ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-8150/2022 от 10.10.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-8150/2022

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании октября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ямщиковым А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании писем от 21.01.2022 №89-174/1001-08/33, от 21.01.2022 №89-174/1001-08/36 и от 21.01.2022 №89-174/1001-08/37,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" – представитель не явился,

от заинтересованного лица - Департамента градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района - ФИО1, по доверенности от 28.08.2022 №89-174/1001-04/3622 (диплом ВСГ 4523583),

                                УСТАНОВИЛ:

  Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), в котором просит:

-признать недействительным ненормативный правовой акт Департамента градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа в виде письма от 21.01.2022 №89-174/1001-08/33.

-обязать Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа ОГРН <***>, ИНН <***> выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления и установления сервитута, с условными номерами: 89:04:020704:9058:чзу1, 89:04:020704:9058:чзу2,

89:04:020704:9058:чзуЗ, 89:04:020704:9058:чзу4, 89:04:020704:9058:чзу5, 89:04:020704:9058:чзу6, 89:04:020704:9058:чзу7, 89:04:020704:9058:чзу8,  89:04:020704:9058:чзу9, 89:04:020704:9058:чзу10, общей площадью 593 739 м2, в целях проведения капитального ремонта линейного объекта: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420, инв.№000169, ремонтируемый участок км 86,9-105,6. Замена труб. Пангодинское ЛПУМГ», сроком действия до 31.03.2023.

Делу присвоен номер №А81-8150/2022. Судья Садретинова Н.М.

Также Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), в котором просит:

-признать недействительным ненормативный правовой акт Департамента градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа в виде письма от 21.01.2022 №89-174/1001-08/36;

-обязать Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа ОГРН <***>, ИНН <***> выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления и установления сервитута, с условным номером 89:04:020704:9058:чзу1, общей площадью 1635 295 м2, в целях проведения капитального ремонта линейного объекта: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1 к Уренгой-Надым 2. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», сроком действия до 31.03.2023.

Делу присвоен номер №А81-8140/2022. Судья Садретинова Н.М.

Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), в котором просит:

-признать недействительным ненормативный правовой акт Департамента градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа в виде письма от 21.01.2022 №89-174/1001-08/37,

-обязать Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа ОГРН <***>, ИНН <***> выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления и установления сервитута, с условным номером 89:04:020704:ЗУ1, общей площадью 3 949 053 м2, в целях проведения капитального ремонта линейного объекта: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1 и Уренгой-Надым 2. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», сроком действия до 31.03.2023.

Делу присвоен номер №А81-8148/2022. Судья Садретинова Н.М.

Определением от 05.10.2022 года арбитражный суд объединил указанные производства в одно для совместного рассмотрения, присвоив делу номер А81-8150/2022.

В рамках указанных дел от заинтересованного лица в суд поступили отзывы на заявленные требования, в соответствии с которыми Департамент просил отказать в удовлетворении предъявленных требований.

В судебное заседание не явился заявителя, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения предъявленных требований по основаниям, которые были изложены в представленных суду отзывах на заявленные требования.

Заслушав представителя Департамента, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Газпром трансгаз Югорск» в связи с проведением капитального ремонта линейного объекта: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420, инв.№000169, ремонтируемый участок км 86,9-105,6. Замена труб. Пангодинское ЛПУМГ» обратилось в Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа с  заявлением  от  27.12.2021 №31/106/23-06742 о выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условными номерами: с 89:04:020704:9058:чзу1 по 89:04:020704:9058:чзу10 (десять частей), общей площадью 593 739 м2.

Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района письмом от 21.01.2022 №89-174/1001-08/33 отказал в выдаче разрешения на использование земельного участка, ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 39.34 Земельного Кодекса Российской Федерации. В обоснование отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка, департамент указал, что разрешение выдается на срок не более одного года, являющимся предельным сроком использования. Испрашиваемые земельные участки использовались ООО «Газпром трансгаз Югорск» в соответствии с разрешением Администрации Надымского района от 22.01.2021 № 48-р для проведения капитального ремонта линейного объекта «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420, инв. № 000171, ремонтируемый участок км 86.9 - 105,6. Замена труб. Пангодинское ЛПУ МГ», срок которого истек 30.11.2021.

