ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-13517/19 от 21.10.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-13517/2019

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Товарищества собственников жилья "ФИО1 6 К. 2" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения от 21.06.2019 № 086S19190008728,

установил:

Товарищество собственников жилья «ФИО1 6 к.2» (далее – ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле(далее – УПФР) от 21.06.2019 № 086S19190008728 опривлечениистрахователя к ответственностиза совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования взыскании.

Дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В установленный срок ответчиком отзыв на заявление не представлен.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Управлением Пенсионного фонда РФ в отношении ответчика проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), по результатам которой были составлены акты от 19.06.2018 №086S18180007793 и №086S18180007794 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Проверкой установлено, что ответчик представил отчетность по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» (исходная) 1 квартал 2018г., полугодие 2018г., 9 месяцев 2018г. и 2018 год, в котором содержатся сведения на одно застрахованное лицо – ФИО2 – председателя правления ТСЖ.

Однако в нарушение п.2 ст.11 Закона № 27-ФЗ страхователь не представил в срок не позднее 1-го марта 2019 года отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 1 застрахованное лицо.

По результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения от 22.05.2019 № 086S18190008436, на который ТСЖ были поданы возражения.

Страхователь указал, что высшим органом ТСЖ является общее собрание Товарищества, трудовой либо гражданско-правовой договор со ФИО2 от имени товарищества не заключался;

в соответствии со ст. 17 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают в результате избрания на должность, если такое избрание предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, а председатель правления ФИО2 по сути не является руководителем организации, а является номинально выборной кандидатурой из числа собственников ТСЖ и не принимает участия в оперативном управлении;

обеспечение эксплуатации многоквартирного дома производится на основании заключенного договора управления многоквартирным домом с подрядной организацией на возмездной основе;

раздел № 3 РСВ за 1, 2, 3, 4 квартал 2018г. заполнен по требованию ИФНС по Дзержинскому району, ФИО2 указана как представитель организации без признаков застрахованного лица.

Страхователь также сообщил, что 25.01.2019 в адрес УПФР по ЯО заказным письмом с описью был направлен отчет СЗВ-СТАЖ на ФИО2 с отсутствием признака застрахованного лица, уведомления о том, что отчет не принят, от УПФР в адрес ТСЖ не поступало.

Возражения страхователя Управлением ПФР не были приняты по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг. Вместе с тем, в случае, когда трудовой договор не был оформлен, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя, согласно статье 16 ТК РФ.

УПФР указало, что положениями статьи 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора. При этом трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (статья 17 ТК РФ). Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 21.06.2019 ФИО2 является председателем правления ТСЖ «ФИО1 6 кор.2». Представление сведений по форме СЗВ-Стаж за 2018г. на ФИО2 документально не подтверждено.

Данное нарушение квалифицировано Управлением ПФР как непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, за что решением от 21.06.2019 № 086S19190008728 ТСЖ было привлечено к ответственности в соответствии с ч.3 ст.17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500руб.

ТСЖ не согласилось с вынесенным решением, обжаловало их в Арбитражный суд Ярославской области.

Заявитель указывает, что в соответствии со ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг.

При этом согласно ст.16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

По мнению заявителя, данные нормы распространяют свое действие только в случае получения руководителем организации подтверждения, что между руководителем и организацией не может быть иных отношений, кроме трудовых, а безвозмездные отношения между работником и организацией невозможны в силу положений ст.15 ТК РФ.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Работников по трудовому договору получает вознаграждение за работу как за процесс, а не за результат работы.

Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (ст.2 ТК РФ). Праву работника на получение заработной платы (ст.21 ТК РФ) корреспондирует соответствующая обязанность работодателя (ст.22 ТК РФ). Трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду.

Согласно ч.2 ст.57 ТК РФ в трудовой договор обязательно включается условие об оплате труда работника. Работа, которую работник вынужден выполнять без выплаты заработной платы, является принудительным трудом. Согласно ст.37 Конституции РФ, ст.4 ТК РФ принудительный труд запрещен.

В связи с этим заявитель считает, что с председателем ТСЖ не может быть заключен трудовой договор, ни юридически, ни фактически подразумевающий бесплатное выполнение им какой-либо трудовой функции.

На основании изложенного ссылку на ст.16 ТК РФ о фактическом возникновении трудовых отношений заявитель считает необоснованной.

Кроме того, согласно ст.291 Гражданского кодекса РФ товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, созданной не в целях получения прибыли, а в целях совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, учредителями которой являются собственники жилья.

Должность председателя ТСЖ согласно ст.ст.145, 147 Жилищного кодекса РФ является выборной и не подразумевает в обязательном порядке выполнения функций, присущих трудовому договору, то есть наличия отдельного рабочего места, выполнения режима рабочего времени и времени отдыха (график), наличия гарантий и компенсаций (отпуск) и т.п. Заключение трудового договора с председателем, подразумевающего обязательную оплату труда, может быть произведено только по решению собрания собственников.

Относительно разъяснений Минтруда РФ заявитель полагает следующее.

В письмах Минтруда РФ от 07.07.2016 № 21-3/10/В-4587, № 17-4/10/В-1846 указано, что если физлица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ относятся к работающим лицам. В письмах приводится ссылка на ст.16 ТК РФ о фактических трудовых отношениях. Также, согласно комментарию Минтруда, сведения подаются и в том случае, если учредитель не является единственным, но на него другими участниками возложены функции руководства без заключения трудового договора.

При этом вопрос об оплате труда в данных письмах не комментируется, в связи с чем их применение в данной ситуации, как и ст.16 ТК РФ, необоснованно.

Также ответчиком не учитывается тот факт, что функции управления фактически переданы заявителем управляющей компании согласно условиям договора поручения по оказанию услуг паспортно-регистрационного учета, услуг по расчетно-кассовому, бухгалтерскому и иному информационному обслуживанию от 01.05.2015.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению пот следующим основаниям.

В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Таким образом, в соответствии с данной правовой нормой товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащего им имущества.

В соответствии с положениями ст. ст. 144, 145 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются собрание членов товарищества и правление товарищества.

Правление ТСЖ избирается непосредственно общим собранием членов ТСЖ, к компетенции которого также относится и определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.

В соответствии с п. 3 ст. 147 ЖК РФ правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества, если его избрание не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.

На основании ст. 15 ТК РФ трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ТСЖ «ФИО1 6 кор.2» состоит на учете в качестве страхователя в ГУ - УПФР в г.Ярославле с 29.07.2009.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 21.06.2019 ФИО2 является председателем правления ТСЖ «ФИО1 6 кор.2» с 29.03.2011.

Таким образом, согласно имеющимся документам, в соответствии с положениями ст.16 ТК РФ между ТСЖ и председателем правления ТСЖ ФИО2 в силу избрания на должность возникли трудовые отношения. При этом на ФИО2 возложено выполнение определенных трудовых функций по осуществлению руководства ТСЖ, она допущена к выполнению обязанностей председателя правления ТСЖ и фактически их выполняет, что подтверждается, в том числе, подписанием ею отчетности, заявления в суд как председателем.

Также данный вывод подтверждается фактом представления ТСЖ отчетности по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» (исходная) 1 квартал 2018г., полугодие 2018г., 9 месяцев 2018г. и 2018 год, в которой содержатся сведения на одно застрахованное лицо – ФИО2 – председателя правления ТСЖ.

Однако в нарушение п.2 ст.11 Закона № 27-ФЗ страхователь не представил в срок не позднее 1-го марта 2019 года отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 1 застрахованное лицо.

При этом вопрос о фактической оплате труда председателя ТСЖ, по мнению суда, не имеет правового значения при исполнении установленной законом обязанности по представлению сведений формы СЗВ-М, и не должен устанавливаться в каждом конкретном случае органом Пенсионного фонда. Вопрос о выплате вознаграждения (заработной платы) за выполнение обязанностей председателя правления ТСЖ может быть решен общим собранием членов ТСЖ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.