ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-10994/20 от 31.08.2020 АС Ярославской области

54/2020-96599(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. ЯрославльДело № А82-10994/2020   31 августа 2020 года 

Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2020 года. 

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кузьмичева А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.В., 

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Акционерного общества  "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Департаменту городского хозяйства Мэрии города Ярославля (ИНН <***>,  ОГРН <***>), 

третьи лица: Мэрия города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>),  Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля  (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамент финансов Мэрии города  Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>), 

о взыскании задолженности в размере 182187.58 руб.

при участии: 

от истца – представитель не присутствовал (до перерыва в судебном заседании – ФИО1, по доверенности от 20.08.2020); 

от ответчика – представитель не присутствовал (до перерыва в судебном заседании – ФИО2, по доверенности от 27.08.2019 № 01-08/10098, удостоверению  от 15.02.2011 № 10); 

от третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии города  Ярославля – представитель не присутствовал (до перерыва в судебном заседании – ФИО3, по доверенности от 16.01.2020 № 13, удостоверению от 12.01.2016   № 27); 

от иных третьих лиц – представители не присутствовали;

установил:

Открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными  домами Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с  исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства Мэрии города Ярославля о  взыскании задолженности по выплате субсидии на возмещение недополученных  доходов в виде разницы между платой за содержание жилого помещения,  установленной договором управления, и размером платы для нанимателей жилых  помещений за январь – декабрь 2018 года в размере 182 187.58 руб. 

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 14.07.2020 указанное  исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А82- 10994/2020. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных 


требований относительно предмета спора, привлечены Мэрия города Ярославля,  Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля,  Департамент финансов Мэрии города Ярославля. 

По данным Единого государственного реестра юридических лиц, наименование  ответчика изменено на Акционерное общество "Управляющая организация  многоквартирными домами Ленинского района". 

Предварительное судебное заседание арбитражного суда первой инстанции  назначено на 27 августа 2020 года в 11 час. 00 мин., судебное разбирательство – на 27  августа 2020 года в 11 час. 10 мин. 

В соответствии со статьями 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, в предварительном судебном заседании суд определил  завершить предварительное судебное заседание и подготовку дела к судебному  разбирательству, открыть судебное заседание в первой инстанции. 

Истец поддержал иск, подтвердил наличие задолженности, сообщил об  отсутствии договора о предоставлении субсидии. 

Ответчик иск не признал, подтвердил отсутствие договора о предоставлении  субсидии, указал на недостаточность бюджетных средств для выплаты субсидии. 

Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города  Ярославля считало иск не подлежащим удовлетворению, поддержало позицию  ответчика. 

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 27.08.2020 в судебном  заседании объявлен перерыв до 31.08.2020, после окончания перерыва судебное  заседание продолжено в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц,  участвующих в деле. 

От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его  представителя, в котором истец поддержал исковые требования в полном объеме. 

Ответчик представил отзыв по делу, согласно которому договор на  предоставление субсидии не заключен, все доведенные лимиты бюджетных  обязательств были использованы в соответствии с установленным порядком  исполнения бюджета, вина департамента в причинении убытков истцу отсутствует, по  размеру взыскиваемой суммы возражений не имеется. 

Также ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия его  представителя. 

От третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии  города Ярославля поступило ходатайство о проведении судебного заседания без его  участия. 

Исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.

В 2018 году Открытое акционерное общество "Управляющая организация  многоквартирными домами Ленинского района" осуществляло управление  многоквартирными домами, часть квартир в которых находилась в муниципальной  собственности муниципального образования городского округа города Ярославля. 

На основании протоколов общих собраний собственников помещений между  управляющей организацией и собственниками заключены договоры управления  многоквартирными домами. 

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для  нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма  жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда был  установлен постановлением Мэрии г. Ярославля от 31.10.2017 № 1494 «Об  установлении размера платы за содержание жилых помещений в городе Ярославле». 

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника  возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. 


В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской  Федерации, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей  жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых  помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются  органами местного самоуправления. 

Часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает,  что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма  жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в  многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей  организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за  коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой  нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный  договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого  помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. 

По смыслу приведенных правовых норм плата за содержание и ремонт общего  имущества в многоквартирных жилых домах, где имеются муниципальные помещения  в размере, превышающем сумму, установленную органом местного самоуправления и  подлежащую внесению нанимателями, подлежит уплате органом местного  самоуправления, осуществляющим полномочия собственника от имени  муниципального образования. 

Оставшуюся часть платы муниципальное образование городской округ город  Ярославль вносит путем предоставления субсидии. 

Порядок предоставления товариществам собственников жилья, жилищным,  жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным потребительским  кооперативам либо управляющим организациям субсидии на возмещение  недополученных доходов в виде разницы между платой за содержание и ремонт  жилого помещения, установленной договором управления, и размером платы для  нанимателей жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности,  установленной муниципальным правовым актом был утвержден постановлением  Мэрии г. Ярославля от 25.07.2013 № 1731 «О предоставлении субсидии на возмещение  недополученных доходов в виде разницы между платой за содержание жилого  помещения, установленной договором управления, и размером платы для нанимателей  жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, установленной  муниципальным правовым актом» (в редакции от 23.12.2015). 

Согласно пункту 2 Порядка, субсидия предоставляется управляющим  организациям на основании договора, заключенного с Департаментом городского  хозяйства Мэрии города Ярославля на текущий финансовый год. 

Размер субсидии определяется в виде разницы между платой, установленной  решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и  размером платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме,  утвержденной муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля для  нанимателей, умноженной на площадь жилых помещений, находящихся в  муниципальной собственности (пункт 4 Порядка). 

Договор о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за  содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах на 2018 год между  Департаментом городского хозяйства Мэрии города Ярославля и Открытым  акционерным обществом "Управляющая организация многоквартирными домами  Ленинского района" заключен не был. 

Однако отсутствие договора не влияет на обязанность муниципального  образования городского округа города Ярославля по оплате задолженности за  оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества спорных домов по  правилам части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вина 


ответчика состоит в отсутствии обращений к истцу и не принятии иных разумных мер  по исполнению указанной обязанности. 

По расчетам истца, субсидия за январь – декабрь 2018 года составляет  182 187.58 руб. Расчеты субсидии подготовлены по каждому месяцу исходя из площади  жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, размера платы за  содержание и ремонт жилья, установленной общим собранием собственников или  договором управления, и размером платы за содержание и ремонт жилья,  установленной для нанимателей муниципальным нормативно-правовым актом. Затраты  на содержание и ремонт на 1 кв.м общей площади жилых и нежилых помещений  определяются калькуляциями стоимости содержания жилых и нежилых помещений в  многоквартирных домах. 

Ответчик заявил об отсутствии возражений по размеру взыскиваемой суммы.

Из искового заявления, претензии и объяснений истца следует, что услуги по  содержанию и ремонту общего имущества за 2018 год не оплачены. 

Ответчик доказательств перечисления средств субсидии не представил.

Пунктом 6 Порядка Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля  наделен полномочиями по проверке, согласованию расчетов субсидии, формированию  заявки и платежных документов на финансирование по согласованным расчетам и  направлению их в Департамент финансов Мэрии города Ярославля. 

Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации  предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут  приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и  обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции,  установленной актами, определяющими статус этих органов. 

Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм  Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов  по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации», правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  регламентирующие правовое положение казенных учреждений, распространяются на  органы местного самоуправления (муниципальные органы) с учетом положений  бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия  указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным  обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой  24.1 БК РФ

Следовательно, субсидия на возмещение недополученных доходов в виде  разницы между платой за содержание и ремонт жилого помещения, установленной  договором управления, и размером платы для нанимателей жилых помещений,  находящихся в муниципальной собственности, установленной муниципальным  правовым актом, должна взыскиваться с того органа, которому переданы полномочия  по ее предоставлению. 

Отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств для перечисления  субсидии, на которое ссылается ответчик, не является основанием для его  освобождения от обязанности по внесению платы за содержание и ремонт жилого  помещения в размере, превышающем сумму, установленную органом местного  самоуправления и подлежащую внесению нанимателями. 

Учитывая изложенное, с Департамента городского хозяйства Мэрии города  Ярославля взыскивается 182 187.58 руб. долга. 

Исковые требования Акционерного общества "Управляющая организация  многоквартирными домами Ленинского района" подлежат удовлетворению полностью. 

На основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации на 


ответчика относятся судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере  6 466 руб. 

Сторонам разъясняется, что решение, выполненное в форме электронного  документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на  официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети  «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ). 

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Акционерного общества "Управляющая организация  многоквартирными домами Ленинского района" удовлетворить полностью. 

Взыскать с Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля  (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Акционерного общества  "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 182 187.58 руб. долга, а также судебные  расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 466 руб. 

Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления  решения в законную силу. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во  Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия  (изготовления его в полном объеме). 

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в  том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в  сети «Интернет»,  через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru). 

Судья Кузьмичев А.В. 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 13.08.2020 6:55:02

Кому выдана Кузьмичев Андрей Владимирович