С чем не согласился заявитель, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями (дело №А81-8150/2022).

Кроме того, из материалов дела следует, ООО «Газпром трансгаз Югорск» в связи с проведением капитального ремонта объекта: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1 и Уренгой-Надым 2. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», обратилось в Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением от 27.12.2021 №31/106/23-06740 о выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условным номером 89:04:020704:9058:чзу1, общей площадью 1635 295 м2.

Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района письмом от 21.01.2022 №89-174/1001-08/36 отказал в выдаче разрешения на использование земельного участка, ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 39.34 Земельного Кодекса Российской Федерации. В обоснование отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка, департамент указал, что разрешение выдается на срок не более одного года, являющимся предельным сроком использования. Испрашиваемая часть земельного участка используется ООО «Газпром трансгаз Югорск» в соответствии с распоряжением Администрации Надымского района от 15.07.2020 № 1387-р «О выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления и установления сервитута, публичного сервитута для ООО «Газпром трансгаз Югорск», с целью проведения капитального ремонта линейного объекта «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1 и Уренгой-Надым 2. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», срок которого истек 31.06.2021.

С чем не согласился заявитель, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями (дело №А81-8140/2022).

Также, ООО «Газпром трансгаз Югорск» в связи с проведением капитального ремонта объекта: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1 и Уренгой-Надым 2. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», обратилось в Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением от 27.12.2021   №31/106/23-06741   о  выдаче разрешения  на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условным номером 89:04:020704:ЗУ1, общей площадью 3 949 053 м2.

Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района письмом от 21.01.2022 №89-174/1001-08/37 отказал в выдаче разрешения на использование земельного участка, ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 39.34 Земельного Кодекса Российской Федерации. В обоснование отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка, департамент указал, что разрешение выдается на срок не более одного года, являющимся предельным сроком использования. Испрашиваемая часть земельного участка используется ООО «Газпром трансгаз Югорск» в соответствии с распоряжением Администрации Надымского района от 15.07.2020 № 1389-р «О выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления и установления сервитута, публичного сервитута для ООО «Газпром трансгаз Югорск», с целью проведения капитального ремонта линейного объекта «Капитальный ремонт МГ Урентой-Надым 1 и Уренгой-Надым 2. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», срок которого истек 31.06.2021.

С чем не согласился заявитель, обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями (дело №А81-8148/2022).

В обоснование заявленных требований Общество приводит доводы о том, что действующее законодательство не запрещает заявителю обращаться дважды, трижды (кратно) по поводу использования земельного участка для проведения капитального ремонта линейного объекта в пределах одного года, а пункт 9 Правил от 27.11.2014 №1244 не позволяет ответчику иметь иные основания для отказа в выдаче разрешений, которые по отношению к Обществу отсутствуют в данном пункте.

Кроме того, Общество ходатайствует о восстановлении пропущенных сроков на оспаривание ненормативных правовых актов заинтересованного лица.

В силу положений части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд отмечает, что оспариваемые в рамках настоящего дела отказы в предоставлении земельных участков датированы 21.01.2022 года, получены Обществом 01.02.2022 года, поэтому трехмесячный срок на оспаривание истек 01.05.2022 года. Общество обратилось в суд с заявлениями 31.05.2022 года, то есть с пропуском срока. Заявитель просит суд восстановить срок на оспаривание.  В обоснование заявленного ходатайства Общество приводит доводы о том, что предприятие до передачи спора в арбитражный суд предприняло попытки урегулировать его в досудебном порядке, обращалось к Губернатору округа с  целью оказания содействия в разрешении сложившейся ситуации. Между тем, в установленные действующим законодательством сроки ответа на обращение Общество не получило. Поэтому было принято решение обратиться в суд.

