ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А81-9543/2021 от 14.12.2021 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-9543/2021

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании декабря 2021 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Садретиновой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о привлечении Акционерного общества "Экотехнология" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – представитель не явился,

от заинтересованного лица – Акционерного общества "Экотехнология" – ФИО1 по доверенности №8-ЮР от 15.04.2021 года (диплом ВСБ №0249816),

                                                       УСТАНОВИЛ:

Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Акционерного общества "Экотехнология" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Со стороны Общества в суд поступил отзыв на заявленные требования.

На 14.12.2021 года на 11 часов 30 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание назначено на 14.12.2021 на 11 часов 40 минут).

В предварительное судебное заседание по делу не явился заявитель,  о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением, свидетельствующим о получении копии определения суда от 12.11.2021 года. Каких-либо возражений относительно рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В силу ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя заявителя.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы ранее представленного в суд отзыва на заявленные требования.

Заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, отзыв заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу части 1 статьи 9 Федеральный закон N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 3 Федерального закона N 99-ФЗ определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Исходя из пункта 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ, под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирующей деятельности - положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обязанность соблюдать условия лицензирования закреплена в статье 2 Закона №99-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 9 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Необходимо отметить, что лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случаях изменения адресов мест осуществления лицом лицензируемого вида деятельности, либо вида работ лицензируемого вида деятельности. При этом, до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии. Следовательно, лицензия дает право на осуществление лицензируемого вида деятельности, но исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.

Лицензирование – это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Пунктами 2 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию, в том числе, сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).

Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения лицензиата.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Статьей 12 Федерального закона №89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов.

Согласно части 6 статьи 12 ФЗ №89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок).

Исходя из содержания пунктов 18 – 20 Порядка, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №49.

Таким образом, действующим законодательством РФ в области охраны окружающей среды предусмотрена эксплуатация ОРО, только при внесении указанных объектов в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом а) пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по сбору отходов I - IV классов опасности является:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Согласно подпункту в) пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по обработке отходов I - IV классов опасности является:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.

В соответствии с подпунктом г) пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по утилизации отходов I - IV классов опасности является:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Из подпункта д) пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» следует, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности является:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом «Об экологической экспертизе»), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно подпункту е) пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по размещению отходов I - IV классов опасности является:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

Одним из требований, установленных статьёй 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», является требование пункта 8, в соответствии с которым, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № 16-рш от 30.07.2021 в период с 02.08.2021 по 27.08.2021 года (срок проведения проверки приостанавливался на 10 рабочих дней с 16.08.2021 по 27.08.2021 включительно на основании решения Управления № 29-рш от 11.08.2021) проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Экотехнология».

По информации, имеющейся в Управлении, указанный ОРО – «Санкционированная свалка строительных отходов и крупногабаритного мусора г. Новый Уренгой», эксплуатируемый АО «Экотехнология» не внесён в ГРОРО. Информация об ОРО, внесенных в ГРОРО размещена в Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров по адресу: https://uoit.fsrpn.ru/#/groro.

АО «Экотехнология» владеет лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности № (72)-890007-СТОУРБ от 30.09.2020, выданной Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Лицензия).

В соответствии с действующей Лицензией № (72)-890007-СТОУРБ от 30.09.2020, местом осуществления лицензируемого вида деятельности АО «Экотехнология» является:

1. АО «Ямало-Ненецкий, г. Новый Уренгой, пр-кт. Ленинградский, 15. В;

2. 629309, ЯНАО, <...>. Полигон твердых отходов строительных материалов и конструкции (Северная промзона) г. Новый Уренгой 1 очередь.

Вместе с тем, в ходе проведения проверки, установлено, что АО «Экотехнология» в нарушение условий лицензии № (89)-1063-СТОУРБ от 10.08.2016 осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности на территории земельного участка с кадастровым №89:11:060101:132 по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г Новый Уренгой, Северная промзона – «Санкционированная свалка строительных отходов и крупногабаритного мусора г. Новый Уренгой», который отсутствует в указанной Лицензии и не включен в ГРОРО.

Факт подтверждения размещения отходов на обследованном земельном участке подтверждается также письмом АО «Экотехнология», исх. № 348 от 29.09.2020, направленным в адрес Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Указанным письмом Обществом направлено заявление «о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, введённого в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющего документации, предусмотренной законодательством РФ, в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта РФ», в котором указана характеристика объекта ОРО «Санкционированная свалка строительных отходов и крупногабаритного мусора г. Новый Уренгой».

