ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-6883/09 от 14.12.2009 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

  629008, г.Салехард, ул.Чубынина,37-а

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

14 декабря 2009 года Дело № А81-6883/2009

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: судьи, председательствующего в судебном заседании ФИО1, при ведении протокола судебного заседания председательствующим, рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПНГ-Транспорт» к Отделению УФМС России по ЯНАО в г. Губкинском об отмене постановления от 11.11.2009 года,

при участии в заседании:

от заявителя - представитель не явился,

от ответчика – представитель не явился.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ПНГ-Транспорт» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению УФМС России по ЯНАО в г. Губкинском об отмене постановления от 11.11.2009 года.

Ходатайством от 14.12.2009 года заявитель уточнил заявленные требования. Так, в соответствии с заявленным ходатайством ООО «ПНГ-Транспорт» просит арбитражный суд признать незаконным и отменить постановление Отделения УФМС России по ЯНАО в г. Губкинском от 18.11.2009 года.

Суд в силу ст. 49 АПК РФ принимает заявление Общества об уточнении заявленных требований.

В заявлении Общество утверждает о том, что административным органом было допущено нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности, а именно административный орган не обеспечил Обществу реализацию прав, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ; в протоколе и постановлении не отражены обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях заявителя объективной стороны вменяемого административного правонарушения, в частности о том, что иностранный гражданин работал на предприятии по трудовому или гражданскому договору или фактически проживал на территории вахтового поселка, какую именно вахту и когда именно имело место правонарушение и т.д. Кроме того, по утверждению заявителя административным органом нарушен двухмесячный срок на привлечение к административной ответственности.

Отзыв на заявленные требования, а также копии административного материала, составленного в отношении ООО «ПНГ – Транспорт» от административного органа в суд не поступили.

Стороны в судебное заседание не явились. Заявитель о слушании дела извещен по последнему известному суду адресу его место нахождения. Административный орган о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует отчет об отправке факсимильной связью в адрес административного органа определения суда о назначении дела к судебному разбирательству и его получение. При данных обстоятельствах и руководствуясь ст. ст. 123, 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, оценив представленные заявителем доказательства, суд считает необходимым требования Общества удовлетворить по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью «ПНГ-Транспорт» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.10.2007 года Инспекцией ФНС РФ по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа, ОГРН <***>, что подтверждается копией свидетельства серии 89 №000683479 (л.д. 41).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.09.2009 в результате проведения документарной проверки в ООО «ПНГ - Транспорт» ОУФМС России по ЯНАО в г. Губкинский выявлено, что ООО «ПНГ - Транспорт», является принимающей стороной гражданина Украины ФИО2, паспорт серии КС №398538 выданный 08.08.2003. Гражданин Украины ФИО2 имеет адресную справку (без номера) от 10.12.2003 года о регистрации по месту жительства по адресу: <...>. Поставленным на миграционный учет в ОУФМС России по ЯНАО в г. Губкинский гр. ФИО2 не значится. Установлено, что гражданин Украины ФИО2 согласно графику работы на 2009год работников ООО «ПНГ-Транспорт» при вахтовом методе проживал на вахтовом поселке на месторождении в нарушении правил миграционного учета.

18.11.2009 года инспектором ОУФМС России по ЯНАО в г. Губкинский в отношении ООО «ПНГ-Транспорт» составлен протокол №580 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.4 ст.18.9 КоАП РФ. Поводом к возбуждению производства по делу об административном правонарушении послужило установление 16.09.2009г. факта неисполнения принимающей стороной – ООО «ПНГ – Транспорт» обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, то есть непредставления уведомления о прибытии гражданина Украины ФИО2 в установленный законом срок в орган миграционного учета, что является нарушением п.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества – управляющего ФИО3, которому разъяснены права, предоставленные ст.25.1 КоАП РФ, и вручена копия протокола, что подтверждается подписями указанного лица (л.д.9).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 18.11.2008г. начальником ОУФМС России по ЯНАО в г. Губкинский вынесено постановление, в соответствии с которым ООО «ПНГ-Транспорт» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400 000 руб. (л.д.10) Дело об административном правонарушении рассматривалось в присутствии законного представителя юридического лица –управляющего ФИО3, ознакомленного с правами и обязанностями и получившего копию постановления, о чем свидетельствуют его подписи.

Не согласившись с постановлением ОУФМС России по ЯНАО в г. Губкинский от 18.11.2009 года, ООО «ПНГ-Транспорт» обратилось в Арбитражный суд ЯНАО с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 4 ст.18.9 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 18.07.06г. № 109-ФЗ) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п.4 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ).

Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (п.6 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ).

Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает (п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ миграционный учет осуществляется в целях: 1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; 2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; 3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; 4) планирования развития территорий Российской Федерации; 5) управления в кризисных ситуациях; 6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; 7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; 8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Частью 2 ст.4 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ установлено, что миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

В ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ указано, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.1 ст.20).

Учету по месту пребывания подлежат: 1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, указанных в подп.«а»-«д» п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ; 2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, указанных в подп.«а»-«в» п.2 ч.2 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ.

Если иное не установлено Федеральным законом от 18.07.2006г. №109-ФЗ, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета. (ст.21 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ).

Статьей 22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ регламентирован порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания. Согласно ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 4 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных п.п.1 и 2 ч.2 и ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.

В ч.3 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ указано, что при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006г. №109-ФЗ. Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9.

Согласно п.20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 3 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

Пунктом 21 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9, предусмотрено, что основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.

В соответствии с п.п.23-26 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9, в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения: а) о лице, подлежащем постановке на учет: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания; б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны: фамилия, имя, отчество; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность; адрес места жительства (п.23 Правил).

В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом «а» п.23 Правил, указываются следующие сведения: а)фамилия, имя, отчество ответственного лица организации; б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации; в) адрес места жительства ответственного лица организации; г)наименование организации; д)фактический адрес организации; е) идентификационный налоговый номер организации (п.24 Правил).

Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (п.25 Правил).

Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина) (п.26 Правил).

Согласно п.27 Правил принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

В силу п.28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. №9, принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Федеральной миграционной службы, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина - и копию его миграционной карты.

Согласно ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт неисполнения заявителем в срок, указанный в п.2 ч.2 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ, установленной п.2 ч.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ обязанности по представлению (направлению) в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания материалами дела не подтверждается. Административным органом не представлены арбитражному суду доказательства того, что ООО «ПНГ-Транспорт» является принимающей стороной по отношению к гражданину Украины ФИО2; доказательства того, что гражданин Украины ФИО2 когда – либо работал в ООО «ПНГ-Транспорт» в соответствии с трудовым договором либо гражданско-правовым договором, работал на предприятии вахтовым методом, проживал на территории вахтового поселка и т.д. Административным органом в нарушение требования суда, изложенного в определении по делу от 03.12.2009 года, вообще не представлен суду обоснованный документально подтвержденный отзыв на заявленные требования, а также копии административного материала, составленного в отношении ООО «ПНГ-Транспорт».

Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается наличие в действиях предприятия события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.18.9 КоАП РФ.

Требования Общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа также подлежат удовлетворению по следующему основанию, а именно: в связи с существенными нарушениями ответчиком установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Так, в силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении Общества к административной ответственности составлены в один день (18.11.2009 года).

По убеждению суда, данное обстоятельство лишило законного представителя Общества возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, воспользоваться помощью защитника.

Кроме этого, в материалах дела не содержится данных о том, что в соответствии со статьями 29.1, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом проводилась такая обязательная стадия, как подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в том числе назначались время и место рассмотрения дела

При отсутствии данных о назначении времени и места рассмотрения дела, суд признает, что привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.08.2004 №5960/04.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности могут являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Суд признает указанное нарушение существенным и считает необходимым отменить оспариваемое постановление.

При данных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 210, 211 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «ПНГ-Транспорт» - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить в полном объеме постановление Отделения УФМС России по ЯНАО в г. Губкинском от 18.11.2009 года о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПНГ-Транспорт».

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке.

Судья Арбитражного суда

Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО1