ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-12692/2011 от 19.01.2012 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.ЯрославльДело № А82-12692/2011

резолютивная часть решения объявлена 19.01.2012 г.

полный текст решения изготовлен 15.02.2012 г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе:

судьи Е.П. Украинцевой

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания А.В. Куликовой

рассмотрев в судебном заседании заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля   (ИНН 7601000992, ОГРН 1027600684100)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области   (ИНН 7604016101, ОГРН 1047600432000)

о признании недействительным решения от 07.06.2011 №1324

при участии:

от заявителя – Кудряшова О.Б. (главный специалист-юрисконсульт, доверенность от 21.09.2011 №712)

от ответчика – Терентьева Г.В. (ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность от 15.12.2011 №02-15/030758),

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области от 07.06.2011 №1324 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При обращении в суд заявитель просил указанное решение отменить полностью в связи с необоснованным доначислением налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 г. в сумме 4 958 653 руб., начислением пени в сумме 142 809,2 руб. и применением мер ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 991 730 рублей.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал предъявленные требования и указал, что при приобретении физическим лицами муниципального имущества в порядке приватизации на основании договора купли-продажи, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, последний не является плательщиком налога на добавленную стоимость, поэтому правовых оснований для исполнения налоговой обязанности в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ у него не возникло.

Ответчиком заявленные требования не признаны, представлен письменный отзыв с возражениями по существу предъявленных требований. В судебном заседании представитель инспекции пояснил, что оспариваемое решение принято по итогам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 г. в соответствии с действующим налоговым законодательством. По мнению налогового органа, на момент продажи нежилых помещений физическим лицам заявитель выступает налогоплательщиком, поэтому в силу абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ он не освобожден от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля подана в инспекцию декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 г. с нулевыми показателями в связи с отсутствием налогооблагаемой базы.

По итогам камеральной проверки этой декларации налоговым органом вынесено решение от 07.06.2011 №1324 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлено занижение налоговой базы на сумму 32 506 727 руб. по операциям реализации муниципального имущества физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей. На основании указанного решения предпринимателю вменяется неполная уплата налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 г. в сумме 4 958 653 руб. с начислением соответствующих сумм пени по этому налогу по состоянию на 07.06.2011 г. в размере 142 809,2 рубля.

Заявителю назначены налоговые санкции по п. 1 ст.122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 991 730 рублей.

Не согласившись с принятым решением от 07.06.2011 №1324 Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы организации Управлением принято решение от 28.07.2011 №281, которым решение налоговой инспекции оставлено без изменения.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, при оценке приведенных сторонами доводов, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 173 и п. 3 ст. 174 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Налогового кодекса РФ, которые производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

При этом положениями п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В соответствии с абз 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. При приобретении такого имущества индивидуальные предприниматели обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога и определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.

Таким образом, исходя из содержания данной правовой нормы, реализация органами местного самоуправления муниципального имущества индивидуальным предпринимателям подлежит налогообложению в специальном порядке через налогового агента.

В силу пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Муниципальные образования от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ).

Согласно статье 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, утвержденным решением муниципалитета от 07.06.2006г. № 262, заявитель является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью города Ярославля.

Как следует из материалов проверки, в 4 квартале 2010 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля осуществлял реализацию муниципального имущества, входящего в состав казны г.Ярославля, по договорам купли-продажи, заключаемым с физическими лицами, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Полученные от реализации имущества денежные средства были зачислены в бюджет города.

В спорной ситуации суд принимает во внимание, что глава 21 Налогового кодекса РФ не предполагает отнесение публично-правовых образований к плательщикам налога на добавленную стоимость при осуществлении полномочий, вмененных им в обязанность, в том числе через свои органы. Соответственно, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, выступающий не в качестве юридического лица, а как орган местного самоуправления на основании Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не может быть признан плательщиком налога на добавленную стоимость при реализации муниципального имущества. Правильность этой позиции подтверждается постановлением Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 18.04.2006 №15557/05, которое учитывается судом в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Таким образом, решение инспекции от 07.06.2011 №1324 о привлечении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля к ответственности за совершение налогового правонарушения является неправомерным, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению полностью.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным полностью решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области от 07.06.2011 №1324 о привлечении Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 г. Киров, ул. Хлыновская, 3) в месячный срок.

Судья Е.П. Украинцева