В данном заявлении имеются характеристики указанного ОРО «Санкционированная свалка строительных отходов и крупногабаритного мусора г. Новый Уренгой» - площадь 266 352 м2, с массой отходов 503,897 тыс. тонн, мощность 750,000 тыс. тонн, дата ввода в эксплуатацию - 1992 год, расположен по адресу 629309, ЯНАО, г. Новый Уренгой, Северная промзона, 71956000, кадастровый номер 89:11:060101:132, эксплуатация которого осуществляется АО «Экотехнология». Данная характеристика подписана генеральным директором АО «Экотехнология» ФИО2

Наличие указанного заявления с приложением характеристик указанного ОРО является подтверждением факта осуществления размещения отходов на указанной свалке. С учетом того факта, что в данном заявлении указывается об эксплуатации указанного ОРО юридическим лицом - АО «Экотехнология», очевидным является факт эксплуатации указанной свалки Обществом.

В то же время, в представленной Обществу Лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности № (72)-890007-СТОУРБ от 30.09.2020 отсутствует указанный объект размещения отходов – земельный участок с кадастровым №89:11:060101:132 по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, Северная промзона – «Санкционированная свалка строительных отходов и крупногабаритного мусора г. Новый Уренгой».

Таким образом, юридическое лицо АО «Экотехнология» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, а именно – осуществление размещения отходов по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г Новый Уренгой, Северная промзона, земельный участок с кадастровым №89:11:060101:132 относящийся к категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, не указанного в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности № (72)-890007-СТОУРБ от 30.09.2020.

Кроме того, у Общества отсутствуют:

- необходимые для выполнения заявленных работ здания, строения, сооружения и помещения, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующие требованиям статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

- положительное заключение государственной экологической экспертизы;

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Кроме того, на основании решения Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № 20-рш от 06.08.2021 в период с 09.08.2021 по 03.09.2021 года (срок проведения проверки приостанавливался на 10 рабочих дней с 16.08.2021 по 27.08.2021 включительно на основании решения Управления № 40-рш от 13.08.2021) проведена плановая выездная проверка объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), эксплуатацию которого осуществляет АО «Экотехнология» – Полигон твердых отходов строительных материалов и конструкций (629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, Северная промзона), код объекта НВОС – 71-0189-000219-П (далее также – Полигон твердых отходов строительных материалов и конструкций, Полигон, ОРО).

По результатам проведения плановой выездной проверки составлен акт проверки № 195 от 03.09.2021.

В ходе проведения проверки осуществлён осмотр территории указанного Полигона, отобраны пробы отходов, а также произведены измерения (геодезические работы). Специалистом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО отобраны пробы отходов, о чем составлен протокол отбора проб (образцов) б/н от 09.08.2021 года. Согласно представленным филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ЯНАО протоколам КХА проб отобранных отходов производства и потребления (№№ НУ-69/ОТ от 23.08.2021, НУ-70/ОТ от 23.08.2021, НУ-71/ОТ от 23.08.2021, НУ-72/ОТ от 23.08.2021, НУ-73/ОТ от 23.08.2021, НУ-74/ОТ от 23.08.2021), протоколов испытаний (№№ 594/21-ОБ  от 26.08.2021, 595/21-ОБ от 26.08.2021, 596/21-ОБ от 26.08.2021, 597/21-ОБ от 26.08.2021  598/21-ОБ от 26.08.2021) и заключений по результатам лабораторных испытаний, установлено соответствие качественного состава и класса опасности отобранных отходов присвоенным им наименованиям и кодам, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов.

11.08.2021 года при участии специалиста филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Ямало-Ненецкому автономному округу в присутствии законного представителя АО «Экотехнология» осмотрена территория проверяемого ОРО и произведены измерения (геодезические работы) размещенных на Полигоне отходов.

Согласно названной проектной документации, срок эксплуатации полигона 3,5 года. Полигон введен в эксплуатацию 15.08.2013. Таким образом, срок его эксплуатации истек.

При анализе проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 56/ээ от 22.12.2009 года, установлено следующее.