В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно части 2 указанной статьи решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Пунктом 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О подчеркнуто, что статья 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию. Вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право на обжалование в суд обеспечивается по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод нормативными и ненормативными актами федеральных органов государственной власти проверкой, осуществляемой на основании гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 N 2155-О указано, что статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод (часть 1), а также право на судебное обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, в том числе судебной (часть 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данных прав и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральным законодателем.

С учетом совокупной оценки всех обстоятельств дела, суд считает, что срок на обращение в суд пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению.

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В указанный Перечень включены, в том числе, подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).

На основании частей 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

Как указано в пункте 1 статьи 39.34 ЗК РФ, разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244.

Согласно пункту 2 Правил N 1244 заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).

Пункт 3 Правил N 1244 содержит требования к содержанию самого заявления, а пункт 4 Правил содержит требования к составу документов, приложенному к заявлению.

Так, согласно пункту  3 Порядка, в заявлении должны быть указаны:

а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность - в случае, если заявление подается физическим лицом;

б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;

е) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;

ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ).

По пункту 4 Порядка в качестве необходимых документов к заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;

б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости).

В соответствии с пунктом 7 названных Правил N 1244 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.

Согласно пункту 9 Правил N 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а)заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, из системного толкования положений земельного законодательства следует возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях капитального или текущего ремонта линейного объекта.

Из материалов дела усматривается, что общество, будучи арендатором линейного объекта (газопровода) (договор аренды имущества №01/1600-Д-24/22 от 29.11.2021 года), обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления и установления сервитута, с условными номерами: 89:04:020704:9058:чзу1, 89:04:020704:9058:чзу2, 89:04:020704:9058:чзуЗ, 89:04:020704:9058:чзу4, 89:04:020704:9058:чзу5, 89:04:020704:9058:чзу6, 89:04:020704:9058:чзу7, 89:04:020704:9058:чзу8,        89:04:020704:9058:чзу9, 89:04:020704:9058:чзу10, общей площадью 593 739 м2, для проведения работ по капитальному ремонту линейного объекта.

Также ООО «Газпром трансгаз Югорск», будучи арендатором линейного объекта (газопровода) (договор аренды имущества №01/1600-Д-24/22 от 29.11.2021 года) в связи с проведением капитального ремонта объекта: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1 и Уренгой-Надым 2. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», обратилось в Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением от 27.12.2021 №31/106/23-06740 о выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условным номером 89:04:020704:9058:чзу1, общей площадью 1635 295 м2.

Кроме того, ООО «Газпром трансгаз Югорск», будучи арендатором линейного объекта (газопровода) (договор аренды имущества №01/1600-Д-24/22 от 29.11.2021 года) в связи с проведением капитального ремонта объекта: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1 и Уренгой-Надым 2. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», обратилось в Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением от 27.12.2021   №31/106/23-06741   о  выдаче разрешения  на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, с условным номером 89:04:020704:ЗУ1, общей площадью 3 949 053 м2.

В заявлениях указаны: наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом; фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия - в случае, если заявление подается представителем заявителя; почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ).

К заявлению были приложены: схемы границ предполагаемых к использованию земель, договор аренды имущества № 01/1600-Д-24/22 от 29.11.2021; свидетельства о праве собственности на линейные объекты.

Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района письмами от 21.01.2022 №89-174/1001-08/33, от 21.01.2022 №89-174/1001-08/36 и от 21.01.2022 №89-174/1001-08/37  отказал в выдаче разрешения на использование земельных участков, ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 39.34 Земельного Кодекса Российской Федерации. В обоснование отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемых земельных участков, департамент указал, что разрешение выдается на срок не более одного года, являющимся предельным сроком использования. Испрашиваемые части земельного участка используются ООО «Газпром трансгаз Югорск» в соответствии с распоряжениями Администрации Надымского района, с целью проведения капитального ремонта линейных объектов, сроки которых истекли.

По мнению заинтересованного лица, выдача нового разрешения в отношении уже используемого земельного участка для ранее указанных в предыдущем разрешении целей без возврата указанного земельного участка в орган местного самоуправления, осуществляющий управление и распоряжение указанным земельным участком, может быть расценено как злоупотребление правом в части управления и распоряжения земельными участками.

Суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица.

Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничивается срок действия конкретного разрешения (не более одного года), при этом кратность выдачи новых разрешений не ограничена, что согласуется с пунктом 9 Правилот 27.11.2014 N 1244, который предусматривает закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения:а)заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Сомнений относительно предполагаемой цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, а именно капитальный ремонт линейного объекта, заинтересованное лицо в оспариваемых отказах не высказало.

При этом, согласно доводам заявителя. По поручению ПАО «Газпром» от 11.09.2019 №01-3343 между заявителем и ООО «Газпром инвест» (далее-Агент) заключен Агентский договор от 22.11.2019 №ГР-КР-23/19/2414-19-116 на организацию работ по капитальному ремонту объектов ООО «Газпром трансгаз Югорск» на 2020-2022 г.г. (далее-Агентский договор), в том числе спорных объектов.

Согласно пункту 1.1 Агентского договора Агент обязуется от своего имени, но за счет Принципала совершать действия по организации работ по капитальному ремонту Объектов.

В соответствии с пунктом 1.4 Агентского договора наименование ремонтируемых объектов, содержание, стоимость и сроки выполнения работ применительно к конкретному Объекту или группе однородных Объектов, а также иные условия совершаемой сделки оформляются Агентскими поручениями, которые после подписания Сторонами являются неотъемлемой частью Агентского договора.

Согласно агентскому поручению от 23.01.2020 №38/КР, в редакции дополнительного соглашения от 22.08.2022 №6, Агент обязался в период с 11.01.2021 по 31.03.2022 организовать выполнение работ по замене трубы (по капитальному ремонту) на Объекте Заявителя.

В соответствии наименованием проектной документации для рекультивации нарушенных земель (шифр 9000.053.002-П-0002-16-РК31.ТЧ), по объекту: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420 мм, инв.№171. Ремонтируемый участок км 86,9-105,6. Замена труб. Пангодинское ЛПУМГ» (далее-ПРЗ), работы по рекультивации нарушенных земель являются обязанностью Заявителя и одновременно привлекаемого Агентом генподрядчика/субподрядчика и входят в общий объём работ по капитальному ремонту Объекта Заявителя.

Изначально работы по капитальному ремонту Объекта в виде замены трубы должны были быть организованы Агентом в период с 11.01.2021 по 16.05.2021 согласно агентскому поручению от 23.01.2020 №38/КР, в редакции дополнительного соглашения от 30.04.2021 №2.

Далее, в связи с непредвиденными обстоятельствами, сроки выполнения работ на Объекте были изменены на период с 11.01.2021 по 31.03.2022, согласно тому же агентскому поручению, но в редакции дополнительного соглашения от 22.08.2022 №6.

В соответствии с пунктом 3.4 приложенного ПРЗ, изготовленным в 2019 году проектной организацией ОАО «Сибнефтетранспроект», то есть до начала выполнения работ на Объекте, рекультивация нарушенных земель должна быть завершена в конце августа 2022 года, при условии, что непосредственно работы по замене трубы должны быть проведены в первоначально запланированные сроки - с 11.01.2021 по 16.05.2021.

Следовательно, если ранее запланированные сроки проведения капитального ремонта изменились, то и срок завершения работ по рекультивации должен быть перенесён пропорционально на соответствующее количество дней позже, с учётом природно-климатических условий.

