ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-6140/18 от 08.10.2018 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-6140/2018

13 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08 октября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 13 октября 2018 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Беспалова М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной Е. Ю., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению Некоммерческой организации "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения): 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, дата регистрации: 16.12.2009) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, (адрес) место нахождения: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, дата регистрации – 12.02.1992) об оспаривании решения от 03.05.2018 №03-01/28/3-2018, при участии в судебном заседании:

- от Некоммерческой организации "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа" – ФИО1 по доверенности № 1/18 от 15.01.2018, личность судом установлена, предъявлен паспорт гражданина РФ;

- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу – ФИО2 по доверенности от 22.01.2018, личность судом установлена, предъявлен паспорт гражданина РФ;

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа" обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 03.05.2018 №03-01/28/3-2018.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.08.2018, заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена микрокредитная компания «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН <***>, адрес: 629008, ЯНАО, <...>).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом не является препятствием к рассмотрению дела в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по существу в отсутствие сторон по имеющимся документам.

Лицам, участвующим в деле разъяснены их процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России поступило обращение гражданина ФИО3 (т. 2 л.д. 81, 84) по факту размещения Микрофинансовой компанией «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Фонд финансовой поддержки СМП ЯНАО) рекламы на входной группе здания, расположенного по адресу: <...>.

Из обращения установлено.

В городе Салехарде в здании, расположенном по адресу: ул. Комсомольская, дом 13, на входной двери расположена рекламная информация следующего содержания:

«до 70% от суммы кредита \ займа

ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

до 60 месяцев».

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу осуществлен осмотр входной группы здания, расположенного по адресу: <...>, о чем составлен акт от 14 февраля 2018 года, зафиксированный фотосъемкой. В результате осмотра установлено, что справа от входной двери здания размещена рекламная информация, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, следующего содержания:

«до 70% от суммы кредита \ займа

ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

до 60 месяцев».

Определением от 21.02.2018 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

12.03.2018 г. Фондом финансовой поддержки СМП ЯНАО в Ямало-Ненецкое УФ АС России представлены пояснения по делу № 03-01/28/3-2018 и документы, запрашиваемые в определении о возбуждении дела№ 03-01/28/3-2018 от 21.02.2018.

13.03.2018 г. на рассмотрение дела № 03-01/28/3-2018 от представителей Фонда финансовой поддержки СМП ЯНАО в материалы дела представлена дополнительная информация, из которой установлено, что рекламораспространителем спорной рекламы является Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 629008, <...>).

Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, определила привлечь в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» - Некоммерческую организацию «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 629008, <...>).

Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 13 марта 2018 года № 03-01/28/3-2018 у Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Гарантийный фонд ЯНАО) запрошены письменные пояснения и документы, касающиеся обстоятельств, изложенных в настоящем определении.

16 апреля 2018 года Гарантийным фондом ЯНАО в материалы дела № 03-01/28/3-2018 представлены пояснения, согласно которым следует, что размещенные на входной группе здания, расположенного по адресу: <...>, плакаты были заказаны Гарантийным фондом ЯНАО у ООО «Артвид» по договору об оказании полиграфических услуг (изготовлении полиграфической продукции) от 28 сентября 2017 года № 9-ЦПП.

Так же из материалов дела следует, что 18.03.2014 Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (Арендодатель), и Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (Арендатор) заключили Договор аренды нежилого помещения №01/03-14, согласно которому Арендодатель сдает Арендатору за плату во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: ФИО4, <...>, этаж: 1, каб. № 4 площадью 16,34 кв.м., обеспеченное центральным отоплением, электроэнергией, телефонной связью, линией Интернет, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией, с доступом к санузлу. Цель использования: размещение офиса.

Согласно Уставу некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее по тексту настоящего Устава именуется «Фонд») создана в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иного действующего законодательства Российской Федерации.