Выгруженные из машины отходы складируются на рабочей карте. Не допускается беспорядочное складирование отходов за пределами установленной рабочей карты. Отходы разравниваются и уплотняются слоем 0,5 м с достижением высоты рабочего слоя до 2,0 м. Для контроля уровня складирования устанавливается мерный столб с делениями через 0,5 м. Уплотненный слой отходов высотой 2,0 м изолируется грунтом слоем 0,25 м, доставляемым автосамосвалом из кавальера грунта расположенного рядом с картами.

Кроме того, в соответствии с указанной проектной документацией, по периметру карт складирования запроектирована дамба обвалования высотой 0,5-1,5 которая защищает Полигон от паводковых вод с прилегающей территории. По дамбе обвалования запроектирован кольцевой дорожный проезд.

Также в соответствии с указанной проектной документацией, на основании геологических данных определена отметка дна котлована полигона и выбран гидроизоляционный экран. В основании карт и по откосам дамбы (дорожного проезда) предусмотрен искусственный непроницаемый экран, который состоит из подстилающего слоя дорнита, промежуточного слоя из песка 0,2 м, второго гидроизоляционного слоя из полимерной пленки «Р-ПЛАСТ» толщиной 2 мм и защитного слоя из песка толщиной 0,5 м. По откосам гидроизоляционный слой выводится до отметки 51.00 м.

Между тем, осмотром выявлено, что отходы размещаются на одной карте, вблизи которой отсутствует кавальер грунта, используемого для изолирования уплотняемых слоёв отходов.

Не установлено наличие по периметру карты складирования отходов дамбы обвалования высотой 0,5-1,5 м, которая защищает Полигон от паводковых вод с прилегающей территории, и запроектированного по дамбе обвалования кольцевого дорожного проезда. Отсутствует укрепленный многолетними травами наружный откос дорожного проезда, на территории Полигона.

Проведённой проверкой установлено, что отсыпка полигона (14,65 м) превысила проектную отметку (13 м).

Согласно экспертному заключению №03/1-17445-Э от 03.09.2021 общий объем размещенных отходов на полигоне составил 190908 м3, его площадь 22,846 м2, а максимальная высота 14,65 м. При этом рабочая отметка, с которой начинается размещения отходов 49,59 м.

В то же время проектной документацией установлено следующее. Высота складирования принята 13,0 м. Объем грунта для промежуточной окончательной изоляции составил 39742 м3.

Днище карт предусмотрено горизонтальное, что обеспечивает равномерное распределение фильтрата по всей площадке основания. Эксплуатационная отметка дна котлована принята равной 50,00 м.

Закрытие полигона ТБО осуществляется после отсыпки его до проектной отметки.

В ходе проверки установлен факт размещения на указанном Полигоне отходов I класса опасности, размещение которых не предусмотрено указанной проектной документацией.

Согласно проектной документации, ртутьсодержащие отходы, планировалось складировать в оборудованном для таких отходов помещении.

Так, представленным экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 9-Э от 03.09.2021 на территории Полигона при осмотре размещенных на Полигоне отходов установлено наличие, в том числе, отхода – лампы ртутные ртутно-кварцевые люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1, I класса опасности), в точке с географическими координатами 66о133069 с.ш. 076о754924 в.д.

Таким образом, АО «Экотехнология» осуществляет деятельность, не соответствующую документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно:

- превышен срок эксплуатации полигона, который согласно проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы № 56/ээ от 22.12.2009 года, составляет 3,5 года;

- на ОРО отсутствуют: кавальер грунта, дамба обвалования высотой 0,5-1,5 м, кольцевой дорожный проезд по дамбе обвалования, укрепленный многолетними травами наружный откос дорожного проезда;

- отсыпка полигона (14,65 м) превысила проектную отметку (13 м);

- ртутьсодержащие отходы (лампы ртутные ртутно-кварцевые люминесцентные утратившие потребительские свойства, код по ФККО 4 71 101 01 52 1, I класса опасности), размещаются на полигоне, а не в оборудованном для таких отходов помещении.

Кроме того, на ОРО не установлено наличие оборудования либо иных технических средств для обработки, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления.

Следует отметить, что при осмотре не установлено наличие каких-либо необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для сбора, обработки, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления.

Также согласно представленному экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 9-Э от 03.09.2021 на территории Полигона при осмотре размещенных на Полигоне отходов установлено наличие:

- тары стеклянной незагрязненной (код по ФККО 4 51 102 00 20 5, V класса опасности), в точке с географическими координатами 66о132621 с.ш. 076о754267 в.д.;

- отходы упаковочного картона незагрязненного (код по ФККО 4 05 183 01 60 5, V класса опасности), на котором имелся оттиск даты его партии «19.03.2021»;

- печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства (код по ФККО 4 05 123 11 60 5, V класса опасности), в точке с географическими координатами 66о133454 с.ш. 076о754071 в.д.;

- фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 9 21 303 01 52 3, III класса опасности), в точке с географическими координатами 66о133046 с.ш. 076о755022 в.д.;

- лампы ртутные ртутно-кварцевые люминесцентные утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1, I класса опасности), в точке с географическими координатами 66о133069 с.ш. 076о754924 в.д.;

- провод медный в изоляции из негалогенированных полимерных материалов, утративший потребительские свойства (код по ФККО 4 82 304 03 52 3, III класса опасности), в точке с географическими координатами 66о133453 с.ш. 076о754939 в.д.

Однако, согласно Приложению «Перечень отходов I-IV класса опасности и виды работ в составе деятельности по сбору, транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности АО «Экотехнология», для фильтров очистки топлива автотранспортных средств отработанных (код по ФККО 9 21 303 01 52 3) установлены виды работ: транспортирование и обезвреживание. Для ламп ртутных ртутно-кварцевых люминесцентных утративших потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1) установлены виды работ: сбор, транспортирование. При этом отход провод медный в изоляции из негалогенированных полимерных материалов, утративший потребительские свойства (код по ФККО 4 82 304 03 52 3) в перечне отсутствует.

Таким образом, материалами внеплановой выездной, а также материалами плановой выездной проверок установлено, что Акционерное общество «Экотехнология» нарушило указанные требования, предусмотренные лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности № (72)-890007-СТОУРБ от 30.09.2020, что выразилось в нарушении, лицензионных требований, предусмотренных подпунктом е) пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», а именно: отсутствии необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (объект размещения отходов – земельный участок с кадастровым №89:11:060101:132 по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, Северная промзона – «Санкционированная свалка строительных отходов и крупногабаритного мусора г. Новый Уренгой», не внесён в ГРОРО и не соответствует указанным требованиям); отсутствии положительного заключение государственной экологической экспертизы указанного ОРО; отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами, при размещении отходов на земельном участке с кадастровым №89:11:060101:132 по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, Северная промзона – «Санкционированная свалка строительных отходов и крупногабаритного мусора г. Новый Уренгой»;

Акционерное общество «Экотехнология», являющееся юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, нарушило лицензионные требования, предусмотренные подпунктами а), в), г), д) и е) (в части соответствия требованиям статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления») пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» при осуществлении деятельности по размещению отходов на объекте размещения отходов – объекте размещения отходов – Полигоне твердых отходов строительных материалов и конструкций (629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, Северная промзона), код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – 71-0189-000219-П.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Акционерного общества «Экотехнология» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Из абзаца 2 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ.

Статья 14.1 КоАП РФ регулирует правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.01.2019 N 3-П, привлечение к административной ответственности по названной выше статье предполагает привлечение именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством, которое не поименовано в числе отраслей законодательства, к административной ответственности за нарушение которого лицо может быть привлечено судом в срок, превышающий три месяца.

Таким образом, по части 3 статье 14.1 КоАП РФ рассматриваются нарушения лицензионного законодательства, к которым применяется общий (трехмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.

Такое толкование части 1 статьи 4.5 КоАП РФ применительно к положениям статьи 14.1 КоАП РФ соответствует вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Следовательно, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет три месяца.

В рассматриваемом случае правонарушение является длящимся; даты обнаружения 27.08.2021 (дата подписания акта внеплановой выездной проверки № 189 от 27.08.2021) и 03.09.2021 (дата подписания акта проверки плановой выездной № 195 от 03.09.2021).

Следовательно, установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, истек 27.11.2021 года и 03.12.2021 года.

С учетом изложенного, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления по существу в суде первой инстанции истек.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации была сформулирована правовая позиция о том, что этот срок не подлежит восстановлению (абзац четвертый пункта 18 постановления Пленума от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановление Президиума от 26.04.2011 N 17013/10).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1109-О-О, постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2015 N 302-АД14-4931, от 08.06.2015 N 308-АД14-4196).

В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суд в случае пропуска срока давности привлечения к административной ответственности принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении предъявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                            решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной  жалобы  через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья

Н.М. Садретинова