АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-766/2021
22 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17 марта 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 22 марта 2021 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной Е.Ю., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ямалконсорсинг" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Администрации города Новый Уренгой (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенного в распоряжении от 03.08.2020 № 753-рз, об обязании совершить определенные действия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Ямалконсорсинг" – ФИО1 по доверенности от 01.01.2021 года (диплом ВСВ №0680438),
от заинтересованного лица - Администрации города Новый Уренгой – ФИО2 по доверенности от 03.11.2020 года №119,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ямалконсорсинг" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Новый Уренгой (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), в котором просило:
-признать незаконным отказ Администрации города Новый Уренгой в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в Распоряжении от 03.08.2020 №753-рз;
-обязать Администрацию города Новый Уренгой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с поданным Обществом заявлением от 26.05.2020, площадью 20 545 кв.м.
15.03.2021 от Администрации города Новый Уренгой в суд поступил отзыв на заявленные требования.
На 17 марта 2021 года на 10 часов 00 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание назначено на 17.03.2021 года на 10 часов 10 минут).
В определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд указал на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании в случае, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание, но были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и от них не поступило возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.
В предварительное судебное заседание по делу явились стороны.
Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержала доводы отзыва на заявленные требования.
Заслушав стороны, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, 26 мая 2020 года ООО «Ямалконсорсинг» обратилось в адрес Администрации г. Новый Уренгой с заявлением, в котором просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях предоставления земельного участка по результатам аукциона, площадью 20545 кв.м., расположенного по адресу: г. Новый Уренгой для садоводства.
Распоряжением №753-рз от 03.08.2020 года заместителя главы Администрации г. Новый Уренгой Обществу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, указанным в п.п. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (разработка схемы расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ: предельные максимальные размеры земельных участков).
С чем не согласился заявитель, обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил:
-признать незаконным отказ Администрации города Новый Уренгой в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в Распоряжении от 03.08.2020 №753-рз;
-обязать Администрацию города Новый Уренгой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с поданным Обществом заявлением от 26.05.2020, площадью 20 545 кв.м.
Суд отказывает в удовлетворении предъявленного требования.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Согласно части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В соответствии с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу указанных выше норм права образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая представляет собой изображение границ образуемого земельного участка, в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка. При этом, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории (ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 762).
Пунктом 4 Требований N 762 предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные указанным кодексом, другими федеральным законами.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой, утвержденными решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31.05.2007 № 215 (в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 20.06.2019 № 256), выделена зона садоводства и огородничества (Сх2С), где максимальный размер земельного участка, предоставляемого для данных целей, не должен превышать 0,15 га.
Также Законом ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» установлен максимальный размер земельного участка, предоставляемого в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства - 0,15 га.
В рамках предоставления муниципальной услуги по принятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, регулируемой Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Новый Уренгой от 11.05.2016 № 143 (в редакции постановления Администрации города Новый Уренгой от 17.04.2019 № 167), в адрес Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (переименован в Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой) как исполнителя муниципальной услуги 08.06.2020 поступило заявление ООО «Ямалконсорсинг» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения садоводства, площадью 20545 кв. м (более 0,15 га).
Исполнителем муниципальной услуги проведена проверка комплекта документов заявителя на наличие оснований для предоставления или отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренных действующим земельным законодательством.
Поскольку размер испрашиваемого земельного участка превышает максимальный допустимый размер, предусмотренный для земельных участков, расположенных в зоне садоводства, огородничества, распоряжением заместителя Главы Администрации города, главного архитектора муниципального образования город Новый Уренгой от 03.08.2020 № 753-рз ООО «Ямалконсорсинг» обоснованно отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения садоводства ввиду выполнения названной схемы с нарушением требований, предусмотренных подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ, что в силу прямого указания закона является безусловным основанием для отказа в ее утверждении.
В обоснование заявленных требований Общество приводит доводы о том, что утверждение схемы расположения земельного участка не возлагает на стороны спорных правоотношений обязанности по совершению в будущем действий по предоставлению земельного участка для садоводства, а носит исключительно информационный характер.