Таким образом, если работы согласно агентскому поручению от 23.01.2020 №38/КР, в редакции дополнительного соглашения от 22.08.2022 №6, по замене трубы должны быть завершены 31.03.2022 (фактически работы завершены на Объекте в июле-августе 2022, что подтверждается приложенной справкой КС-3), то рекультивация нарушенных земель, включающая технический и биологический этапы, можно будет завершить не ранее летнего периода 2023 года.

Кроме того, согласно агентским поручениям от 20.02.2020 №36/КР, в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2021 №2, и от 03.03.2020 №35/КР, в редакции дополнительного соглашения от 31.03.2022 №6, Агент обязался в период с 01.10.2022 по 31.05.2023 и с 01.01.2020 по 31.03.2022, соответственно, организовать выполнение работ по замене трубы (по капитальному ремонту) на Объекте Заявителя.

В соответствии наименованием проектной документации для рекультивации нарушенных земель (шифр 861.КР-19.10.02-РКЗ), по объекту: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420 мм, инв.№170. Ремонтируемый участок км 44,6-86,9. Замена труб. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», работы по рекультивации нарушенных земель являются обязанностью Заявителя и одновременно привлекаемого Агентом генподрядчика/субподрядчика и входят в общий объём работ по капитальному ремонту Объекта Заявителя.

Как указывает заявитель, в таблице 19 пункта 3.4 проектной документации на рекультивацию нарушенных земель (далее-ПРЗ) указан общий срок проведения технического этапа рекультивации-140 дней.

Учитывая срок завершения работ по замене трубы 31.03.2022 на одном из подобъектов Объекта: Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, по агентскому поручению от 03.03.2020 №35/КР, в редакции дополнительного соглашения от 31.03.2022 №6, принимая во внимание обязанность заявителя в соответствии с Земельным и Лесным кодексом РФ завершать работы по капитальному ремонту рекультивацией нарушенных земель, то общий минимальный срок использования земель по подобъекту Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2 Объекта составит: сентябрь 2023 года (31.03.2022 + 140 дней).

Кроме того, согласно агентским поручениям от 20.02.2020 №36/КР, в редакции дополнительного соглашения от 09.12.2021 №2, и от 03.03.2020 №35/КР, в редакции дополнительного соглашения от 31.03.2022 №6, Агент обязался в период с 01.10.2022 по 31.05.2023 и с 01.01.2020 по 31.03.2022, соответственно, организовать выполнение работ по замене трубы (по капитальному ремонту) на Объекте Заявителя.

В соответствии наименованием проектной документации для рекультивации нарушенных земель (шифр 861.КР-19.10.02-РКЗ), по объекту: «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420 мм, инв.№170. Ремонтируемый участок км 44,6-86,9. Замена труб. Ново-Уренгойское ЛПУМГ», работы по рекультивации нарушенных земель являются обязанностью Заявителя и одновременно привлекаемого Агентом генподрядчика/субподрядчика и входят в общий объём работ по капитальному ремонту Объекта Заявителя.

Как указывает заявитель, в таблице 19 пункта 3.4 проектной документации на рекультивацию нарушенных земель (далее-ПРЗ) указан общий срок проведения технического этапа рекультивации-140 дней.

Учитывая срок завершения работ по замене трубы 31.03.2022 на одном из подобъектов Объекта: Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, по агентскому поручению от 03.03.2020 №35/КР, в редакции дополнительного соглашения от 31.03.2022 №6, принимая во внимание обязанность заявителя в соответствии с Земельным и Лесным кодексом РФ завершать работы по капитальному ремонту рекультивацией нарушенных земель, то общий минимальный срок использования земель по подобъекту Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2 Объекта составит: сентябрь 2023 года (31.03.2022 + 140 дней).

В силу изложенных обстоятельств и представленных в подтверждение доказательств, капитальный ремонт спорных линейных объектов в сроки, которые были установлены ранее выданными разрешениями (Разрешением Администрации Надымского района от 22.01.2021 № 48-р для проведения капитального ремонта линейного объекта «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420, инв. № 000171, ремонтируемый участок км 86.9 - 105,6. Замена труб. Пангодинское ЛПУ МГ», срок которого истек 30.11.2021; Разрешением Администрации Надымского района от 15.07.2020 № 1387-р для проведения капитального ремонта линейного объекта «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1, Уренгой-Надым 2, Ново-Уренгойское ЛПУМГ» сроком по 30.06.2021;Разрешением Администрации Надымского района от 05.09.2019 № 1824-р для проведения капитального ремонта линейного объекта «Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 1, Уренгой-Надым 2, Ново-Уренгойское ЛПУМГ», сроком  с  01.09.2019 по 30.07.2020, и Разрешением Администрации Надымского района от 15.07.2020 № 1389-р сроком по 31.05.2021),  не осуществлен, что и послужило поводом к обращению заявителя в адрес заинтересованного лица с заявлением  на выдачу разрешения.

Заинтересованное лицо указанные факты не опровергает, в том числе факт проведения заявителем капитального ремонта спорных линейных объектов, а также факт того, что данный ремонт в установленные в  ранее выданных разрешениях сроки не был закончен.

Суд отмечает, что спорные объекты, находящиеся в пользовании Общества относятся к опасным промышленным объектам. Непринятие необходимых своевременных мер по капитальному, текущему ремонту данных объектов  может привести к возникновению аварий, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поэтому отказ заинтересованного лица в предоставлении земельного участка  для целей проведения капитального ремонта спорного линейного объекта чревато серьезными последствиями.

Требование заинтересованного лица о необходимости возврата используемых земель  по истечении срока, указанного в ранее выданных разрешениях, проведения рекультивации данных земель  в ситуации, когда капитальный ремонт объектов не закончен (на дату обращения заявителя  в адрес Департамента с заявлениями  о выдачи разрешений), по убеждению суда, нецелесообразен.

В силу изложенного, суд пришел к выводу о том, что те основания, которые были положены в основу отказов заявителю в выдаче разрешений на использование земель, являются необоснованными.

Поэтому, суд полагает необходимым признать недействительными оспариваемые в рамках настоящего дела  отказы Департамента в выдаче разрешений на использование земель, изложенных в письмах от 21.01.2022 №89-174/1001-08/33, от 21.01.2022 №89-174/1001-08/36 и от 21.01.2022 №89-174/1001-08/37.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Во исполнение пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд возлагает на Департамент обязанность повторно рассмотреть заявления ООО «Газпром трансгаз Югорск» и принять по ним соответствующие решения.

Суд отмечает, что заявитель, обращаясь в адрес Департамента с соответствующими заявлениями о выдаче разрешений на использование земель, указал необходимый ему срок – 19.10.2022 года. В заявлениях, адресованных суду, Общество просит установить срок – 31.03.2023 года. Действительно на дату вынесения настоящего решения – 10.10.2022 года, срок, на который заявитель просил выдать разрешения – 19.10.2022 года, фактически истек. Необходимость выдачи разрешений на срок – до 31.03.2022 года заинтересованным лицом не проверялась и не устанавливалась. Поэтому, суд полагает, что необходимость в выдаче разрешений на срок до 31.03.2023 года подлежит установлению уполномоченным муниципальным органом при повторном рассмотрении заявлений Общества. Необходимо также отметить, что по смыслу статьи 2 АПК РФ, судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Расходы по уплате госпошлины относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                          РЕШИЛ:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» удовлетворить.

Признать недействительными отказы Департамента градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа  в выдаче разрешений на использование земель, изложенные письмах от 21.01.2022 №89-174/1001-08/33,  от 21.01.2022 №89-174/1001-08/36, от 21.01.2022 №89-174/1001-08/37.

Обязать Департамент градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района повторно рассмотреть заявления Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» о выдаче разрешений на использование земель и принять по ним соответствующие решения с учетом выводов суда, изложенных в настоящем судебном акте.

Взыскать с Департамента градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» расходы по уплате госпошлины в размере 9000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной  жалобы  через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.    

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова