АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-9257/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании марта 2021 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной Е.Ю., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пурстроймонтаж" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22.05.2019 № 89-RU89503302-018-2019, действий по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, признании дома блокированной застройки, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, многоквартирным домом, об обязании совершить определенные действия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пурстроймонтаж" – ФИО1 по доверенности от 11.01.2021 года,
от заинтересованных лиц:
- Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района - представитель не явился,
-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу – представитель не явился,
от третьего лица - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пурстроймонтаж" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, в котором просило:
-признать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22 мая 2019 года № 89-RU89503302-018-2019, выданное Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровский район как на блокированный жилой дом по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>- недействительным, как несоответствующий нормам п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки МО пос. Пурпе, утвержденные Решением собрания депутатов МО пос. Пурпе от 25.12.2005г в части установленного вида разрешенного использования участка, минимальной разрешенной площади участка для блок-секции жилого дома;
-признать действия по выдаче ненормативного правового акта- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22 мая 2019 года № 89-RU89503302-018-2019, выданного Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровский район как на блокированный жилой дом по адресу: Ямало- Ненецкий автономный округ, <...> незаконными.
-признать дом блокированной застройки, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> многоквартирным жилым домом;
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу зарегистрировать право собственности за обществом с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж» следующие объекты недвижимости в многоквартирном жилом доме:
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>. общей площадью 97,4 кв.м.
Определением суда от 28.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района.
Отзывы на заявленные требования поступили со стороны Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу.
11.03.2021 года Общество с ограниченной ответственностью "Пурстроймонтаж" заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым просит суд:
-признать дом блокированной застройки, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> многоквартирным жилым домом;
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу зарегистрировать право собственности за обществом с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж» следующие объекты недвижимости в многоквартирном жилом доме:
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>. общей площадью 97,4 кв.м.
12.03.2021 год от заявителя вновь поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым Общество просит суд:
-признать дом блокированной застройки, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> многоквартирным жилым домом;
-признать за обществом с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж» право собственности на следующие объекты недвижимости в многоквартирном жилом доме:
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
Суд отклоняет заявленное ходатайство, поступившее в суд 12.03.2021 года.
Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своих требований к ответчику.
Предметом иска (заявления) является материально-правовое требование истца (заявителя) к ответчику (заинтересованному лицу) о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменения или прекращения его. Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования истца к ответчику.
Одновременное изменение основания и предмета иска не допускается (абзац четвертый пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13).
В абзаце 5 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", подлежащего применению с учетом положений действующего АПК РФ, указано, что под увеличением размера исковых требований следует понимать увеличение суммы иска по тому же требованию, которое было заявлено истцом в исковом заявлении. Увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были истцом заявлены в исковом заявлении. Такое требование может быть заявлено самостоятельно.
В связи с этим, увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были истцом заявлены в исковом заявлении.
Ходатайство Общества, в котором заявлено новое требование о признании права собственности на объекты недвижимости судом отклоняется, поскольку в соответствии со статьей 49 АПК РФ увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были заявлены в иске. В данном случае изменение предмета требований, потребует изменения и оснований заявленных требований, что недопустимо.
Предъявление дополнительных требований должно производиться по общим правилам предъявления исков (абзац 2 пункта 7 постановления N 13).
Нельзя признать изменением предмета иска случай, когда к одному материально-правовому требованию истец, по сути, добавляет другое.
Таким образом, дополнительные требования ООО "Пурстроймонтаж» о признании права собственности на объекты недвижимости не являются уточняющими и не принимаются судом к рассмотрению.
Истец не лишен права обратиться в арбитражный суд с новым иском о признании права собственности на спорные объекты недвижимости.
Поэтому суд рассматривает заявление в рамках первоначально заявленных требований.
Между тем, в судебном заседании представитель заявителя устно отказалась от следующих требований:
-признать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22 мая 2019 года № 89-RU89503302-018-2019, выданное Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровский район как на блокированный жилой дом по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>- недействительным, как несоответствующий нормам п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки МО пос. Пурпе, утвержденные Решением собрания депутатов МО пос. Пурпе от 25.12.2005г в части установленного вида разрешенного использования участка, минимальной разрешенной площади участка для блок-секции жилого дома;
-признать действия по выдаче ненормативного правового акта- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22 мая 2019 года № 89-RU89503302-018-2019, выданного Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровский район как на блокированный жилой дом по адресу Ямало- Ненецкий автономный округ, <...> незаконными.
Суд в силу ч. 2 ст. 49 АПК РФ принимает частичный отказ заявителя от заявленных требований.
Поэтому в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по настоящему делу в части следующих требований Общества:
-признать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22 мая 2019 года № 89-RU89503302-018-2019, выданное Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровский район как на блокированный жилой дом по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>- недействительным, как несоответствующий нормам п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки МО пос. Пурпе, утвержденные Решением собрания депутатов МО пос. Пурпе от 25.12.2005г в части установленного вида разрешенного использования участка, минимальной разрешенной площади участка для блок-секции жилого дома;
-признать действия по выдаче ненормативного правового акта- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22 мая 2019 года № 89-RU89503302-018-2019, выданного Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровский район как на блокированный жилой дом по адресу Ямало- Ненецкий автономный округ, <...> незаконными.
В настоящем судебном заседании рассматриваются следующие требования Общества с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж»:
-признать дом блокированной застройки, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> многоквартирным жилым домом;
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу зарегистрировать право собственности за обществом с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж» следующие объекты недвижимости в многоквартирном жилом доме:
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>. общей площадью 97,4 кв.м.
В судебное заседание по делу не явились представители Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в деле почтовыми уведомлениями о вручении копий определения суда о принятии заявления к производству суда.
Суд в силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала уточненные требования.
Заслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзывы на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, 15.07.2013 года обществом с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж» у гр. ФИО2 на основании договора купли-продажи незавершенного строительством объекта № 49 был приобретен Объект - незавершённый строительством объект (кадастровый №89:05:030301:2679), расположенный по адресу: ЯНАО, Пуровский район, пос. Пурпе, мкр. Строителей, ул. Газовиков, дом №4 и представляющий собой свайное поле площадью 2м. кв., степенью готовности 2%, инв. № 240501/08, лит. Г. Объект располагается с пределах земельного участка, общей площадью 625 м. кв., переданный Продавцу на основании Договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 565 от 20 апреля 2005г.
Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права от 05.08.2013г. (89 АА 239237).
19.05.2014 ООО «Пурстроймонтаж» обратилось в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 89:05:030301:0543 общей площадью 625 кв.м., расположенного по адресу: п. Пурпе, мкр. Строителей, ул. Газовиков, д. 4 для строительства четырех квартирного жилого дома блокированного типа, сроком на три года.
По результатам рассмотрения заявления, поступившего от ООО «Пурстроймонтаж», Департаментом издано распоряжение от 11.06.2014 № 1073-ДР «О предоставлении земельного участка».
Как следует из п. 1. распоряжения Департамента от 11.06.2014 № 1073-ДР «О предоставлении земельного участка», ООО «Пурстроймонтаж» в аренду сроком на 3 года предоставлен земельный участок площадью 625 кв.м. с кадастровым номером 89:05:030301:543, расположенный по адресу: ЯНАО, <...>. Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки. Фактическое использование земельного участка - строительство четырех квартирного жилого дома блокированного типа.
Между Департаментом (Арендодатель) и ООО «Пурстроймонтаж» (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 18.06.2014 № 415-14, согласно п.п. 1.1. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6. которого, Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 625 кв.м., кадастровый номер земельного участка 89:05:030301:543, разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, фактическое использование - строительство четырех квартирного жилого дома блокированного типа, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение - ЯНАО, <...>.
Срок аренды земельного участка был установлен с 11.06.2014 по 10.06.2017 (п. 2.1. договора аренды земельного участка от 18.06.2014 № 415-14).
ООО «Пурстроймонтаж» было выдано разрешение на строительство от 24.07.2015 №89-71920409-031-2015 объекта капитального строительства - Блокированный жилой дом, общая площадь 395,6 кв.м., объем 1951,6 куб.м., количество этажей - 2 шт., жилая площадь квартир 183,2 кв.м., количество квартир - 4, адрес (местоположение) объекта - ЯНАО, <...>.
21 декабря 2018 года между ООО «Пурстроймонтаж» (Арендатор) и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района (Арендодатель) был заключен договор аренды № 68-18, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 89:05:030301:543, площадью 625 кв.м. Разрешенное использование земельного участка – земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки. Фактическое использование земельного участка - завершение строительства объекта капитального строительства. Категория земель - земли населенных пунктов, местоположение земельного участка – ЯНАО, <...>. Срок аренды на срок с 26.11.2018г. по 25.11.2021 г.
По окончании строительства объекта, 22.05.2019 года Обществу с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №89-RU89503302-018-2019.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществу предоставлен земельный участок под строительство дома блокированной застройки на основании договора аренды, выдано разрешение на строительство дома блокированной застройки, по окончании строительства выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Между тем, согласно доводам заявителя, в настоящее время Общество не может оформить право собственности на построенный объект, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 89:05:030301:543 не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, в части минимальной площади земельного участка для размещения блок секции блокированного жилого дома, предусмотренным градостроительным регламентом и документацией по планировке территории.
Так, площадь земельного участка с кадастровым номером 89:05:030301:543 (626 кв. м.) не позволяет образовать земельные участки под каждый блок Блокированного жилого дома (4 блока), расположенного на земельном участке, с учетом установленного градостроительным регламентом минимального размера - 400 кв. м. под каждый блок.
В свою очередь, заявитель, полагая, что построенный им дом отвечает всем требованиям многоквартирного дома, что, по его мнению, подтверждается заключением эксперта, обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом частичного отказа от заявленных требований), в котором просит:
-признать дом блокированной застройки, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> многоквартирным жилым домом;
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу зарегистрировать право собственности за обществом с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж» следующие объекты недвижимости в многоквартирном жилом доме:
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>. общей площадью 97,4 кв.м.
Так, в части требования о признании дома блокированной застройки, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> многоквартирным жилым домом, суд отмечает следующее.
Статьей 11 ГК РФ установлена возможность судебной защиты нарушенных гражданских прав.
Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из административных и гражданских правоотношений, то есть, между хозяйствующими субъектами.
Статьей 125 АПК РФ установлены форма и содержание подаваемого в арбитражный суд заявления. Так, в силу п. 4 ч. 1 ст. 125 АПК РФ заявление, в том числе должно содержать ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, на которых основываются требования истца к ответчику.
То есть, нормы АПК РФ не возлагают на арбитражный суд обязанности по подбору нормативно-правового обоснования под заявляемые истцом требования, как суды общей юрисдикции, в которых участвуют граждане.
Иной подход означал бы нарушение закрепленного ст. 9 АПК РФ принципа состязательности арбитражного судопроизводства, когда арбитражный суд фактически вставал бы на сторону истца, за него нормативно обосновывая заявленные им требования.
Способы судебной защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Этот перечень является открытом, однако, данной нормой установлено, что защита гражданских прав также может осуществляться иными способами, прямо не указанными в ст. 12 ГК РФ, но при этом, данные способы должны быть установлены законом.
Определением от 28.10.2020 года суд оставил без движения заявление Общество и предложил нормативно обосновать со ссылками на нормы права каждое заявленное требование, указать в рамках, какой главы, статьи АПК РФ оно заявлено.
Определением от 30.11.2020 года суд продлил срок устранения нарушений.
Во исполнение требования суда заявителем 01.12.2020 года представлено заявление об оспаривании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, действий органа местного самоуправления, а также в нем вновь было заявлено вышеуказанное требование о признании дома блокированной застройки, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> многоквартирным жилым домом.
Изучив заявление Общества, арбитражный суд, не нашел в них ссылок на законы, иные нормативные правовые акты, на основании которых заявитель требует в судебном порядке признать построенный жилой дом многоквартирным жилым домом.
Вместе с тем, каждый участник процесса обязан мотивировать свои требования с указанием на нормы законы.
Арбитражный суд не обязан и не вправе в силу приведенных выше норм АПК РФ подбирать нормативное обоснование под заявленные Обществом требования. Это являлось бы нарушением принципа состязательности и ущемлением прав другой стороны процесса.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Для защиты гражданских прав возможно использовать один из перечисленных в статье способов, либо несколько способов. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, стороны правоотношений вправе применять лишь этот способ.
Предъявляя иск о признании дома блокированной застройки, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> многоквартирным жилым домом, ООО «Пурстроймонтаж» не указало нормы материального права, предусматривающие такой способ защиты в порядке статьи 12 ГК РФ. То есть, истец не указал норму закона или иного нормативного акта в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 125 АПК РФ, согласно которому возможно предъявление требования в виде признания дома многоквартирным жилым домом.
Если Общество заявлено требование об установлении юридического факта, то в указанной части суд полагает необходимым разъяснить следующее.
Согласно части 1 статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
В соответствии с пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" (далее - Информационное письмо N 76) заявитель должен доказать, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
По делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 части 1 статьи 220 Кодекса), и у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 Кодекса).
Суд полагает необходимым также отметить следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества относится назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (пункт 9 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является заявление, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документы, поступившие в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Пунктом 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентирован положениями статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 указанной статьи Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают, среди прочего, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ предусмотрены случаи, при которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом согласно части 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Соответственно, самостоятельное направление заинтересованным лицом заявления о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости подразумевает соблюдение порядка, установленного для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
В силу пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, внесение сведений об объекте недвижимости в кадастр недвижимости осуществляются уполномоченным органом (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу) по заявлению заинтересованного лица о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Отказ в совершении указанных действий может быть оспорен в суде.
По имеющимся в деле уведомлениям от 26.03.2020 года, представленным Обществом в материалы дела, суд предполагает, что ООО «Пурстроймонтаж» обращалось в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу Ноябрьский отдел с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов, расположенных по адресу: <...>, блоки №№1, 2, 3, 4.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании заявлений Общества о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав прекращена. Что свидетельствует о том, что ООО «Пурстроймонтаж» не отказывали в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов, расположенных по адресу: <...>, блоки №№1, 2, 3, 4, Общество самостоятельно отозвало свои заявления.
В материалах дела отсутствуют решения уполномоченного органа об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов, расположенных по адресу: <...>, блоки №№1, 2, 3, 4.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения в суд с заявлением об оспаривании данных отказов.
Рассмотрев данное заявление и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявитель не представил доказательств отсутствия у него другой возможности получить документы, удостоверяющие спорный факт, о котором заявляет Общество.
Более того, в соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки муниципального образования п. Пурпе, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования п. Пурпе от 25.12.2019 № 107, земельный участок с кадастровым номером 89:05:030301:543 находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) являются: для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), ведение садоводства, ведение огородничества, дошкольное, начальное и среднее общее образование, коммунальное обслуживание, бытовое обслуживание, магазины.
Вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков в указанной зоне являются: хранение автотранспорта, земельные участки (территории) общего пользования, коммунальное обслуживание.
Таким образом, размещение в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) многоквартирного жилищного строительства действующей градостроительной документацией не предусмотрено.
Указанные обстоятельства также следуют из вступившего в законную силу судебного акта по делу № А81-11449/2019.
В силу установленных выше обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения предъявленного требования о признании дома блокированной застройки многоквартирным жилым домом.
То обстоятельство, что заявителем построен дом блокированной застройки на земельном участке, не предназначенном на строительства такого объекта, поскольку не позволяет сформировать под каждым блоком отдельный земельный участок в виду того что исходная площадь участка составляет всего лишь 625 кв.м., при этом, для четырех блоков минимальная площадь участка должна составлять минимум 1000 кв.м., не свидетельствует о наличии оснований для признания построенного объекта многоквартирным домом.
Доводы заявителя о виновных действиях заинтересованного лица, не позволяющие Обществу в настоящее время произвести регистрацию права собственности на объект, не опровергают вышеуказанных выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения предъявленного требования.
В части требования об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу зарегистрировать право собственности за обществом с ограниченной ответственностью «Пурстроймонтаж» следующие объекты недвижимости в многоквартирном жилом доме:
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>; общей площадью 97,4 кв.м.
-Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>. общей площадью 97,4 кв.м. суд отмечает следующее.
Статьей 11 ГК РФ установлена возможность судебной защиты нарушенных гражданских прав.
Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из административных и гражданских правоотношений, то есть, между хозяйствующими субъектами.
Статьей 125 АПК РФ установлены форма и содержание подаваемого в арбитражный суд заявления. Так, в силу п. 4 ч. 1 ст. 125 АПК РФ заявление, в том числе должно содержать ссылки на законы и иные нормативные правовые акты, на которых основываются требования истца к ответчику.
То есть, нормы АПК РФ не возлагают на арбитражный суд обязанности по подбору нормативно-правового обоснования под заявляемые истцом требования, как суды общей юрисдикции, в которых участвуют граждане.
Иной подход означал бы нарушение закрепленного ст. 9 АПК РФ принципа состязательности арбитражного судопроизводства, когда арбитражный суд фактически вставал бы на сторону истца, за него нормативно обосновывая заявленные им требования.
Способы судебной защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Этот перечень является открытым, однако, данной нормой установлено, что защита гражданских прав также может осуществляться иными способами, прямо не указанными в ст. 12 ГК РФ, но при этом, данные способы должны быть установлены законом.
Определением от 28.10.2020 года суд оставил без движения заявление Общества и предложил нормативно обосновать со ссылками на нормы права каждое заявленное требование, указать в рамках, какой главы, статьи АПК РФ оно заявлено.
Определением от 30.11.2020 года суд продлил срок устранения нарушений.
Во исполнение требования суда заявителем 01.12.2020 года представлено заявление, в котором, в том числе заявлено вышеуказанное требование.
Изучив заявление Общества, арбитражный суд, не нашел в них ссылок на законы, иные нормативные правовые акты, на основании которых заявитель требует в судебном порядке обязать Управление Росреестра зарегистрировать право собственности на квартиры.
Вместе с тем, каждый участник процесса обязан мотивировать свои требования с указанием на нормы законы.
Арбитражный суд не обязан и не вправе в силу приведенных выше норм АПК РФ подбирать нормативное обоснование под заявленные Обществом требования. Это являлось бы нарушением принципа состязательности и ущемлением прав другой стороны процесса.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ. Для защиты гражданских прав возможно использовать один из перечисленных в статье способов, либо несколько способов. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, стороны правоотношений вправе применять лишь этот способ.
Предъявляя иск об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности на квартиры, ООО «Пурстроймонтаж» не указало нормы материального права, предусматривающие такой способ защиты в порядке статьи 12 ГК РФ. То есть, истец не указал норму закона или иного нормативного акта в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 125 АПК РФ, согласно которому возможно предъявление указанного требования.
При этом, суд отмечает, что если заявитель обратился в рамках главы 24 АПК РФ, то Обществом должны были быть соблюдены следующие нормы.
В силу пункта 5 части 1 статьи 199 главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть также указаны требования заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из просительной части заявления следует, что заявитель просит суд обязать Управление Росреестра зарегистрировать право собственности на квартиры.
Вместе с тем, глава 24 АПК РФ не предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты гражданских прав обязание публичного органа совершить действия по устранению нарушенного права или интереса без установления незаконности действия (бездействия) этого органа или его должностного лица либо признания недействительным ненормативного акта публичного органа. Требование об обязании государственного органа совершить предусмотренное законом действие, может служить способом восстановления нарушенного незаконными действиями (бездействием) и признанного таковым судом права в рамках дела рассмотренного в порядке главы 24 АПК РФ.
Вместе с тем, в заявлении не содержится требование о признании ненормативного правового акта недействительным, решения или действия незаконными.
Суд, оставляя заявление Общества, указывал на наличие данного нарушения. Однако, требования суда были проигнорированы. Заявитель во исполнение требования суда представил исправленное заявление, в котором содержались те же самые требования.
В соответствии с частью 1 статьи 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд первой инстанции определяет характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и вправе предоставить обществу возможность уточнить заявленные требования.
При этом, в силу статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
В рассматриваемом случае, заявителю необходимо было бы не только уточнить предмет иска, но и основания заявленных требований, поскольку в заявлении Обществом не изложены доводы относительно неправомерности действий (бездействия) Управления Росреестра по ЯНАО.
Тем самым, изменение истцом в данном деле предмета иска повлекло бы одновременно и изменение его основания, что не соответствует правилу части 1 статьи 49 АПК РФ.
В свою очередь, в силу указанных выше разъяснений одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
В силу изложенного, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленного требования об обязании Управления Росреестра осуществить регистрацию права собственности до установления в судебном порядке законности или незаконности отказа уполномоченного органа в регистрации права собственности.
Поскольку Обществом не доказана обоснованность предъявленных требований, суд отказывает в удовлетворении заявления в рассматриваемой части.
Руководствуясь статьями 49, 110, 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Производство по делу №А81-9257/2020 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Пурстроймонтаж" к Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу
-о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22 мая 2019 года № 89-RU89503302-018-2019, выданное Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровский район как на блокированный жилой дом по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>- недействительным, как несоответствующий нормам п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки МО пос. Пурпе, утвержденные Решением собрания депутатов МО пос. Пурпе от 25.12.2005г в части установленного вида разрешенного использования участка, минимальной разрешенной площади участка для блок-секции жилого дома;
-о признании действий по выдаче ненормативного правового акта- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22 мая 2019 года № 89-RU89503302-018-2019, выданного Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровский район как на блокированный жилой дом по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> незаконными - ПРЕКРАТИТЬ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с момента изготовления судебного акта в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья | Н.М. Садретинова |