АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-8310/2023
23 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 октября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 23 октября 2023 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ругиной В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным бездействия Администрации города Новый Уренгой, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность, об обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа - ФИО1 (служебное удостоверение ТО 295987),
от ответчика - Администрации города Новый Уренгой - представитель не явился.
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Новый Уренгой, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность, об обязании разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность.
04.10.2023 года от Администрации г. Новый Уренгой в суд поступил отзыв на заявленные требования, согласно доводам которого, в настоящее время проект административного регламента, регулирующий порядок предоставления муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность разработан и будет направлен в прокуратуру на согласование.
17.10.2023 года от Администрации в суд поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов, в соответствии с которым заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела копию письма в адрес прокуратуры от 10.10.2023 года о направлении административного регламента на согласование. Суд удовлетворил заявленное ходатайство, дополнительные документы приобщил к материалам дела.
В судебное заседание по делу не явился представитель Администрации города Новый Уренгой, о слушании дела извещен надлежащим образом. Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.
Заслушав представителя заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Из материалов дела усматривается, прокуратурой г. Новый Уренгой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, содействии развитию малого и среднего предпринимательства, в ходе которой установлено, что до настоящего времени на территории муниципального образования города Новый Уренгой не разработан административный регламент по оказанию муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность.
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой города 06.02.2023 в адрес главы Администрации г. Новый Уренгой внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из ответа администрации г. Новый Уренгой от 13.03.2023 следует, что нормативно - правовой акт, регламентирующий порядок предоставления недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность, не разработан.
До настоящего времени данный правовой акт не разработан.
Отсутствие указанного правового акта, по мнению прокуратуры, влечет неопределенность в деятельности заинтересованного органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услугипо предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующих норм права и установленных обстоятельств.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), представляет собой деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1).
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).
В силу пунктов 2, 8 статьи 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 3, 33 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно части 5 статьи 3 которого особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены вышеназванным Федеральным законом.
Федеральным законом «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 159-ФЗ) установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (часть 1 статьи 1).
В силу статьи 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В силу части 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 2113-р утвержден Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления (далее - Перечень).
Согласно пункту 173 данного Перечня государственной и муниципальной услугой является предоставление недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность.
Таким образом, осуществление органами местного самоуправления муниципального образования г. Новый Уренгой функций по отчуждению муниципального недвижимого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации последними своего преимущественного права на приобретение является муниципальной услугой.
В пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
На основании части 1 статьи 12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, под которым в силу пункта 4 статьи 2 Закона № 210-ФЗ понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно части 1 статьи 40 Устава муниципального образования город Новый Уренгой Администрация города Новый Уренгой исполнительно - распорядительный орган муниципального образования, наделенный в соответствии с настоящим Уставом собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, а также осуществляющим отдельные переданные органам местного самоуправления государственные полномочия.
В соответствии с пунктом 48 части 2 статьи 41 Устава муниципального образования город Новый Уренгой Администрация города Новый Уренгой в вопросах местного значения оказывает поддержку развитию малого и среднего предпринимательства.
Судом установлено, что в нарушение действующего законодательства на территории муниципального образования города Новый Уренгой не разработан муниципальный регламент по оказанию муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность, что нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц: как самого муниципального образования, так и субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение соответствующей поддержки от органов местного самоуправления.
Сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных и государственных услуг муниципального образования город Новый Уренгой и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.
Указанное бездействие влечет за собой потерю доверия со стороны предпринимателей к органам местного самоуправления, что является недопустимым.
С учетом изложенного суд полагает, что заявителем обоснованно предъявлено требование о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента, регламентирующего предоставление соответствующей муниципальной услуги, отсутствие которого в рассматриваемом случае влечет неопределенность в деятельности органа местного самоуправления, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих субъектов -субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Администрацию города Новый Уренгой в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, - при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность.
Доводы Администрации о том, что соответствующий акт разработан и направлен на согласование в прокуратуру г. Новый Уренгой, не свидетельствуют о незаконности предъявленного требования.
Суд отмечает, что перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации N2113-р еще 18.09.2019, то есть более 4-х лет назад.
Согласно пункту 173 данного Перечня государственной и муниципальной услугой является предоставление недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность.
В свою очередь, Администрация предприняла меры к разработке регламента только после проведенной прокуратурой проверки и выдачи представления. При этом, Администрация до выдачи представления необоснованно полагала об отсутствии необходимости в разработке указанного выше регламента (письмо заместителя главы Администрации города от 07.02.2023 года исх. №89-176/03-08/73). В ответ на представление прокурора от 06.02.2023 года Администрация в письме от 13.03.2023 года исх. 89-176/01-08/98 сообщила о том, что проект регламента будет разработан.
По состоянию на 29.08.2023 года проект регламента не был предоставлен заявителю на согласование, что, в свою очередь, послужило поводом к обращению прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением. Как следует из отзыва Администрации и дополнительно представленным 17.10.2023 года в адрес суда документам, проект регламента был направлен в прокуратуру на согласование лишь 10.10.2023 года.
Суд отмечает, что Администрацией не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие наличие объективных препятствий в разработке регламента в период до проведения прокуратурой проверки, выдачи представления с требованием об устранении нарушений законодательства и с момента выдачи представления до обращения прокуратуры в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Таким образом, со стороны Администрации имело место длительное бездействие, выраженное в не разработке и не утверждении вышеуказанного регламента,отсутствие которого в рассматриваемом случае влечет неопределенность в деятельности органа местного самоуправления, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе хозяйствующих - субъектовмалого и среднего предпринимательства.
Поэтому то обстоятельство, что 10.10.2023 года Администрация направила проект регламента на согласование в прокуратуру, не исключает незаконное бездействие со стороны ответчика и поскольку по состоянию на день рассмотрения судом спора, необходимый регламент не утвержден, постольку, суд считает необходимым обязать Администрацию выполнить необходимую обязанность.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования города Новый Уренгой, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность.
Обязать Администрацию города Новый Уренгой в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, - при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Н.М. Садретинова