АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-793/2022
22 февраля 2022 года
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении Акционерного общества "Почта России" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился,
от ответчика – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Акционерного общества "Почта России" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отзыва со стороны Акционерного общества "Почта России" в суд не поступило.
На 22 февраля 2022 года на 11 часов 00 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание назначено на 22 февраля 2022 года на 11 часов 10 минут).
В определении о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и назначении дела к судебному разбирательству, арбитражный суд указал на возможность завершения предварительного судебного заседания и перехода к рассмотрению дела в судебном заседании в случае, если лица, участвующие в деле, не явились в предварительное судебное заседание, но были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения и от них не поступило возражений против рассмотрения дела в их отсутствие.
Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Стороны в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Управлении Роскомнадзора рассмотрено обращение гражданина ФИО1, в котором он сообщает о неверном начислении тарифной платы за пересылку простого письма, принятого 12.11.2021 в отделении почтовой связи 629007 Салехард. Отправитель указанного письма - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, адресаты - гр. ФИО1, гр. ФИО2
В ходе рассмотрения обращений сделан запрос сведений в Управление Роспотребнадзора и оператору связи АО «Почта России» по вопросам, изложенным в обращении.
В результате анализа полученных сведений установлено следующее.
Простое письмо для граждан ФИО1 и ФИО2, направленное в адрес ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, было передано курьеру 09.11.2021 согласно списку ф. 103 внутренних почтовых отправлений № 80 от 09.11.2021.
В соответствии с п. 23 ПОУПС плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи...Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
Договором определено, что Управление Роспотребнадзора производит сдачу партионных почтовых отправлений по спискам ф.103, составленным в печатном и электроном виде.
Между тем, согласно документам, предоставленным АО «Почта России» и Управлением Роспотребнадзора, установлено, что список ф. 103, в том числе направленный АО «Почта России» в адрес Управления Роспотребнадзора с квитанцией в приеме почтовых отправлений не заполнен (не сформирован). Следовательно, определить вес почтовых отправлений, принятых к пересылке, который влияет на тариф (сумму платы за пересылку почтовых отправлений), не представилось возможным.
Указанные действия оператора связи привели к невозможности оценки соблюдения АО «Почта России» пункта 23 ПОУПС: верно ли была применена тарификация услуги почтовой связи на пересылку отправлений по списку ф.103 от 09.11.2021 № 80, а также правильность взимания с отправителя суммы 704,52 руб.
Таким образом, вследствие действия (бездействия) структурного подразделения оператора связи АО «Почта России» ОПС 629007 Салехард оказалось невозможно установить соответствия платы за пересылку почтовых отправлений весу указанных отправлений, так как фактический вес отправлений в списке ф. 103 не указан (не установлен). АО «Почта России» не обеспечило соблюдение (исполнение) соответствующих правил, норм и лицензионных условий, тем самым не предприняло все возможные меры для недопущения нарушения лицензионных условий и взятых на себя обязательств в части соблюдения Правил оказания услуг почтовой связи.
По мнению заявителя, оператор связи АО «Почта России», оказывающий лицензируемые услуги связи, не обеспечив выполнение требований пункта 23, подпункта «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, нарушил условия пункта 5 предусмотренного лицензией №162571, выданной 11.04.2018, в соответствии с которой «Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации».
Усмотрев в действиях АО «Почта России» признаки административного правонарушения, 19.01.2022 года уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении заинтересованного лица составлен административный протокол №АП-72/3/68 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд ЯНАО с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами указанного правонарушения могут быть граждане, юридические лица, должностные лица.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 36 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", установлено, что в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
АО "Почта России" осуществляет деятельность в соответствии с лицензией на оказание услуг почтовой связи N 162571 от 11.04.2018, которая выдана Федеральной службой по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" определено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором, а также руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи (связанные с этим расходы несут операторы связи).
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418 (далее - Минцифры России), Минцифры России наделено полномочиями по принятию правил оказания почтовых услуг.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, в соответствии с которыми:
- Плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи...Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи (п. 23);
- Операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора (пп. «в» п. 46).
Статьей 33 Федерального закона № 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи, допустившие в ходе осуществления деятельности в области почтовой связи нарушения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Управлении Роскомнадзора рассмотрено обращение гражданина ФИО1, в котором он сообщает о неверном начислении тарифной платы за пересылку простого письма, принятого 12.11.2021 в отделении почтовой связи 629007 Салехард. Отправитель указанного письма - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, адресаты - гр. ФИО1, гр. ФИО2
В ходе рассмотрения обращений сделан запрос сведений в Управление Роспотребнадзора и оператору связи АО «Почта России» по вопросам, изложенным в обращении.
В результате анализа полученных сведений установлено следующее.
Между АО «Почта России» и Управлением Роспотребнадзора заключен Государственный контракт № 1072-УПС/21-С от 28.12.2020 на оказание услуг почтовой связи.
Согласно п. 1.1 Договора АО «Почта России» (исполнитель) обязуется через свое структурное подразделение оказывать Управлению Роспотребнадзора (заказчик) следующие услуги почтовой связи:
- прием, обработку, пересылку и выдачу всех видов внутренних почтовых отправлений (кроме посылок и EMS отправлений), в т.ч. оплаченной оттиском франкировальной машины Исполнителя в пункте ПКО (ОПС 629007) ГЗПО РВ 392397;
- реализация знаков почтовой оплаты;
- прочих (дополнительных) услуг (нанесение оттиска франкировальной машины на соответствующие виды и категории письменной корреспонденции в ПКО, наклейка марок, оклейка скотчем, подготовке сопроводительной документации (сопроводительных адресов и списков ф. 103, проверка описи вложения), курьерская доставка «Бокс-Сервис» адресу: 629007, ЯНАО, г. Салехард, ул. Титова д. 10 (прием почтовых отправлений по адресу местонахождения Заказчика 2 раза в неделю).
Простое письмо для граждан ФИО1 и ФИО2, направленное в адрес ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, было передано курьеру 09.11.2021 согласно списку ф. 103 внутренних почтовых отправлений № 80 от 09.11.2021.
В соответствии с п. 23 ПОУПС плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи...Нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
Договором определено, что Управление Роспотребнадзора производит сдачу партионных почтовых отправлений по спискам ф.103, составленным в печатном и электроном виде.
Между тем, согласно документам, предоставленным АО «Почта России» и Управлением Роспотребнадзора, установлено, что список ф. 103, в том числе направленный АО «Почта России» в адрес Управления Роспотребнадзора с квитанцией в приеме почтовых отправлений не заполнен (не сформирован). Следовательно, определить вес почтовых отправлений, принятых к пересылке, который влияет на тариф (сумму платы за пересылку почтовых отправлений), не представилось возможным.
Указанные действия оператора связи привели к невозможности оценки соблюдения АО «Почта России» пункта 23 ПОУПС: верно ли была применена тарификация услуги почтовой связи на пересылку отправлений по списку ф.103 от 09.11.2021 № 80, а также правильность взимания с отправителя суммы 704,52 руб.
Таким образом, вследствие действия (бездействия) структурного подразделения оператора связи АО «Почта России» ОПС 629007 Салехард оказалось невозможно установить соответствия платы за пересылку почтовых отправлений весу указанных отправлений, так как фактический вес отправлений в списке ф. 103 не указан (не установлен). АО «Почта России» не обеспечило соблюдение (исполнение) соответствующих правил, норм и лицензионных условий, тем самым не предприняло все возможные меры для недопущения нарушения лицензионных условий и взятых на себя обязательств в части соблюдения Правил оказания услуг почтовой связи.
Исходя из изложенного, оператор связи АО «Почта России», оказывающий лицензируемые услуги связи, не обеспечив выполнение требований пункта 23, подпункта «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, нарушил условия пункта 5 предусмотренного лицензией №162571, выданной 11.04.2018, в соответствии с которой «Лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации».
АО «Почта России» признало факт нарушения требований нормативных документов в области почтовой связи (письмо от 10.01.2022 № 3.1.5.3-03/38938-01-1/72).
Таким образом, наличие в действиях АО «Почта России» объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в материалы дела обществом не представлены доказательства того, были им приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, то в действиях общества содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, общество не приняло всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Доказательства, исключающие возможность соблюсти правила, за нарушение которых частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии вины АО "Почта России" в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд признает доказанным наличие в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО "Почта России" судом не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
На основании изложенного, принимая во внимание наличие обстоятельства, отягчающего ответственность общества за совершение вмененного ему административного правонарушения, а именно привлечение общества ранее к ответственности за аналогичные правонарушения, исключающее в рассматриваемом случае возможность применения наказания в виде предупреждения, и исходя из своих дискреционных полномочий, руководствуясь принципами справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также учитывая характер рассматриваемого правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования административного органа и привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь статьями 168-170, 176, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь Акционерное общество "Почта России" (место нахождения: 131000, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; дата и место государственной регистрации: 01.10.2019 г., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 (Тридцать тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Получатель
"УФК по Тюменской области (Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу)"
Лицевой счет
04671А18470
ИНН
<***>
КПП
720301001
Наименование банка
ОТДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНЬ БАНКА РОССИИ//УФК ПО ТЮМЕНСКОЙ
получателя
ОБЛАСТИ г. Тюмень
БИК
017102101
Единый казначейский счет
40102810945370000060
Казначейский счет
03100643000000016700
октмо
71701000
КБК
09611601141019002140
УИН
09600000000038456942
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Н.М. Садретинова