Фонд создан на основании распоряжения Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.12.2009 года № 497-РА «О создании некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа». Решение о государственной регистрации Фонда при создании принято 14.12.2009 года Управлением Министерства юстиции России по Ямало-Ненецкому автономному округу, учетный № 8914014680, запись о регистрации некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 16.12.2009 года Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социальные и иные общественно полезные цели.

Основными целями Фонда являются:

обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа к кредитным и иным финансовым ресурсам;

развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа, основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах;

содействие диверсификации продукции и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа и продвижению их на внутренние и международные рынки, популяризация предпринимательской деятельности;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа на ранней стадии их деятельности, оказание информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки инвестиционной и внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

оказание комплекса услуг, организация, проведение и участие в общественно полезных мероприятиях, направленных на повышение деловой активности и содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа при реализации государственных и муниципальных программ (подпрограмм) содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 2.2.1 устава предметами деятельности Фонда являются финансовая поддержка в форме предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда по обязательствам (кредитам, займам, независимым гарантиям, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа;

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 03.05.2018 принято следующее решение:

1. Признать рекламу, размещенную на входной группе здания, расположенного по адресу: <...>. следующего содержания:

«до 70% от суммы кредита \ займа ПОРУЧИТЕЛЬСТВА до 60 месяцев» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с тем, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется.

3. В отношении Микрофинансовой компании «Фонд финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 629008 ЯНАО <...>) производство по делу № 03-01/28/3-2018 прекратить.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.

Не согласившись с указанным решением, Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением.

Несоответствие оспариваемого решения Федеральному закону от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» по мнению заявителя заключается в следующем.

1. Плакат, указанный в тексте Решения необоснованно был признан рекламой.

Фонд располагается в офисном помещении, расположенном на 1-ом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...>. Данное помещение оборудовано отдельным крыльцом, входная группа которого обустроена ластиковыми конструкциями с остеклением.

На конструкциях входной группы размещены:

I. В крайнем левом оконном проеме наименования организаций, функционирующих в помещении:

1) Гарантийного фонда ЯНАО;

2) Фонда финансовой поддержки СМП ЯНАО;

3) ООО «РЛК Ямал».

II. Правее, ближе к распахиваемой двери - контактные данные организаций, включая сайт www.invest.yanao.ru, доменное имя которого принадлежит Гарантийному фонду ЯНАО.

III. В центре, на распашной двери - режим работы организаций.

IV. Справа от входной двери плакат следующего содержания: Поручительства, до 70% от суммы займа\кредита, до 60 месяцев.

Все плакаты на поверхности остекления входной группы выполнены в едином стиле с использованием одного и того же логотипа, принадлежащего Гарантийному фонду ЯНАО.

Исходя из указанного информацию, размещенную на входной группе, следует втолковывать как единую - расположенную на одном общем информационном поле, содержащем взаимосвязанные сведения.

2. Вывод Решения Комиссии о том, что спорный плакат содержит «нарушения» не соответствует положениям Закона «О рекламе».

В ходе производства по делу №03-01/28/3-2018 Заявителем на запрос УФАС были предоставлены паспорта финансовых продуктов поручительств, предоставляемых Фондом - «Инфестиционный», «Оборотный капитал», «Первоначальный взнос», «Предмет лизинга» и т.д.

В оспариваемом решении УФАС, не указав какой именно из продуктов Заявителя по мнению был неверно прорекламирован, фактически не идентифицировал предмет рекламы на спорном плакате. Следовательно, не указав конкретный предмет рекламирования, УФАС допустила беспредметный и безосновательный вывод о том, что реклама такого «товара» якобы не соответствует требованиям действующего законодательства.

В оспариваемом решении Комиссия сослалась на требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Однако, поскольку Комиссия не сочла необходимым устанавливать и идентифицировать товар», который якобы рекламировался, невозможно понять какая существенная информация какому из видов «товаров-поручительств» (продуктов), оказываемых Фондом, по мнению должна была присутствовать на плакате.

