ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-8134/2022 от 14.10.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-8134/2022

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании октября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прутовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе ФИО1 к Департаменту имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой об оспаривании решения от 05.05.2022 №89-176-03/01-07/4112 об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка и обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе ФИО1 - не явился;

от заинтересованного лица - Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой – представитель не явился,

 от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Уренгойэнергоремонт» - представитель не явился,

                                                     УСТАНОВИЛ:

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе ФИО1  обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой об оспаривании решения от 05.05.2022 №89-176-03/01-07/4112 об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка и обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка.

07.07.2022 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны третьего лица, в котором Общество просит удовлетворить предъявленные требования.

25.07.2022 года отзыв на заявленные требования поступил со стороны департамента, в котором заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении предъявленных требований.

От заявителя 18.08.2022 в суд поступила письменная позиция, а так же ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

От Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой 19.08.2022 в суд поступило ходатайство, в котором заинтересованное лицо сообщает, что им представлена вся имеющаяся информация в отношении объектов недвижимости ООО «Уренгойэнергоремонт».

13.10.2022 года от Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгойв суд поступило ходатайство, в котором заинтересованное лицо просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Судом установлено, что полномочия Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе ФИО1 в настоящее время прекращены.

Определением по делу от 15.09.2022 года суд в порядке ст. 46 АПК РФ счел необходимым предложить ООО «Уренгойэнергоремонт» рассмотреть вопрос о вступлении в дело в качестве соистца. В связи с чем, судебное разбирательство по делу  было отложено на 14.10.2022 года. К настоящему судебному заседанию от ООО «Уренгойэнергоремонт»  какие-либо заявления, ходатайства не поступили.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в сети Интернет.

В силу положений ст.ст. 123, 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в пользовании общества с ограниченной ответственностью «УренгойЭнергоРемонт» находится земельный участок с кадастровым номером 89:11:070101:3842, площадью 3194 кв.м, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, район Лимбяяха, ул. Дальняя, 16.

Участок предоставлен Обществу на основании договора аренды земельного участка № НУ/л-14-17 от 08 ноября 2017 года, заключенного с Департаментом имущественных и жилищных отношений Администрации муниципального образования города Новый Уренгой.

Из п/п. 1.1. Договора следует, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – «Деловое управление».                                                                                                                   

20 апреля 2022 года Общество обратилось в Департамент с просьбой оказать муниципальную услугу, приняв решение об установлении/изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 89:11:070101:3842, площадью 3194 кв.м, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, район Лимбяяха, ул. Дальняя, 16 на «Производственная деятельность/Строительная промышленность».

05 мая 2022 года Департаментом в установлении/изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка отказано. В обосновании такого решения заместителем начальника Департамента ФИО2 указано, что земельный участок с кадастровым номером 89:11:070101:3842 расположен в коммунально-складской зоне (П2), в которой вид разрешенного использования: «Производственная деятельность/Строительная промышленность» не предусмотрен.

В связи с полученным отказом, Общество обратилось к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе с целью защиты своих прав.

Рассмотрев материалы обращения, Уполномоченный, полагая, что действия (бездействие) Департамента, выразившиеся в незаконном отказе в установлении/изменении вида разрешенного использования земельного участка, нарушают права и законные интересы ООО «УренгойЭнергоРемонт» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с требованиями:

-признать незаконным решение Департамента имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой от 05 мая 2022 года № 89-176-03/01-07/4112 об отказе в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка;

-обязать Департамент имущественных и жилищных отношений Администрации г. Новый Уренгой изменить вид разрешенного использования земельного участка с вида «Деловое управление», на вид «Производственная деятельность»/«Строительная промышленность».

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Частью 1 статьи 37 ГрК РФ установлено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2.1. статьи 37 ГрК РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 29.05.2012 N 13016/11, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанной правовой нормы установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой, утвержденными решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31.05.2007 № 215 (далее - Правила землепользования и застройки), земельный участок с кадастровым номером 89:11:070101:3842 расположен в коммунально-складской зоне (П2),  где основными видами разрешенного использования земельных участков являются:

-Коммунальное обслуживание, деловое управление,  Слады, Производственная деятельность, улично-дорожная сеть, Служебные гаражи, Связь, Энергетика, Приюты для животных, Магазины, Общественное питание, Обеспечение внутреннего правопорядка, Объекты дорожного сервиса, Хранение автотранспорта, Спорт, Объекты торговли, где условно-разрешенными видами использования земельных участков являются: воздушный транспорт, железнодорожные пути, гостиничное обслуживание.

Анализ вышеуказанных Правил позволяет прийти к выводу о том, что одними из основных видов использования земельного участка для коммунально-складской зоны (П2) являются «Деловое управление», «Производственная деятельность».

При этом, из указанных Правил следует, что такие виды использования как «Строительная промышленность» или «Производственная деятельность / строительная промышленность» не включены ни к качестве основных видов, ни в качестве условно-разрешенных видов для  коммунально-складской зоны (П2).

