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами не ведется инструктажи по БДД и их учет;
- в нарушение пункта 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения отсутствует контрольно-измерительный инструмент для проверки технического состояния автомобилей;
- в нарушение пункта 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения отсутствует график проведения ТО и Р.
По результатам проверки, инспектор 10.11.2010 г. составил в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении № 13, по признакам административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 указанного Закона перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 № 637).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Постановлением правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, утверждено Положение «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее – Положение о лицензировании).
Согласно статье 4 Положения о лицензировании требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
В силу статьи 11 Положения о лицензировании одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, утверждено Положение «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».
В соответствии с пунктом 2.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования, в том числе обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями.
Согласно пункту 4.15. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами обследование автобусных маршрутов производится с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне - зимнему и весенне - летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
В силу пункта 5.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами владельцы автобусов обязаны:
- пункт 5.2.1. составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;
- пункт 5.2.2. разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;
Пунктом 5.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что при перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско - экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения. На междугородных маршрутах багаж пассажиров (кроме ручной клади) при наличии багажных отсеков размещается только в них.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, утверждено Положение «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов».
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
В силу пункта 3.4.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя
Пунктом 3.4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:
- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;
Согласно пункту 4.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии с пунктом 4.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
5.6. Организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить выполнение требований, отражающих порядок и особенности организации различных видов перевозок, изложенных в действующих нормативных документах; при перевозках крупногабаритных, тяжеловесных грузов, а также опасных обеспечить выполнение специальных требований, изложенных в соответствующих нормативных документах, касающихся обеспечения их безопасности.
Суд первой инстанции, оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы (протокол об административном правонарушении № 13 от 10.11.2010, акт проверки № 44, составленного в период с 09.11.2010 по 10.11.2010, предписание № 40 от 10.10.2010,объяснения от 10.10.2010, определение по делу об административном правонарушении от 10.11.2010) и установленные по делу фактические обстоятельства, пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения.
При этом, согласно объяснению предпринимателя наличие указанных нарушений им не отрицается.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательства принятия предпринимателем всех зависящих от него мер по недопущению нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в материалах дела отсутствуют.
Протокол об административном правонарушении составлен административным органом в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 28.3 КоАП РФ; в присутствии индивидуального предпринимателя, которому были разъяснены права и обязанности и отобраны объяснения. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при производстве по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений при оформлении выявленного факта административного правонарушения суд не выявил. Сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
Учитывая, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере без назначения дополнительного наказания.
В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственной госпошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
РЕШИЛ:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***> проживающего по адресу: ЯНАО, <...>, к ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в сумме 3 000 рублей без применения дополнительных видов наказания.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по реквизитам: Межрегиональное УГАДН по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, р/с <***>, ОФК по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району, КБК; 106 116 900 400 400 001 40, КПП 860 101 001, ИНН <***>, ОКАТО 711 760 000 00, в назначении платежа указать полное наименование вида и характера платежа.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого округа.
Судья Э.М. Сеитов