В мотивировочной части оспариваемого Решения содержится вывод УФАС: «В данном случае в указанной рекламе отсутствует часть существенной информации, что может ввести потребителя в заблуждение, а именно указание на то, что данные услуги - поручительства, указываются на определенных условиях - до 70%, до 60 месяцев от суммы кредита / займа субъектам малого и среднего предпринимательства.»

Представляется, что данным предложением УФАС, констатировало, что отсутствие в сете плаката указания на то, что поручительства оказываются Фондом субъектам малого и среднего предпринимательства представляет собой нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».

Между тем, ни формулировка данной нормы, ни Закона «О рекламе» в целом, не предусматривают требований к потребителям рекламы, к их субъектному статусу.

Рассмотрев заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности обжалование решений государственных органов в суд.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 и в пункте 3 Постановления Пленума от 18.12.2007 N 65.

Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, действий закону или ному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу статей 33, 36 Закона о рекламе антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.

Исходя из пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, и пункта 1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.

В соответствии с пунктом I Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» (далее - Положение № 649/15). территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее -территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков. исполнителей).

Территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (пункт 6.1.1. Положения № 649/15).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара. Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как рекламы. Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 1. 2 постановления Пленума от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при анализе информации на предмет" наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям - предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным статьей 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.

Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара (пункт 16 информационного письма от 25.12.1998 N 33 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе.»).

Правовой анализ пункта 1 ст. 3 Закона о рекламе позволяет выделить следующие признаки рекламы:

- распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Именно совокупность указанных в пункте 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ признаков позволяет отнести информацию к рекламе.

Спорный информационный плакат, содержит следующие признаки рекламы:

- информация распространена посредством размещения па входной группе здания, расположенного по адресу: <...>;

- информационный плакат содержит элементы, направленные на привлечение внимания потребителей - обращены на улицу и адресованы не только лицам, которые непосредственно намерены посетить Гарантийный фонд ЯНАО, воспользоваться предоставляемыми Фондом услугами, но и неопределенному кругу лиц. осуществляющих движение по улице, в том числе в транспорте;

- в указанном информационном плакате так же отсутствует указание на лиц для которых она создана и на восприятие которых направлена, заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена, таким образом указанная информация - адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание к нему интереса и его продвижение на рынке.

Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социальные и иные общественно полезные цели.

Согласно пункту 2.2.1 устава предметами деятельности Фонда являются финансовая поддержка в форме предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда по обязательствам (кредитам, займам, независимым гарантиям, договорам лизинга и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа.

В данном случае объектом рекламирования является услуга «Поручительство» предоставляемая Гарантийным фондом ЯНАО.

Согласно «Единым правилам предоставления финансовых услуг (поручительство)», утвержденных Приказом Некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа» от 29.03.2017г. №10/11/03-17. Поручительство - способ обеспечения обязательств Заёмщика перед Финансовой организацией, согласно которого поручитель обязуется нести юридическую и финансовую ответственность за своевременное и полное исполнение Заёмщиком его обязательств на условиях, определенных в соответствующем договоре поручительства, заключаемом между Поручителем и финансовой организацией.

Финансовый продукт (финансовая услуга) - услуга по предоставлению Фондом Клиенту поручительства, сопряженная с приемлемым для Фонда размером финансового риска и имеющая четко-описанные параметры (условия) ее предоставления, которые закреплены в Паспорте финансового продукта.

Приложением №2 «Единых правил предоставления финансовых услуг (поручительство)» установлены следующие требования, предъявляемые к получателю услуги:

1. состоит па учете в налоговом органе по месту нахождения организации (по месту жительства физическою лица) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

2. ведет предпринимательскую или иную хозяйственную деятельность более 3 месяцев на дату обращения;

3. за последние 6 месяцев не имеет нарушений условий, ранее заключенных со сторонними организациями кредитных договоров, договоров микрозайма, займа, лизинга и т.п.:

4. не находится в стадии ликвидации, реорганизации, не участвует в процедуре несостоятельности (банкротства), в т.ч.: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и\или в отношении него не введены санкций (аннулирование или приостановление действия лицензии либо т.п.) соответствующими государственными и\или иными органами контроля в течение последних 2 лет на дату обращения:

5. его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

6. является платежеспособным, т.е. способным к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом п\пли договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов;

7. не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. соответствующих пеней, штрафов перед бюджетами и внебюджетными фондами всех уровней на дату обращения:

8. сохраняет и\или создает новые рабочие места и обеспечивает среднемесячный размер заработной платы па 1 работника (в среднем по предприятию) не ниже минимальной заработной платы в ЯНАО, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в ЯНАО:

9. предоставил обеспечение исполнения обязательств, позволяющее покрыть риск возможное) не возврата финансовых средств и других возможных убытков; не имеет неисполненных судебных решений, исполнительных листовки\или не участвует в судебных разбирательствах в отношении Заявителя - юридического лица (индивидуального предпринимателя), участников и\или руководителя и\или взаимосвязанных с ними лиц. а также в отношении них не ведется уголовное преследование порядке действующего законодательства РФ:

10. предоставил полную и достоверную информацию о себе и взаимосвязанных с ним лицами в объеме достаточном для рассмотрения его Заявления:

11. являясь индивидуальным предпринимателем, должен быть старше 18 лет, а закрытие договора по предоставляемой ему финансовой услуге должно произойти до достижения им возраста 60 лет.

12. В случае предоставления индивидуальным предпринимателем 100% обеспечения исполнения обязательств в виде залога ликвидного объекта недвижимого имущества, позволяющего гарантировано покрыть риск возможного невозврата финансовых средств и других возможных убытков, условие устанавливающие предельный возраст для индивидуального предпринимателя не применяется.

13. являясь индивидуальным предпринимателем мужского пола в возрасте до 27 лет, должен иметь отсрочку от прохождения воинской службы или быть уволены с военной службы в запас.

Информация, размещенная Гарантийным фондом ЯНАО. направленная на привлечение внимания к услуге «Поручительство», с целью формирования и/или поддержания интереса к услуге оказываемой Гарантийным фондом ЯНАО.

Арбитражный суд, проанализировав содержание рекламной информации по адресу: <...>, способы ее размещения и распространения, приходит к выводу, что данная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к деятельности и продуктам Фонда.

Согласно части 7 статьи 5 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В данном случае в указанной рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно:

- отсутствует информация о лице, предоставляющем данные услуги (Гарантийный фонд ЯНАО и/или Фонд финансовой поддержки СМИ ЯНАО и/или ООО «РЛК Ямал»):

- отсутствует информация о лицах, которым предоставляется указанная услуга (физическим лицам и/или юридическим лицам и/или исключительно субъектам малого предпринимательства);

- отсутствует информация об условиях, при которых предоставляется указанная услуга.

Отсутствие указанной информации может ввести потребителя в заблуждение, а именно реклама содержит утверждение о том, что можно получить услугу поручительство до 70% от суммы кредита/займа сроком до 60 месяцев, в тоже время чтобы получить указанную услугу нужно соответствовать определенным критериям. При этом отсутствует информация о лице, которое оказывает данную услугу.

Согласно части 1 статьи 5 названного Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

Под ненадлежащей рекламой, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о рекламе, понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

За нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 статьи 3 названного Закона предусмотрено, что под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе, в частности, о включении в рекламу сведений или условий оказания услуг. Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, реклама, размещенная на входной группе здания. расположенного по адресу: т. Салехард, уд. Комсомольская, дом 13. нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального Закона о рекламе.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу решение от 03.05.2018 №03-01/28/3-2018 является обоснованным и мотивированным, а, следовательно, основанным на законе, поэтому суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Судебные расходы по уплате государственной пошлине относятся на заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Некоммерческой организации "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения): 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, дата регистрации: 16.12.2009) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, (адрес) место нахождения: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, дата регистрации – 12.02.1992) об оспаривании решения от 03.05.2018 №03-01/28/3-2018 – отказать.

2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

4.Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://yamal.arbitr.ru.

5.В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

6.Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

7.По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

М.Б. Беспалов