Между тем, Административным регламентом предусмотрено, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является первым этапом по предоставлению муниципальной услуги (п. 3.4.1).
В случае принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, происходит переход ко второму этапу предоставления муниципальной услуги по подготовке к аукциону, где рассматривается вопрос о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (п. 3.4.2).
Суд соглашается с доводами заинтересованного лица о том, что утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане территории не носит лишь информационный характер, а является взаимосвязанным этапом для последующего принятия решения вопроса о предоставлении этого земельного участка, а значит, данная схема не может предполагать незаконного решения, даже если право на предоставление земельного участка не будет реализовано в будущем.
Кроме этого, при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ООО «Ямалконсорсинг» руководствовалось ст. 39.2, 39.11 ЗК РФ, которые разъясняют подготовку и организацию аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а значит, заявителем преследовалась цель по утверждению схемы расположения земельного участка не как самостоятельное юридическое действие, а в целях последующего приобретения права аренды земельного участка посредством участия в аукционе.
Таким образом, в рамках оказания муниципальной услуги в соответствии с Административным регламентом на уполномоченный орган, действительно, возложена юридическая обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка, но только в строгом соответствии с действующим законодательством.
При этом Общество нормативного обоснования правомерности требования об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях предоставления земельного участка по результатам аукциона, общей площадью 20545 кв.м., расположенного по адресу: г. Новый Уренгой для садоводства, не представило.
Также суд отклоняет доводы заявителя со ссылкой на распоряжение Администрации г. Новый Уренгой от 26.08.2020 года №871-рз, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровым плане территории, имеющего: категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, площадь – 18 233 кв.м.
Во-первых, указанны1 ненормативный правовой акта органа местного самоуправления - распоряжение Администрации г. Новый Уренгой от 26.08.2020 года №871-рз, не является предметом спора.
Во-вторых, как пояснило заинтересованное лицо, данный земельный участок будет поставлен на государственный кадастровой учет и, впоследствии, предоставлен гражданам в соответствии с нормами, установленными законодательством. Заявитель же обратился в рамках предоставления муниципальной услуги по принятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, регулируемой Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Новый Уренгой от 11.05.2016 года №143, в адрес департамента имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения садоводства, площадью 20545 кв.м. (более 0,15га).
Более того, заявителем пропущен срок на обращение в суд с настоящими требованиями.
Статьей 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом указанное выше заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Согласно п. 2.3 Административного регламента процедура предоставления муниципальной услуги завершается, в том числе, получением заявителем копии правового акта Администрации города Новый Уренгой об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Административным регламентом предусмотрено, что решение о предоставлении или об отказе в предоставлении муниципальной услуги с присвоенным регистрационным номером специалист, ответственный за выдачу результата предоставления муниципальной услуги, передает заявителю, в том числе, путем направления почтой по адресу, указанному заявителем (п. 3.5.3)
Способом фиксации результата административной процедуры является документированное подтверждение направления (вручения) заявителю решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п. 3.5.5 Административного регламента).
Обжалуемое решение направлено ООО «Ямалконсорсинг» по адресу, указанному в заявлении: <...>.
Иной способ получения результата предоставления муниципальной услуги ООО «Ямалконсорсинг» не указан, в связи с чем, решение заместителя Главы Администрации города, главного архитектора муниципального образования город Новый Уренгой от 03.08.2020 № 753-рз направлено почтой, с соответствующей отметкой в книге регистрации распоряжений под порядковым номером 207.
Направленное исполнителем муниципальной услуги обжалуемое распоряжение было возвращено отправителю с отметкой органа почтовой связи «Возврат за истечением срока хранения».
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет ООО «Ямалконсорсинг», обжалуемое распоряжение считается доставленным 15.09.2020, а значит, заявителем пропущен срок для обращения в суд с настоящим заявлением, ходатайство о восстановлении пропущенного срока по уважительной причине не заявлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу изложенного требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. относятся на заявителя.
При указанных обстоятельствах и руководствуясь статьями 167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении предъявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Н.М. Садретинова