Судом установлено, что ООО «УренгойЭнергоРемонт» обратилось с требованием об изменении вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с Приказом №П/0412 имеющего обозначение именно «Производственная деятельность»/«Строительная промышленность».

Между тем, как установлено судом выше, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Новый Уренгой, утвержденными решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31.05.2007 № 215, земельный участок с кадастровым номером 89:11:070101:3842 расположен в коммунально-складской зоне (П2), в которой вид - разрешенного использования: «Производственная деятельность»/«Строительная промышленность» вообще не предусмотрен. Однако имеется вид: «Производственная деятельность», который Обществом, не истребуется.

Также необходимо отметить, что вид разрешенного использования земельных участков «Строительная промышленность» (код 6.6) не представлен в перечне «Основных видов разрешенного использования» для коммунально-складской зоны (П2), в границах которой расположен Земельный участок.

В соответствии с приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"вид разрешенного использования земельных участков «Производственная деятельность» (код 6.0) предполагает размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.

При этом, содержание данного вида разрешенного использования «Производственная деятельность» (код 6.0) не включает в себя содержание вида разрешенного использования с кодом 6.6 «Строительная промышленность».

Как обоснованно отмечено заинтересованным лицом вид разрешенного использования земельных участков «Производственная деятельность» (код 6.0) не соответствует испрашиваемому виду «Строительная промышленность» (код 6.6). Указанные виды разрешенного использования земельных участков имеют различные: 1)наименования; 2) содержание вида разрешенного использования; 3) коды.

Согласно содержаниюКлассификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412,  если конкретный вид разрешенного использования включает в себя содержание иных видов разрешенного использования, то в  скобках указываются иные равнозначные наименования. Что отсутствует в таком виде разрешенного использования как  «Производственная деятельность» код 6.0.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Приказ № 540) (начало действия - 24.12.2014; окончание действия - 04.04.2021) установлено, что вид разрешенного использования «Деловое управление» (код № 4.1) предполагает возможным размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).

Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Приказ № П/0412) (начало действия - 12.06.2021) определено, что вид разрешенного использования «Деловое управление» (код № 4.1) предполагает возможным размещение: «объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).

Вид разрешенного использования земельных участков «Производственная деятельность» (код 6.0) предполагает размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.

«Строительная промышленность» (код 6.6) предполагает размещение: «объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции».

Согласно условиям заключенного между Департаментом и ООО «УренгойЭнергоРемонт» договора аренды земельного участка от 08.11.2017 № НУ/л-14-17 на срок с 26.07.2017 до 26.07.2066, вид разрешенного использования Земельного участка - «Деловое управление».

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 89:11:070101:3842 в настоящее время соответствует Классификатору.

В свою очередь, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.04.2022 на земельном участке с кадастровым номером 89:11:070101:3842 расположены:

- здание: Административно-производственный комплекс с кадастровым номером 89:11:070101:3486;

- здание: Административно-производственный комплекс, 2-я очередь строительства, принадлежащие третьему лицу на праве собственности.Вид разрешенного использования земельного участка - Деловое управление.

Таким образом, ООО «УренгойЭнергоРемонт», руководствуясь условиями договорных обязательств, имеет право осуществлять хозяйственную деятельность на территории Земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка: «Деловое управление», содержание которого определяется действующим классификатором.

Суд отмечает, что определениями по делу от 27.07.2022 года, от 26.08.2022 года суд обязывал Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе ФИО1, а также общество с ограниченной ответственностью «Уренгойэнергоремонт» представить суду сведения, подтвержденные документально, относительно объектов, расположенных на земельном участке, о целях их использования и т.д.

Требование суда указанными лицами не исполнено, необходимые сведения суду не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Заявитель, третье лицо при рассмотрении дела не проявили какой-либо инициативы по сбору и представлению суду доказательств для надлежащего обоснования занимаемой по делу правовой позиции (статьи 9, 41, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Негативные последствия, наступление которых законодатель связывает с неосуществлением лицом, участвующим в деле своих процессуальных прав и обязанностей (статья 41, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), для стороны следуют в виде рассмотрения судом первой инстанции спора по существу на основании имеющихся в материалах дела доказательств.

В рассматриваемом случае формирование спорного земельного участка осуществлялось для целей, не связанных со строительством.

В настоящее время формирование земельного участка для строительства также требует в силу части 9 статьи 48 ГрК РФ определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка, изначально сформированного для целей, не предусматривавших строительство, фактически нивелирует требования земельного и градостроительного законодательства, предъявляемых к формированию земельного участка, предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства.

При таких условиях, поскольку отсутствует совокупность предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований, арбитражный суд в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  168, 171 и 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                             РЕШИЛ:

В удовлетворении предъявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной  жалобы  через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова